Понятие проектной деятельности и подходы к управлению проектами — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие проектной деятельности и подходы к управлению проектами

2021-02-05 136
Понятие проектной деятельности и подходы к управлению проектами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Рассмотрим наиболее распространенные определения:

1) временное предприятие, имеющее своей целью создание некого уникального продукта, услуги или достижение конкретного результата [2];

1)​ что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие [3];

2)​ некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта [7];

3)​ отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов [10];

4)​ комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями [13].

Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

 При рассмотрении проекта как объекта управления можно выделить следующие отличительные признаки:

¾ направленность на достижение цели; 

¾ ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;  

¾ изменение – как целенаправленный перевод системы из существующего в некоторое желаемое состояние, описываемое в целях проекта; 

¾ координированное выполнение взаимосвязанных действий; 

¾ обоснованность и ограниченность бюджета;

¾ ограниченность ресурсов. [19].

На основе предыдущих определений можно вывести новое, которое удовлетворяет всем признакам и не противоречит ни одному из приведенных определений: «проект представляет собой сложную систему взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, основанных на современных научных достижениях и технологиях, направленных на достижение уникальных результатов и решение конкретных целей (задач)».

Множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям:

1) по составу и структуре проекты можно классифицировать на: 

¾ монопроект – это отдельный проект конкретного типа, вида и масштаба;  

¾ мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов; 

¾ мегапроект – это целевой проект развития регионов, отраслей и других образований, включающий в себя состав ряд моно‐ и мультипроектов. 

В современных образовательных организациях, как правило, реализуются мультипроекты и монопроекты [7]. 

2) проекты могут разбиваться на текущие и проекты развития:

¾ текущий проект – проект, основной целью которого является зарабатывание прибыли, выполнение социальной функции, используя имеющийся потенциал компании;

¾ проект развития – проект, основной целью которого является создание или развитие потенциала компании.

3) типы проектов по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, можно разделить на:

¾ технический (проект строительства бизнес-центра);

¾ организационный (проект перестройки системы профессионального образования, создание новой структуры в организации);

¾ экономический (проект финансовой стабилизации России);

¾ социальный;

¾ смешанный.

4) проекты могут классифицироваться по количеству участников:

¾ личностные (между двумя партнерами);

¾ парные (между парами участников);

¾ групповые (между группами участников).

5) по продолжительности проведения проекты могут быть:

¾ краткосрочными (для решения одной проблемы);

¾ средней продолжительности (от недели до нескольких месяцев);

¾ долгосрочные (от месяца до нескольких лет).

6) по характеру контактов проекты могут быть:

¾ внутренними;

¾ региональными;

¾ международными. 

7) по степени сложности: простые, сложные, очень сложные.

Особо следует выделить инновационный проект. Уровень значимости инновационного проекта определяет его сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов, что влияет на содержание проектного менеджмента. С точки зрения уровня значимости выделяют следующие виды инновационных проектов: 

¾ модернизационный, когда существующий продукт кардинально не изменяется, а лишь повышается эффективность; 

¾ новаторский (улучшающие инновации), когда новый продукт существенно отличается от прежнего в результате добавления новых качеств;

¾ опережающий (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие продукты, выполняющие прежние или даже новые функции.

Основными участниками инновационного проекта являются (рисунок 1):

1. Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица).

2. Инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать).

3. Проектировщик – разработчик проекта.

4. Поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение.

5. Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту.

6. Команда проекта, создается на период работ.

 

           

      Рисунок 1. Основные участники инновационного проекта

 

Непосредственно же древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки, которые передаются под управление специалистам. Комплекс взаимосвязей между работами часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ. Структурирование помогает решить следующие задачи [23]:

¾ разделение объекта на поддающиеся управлению блоки;

¾ распределение ответственности;

¾ оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов;

¾ создание единой базы для планирования, составления смет и контроля за затратами;

¾ увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;

¾ переход от общих целей к конкретным заданиям.

К основным элементам проекта относятся:

¾ цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

¾ комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

¾ организация выполнения проектных мероприятий;

¾ основные показатели проекта, в том числе показатели эффективности.

Проект охватывает следующие этапы [3]:

1. Формирование идеи (замысла). На данном этапе определяются конечные цели проекта и выявляются пути их достижения, определяются субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники.

