Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-03-17 | 77 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Современная конкуренция является регулируемой, причем ее правительственное регулирование является одним из важнейших компонентов системы государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование конкурентных отношений может осуществляться в двух формах: конкурентной и антимонопольной политики. Поскольку «конкурентная политика – это, прежде всего, формирование системообразующих правил, а также соответствующих механизмов, которые делают данные правила жизнеспособными» [17], а «антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции обеспечения эффективности рыночных отношений» [16], то различия их заключаются в том, что первая предполагает создание условий, «правил» для поддержания соперничества на рынках, в то время как вторая представляет собой реализацию мер по выявлению, пресечению и наказанию субъектов, нарушивших правила конкуренции. При этом общей целью конкурентной и антимонопольной политики является создание условий для формирования эффективной конкурентной среды. Таким образом, в регулировании конкуренции выделяют следующие направления:
1) меры по созданию и развитию конкурентной среды;
2) меры по ограничению монополизма, доминирующего положения на рынке;
3) меры по защите конкуренции, пресечение действий, направленных на ограничение конкуренции.
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели государственного антимонопольного регулирования: американскую и европейскую [5].
Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода
(структуралистский) утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, обязательно будет негативной с общественной точки и должны подпадать под действие антимонопольного законодательства.
Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели незаконной провозглашается незаконной только та монополия, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер.
Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, основанного на Федеральном законе №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. (посл. ред. 01.03.2011) [1], в котором определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции.
Главным антимонопольным органом в России является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, которая выполняет следующие основные функции [13]:
1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы;
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;
4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Вопросы для самопроверки
1. Что представляет себя картель?
2. Причины существования картелей?
3. Почему фирма лидер определяет цены в отрасли?
4. Что представляет из себя модель Курно?
5. В какой точке фирмы в модели Курно получат максимальную прибыль?
6. Почему кривая спроса олигополиста имеет ломаную форму?
7. Может ли фирма-монополист произвольно менять цены на продукцию?
8. Какие условия максимизации прибыли у монополиста?
9. Чему равна прибыль монополиста?
10. Какие модели антимонополистической политики?
Тесты:
1. Что из ниже перечисленного не является условием совершенной конкуренции:
а) свобода входа на рынок;
б) свобода выхода с рынка;
в) диверсификация производства;
г) большое число продавцов и покупателей.
2. Одной из основных черт монополистической конкуренции является то, что:
а) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка;
б) на рынке действует ограниченное число фирм;
в) фирма, действующая на рынке, выпускает дифференцированную
продукцию;
г) на рынке имеется свободный доступ к информации.
3. В условиях совершенной конкуренции спрос на товар:
а) совершенно неэластичный;
б) совершенно эластичный;
в) неэластичный;
г) эластичный.
4. Фирма в условиях монополистической конкуренции производит:
а) уникальный продукт;
б) дифференцированный продукт;
в) стандартизированный продукт;
г) обычный продукт.
5. Общей чертой рынков совершенной и монополистической конкуренции является:
а) выпуск дифференцированных товаров;
б) наличие множества покупателей и продавцов;
в) выпуск однородных товаров;
г) зависимость рыночного поведения каждой фирмы от реакции
конкурентов.
6. Целями государственной антимонопольной политики являются:
а) снижение уровня рыночных цен;
б) увеличение объемов продаж товаров;
в) увеличение прибыльности компаний, занимающих доминирующее
положение на рынке;
г) максимизация налоговых поступлений в государственный бюджет.
7. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Герфиндаля-Гиршмана:
а) отрицателен;
б) стремится к нулю;
в) стремится к единице;
г) тоже стремится к бесконечности.
8. В условиях монополистической конкуренции индекс Лернера:
а) положителен;
б) отрицателен;
в) равен нулю;
г) равен единице.
9. Какое из следующих утверждений справедливо для продавца, работающего на рынке совершенной конкуренции:
а) он не станет рекламировать свою продукцию;
б) долгосрочное равновесие для него означает наличие экономической
прибыли;
в) продаваемые им товары имеют фирменный знак;
г) продаваемые им товары несколько отличаются от товаров
конкурентов.
10. В авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж. К какому типу рыночной структуры можно отнести авиастроительный рынок в США?
а) совершенная конкуренция;
б) монополистическая конкуренция;
в) олигополия;
г) монополия.
Глоссарий:
Конкуренция -представляет собой соперничество экономических субъектов за наиболее выгодные условия хозяйственной деятельности.
Рынок совершенной конкуренции - рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однородность продукции; 3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее; 4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами; 5) полная информированность участников о ценах и условиях производства.
Монополия – фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Олигополия – рыночная структура, когда на рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих однородный продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг. Монополистическая конкуренция — случай, когда «много конкуренции и мало монополии», монополистическая власть на рынке относительно невелика.
Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции и не допущения чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
Коэффициент рыночной концентрации (Герфиндаля-Гиршмана) – показатель, который используют при определении уровня монополизации рынка. Индекс Герфиндаля-Гиршманарассчитывается как сумма квадратов
n
рыночных долей всех фирм в определенной отрасли: HHI S i 2 , где HHI –
i 1
индекс Герфиндаля-Гиршмана; Si – доля продаж i-й фирмы в общем объеме реализации на рынке, %; n – количество хозяйствующих субъектов на рынке.
Коэффициент рыночной власти монополии (Аббы Лернера) – показатель, характеризующий степень рыночной власти. Рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными
издержками ее производства к цене продукции: L P MC = – 1 , где L –
P E d
значение коэффициента Лернера; P – цена продукции; MC – предельные издержки выпуска продукции; Ed – ценовая эластичность спроса.
Картельный сговор - неформальное соглашение участников одной рыночной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене. Также картельным сговором является договорное регулирование объемов закупок и продаж участниками рынка с целью влияния на уровень цен.
Ценовое лидерство – неофициальный метод установления цены, согласно которому одна фирма (ценовой лидер) объявляет изменение цены, а другие (следующие за лидером) фирмы вскоре объявляют (примерно) идентичные изменения цены.
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!