Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-03-17 | 80 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
В экономической теории и практике широкое распространение получили макроэкономические модели, основанные на кейнсианской и монетарной теориях. Однако все большее распространение получают взгляды еще одного научного направления в экономической теории — это идеи институционалистов. Их практические рекомендации государственного регулирования экономики начинают приносить реальную отдачу.
НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. Расцвет неоинституциональной школы — одно из наиболее значительных явлений в новейшей истории западной экономической мысли. Ее распространение подтверждается внушительным объемом научной литературы, посвященной институциональным проблемам экономики. Россия также не стала исключением; у наших ученых не могут не вызывать интереса гипотезы, выдвигаемые данной школой, и тот энтузиазм, с которым ее представители развивают свою теорию.
Достаточно сказать, что помимо целого ряда плодотворных исследований ими было создано Международное общество новой институциональной экономики (International Society for New Institutional Economics), которое поддерживает новаторов, ведущих пионерные разработки, и организует ежегодные научные конференции (Международное общество новой институциональной экономики имеет свои сайт в Интернете: http://www.isnie.org/, где можно ознакомиться с материалами всех прошедших научных конференций.).
Институциональный подход имеет существенные отличия от рассмотренных ранее моделей кейнсианской и неоклассической школ.
ПРИНЦИПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА. Институционалисты, в отличие от неоклассиков, не склонны идеализировать преимущества рыночной экономики и рассматривать рынок как заведомо эффективную систему хозяйствования. Институционалисты видят в рынке недостатки, «провалы рынка», которые, с их точки зрения, должны быть компенсированы государственным регулированием и «социальным контролем» со стороны общества. Вмешательство государства в экономику должно быть не директивным, а корректным, при помощи правовых и экономических, косвенных методов, таким образом, чтобы не разрушались основы рыночной системы. Институциональный подход к экономике основан на ряде своеобразных принципов.
|
1. Объектом исследования институциональной школы являются не чисто экономические явления, а процессы, также охватывающие социальные, политические, религиозные, исторические и другие системы общества. Институциональная школа оперирует специальным термином «институты», которые содержат черты коллективной психологии. Институты определены как обычаи, закрепленные законодательно. Вооружившись новой концепцией, институционалисты смогли «раздвинуть» принятые в «основном течении» рамки анализа и конкретизировать предмет своей теории. Объектами исследований становятся важнейшие институты современного рыночного хозяйства: законодательство — права собственности, демократическое государство — властные институты, фирма — контрактные отношения (рис. 27.1).
2. Институционалисты подвергают сомнению известный постулат Адама Смита о рациональности поведения экономического человека. Они считают, что на поведение индивида и принятие им решения влияет большое количество факторов, часто выходящих за пределы максимизации полезности и выгоды. С точки зрения институционалистов, человека нельзя рассматривать только как целенаправленно действующего субъекта, не отвлекающегося от своих симпатий и антипатий, умеющего прозорливо предвидеть поведение окружающих и при этом еще быть предсказуемым для остальных в своем поведении.
Рис. 27.1. Направление исследований и источники институциональной теории
|
Институционалисты не склонны считать, что все индивиды и экономические субъекты обладают полной информацией о цене, товарах, рыночной конъюнктуре, потребительском спросе и других важных вопросах, которые позволяют принимать необходимые решения о сделках, с целью получения наибольшей выгоды.
Институционалисты рассматривают более реалистические варианты, при которых индивид, фирма, государство вынуждены действовать в условиях неопределенности, неполной информации или информационных искажениях.
4. Наибольшую эффективность рыночная система проявляет в условиях совершенной конкуренции. Институционалисты настаивают на том, что реальная ситуация приводит к несовершенной конкуренции, поскольку:
• на рынке действует, как правило, ограниченное число производителей, каждый из которых разными средствами пытается диктовать свои условия и воздействовать на рыночную цену;
• на рынке правилом является дифференцированный товар, что дает преимущества тому или иному производителю;
• барьеры входа и выхода на данном рынке становятся все более высокими, что затрудняет перелив капитала между рынками.