2. Разработка проекта – это процесс поиска решений по достижению конечной цели проекта и формирования взаимоувязанных по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий. На этом этапе осуществляется сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбирается наиболее эффективный; разрабатывается план реализации проекта; решаются вопросы специальной организации работы над проектом; производится конкурсный отбор потенциальных исполнителей проекта и оформляется контрактная документация.

3. Реализация проекта – это процесс выполнения работ по реализации поставленных целей проекта. На этом этапе осуществляется контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта.

4. Завершение проекта – это процесс передачи сдачи результатов проекта заказчику и закрытия контракта. Этим завершается жизненный цикл проекта.

Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет громадное разнообразие видов проектов. Целесообразно классифицировать проекты по таким признакам, как период реализации проекта; характер целей проекта; вид удовлетворяемой потребности; тип инноваций; уровень принимаемых решений.

 

 

 

                          Рисунок 2. Жизненный цикл проекта

Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. У каждого проекта можно выделить:

¾ начальную стадию,

¾ стадию реализации проекта,

¾ стадию завершения работ по проекту.

Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.

Для облегчения управления проектами руководителям следует придерживаться следующих принципов управления проектами [7]:

1. Принцип селективного (выборочного) управления. Суть в выборе приоритетных направлений.

2. Принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании ценности и возможностями их реализации. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные цели на конечные цели этих проектов.

3. Принцип полноты цикла управления проекта.

4. Принцип этапности производственных процессов и процессов управления проектами.

5. Принцип иерархичности организации производственных процессов. Все уровни деятельности согласуются друг с другом.

6. Принцип многовариантности при выборе управленческих решений.

7. Принцип системности. Разрабатывается совокупность мер, необходимых для организации проекта (организационных, административных и др.).

8. Принцип обеспеченности или сбалансированности. Все мероприятия должны быть обеспечены необходимыми ресурсами.

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения; объем финансирования. Важное значение придается информации о руководителе и основных исполнителях проекта. В проекте должно быть указано полное и сокращенное наименование организации, в которой разрабатывается проект и через которую проходит финансирование проекта. Особое внимание необходимо обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Завершение работы над проектом оформляется актом закрытия.

 

1.2. Проектная деятельность в образовании как технологический процесс: сущность, основные понятия

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Образовательные организации имеют дело одновременно с множественными проектами. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной ориентации, масштабам, длительности, составу участников, составу педагогов, степени сложности. [7]

Федеральный государственный образовательный стандарт определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения. Сегодня в профессиональном стандарте педагога определена обобщенная трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях. Для этого учитель должен владеть трудовыми действиями. Это разработка и реализация программ учебных дисциплин, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации, планирование и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению [5].

Педагогическое проектирование – одна из функций, связанных с разработкой эффективной деятельности, как учителя, так и обучающихся. Технологическое проектирование педагогического процесса – это специально организованный процесс, направленный на изменение внутреннего образа обучающегося, он состоит в детальном описании всех его составляющих: целей, содержания, процессов обучения и преподавания, в отборе средств таким образом, чтобы гарантированно получать требуемый результат - достижение запроектированных образовательных целей [14].

В образовательных учреждениях реализуются образовательные, исследовательские и организационные проекты.

Целью образовательной проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов на интеграционной основе.

Задачи образовательной проектной деятельности:

¾ обучение планированию (умение четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

¾ формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (умение выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

¾ умение анализировать (креативность и критическое мышление);

¾ умение составлять письменный отчет (умение составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять работу, иметь понятие о библиографии);

¾ формирование позитивного отношения к работе (умение проявлять инициативу, энтузиазм, выполнение работы в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают развитие личности прежде всего через формирование универсальных учебных действий. «Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться» [4].

Проектная деятельность – это творческая деятельность по созданию нового продукта, ранее не существовавшего для данной организации или личности. Проектная деятельность содержит:

¾ анализ проблемы;

¾ постановку цели;

¾ выбор средств ее достижения;

¾ поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

¾ презентация проекта;

¾ оценка полученных результатов и выводов. [3]

Проектная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность в обучении является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, таких, как постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов.  Она способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Подходы к организации проектной деятельности:

¾ проект должен быть посильным для выполнения;

¾ должны быть созданы необходимых условий для успешного выполнения проектов;

¾ должно быть обеспечено руководство проектом;

¾ должна быть обязательная презентация результатов работы в той или иной форме: каждый участник проекта должен четко показать свой вклад в выполнение проекта.

Проектная деятельность – это технология, позволяющая гибко и оперативно реагировать на возникающие социальные проблемы.

