История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-03-17 | 105 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В экономической теории различают два основных типа государства — контрактное и эксплуататорское.
ТЕОРИЯ КОНТРАКТНОГО ГОСУДАРСТВА. Контрактное государство рассматривается как добровольный контракт между гражданами и государством. С точки зрения американского экономиста Дугласа К. Норта, огромную роль в экономическом прогрессе человечества сыграло государство, взяв на себя защиту договорного права между отдельными индивидами. Ключ к богатству западных обществ остается тем же, о котором говорил А. Смит более 200 лет назад. Разделение труда и растущая специализация требовали развития институциональных структур, которые позволяли бы людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми, с которыми они лично не знакомы. Это было возможно только тогда, когда в обмене участвовала третья сторона — государство, которое определяло права собственности и следило за соблюдением, заключенных договоров.
В соответствии с контрактной теорией государство возникло в результате договоренности людей, которые поручили группе своих сограждан специализироваться на выполнении общественно полезных функций по охране границ и собственности, строительству дорог и других общественных сооружений, социальной защите граждан и др. Природа государства определяется отношениями между гражданами и государственным аппаратом по поводу властных отношений. Граждане делегируют часть своих прав государству. Распределение властных отношений закреплялось конституцией, которая сыграла и продолжает играть роль социального контракта. Граждане добровольно отказываются от части своих прав, поскольку уверены, что государство как особая централизованная и специализированная организация сумеет успешнее их самих справиться с реализацией ряда функций по обеспечению взаимодействий. Каждый гражданин в конечном счете экономически выигрывает, не тратя свои ресурсы и силы на самостоятельную защиту своих прав. Государство как специализированная организация с меньшими издержками может выполнить общественные функции.
|
Для существования контрактного государства требуются определенные условия:
• четкое распределение прав государства и граждан, закрепленное конституцией для того, чтобы государственный аппарат не превышал своих полномочий;
• возможность альтернативного, помимо государства, способа защиты прав собственности — третейский суд, оппозиция, мировое сообщество и другое;
• наличие гражданского общества, т.е. влияние граждан на решение экономических и социальных вопросов через институты самоуправления, общественные организации, независимых экспертов.
ТЕОРИЯ ЭКСПЛУАТАТОРСКОГО ГОСУДАРСТВА. Другой тип государства — эксплуататорское, основанное на насилии над гражданами ради увеличения собственного дохода в результате сбора налогов, принудительных работ и т.д. Основной целью эксплуататорского государства являлся рост собственных доходов даже в ущерб общенациональным интересам. При таком типе государства нет существенных ограничений функций госаппарата, наоборот, происходит расширение и захват все больших полномочий в обществе. Например, средневековые государства вступали в постоянные военные конфликты в интересах увеличения своих доходов, а не в интересах граждан.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
В 1993 г. американцы Дуглас Норт и Роберт Фогель получили премию Альфреда Нобеля по экономическим наукам за создание нового направления в области экономической истории (использование статистики для анализа указанных проблем). В документах Шведской королевской академии Д. Норт был причислен к числу пионеров новой институциональной экономики. В концепции экономического развития Норта ключевую роль играют права собственности, а государство обеспечивает эффективную поддержку необходимой для экономики системы «правил игры». Вообще проблемой разработки политико-экономической базы исследования институциональных изменений Норт занимался на протяжении всех 80-х годов.
|
В 1983 г. Норт организовал Научный центр политэкономии, который по сей день остается авторитетной и плодотворной научной организацией. Создавая новую политэкономию, он ставил проблему, старую как мир: вы не можете терпеть государство, но и не в состоянии без него обойтись.
В работе «Структура и изменения в экономической истории» Норт затронул отдельные аспекты данной проблемы. В частности, он рассмотрел вопрос: почему монархи часто устанавливали неэффективные «правила игры», невзирая на то, что существовали заведомо более удачные, способные увеличить совокупный доход всех субъектов экономики, включая самого «правителя»? Предполагаемые причины заключались в косвенных ограничениях, которыми «облагалась» власть любого монарха. Во-первых, это конкуренция (риск потерять власть в результате своих реформ), во-вторых, трансакционные издержки, сопровождавшие любое, даже самое оправданное действие. Таким образом, рациональные экономические реформы часто не могут преодолеть «невидимые барьеры», которые возникают в результате высоких затрат по их претворению в жизнь, а также конкуренции на «политическом рынке».
В 1989 г. Д. Норт в статье, написанной в соавторстве с Б. Уэйнгастом, акцентировал внимание на роль отдельных исторических событий и их влиянии на перспективы роста экономики. Авторы показали, насколько велика была роль английской революции 1688 г. с точки зрения последующего развития системы прав собственности и экономического роста. Это событие не только положило коней абсолютной власти монарха, но и ограничило полномочия парламента по линии судебной власти (она стала независимой).
Работа лауреата нобелевской премии Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» (1990г.) посвящена новейшей проблеме современной экономической теории.
