Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия (монопсония) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия (монопсония)

2021-03-17 85
Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия (монопсония) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Структура рынка - это его наиболее существенные черты, к которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия или сходства товаров, легкость входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации. По структуре рынки можно классифицировать [2; 10; 14]:

По объектам обменных сделок выделяют следующие группы рынков: 

– рынки потребительских благ; 

– рынки факторов производства; – рынки денег и кредитов; – рынки информации и т. п.

Внутри каждой из указанных групп выделяют отраслевые рынки по конкретному виду товара, производимого соответствующей отраслью, например:

– рынок продуктов питания;

– рынок тракторов и комбайнов;

– рынок труда;

– рынок государственных облигаций; – рынок патентов и лицензий и т. п.

По мере взаимозаменяемости благ, обращающихся на рынке, различают: 

рынок гомогенного блага, если блага могут восприниматься потребителем как полностью взаимозаменяемые;

рынок гетерогенного блага, если блага могут восприниматься потребителем как частично взаимозаменяемые.

По уровню насыщения выделяют: 

– равновесные рынки; – дефицитные рынки; – избыточные рынки.

Классификация рынков по уровню насыщения во многом перекликается с определением типов рынков по субъектам рыночных сделок.

По субъектам рыночных сделок выделяют:

рынки покупателя – это избыточные рынки, где производители конкурируют за покупателей, свободно выбирающих товар, оптимальный по сочетанию цены и качества;

рынки продавца – это дефицитные рынки, где отсутствует конкуренция продавцов за покупателей в силу узости ассортимента товаров;

рынки государственных учреждений – это рынки, на которых субъектами рыночных сделок являются государственные учреждения;

рынки посредников – это рынки, на которых лица и организации приобретают товары для перепродажи или сдачи в аренду.

Многообразна классификация рынков по условиям функционирования. 

По степени доступности рыночных операций для субъектов выделяют открытые рынки и закрытые рынки.    

По месту встречи покупателей и продавцов выделяют:

«точечные» рынки, на которых покупатели и продавцы встречаются в определенное время в определенном месте;

«пространственные» рынки, на которых покупатели и продавцы встречаются в разных местах и в разное время.

По характеру организации рыночного обмена различают: – оптовые рынки и розничные рынки; 

– экспортные рынки и импортные рынки. 

По степени организованности выделяют:

организованные рынки (аукционы, биржи), которые функционируют с участием специальных агентов (аукционистов, маклеров); – неорганизованные рынки. 

По соответствию действующему законодательству выделяют:

– легальный рынок;

– нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Типы рыночных структур

Существенное влияние на результат торговых сделок (на процесс формирования рыночной цены) оказывает число покупателей и продавцов на отраслевом рынке, так как число конкурентов непосредственно влияет на характер конкуренции, определяя рыночную структуру [2; 10].

По числу покупателей и продавцов выделяют следующие типы рыночных структур (типы конкуренции):  

совершенная конкуренция – это такой тип рыночной структуры, при котором на определенном отраслевом рынке взаимодействует много продавцов и много покупателей гомогенного товара;

монополия – один продавец и много покупателей;

двусторонняя монополия – один продавец и один покупатель;

ограниченная монополия – один продавец и несколько покупателей; – монопсония – один покупатель и много продавцов;

ограниченная монопсония – один покупатель и несколько продавцов;

олигополия – несколько продавцов и много покупателей;

двусторонняя олигополия – несколько и продавцов, и покупателей;

олигопсония – несколько покупателей и много продавцов;

монополистическая конкуренция – это такой тип конкуренции (рыночной структуры), при котором на рынке взаимодействует много продавцов и много покупателей гетерогенного товара.

Все усилия предпринимателя по организации идеального производственного процесса, который бы позволил производить большое количество товара с минимальными издержками станут абсолютно бессмысленными, если произведенный товар не найдет своего покупателя на рынке и не будет реализован. Во многом успех или неудача предпринимательской деятельности зависят от условий выхода на рынок, от характера рыночной конкуренции на нем. 

Конкуренция представляет собой соперничество экономических субъектов за наиболее выгодные условия хозяйственной деятельности. В результате конкурентной борьбы оживляется рыночная конъюнктура, возрастает общая конкурентоспособность продукции, улучшается ее качество, снижаются реализационные цены, и в целом экономика «очищается» от неэффективных производителей. 

В зависимости от степени конкурентной среды рыночные структуры подразделяются на различные типы, которые представлены в таблице 7.1.1. Таблица 7.1.1 Классификация типов рыночных структур

Типы рыночной структуры Размер и кол-во фирмы Характер продукции Доступ к рынку и выход из рынка Доступ к информации
Совершенная конкуренция Много мелких фирм Однородная продукция Свободный вход и свободный выход Нет барьеров к получению информации
Чистая монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимый барьер при входе Имеются некоторые трудности в получении информации
Монополистическая конкуренция Много мелких и крупных фирм Дифференцированная продукция Никаких затруднений Имеются некоторые трудности в получении информации
Олигополия Несколько крупных фирм Однородная или разнородная продукция Возможны некоторые трудности при входе Имеются некоторые трудности в получении информации

 

Сравнительная характеристика особенностей хозяйствования в условиях различных рыночных структур представлена в таблице 7.1.2. 

 

Таблица 7.1.2. Сравнительная характеристика особенностей хозяйствования в условиях различных рыночных структур [15]

Показатель

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

монополистическая конкуренция олигополия монополия Контроль над ценой (P) Отсутствует – цена задана рынком и фирмой не определяется (фирма – «потребитель цены», или «прайс–тэйкер») Диапазон контроля цен узкий Диапазон цен зависит от уровня согласованности действий Значительный – цена должна быть определена фирмой (фирма – «создатель цены», или «прайс– мэйкер») Спрос для фирмы (D) Абсолютно эластичен при заданной цене Эластичный спрос Эластичный или малоэластичный спрос Может быть разной эластичности, но, как правило, неэластичный Изменение выпуска продукции одной фирмы (ΔQ) при росте объемов реализации Не влияет на рыночный объем и цену Практически не влияет на рыночный объем и цену Может существенно изменить рыночный объем и цену Изменяет рыночный объем и цену Предельный доход фирмы (MR) при росте объемов реализации Равен цене и остается постоянным P = MR = const Падает быстрее цены P > MR Падает быстрее цены P > MR Падает быстрее цены P > MR Общий доход при росте объемов выпуска (TR) Растет Может расти и падать – в зависимости от эластичности спроса Может расти и падать – в зависимости от ответных действий конкурентов Может расти и падать – в зависимости от эластичности спроса, но как правило, растет

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.