Технология в проектировании — это определенная последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Технология алгоритмична и точна, содержит аппарат диагностирования, корректировки.

Проектную деятельность можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта. Это не всегда в полной мере творческая работа, это творчество по плану, в определенных рамках, т.к. в результате может получиться продукт - прототип, прообраз чего-либо [15]. Теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий, т.е. исключительно на продуктивном уровне, ведь проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов. Проектная деятельность – это решение определенной, ясно осознаваемой задачи, она задает глубину решения проблемы.

Уникальность каждого проекта создает сложности при его планировании, поскольку зачастую сложно предположить, как в действительности будут достигаться проектные результаты. Поэтому результатом проектной деятельности является не только продукт или услуга, но и извлеченные уроки, то есть опыт, который будет использоваться в дальнейшем при планировании и выполнении следующих проектов.

Основная цель проектной работы в образовательной организации – осуществление деятельности по формированию универсальных учебных действий, повышение мотивации к получению знаний, привлечение большего числа обучающихся и преподавателей к инновационной работе по созданию новых продуктов образовательной деятельности (оценочные средства, фестиваль методических разработок).

1.3. Управление проектами в образовательной организации

Обобщая существующие в науке точки зрения, можно говорить о том, что управленческое проектирование следует понимать, как:

¾ инновационную форму управления современной школой, задача которой – разрешение противоречий и поиск новых зон успеха [5];

¾ предварительную разработку ценностей, цели, принципов, стратегии, тактики, содержания, методов и форм предстоящей скоординированной деятельности управляемой и управляющей подсистем, направленных на новое качественное состояние управления учреждения [14];

¾ наиболее радикальный способ обновления существующей практики, необходимую и весьма продуктивную форму осуществления нововведений в управлении учреждения [15];

¾ часть осуществляемой управленческой деятельности, в которой посредствам анализа, планирования, организации, контроля процессов разработки и реализации проектов, проходит освоение управленческих новшеств, обеспечивающих развитие учреждения [17];

¾ процесс разработки и реализации системы управления учреждения, где все элементы взаимосвязаны и образуют некую определённую и устойчивую целостность [21];

¾ целенаправленную совместную деятельность трудового коллектива образовательного учреждения, направленную на развитие учреждения и повышение качества образования [25];

¾ новую систему управления учреждения, обладающую качественно иными свойствами и возможностями [27].

Управленческое проектирование (проектный менеджмент) позволяет перейти к решению управленческих задач методом проектов, определив проблемы и сформировав команды для их решения. Любой проект характеризуется:

¾ целеполаганием;

¾ новизной, направленной на изменение и развитие;

¾ выявлением и решением конкретных проблем;

¾ локальностью;

¾ субъектностью;

¾ развитой интуицией и профессионализмом специалистов, реализующих проект;

¾ изменениями в процессе реализации проекта;

¾ высокой ответственностью руководителя;

¾ требовательностью и креативностью членов коллектива, основанных на знаниях и опыте;

¾ ограниченностью в финансовых ресурсах и во времени;

¾ жёсткой конкурентностью. [5]

Субъектами проекта становятся его авторы, разработчики, генераторы проектных идей, инициаторы и организаторы, обеспечивающие проект ресурсами, реализаторы, исполнители. Часто одни и те же лица и группы одновременно становятся в разные позиции, в связи с этим управление проектом становится очень вариативным. Управление проектом – деятельность, направленная на эффективное достижение комплекса идей проекта посредством мотивированных действий его участников.

Основа управления проектом – это ведущие функции управления: анализ, цель, планирование, организация, контроль, коррекция, принятие оптимальных управленческих решений.

Особенность управления проектами заключается в том, что руководитель большую часть управленческих функций делегирует лидеру проектной группы.

В образовательной организации объектами управления проектами являются:

¾ содержание проектной деятельности – предметные области (возможно включение в проект несколько предметных областей);

¾ цель проекта – повышение качества образования;

¾ сроки реализации проекта – жёстко ограниченные во времени;

¾ средства и ресурсы – кадровые, материальные и финансовые;

¾ возможные риски;

¾ персонал – исполнители, лидер, внешнее окружение;

¾ контракт;

¾ коммуникация, характеризующая работу с информацией, использование методов эффективного взаимодействия.