5. Институционалисты рассматривают экономику не с точки зрения системы, стремящейся к единственному оптимальному равновесию, а с других позиций. Институциональная экономика допускает возможность неравновесной ситуации или наличия нескольких точек равновесия, которые не обязательно являются оптимальными.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Прежде чем стать одной из ведущих научных школ, институционализм прошел трудный путь становления. Динамизм, с которым сегодня прогрессирует неоинституциональное направление, впечатляет. Однако этого не наблюдалось на более ранних стадиях его развития. Завоевав репутацию оригинальной теории почти целое столетие назад, институционализм до последнего времени не мог претендовать на 100%-ную «научность». Родоначальники школы, среди которых наиболее известны Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл и Дж. Гэлбрейт, выдвинули несколько революционных идей и предложили новый подход, который был основан на роли институтов в экономике. Это позволило им выявить ряд интересных закономерностей и противоречий, характерных для капиталистической системы. Тем не менее прошли годы напряженной исследовательской работы, прежде чем Институционалисты смогли представить полновесную научно-исследовательскую концепцию и органично влиться в «основное течение экономической мысли».
|
Заметим, кстати, что все-таки «основное течение экономической мысли» (мейнстрим) составляет неоклассическая теория. Действительно, это наиболее универсальная и развитая из всех существующих школ, которая доминирует в экономической науке на протяжении века. «Неоклассика» успешно эволюционирует и «впитывает» новейшие достижения других направлений, сохраняя при этом неизменными элементы, составляющие «твердое ядро» парадигмы. К ним, в частности, относят конкуренцию, концепцию равновесия, понятие редкости, рациональность субъекта.
Представители новой волны институционализма продвинулись гораздо дальше своих предшественников этой теории. Об этом свидетельствуют нобелевские премии Дж. Бьюкенена, Р. Коуза и Д. Норта.
Институциональные подходы в экономике неоднородны, можно выделить два основных.
1. «Новый» институционализм, который продолжает традиции «старого» (американского), находится на позициях приоритетности социальной среды, или «институтов» по отношению к человеку, который в своем поведении зависит от внешней среды, находится под ее влиянием. Такой подход в экономической теории получил название методологического холизма, т.е. принцип подчинения части целому (от греческого holos — целое).
2. Неоинституционализм, который опирается на метод неоклассической школы, названный методологическим индивидуализмом. Неоинституционалисты объясняют экономические и социальные явления с позиций отдельного человека, анализируя в первую очередь действия отдельных людей, агентов.
В целом институциональная школа, основываясь на самостоятельных принципах, позволила создать ряд теорий, по-новому отражающих экономические процессы (рис. 27.2).
Рис. 27.2. Взаимодействие неоинституционализма и неоклассической теории
РАЗВИТОСТИ ЭКОНОМИКИ
|
Трансакционные издержки, т.е. издержки, возникающие при обмене и защите прав собственности, являются проблемой не только отдельных экономических агентов, но и в целом макроэкономическим явлением.
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ. Трансакционные издержки (или издержки взаимодействия) ука зывают на то обстоятельство, что рыночным механизмам при суще «трение». Ни один акт обмена в условиях рынка не проходит абсолютно гладко, без издержек. Везде и всюду субъектам требуются временные и материальные затраты для нахождения взаимоприемлемых условий сделки и ее последующей реализации. Впоследствии данная закономерность нашла свое подтверждение по отношению к другим формам человеческого взаимодействия (как внутри экономической системы, так и вне её). Трансакционные издержки — это важнейший инструмент институционального анализа, который послужил логическим завершением теории.
Неоинституциональная теория раскрыла важнейшую «соци альную функцию институтов» — их способность к снижению трансак ционных издержек.
Перед государством стоит задача управления трансакционными издержками. Чтобы понять, как государство может решать эту проблему, рассмотрим составляющие трансакционных издержек.
Первые четыре вида издержек возникают до заключения сделки, поэтому их называют издержки exante.
1. Издержки поиска информации связаны с расходами на сбор информации о возможном деловом партнере, о конъюнктуре на рынке, а также с потерями, вызванными неполнотой информации.
2. Издержки ведения переговоров состоят из затрат по ведению переговоров о предстоящей сделке.
3. Издержки измерения включают расходы по оценке и измерению количества и качества товаров или услуг. Рост этого вида издержек связан с невозможностью точного измерения параметров товара или услуги, например при покупке технической новинки. Снижение затрат происходит благодаря стандартизации выпускаемой продукции и гарантиям поставщика.