Эта книга была опубликованная также и в России (1997 г.). В данной работе Норт напрямую обратился к теории институтов и институциональной эволюции, проследил связи «правил игры» с экономикой и вновь затронул историю европейских стран. Единомышленниками Норта становятся (Боб) Роберт Фогель — исследователь демографических аспектов долгосрочного историко-экономического анализа. Концепция Норта состояла в выяснении роли институтов и институциональных изменений в экономическом прогрессе. Эта проблема с начала 90-х годов XX в. заняла главное место среди современных экономических теорий.
|
В 1991 г. Норт опубликовал свою следующую известную работу «Трансакционная теория государственной политики». Она посвящена конкретному аспекту уже упоминавшейся глобальной проблемы: почему «по литический рынок» менее эффективен, чем «экономический». Используемые Нортом категории и сама постановка проблемы говорят о том, что он задействует и удачно сочетает между собой и неоклассические, и институциональные методы и инструменты. С их помощью Норт проводит сравнительный анализ политической и экономической системы. Он считает, что в экономике субъекты используют объективные критерии (размер, вес, цвет} для оценки физических свойств блага, а также законодательные критерии для оценки соответствующего «пучка» прав собственности. Соблюдение заранее известных правил игры при этом отслеживается третьей стороной (государством), а конкуренция служит весомым стимулом к снижению трансакционных издержек. Несмотря на все эти положительные факторы затраты по трансакциям в рыночной экономике все же достаточно велики.
Политический рынок куда менее эффективен. Обмену здесь подлежат «обещания отдать свой голос», при этом сам избиратель не имеет стимула к тому, чтобы быть полностью информированным (вероятность того, что его голос что-то решит, ничтожна), никто не может выступить в качестве беспристрастного арбитра, а конкуренция всегда несовершенна. Сложность решаемых политическим рынком задач (вместе с недостатком информации и другими факторами) приводит к тому, что верх берут определенные стереотипы, идеологии и т.п. Таким образом, эффективность политического рынка снижается за счет его структуры и сложности объекта обмена.
|
Д. Норт в 1996 г., выступая на конференции, посвященной проблемам экономических реформ в России, дал рекомендации. Для достижения успехов он рекомендует решить три задачи:
1) привыкнуть к переменам и осваивать новые механизмы;
2) преодолевать негативные последствия перемен и ошибок;
3) сохранять главное из наследия прошлого.
Американский экономист Мансур Олсон сравнил эксплуататорское государство с «оседлым бандитом», который отбирал часть дохода у населения. По сравнению с анархией или ситуацией, когда государство отсутствовало, например, при переделе власти «бандитами-гастролерами», эксплуататорское государство более эффективно, поскольку отбиралась только часть дохода, а не весь, оставляя стимулы к хозяйствованию. Помимо этого, государство как «оседлый бандит» защищало своих подчиненных от сторонних бандитов. Борьба за власть на данной территории между правителями - всегда худший вариант для населения, чем монопольная власть одного из них. В истории эти процессы хорошо видны в условиях феодальной междоусобицы, которая была совершенно не эффективной по сравнению с централизованным сильным государством.
Таким образом, и в контрактной, и в эксплуататорской теориях функции государства одинаковые — это установление и перераспределение прав собственности своих подчиненных. Разница между этими двумя моделями заключается в способе реализации государством властных функций и в том, кто получает выгоду в процессе защиты и спецификации правомочий.
В модели контрактного государства защита прав собственности осуществляется в интересах граждан. В результате деятельности государства увеличивается выгода каждого отдельного человека, поскольку защиту своих интересов люди делегируют государству. Государство как централизованный орган выполняет эти функции с наименьшими издержками.
В модели эксплуататорского государства распределение и защита прав собственности осуществляются в интересах правящей социальной группы, клана. Соответственно выгоду или доход получает господствующая группа в качестве платы за монопольное право на власть, на насилие.
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА. Существует также синтетическая теория государства, объединяющая подходы контрактной и эксплуататорской моделей. Создателем этой теории стал также Д. Норт,
Суть синтетической теории заключается в том, что основной целью государства является максимизация дохода, даже при помощи насилия или установления неэффективного распределения прав собственности в стране. Государство также стремится получать добровольные платежи населения, что возможно только при условии оказания государством обществу «услуг», полезных для всех. Соединение этих противоречивых задач происходит фактически в любом государстве. Стремясь к увеличению своих доходов, государство вынуждено корректировать налоговое бремя, чтобы граждане и производители не прятали свои доходы в теневую экономику или вообще не вывозили их за рубеж.
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ. Для поведения государства характерна стратегия монополиста, проводящего политику дискриминации цен. Суть ее заключается в реализации товаров и услуг для разных категорий граждан по различной цене. Государство склонно распределять налоговое бремя и права собственности в обществе неравномерно. Критерием распределения является «договорная сила» социальных групп населения. Иначе говоря, возможность «ухода» из-под государственной власти, воздействие на нее. В результате государство распределяет права собственности в пользу наиболее сильных социальных групп, как правило, с ущербом для всего общества. Например, в России издавна наиболее приближенным ко двору персонам, фаворитам предоставлялось монопольное право на торговлю или производство. Взамен государь получает личную преданность и поддержку своих подданных. Сталкиваясь с решением противоречивых задач, государство склонно ради сохранения своих доходов устанавливать неэффективное распределение прав собственности в обществе, что является чиной затухания экономического роста.
История подтверждает тот факт, что большинство политических режимов наталкивалось на ограничения экономического развития страны потому, что неэффективное распределение прав собственности приводило к нерациональному использованию ресурсов.
Можно сделать вывод, что с точки зрения институциональных теории смена политических режимов в странах связана с решением главных проблем:
1) максимизация доходов государственной казны;
2) распределение прав собственности с учетом лоббистской силы разных социальных групп;
3) обеспечение эффективного использования ресурсов страны.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!