Проектное управление в образовательной организации по своей сути близко к программно-целевому управлению, но предполагает иной подход: это управление с полным учётом специфики проекта, нацеленное на достижение оптимальных результатов при ограниченных финансах, времени и ресурсах. Управление в этой ситуации связано с созданием гибких временных и целевых организационных структур – проектных групп. Ведущий метод управления – логико-структурный, который предусматривает делегирование полномочий, право использовать все виды ресурсов школы для достижения цели. Делегирование полномочий – эффективный способ управления: он повышает мотивацию сотрудников, расширяет объём их полномочий, что повышает потенциал каждого участника проекта, реализует его способности не только в основной деятельности.

Основной субъект проектной деятельности в образовании – учащиеся и учитель, руководитель проекта.

Главная цель всех проектов – повысить эффективность образовательной деятельности школы. Отсюда вытекают и задачи проекта:

¾ образовательные;

¾ исследовательские;

¾ материально-технические;

¾ научно-методические и программно-обеспечивающие;

¾ информационные;

¾ управленческие.

Успешная реализация проекта во многом зависит от внешней среды. Она может быть:

¾ динамичной (нестабильная среда, не зависящая от действий руководителя);

¾ враждебной (характеризующаяся жёсткой конкурентностью);

¾ благоприятной;

¾ технически сложной и т.д.

Одним из принципов проектной деятельности является командный подход. Сущность командного подхода заключается в отборе в команду таких проектировщиков, которые бы дополняли друг друга в своих профессиональных, организаторских и личностных качествах с тем, чтобы образовалось целостное организационно-технологическое ядро, способное в быстром темпе находить решения в кризисных обстоятельствах и обеспечивать их реализацию.

Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая менеджером проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Задача команды проекта – осуществление функций управления проектом до эффективного достижения целей проекта. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта, однако во всех случаях состав команды должен обеспечить высокий профессиональный уровень всех возложенных на нее обязанностей. [27]

Каждой проектной команде задаются ориентиры-цели. [5]

Рисунок 3. Ориентиры-цели проектной команды

 

При формировании команды рекомендуется выполнение следующих действий:

¾ разъяснение целей проектирования на всех уровнях образовательной организации;

¾ уточнение основных понятий проектирования;

¾ создание условий и мотивации для проектировочной деятельности;

¾ создание атмосферы признания результатов и уважения мастерства;

¾ создание условий для командной работы;

¾ делегирование полномочий и распределение ответственности за конечный результат;

¾ информирование о ходе, результатах и последствиях разработки проекта.

Важным моментом в разработке и реализации проекта является грамотная мотивация работников, которая подразумевает:

¾ нацеленность на достижение конечного результата;

¾ стремление достичь высокого качества выполнения и соблюдения сроков этапов работы по проекту;

¾ создание премиального фонда проекта;

¾ заранее объявленные формы вознаграждений и правила стимулирования участников проектной команды.

Командный подход подразумевает разделение труда при разработке и реализации проектов. Но при этом важным является понимание того, кто, чем будет заниматься в силу своих интересов, возможностей и способностей.

Решение вопроса распределения ролей и функций между членами команды лучше всего разбить на несколько этапов:

¾ определение объекта и содержания функциональных задач;

¾ определение субъектов проектирования;

¾ определение количества членов команды;

¾ распределение ролей и функций между членами команды.

В разработке управленческих, методических и образовательных проектов может участвовать большое количество работников. Основные роли и функции членов проектной команды представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные роли и функции членов проектной команды

Роль Функции
Научный руководитель (консультант) Обучение и консультирование членов проектной команды. Руководство исследовательской работой и анализ результатов. Концептуальное обоснование проекта.
Руководитель проекта Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах). Решение возникающих организационных проблем, не предусмотренных рисками и требующих быстрого разрешения. Обмен информацией с заинтересованными лицами.
Аналитик Анализ полученной информации в ходе исследования по актуальной проблеме, ресурсам, фактам. Разработка модели, концепции, проекта.
Эксперт Проведение исследования, предоставление полученной информации в ходе исследования.
Координатор Обеспечивает взаимодействие между всеми членами команды, распределяет и координирует рационально труд между ними.
Рецензент Проведение экспертизы: анализ проекта в соответствии с предъявляемыми требованиями и информацией, полученной в ходе исследования.
Архиватор Сбор, обработка и хранение информации по проекту.

 

Проектирование проводится аналитиком совместно с экспертом. Для этого вначале определяются сотрудники, владеющие методологией проектирования, а также предметной областью и знающие все функции объекта, состав основных элементов и взаимодействия между элементами. В ходе постоянного диалога проводится разработка модели проекта.