4. Издержки заключения контракта приходятся на юридическое
оформление сделки.
Следующие три вида трансакционных издержек связаны с расходами, возникающими после сделки, и называются ex post,
1. Издержки оппортунистического поведения включают расходы по предупреждению уклонения от условий договора и расходы на контроль за соблюдением договора.
2. Издержки спецификации и защиты прав собственности состоят из расходов на содержание специальных институтов, обеспечивающих правовую защиту, — судов, арбитражей. Этот вид издержек включает затраты на восстановление нарушенных прав собственности и потери, вызванные плохой защитой прав собственника или отсутствием спецификации прав.
|
3. Издержки защиты от третьих лиц — расходы на защиту от претензий сторон, не участвующих в сделке, но желающих получить часть полезного эффекта. В качестве третьих лиц могут выступать государство, муниципальные органы, преступники.
ТРАНСАКЦИОННЫЙ СЕКТОР. В развитой экономике, основанной все в большей степени на разделении труда и узкой специализации, трансакционные издержки растут. Задача государственного регулирования в экономике заключается в управлении трансакционными издержками с целью стимулирования деловой активности. Количественное измерение этих издержек представляет определенную сложность. Американские неоинституционалисты Дж. Уолис и Д. Норт для измерения трансакционных издержек на макроэкономическом уровне ввели понятие трансакционного сектора. В него входят оптовая и розничная торговля, страхование, банки, затраты государства на правоохранительную деятельность и др. В странах с развитой экономикой трансакционный сектор имеет тенденцию к росту и составляет более 50% от ВВП, что способствует появлению большего числа рынков и росту национального богатства. В России трансакционный сектор еще не развит, поэтому трансакционные издержки высокие и переложены в основном на частных экономических агентов.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Рональд Гарри Коуз родился в 1910 г. в пригороде Лондона.
Лауреатом нобелевской премии по экономике Рональд Коуз стал в 1991 г. за открытие им и прояснение значения стоимости сделок и прав собственности для институциональной структуры производства и функционированияэкономики.
Еще в студенческие годы у Коуза выработался свой методологический подход в науке: изучать реальные экономические явления, а не оставаться в исследовательской работе, по его выражению, «на классной доске». И другая особенность его трудов состояла в исследовании экономических проблем без обращения к высшей математике.
Во время учебы в США в 30-х годах Коуз собрал материал, который изложил в работе «Природа фирмы». Этот труд был опубликован в журнале «Экономика» в 1937 г. К этому исследованию было приковано внимание ученых на протяжении многих лет. В этой работе Коуз рассмотрел по-новому проблему экономической организации.
Ранее в экономической литературе преобладала концепция, отводившая главную, организующую роль в экономике рыночному механизму. В противовес этому мнению Коуз первым поставил вопрос об организующей роли деловой фирмы, которая может вмешиваться в действие рыночных сил. Коуз считал, что для фирмы, как структуры, замещающей рынок, характерно наличие сети контрактных взаимоотношений. Перед экономическими агентами встает дилемма: то ли организовывать свою деятельность через рыночные сделки, то ли идти путем согласований, используя организующую роль деловой фирмы.
Коузу принадлежит заслуга введения в теорию понятия «издержки по сделкам» (transaction cost) в новаторской работе 1937 г. Новый вид издержек получил название трансакционные. Вот как он их определил: «Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно осуществить сделку, оповестить потенциальных партнеров об условиях сделки, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, etc.». И именно желание избежать издержек осуществления сделок (transactions) через рынок и может объяснить существование фирмы, внутри которой трансакции являются результатом административных решений. Иными словами, теперь главной целью существования фирмы оказывается минимизация трансакционных издержек.
С начала 50-х годов Коуз был занят исследованием институциональных проблем. Он анализировал устойчивость государственных монополий на примере учреждений радиовещания (книга «Британское радиовещание: изучение монополии», 1950) и почты (статьи «Почтовая монополия в Великобритании: исторический обзор», 1955, «Федеральная комиссия по средствам обращения», 1959, «Британская почтовая служба и курьерские компании», 1961).
Доказательству влияния содержания и распределения прав собственности как на распределение ресурсов, так и на объем и условия обмена, на распределение и уровень дохода, на процессы ценообразования и внешние эффекты посвящена так называемая «теорема Коуза», которую он сформулировал в статье «Проблемы социальных издержек», опубликованной в I960 г. Теорема а изложении американского экономиста Аж. Стяглера звучит так: «В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны», Эта теорема сейчас признана на Западе одним из наиболее важных достижений экономической мысли послевоенного периода.
Коуз доказал, что внешние эффекты можно трансформировать во внутренние издержки участников рыночного процесса с помощью распределения прав собственности.
Это наиболее цитируемая работа; на нее ссылались в 1976—1980 гг. 331 раз. В ней Коуз обосновывал воздействие стоимости сделок, которые препятствуют добровольному изменению прав собственности, на распределение реальных ресурсов.
Коуз пришел к выводу, что если права собственности ясно определены и предписаны, если люди согласны твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких внешних эффектов не возникает. «Провалов» рынка нет, а значит, нет оснований для государственного вмешательства с целью его корректировки. Задача государства в том, чтобы четко распределять и защищать права собственности рыночных агентов. Таким образом, своей теоремой Коуз выявил сам механизм образования рынков: рынок начнет работать, как только будут разграничены права собственности и появится возможность для заключения сделок по обмену ими по взаимоприемлемым иенам. Коуз ввел представление о собственности как о «пучке» прав, которые могут покупаться и продаваться на рынке. В процессе обмена права собственности начнут переходить к тем, для кого они представляют наибольшую ценность—производственную или непосредственно потребительскую. Они будут приобретаться, разделяться, комбинироваться и перегруппировываться таким образом, чтобы их использование в хозяйственной деятельности обеспечивало максимальный экономический выигрыш,
Но перераспределение прав будет происходить лишь в том случае, если издержки необходимых для этого трансакций меньше, чем возрастание ценности в результате такого перераспределения. Поэтому именно от трансакционных издержек зависит, как будут использоваться права собственности, какой и насколько эффективной будет структура.
ЭФФЕКТОВ
В условиях рыночных сделок возникают ситуации, когда лица, не участвующие в данной операции, несут убыток или получают выгоду. Такое явление называется внешними эффектами или экстерналия ми. Внешние эффекты не находят отражение в рыночной цене, поскольку направлены на третьих лиц. При наличии внешних эффектов рынок не в состоянии их успешно нивелировать. Регулирование внешних эффектов осуществляется государством.
Существуют два вида внешних эффектов — положительные и отрицательные.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ. Положительные внешние эффекты возникают в том случае, когда в процессе производства или потребления какого-либо товара создается выгода для третьих лиц. Положительный внешний эффект заключается в возможности получения выгоды от третьих лиц бесплатно. Например, получение платного образования создаст выгоды не только для студента, обучающегося в платном институте, но и для самого учебного заведения. Появление специалистов с высшим образованием будет выгодно всему обществу, возможному работодателю.
Рис. 27.3 Положительный внешний эффект
В случаях с положительными внешними эффектами рыночная оценка блага ниже, чем получаемая обществом в целом. На рисунке 13.3 видно, что отдельные потребители приобретают благо за цену Р0 и точка рыночного равновесия устанавливается в Е0. Истинная предельная полезность данного блага в обществе выше, поскольку она включает положительные эффекты и выгоду третьих лиц. Кривая спроса D0 отражает индивидуальную предельную полезность. Чтобы получить общественную предельную полезность, надо к индивидуальной предельной полезности прибавить предельную полезность, получаемую третьими лицами. На графике это означает перемещение кривой спроса в позицию D1,. Рыночное равновесие смещается в точку E1, которая отражает выгоду, получаемую обществом от производства данного блага. Объем предлагаемого блага или услуги, с учетом общественной предельной полезности, возрастает.
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что при наличии положительных внешних эффектов товар или услуга потребляются в недостаточном объеме, по сравнению с эффективным, который требуется со стороны общества.