После того как модель разработана, она согласуется с экспертом и рецензентом после чего определяется степень ее дальнейшей детализации. Если такая необходимость существует, то проводится соответствующая детализация и цикл повторяется снова.

Таким образом, вся система разбивается на подсистемы нужного уровня детализации, в результате чего проект оформляется за достаточно короткое время и с привлечением минимума человеческих ресурсов.

В небольших проектах на уровне образовательной организации различные роли могут выполняться одним исполнителем. Однако и в этом есть своя специфика. Например, при наличии аналитика и эксперта нежелательно совмещать роль аналитика, разрабатывающего проект, и рецензента, оценивающего проект.

Роль аналитика, эксперта, рецензента – роли исполнительские; архиватор и координатор – обеспечивающие. Руководитель проекта – организатор процесса, его разработки и реализации.

Распределение ролей и функций проектирования может осуществляться несколькими способами:

¾ на добровольной основе (т.е. самостоятельный выбор работы членов команды);

¾ руководитель распределяет роли и функции с учетом интересов, возможностей, способностей, профессионального уровня, проектировочных знаний, умений и навыков;

¾ совместное распределение ролей и функций членами команды.

Различные роли и функции членов проектировочной команды предполагают выполнение различных обязанностей. От качественного выполнения своих обязанностей всеми членами команды зависит успех.

Формирование проектных знаний и умений в образовательном учреждении может осуществляться только через целенаправленную специально организованную деятельность с педагогами и их самообразование.

Проектные команды получают памятки-инструкции, в которых отражены этапы деятельности:

¾ Первый этап – разработка концепции изменений, определение конечного результата. На этапе разработки проекта (логический уровень) необходимо детализировать концептуальные установки, выработать эффективный план этапов и действий, прописав конкретно и последовательно мероприятия, сроки и исполнителей, ресурсное обеспечение, потенциальные риски.

¾ Второй этап – на этапе реализации проекта (предметное воплощение) осуществляется оформление проекта, экспертиза проекта, корректировка его, презентация, принятие решения о реализации проекта и его официальное утверждение.

¾ Третий этап – на этапе завершения проекта (оценка реализации проекта) проводится реализация проекта, в те сроки, которые указаны в проекте, мониторинг реализации проекта (оценка и анализ полученных результатов по окончании проекта) и написание отчета.

Делегируя управленческие полномочия в соответствии со спецификой проектного управления, директор школы оставляет за собой управленческие действия: переработка информации (анализ), принятие управленческого решения.

В управлении проектами используются логико-структурный метод, который позволяет директору школы выстраивать ориентационное поле, мотивировать командную работу, определить лидера проектной команды, типы команд, способы их организации, показатели продуктивности командной работы и т.д.

В условиях проектного управления в образовательной организации проектные команды подразделяются:

¾ функциональные (методические объединения педагогов-предметников, научно-методические объединения классных руководителей, научно-методический совет, административные советы и т.д.);

¾  проектно-диагностические (творческие проблемные группы, сообщества, принимающие участие в инновационной деятельности);

¾ проблемные (объединения молодых педагогов);

¾ временные проектные команды (создаваемые для реализации «прорывных» проектов).

Проектное управление (проектный менеджмент) в образовательной организации позволяет администрации эффективно управлять в условиях изменений, оперативно решать возникающие проблемы, более глубоко анализировать каждую ситуацию, выстраивать систему коммуникации на всех уровнях.

В отличие от традиционного управления, проектное управление имеет ряд значительных преимуществ, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Отличия традиционного управления от проектного менеджмента

№ п./п Традиционное управление Проектное управление
1 Ответственность руководителя за управление в школе Ответственность руководителя за осуществление изменений в школе
2 Полномочия руководителя определяются структурой управления Отсутствие чёткой структуры полномочий руководителя, так как часть полномочий делегируется проектным командам
3 Существует установленный набор задач Набор задач постоянно изменяется
4 Руководитель несёт ответственность в пределах собственной функции Руководитель несёт ответственность за межфункциональные виды деятельности
5 Процесс осуществляется в стабильных организационных структурах Процесс осуществляется в действующих структурах (проектных командах) в период реализации проекта
6 Главной задачей руководителя является оптимизация управления Главной задачей, помимо оптимизации управления, является разрешение конфликтов и противоречий, предупреждение рисков
7 Успех определяется достижением текущих целей Успех определяется достижением заявленных конечных целей
8 В процессе деятельности существует ограниченный набор переменных Процесс деятельности, направленный на достижение цели, осуществляется в условиях неопределенности

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.