Отрицательные внешние эффекты возникают, к сожалению, чаще и связаны с появлением ущерба для третьих лиц, который им не компенсируется. Наиболее ярким примером является загрязнение предприятием окружающей среды, в результате чего люди, проживающие вблизи такого производства, страдают от загрязнения воздуха, воды, почвы. Производитель экономит на очистных сооружениях и уменьшает свои издержки, а люди, проживающие рядом, вынуждены больше тратить денег на сохранение своего здоровья и на отдых.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки. Графически последствия отрицательных внешних эффектов представлены на рис. 13.4. Фактическое предложение блага на рынке выражено кривой предложения SQ. Точка рыночного равновесия E0 соответствует цене Р0. Но эта цена не включает расходы на погашение вреда, наносимого третьим лицам, т.е. в цене Р0 не учитываются возникающие отрицательные внешние эффекты. Если в цену включить издержки, которые будут компенсировать отрицательный внешний эффект, то кривая предложения сдвинется в положение 5,. Точка рыночного равновесия будет представлена Е1. Следовательно, рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции и по меньшей цене, чем необходимо обществу.
Рис. 27.4 Отрицательный внешний эффект
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Во всех странах с разным уровнем экономического развития, к сожалению, существует такое явление, как теневая экономика. Однако в развивающихся странах и странах с переходной экономикой теневой сектор гораздо больше. В чем причина?
ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ. Причин несколько. Государство воздействует на процесс спецификации прав собственности, но в рамках закона не всегда удается наделить правомочиями эффективных собственников. Люди начинают самостоятельно перераспределять правовые полномочия и защищать свои права, но выясняется, что осуществление этого в рамках закона или невозможно, или связано с высокими трансакционными издержками. Находится выход — отказаться от использования законодательно установленных норм и перейти к нелегальным нормам разрешения конфликтов по защите своих прав собственности.
Поскольку в развивающихся странах правовая и судебная системы находятся на стадии становления и государство не в силах в полной мере защитить права и интересы граждан, теневой или нелегальный сектор экономики особенно велик.
Другой причиной, порождающей рост теневой экономики, является слишком высокая цена подчинения закону. Эта цена складывается, во-первых, из трансакционных издержек, связанных с расходами по оформлению своего бизнеса, получению лицензий, а также юридическому оформлению контрактов, разрешению конфликтов; во-вторых, она связана с расходами по уплате налогов государству и выполнению законодательства в сфере труда, экологии, социальных программ и др. Когда издержки, вызванные подчинением закону, настолько велики, что не дают возможности развиваться бизнесу, фирмы уходят в теневой сектор.
Деятельность криминального бизнеса, запрещенного законом, может осуществляться только в теневом секторе.
Так называемая неофициальная экономика может существовать как в легальной, так и в нелегальной сфере. Выбор зависит от уровня издержек, которые возникают при подчинении закону или в условиях теневой экономики. Бизнес, сравнивая те и другие издержки, выбирает предпочтительную для себя зону действия.
ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ. Теневая экономика пагубно сказывается на всем макроэкономическом развитии страны.
Уход участников теневой экономики от уплаты налогов перекладывает бремя по производству общественных благ на меньшее число налогоплательщиков. Государство вынуждено повышать налоги для выполнения своих программ. А это, в свою очередь, подталкивает к разрастанию теневого сектора:
• занятые в теневом секторе люди по найму лишены правовой защиты со стороны государства и социальных гарантий. Работа в теневых структурах не идет в стаж, их руководители не делают пенсионных отчислений, работники полностью бесправны;
• разросшийся теневой сектор не позволяет государству проводить эффективную экономическую политику, регулировать макроэкономические процессы;
• теневой сектор нацелен на получение быстрой прибыли, поэтому связан с хищническим использованием ресурсов;
• наличие криминального бизнеса, связанного с производством
наркотиков, оружием и др., служит фактором дестабилизации в обществе и источником насилия. Крайним случаем теневой экономики
является экономика организованной преступности. В этом сегменте из-за невозможности закрепления прав собственности трансакционные издержки огромны. Здесь существуют специфические, отсутствующие в легальном бизнесе, издержки. Издержки коррупции включают расходы на подкуп должностных лиц, на что уходит до 2/3 валового дохода
мафиозных организаций. Имеет место крайне жестокая кровавая конкуренция, например гангстерские «войны». В результате, хотя валовой доход в мафиозном бизнесе велик, чистый доход не очень сильно отличается от ситуации в легальном бизнесе.
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: почему теневой бизнес в России получил такой размах?
В России масштабы теневой экономики за годы реформ значительно увеличились. По различным опенкам они составляют от 20 до 50% ВВП.
Существенно, что «в тень» уходят не традиционно нелегальные товары — оружие и наркотики, но практически все виды производимой продукции.
Реально действующих механизмов вытеснения фирм в сферу теневой экономики несколько. Одной из важнейших форм теневой активности и уклонения от уплаты налогов является наличный оборот. Подобная схема получила широкое распространение в 1993—1994 гг. В России в последние годы помимо традиционных, используемых на Западе схем получили распространение другие варианты. Отечественная изобретательность, не знающая границ, породила вариант минимизации налогов с использованием неучтенного оборота. Это предполагает обязательное проведение фиктивных сделок не только по изъятию части дохода, полученного в наличной форме, но и замещение одних видов затрат другими. Классическим примером этого служит замещение зарплаты фиктивными материальными издержками. Применение подобного варианта делает возможным включение в схему предприятий, которые непосредственно не получают наличных денег за свои товары и услуги. Вся эта схема способствует увеличению количества участников операции.
При использовании этого варианта одна из компаний является подставной фирмой-однодневкой. Эта фирма существует всего несколько месяцев, а потом исчезает из правового поля, не предоставляя ни одного отчета налоговым органам. На этой фирме замыкаются все возможные нестыковки финансовых и товарных потоков, которые возникают у легальных предприятий, участвующих в этой схеме. Риск разоблачения легальных предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов, существенно снижается, а масштабы ухода от налогов в стране увеличиваются. Такие схемы могут применяться на всех типах предприятий, однако на крупных предприятиях, когда в курсе дела большое количество людей, следовать этой схеме труднее. Также в малых городах эту схему применяют реже, поскольку фирме-однодневке затеряться в крупном городе гораздо легче.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
В 1993 г. американцы Дуглас Норт и Роберт Фогель получили премию Альфреда Нобеля по экономическим наукам за создание нового направления в области экономической истории (использование статистики для анализа указанных проблем). В документах Шведской королевской академии Д. Норт был причислен к числу пионеров новой институциональной экономики. В концепции экономического развития Норта ключевую роль играют права собственности, а государство обеспечивает эффективную поддержку необходимой для экономики системы «правил игры». Вообще проблемой разработки политико-экономической базы исследования институциональных изменений Норт занимался на протяжении всех 80-х годов.
В 1983 г. Норт организовал Научный центр политэкономии, который по сей день остается авторитетной и плодотворной научной организацией. Создавая новую политэкономию, он ставил проблему, старую как мир: вы не можете терпеть государство, но и не в состоянии без него обойтись.
В работе «Структура и изменения в экономической истории» Норт затронул отдельные аспекты данной проблемы. В частности, он рассмотрел вопрос: почему монархи часто устанавливали неэффективные «правила игры», невзирая на то, что существовали заведомо более удачные, способные увеличить совокупный доход всех субъектов экономики, включая самого «правителя»? Предполагаемые причины заключались в косвенных ограничениях, которыми «облагалась» власть любого монарха. Во-первых, это конкуренция (риск потерять власть в результате своих реформ), во-вторых, трансакционные издержки, сопровождавшие любое, даже самое оправданное действие. Таким образом, рациональные экономические реформы часто не могут преодолеть «невидимые барьеры», которые возникают в результате высоких затрат по их претворению в жизнь, а также конкуренции на «политическом рынке».
В 1989 г. Д. Норт в статье, написанной в соавторстве с Б. Уэйнгастом, акцентировал внимание на роль отдельных исторических событий и их влиянии на перспективы роста экономики. Авторы показали, насколько велика была роль английской революции 1688 г. с точки зрения последующего развития системы прав собственности и экономического роста. Это событие не только положило коней абсолютной власти монарха, но и ограничило полномочия парламента по линии судебной власти (она стала независимой).
Работа лауреата нобелевской премии Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» (1990г.) посвящена новейшей проблеме современной экономической теории.
Эта книга была опубликованная также и в России (1997 г.). В данной работе Норт напрямую обратился к теории институтов и институциональной эволюции, проследил связи «правил игры» с экономикой и вновь затронул историю европейских стран. Единомышленниками Норта становятся (Боб) Роберт Фогель — исследователь демографических аспектов долгосрочного историко-экономического анализа. Концепция Норта состояла в выяснении роли институтов и институциональных изменений в экономическом прогрессе. Эта проблема с начала 90-х годов XX в. заняла главное место среди современных экономических теорий.
В 1991 г. Норт опубликовал свою следующую известную работу «Трансакционная теория государственной политики». Она посвящена конкретному аспекту уже упоминавшейся глобальной проблемы: почему «по литический рынок» менее эффективен, чем «экономический». Используемые Нортом категории и сама постановка проблемы говорят о том, что он задействует и удачно сочетает между собой и неоклассические, и институциональные методы и инструменты. С их помощью Норт проводит сравнительный анализ политической и экономической системы. Он считает, что в экономике субъекты используют объективные критерии (размер, вес, цвет} для оценки физических свойств блага, а также законодательные критерии для оценки соответствующего «пучка» прав собственности. Соблюдение заранее известных правил игры при этом отслеживается третьей стороной (государством), а конкуренция служит весомым стимулом к снижению трансакционных издержек. Несмотря на все эти положительные факторы затраты по трансакциям в рыночной экономике все же достаточно велики.
Политический рынок куда менее эффективен. Обмену здесь подлежат «обещания отдать свой голос», при этом сам избиратель не имеет стимула к тому, чтобы быть полностью информированным (вероятность того, что его голос что-то решит, ничтожна), никто не может выступить в качестве беспристрастного арбитра, а конкуренция всегда несовершенна. Сложность решаемых политическим рынком задач (вместе с недостатком информации и другими факторами) приводит к тому, что верх берут определенные стереотипы, идеологии и т.п. Таким образом, эффективность политического рынка снижается за счет его структуры и сложности объекта обмена.
Д. Норт в 1996 г., выступая на конференции, посвященной проблемам экономических реформ в России, дал рекомендации. Для достижения успехов он рекомендует решить три задачи:
1) привыкнуть к переменам и осваивать новые механизмы;
2) преодолевать негативные последствия перемен и ошибок;
3) сохранять главное из наследия прошлого.
Американский экономист Мансур Олсон сравнил эксплуататорское государство с «оседлым бандитом», который отбирал часть дохода у населения. По сравнению с анархией или ситуацией, когда государство отсутствовало, например, при переделе власти «бандитами-гастролерами», эксплуататорское государство более эффективно, поскольку отбиралась только часть дохода, а не весь, оставляя стимулы к хозяйствованию. Помимо этого, государство как «оседлый бандит» защищало своих подчиненных от сторонних бандитов. Борьба за власть на данной территории между правителями - всегда худший вариант для населения, чем монопольная власть одного из них. В истории эти процессы хорошо видны в условиях феодальной междоусобицы, которая была совершенно не эффективной по сравнению с централизованным сильным государством.
Таким образом, и в контрактной, и в эксплуататорской теориях функции государства одинаковые — это установление и перераспределение прав собственности своих подчиненных. Разница между этими двумя моделями заключается в способе реализации государством властных функций и в том, кто получает выгоду в процессе защиты и спецификации правомочий.
В модели контрактного государства защита прав собственности осуществляется в интересах граждан. В результате деятельности государства увеличивается выгода каждого отдельного человека, поскольку защиту своих интересов люди делегируют государству. Государство как централизованный орган выполняет эти функции с наименьшими издержками.
В модели эксплуататорского государства распределение и защита прав собственности осуществляются в интересах правящей социальной группы, клана. Соответственно выгоду или доход получает господствующая группа в качестве платы за монопольное право на власть, на насилие.
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА. Существует также синтетическая теория государства, объединяющая подходы контрактной и эксплуататорской моделей. Создателем этой теории стал также Д. Норт,
Суть синтетической теории заключается в том, что основной целью государства является максимизация дохода, даже при помощи насилия или установления неэффективного распределения прав собственности в стране. Государство также стремится получать добровольные платежи населения, что возможно только при условии оказания государством обществу «услуг», полезных для всех. Соединение этих противоречивых задач происходит фактически в любом государстве. Стремясь к увеличению своих доходов, государство вынуждено корректировать налоговое бремя, чтобы граждане и производители не прятали свои доходы в теневую экономику или вообще не вывозили их за рубеж.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ. Для поведения государства характерна стратегия монополиста, проводящего политику дискриминации цен. Суть ее заключается в реализ
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!