Слово – часть структуры экранного образа. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Слово – часть структуры экранного образа.

2021-01-31 268
Слово – часть структуры экранного образа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На телевизионном экране слову принадлежит главенствующая, ведущая роль.

 

Слово на ТВ является основным источником информации. Через слово устанавливаются почти все причинно-следственные связи и передается большинство пространственно-временных характеристик.

 

Нельзя забывать, что экран диктует свои законы, соблюдение которых определяет слову другую роль. Слово выступает как действенный и надежный союзник изображения, а не как его конкурент. Даже как "информатор и пропагандист" слово на телевидении должно действовать в полном согласии и единстве с изображением, выступая равноправным партнером в процессе создания телепроизведений.

 

В экранном искусстве слово существует как сильнейшее художественно-выразительное средство. Формы его использования самые различные. Это может быть авторский комментарий (в кадре и за кадром), дикторский текст, интервью, диалоговые формы и монологи, тексты, воспроизводимые актерами, и тексты-размышления документальных героев.

 

В зависимости от видов и жанров телепроизведений изменяется специфика работы со словом, но уважительное, предельно внимательное отношение к нему является непреложным условием полноценного творчества, показателем профессионализма авторов.

 

С телевизионного экрана поток невразумительных фраз, непонятных словосочетаний, бессмысленных определений увеличивается день ото дня: " Большой вкус Пепси" (но прилагательное "большой" к слову "вкус" не подходит) или "Я вижу аромат" (хотя мы знаем, что зрение и обоняние совсем разные органы чувств) и т. п. Сплошь и рядом приходится наблюдать на телеэкранах такие явления, как "пустую, вздорную болтовню, фразерство.

Большое значение имеет темп произнесения слов в предложении, ритмика подачи словесного материала. Рубленые, отрывистые фразы, неестественные для русской речи интонации, возбуждение и агрессивность, несвойственные русскому менталитету, перекочевавшие на наши экраны от заокеанских коллег — все эти явления негативного характера требуют к себе пристального внимания и творческого решения проблем, связанных с ними.

Несколько мыслей стоит высказать по поводу изложения информации в "Новостях", так как почти по всем программам каждые два-три часа нас информируют о событиях текущего дня, не говоря уже о местном вещании различных региональных компаний. Здесь мы тоже имеем дело с двумя формами подачи словесного материала: текст звучит либо в кадре, либо за кадром.

В первом случае перед объективом камеры находится ведущий или любой другой человек, у которого берут интервью: политические лидеры, банкиры, представители агропромышленного комплекса, деятели науки, искусства. Во втором — мы видим сюжеты, подготовленные журналистами, а за кадром слышим их голос или голос ведущих. Здесь для зрителя важно не столько мнение журналиста по поводу происшедших событий, сколько суть этих событий, многоаспектность ситуации.

Общеизвестно, что информация (если речь идет о новостях дня) должна строиться на основе коротких и ясных фраз, иметь четкие и простые грамматические формы, быть ближе к разговорной речи, без сложных придаточных предложений.

Желательно, чтобы первая фраза была, как заголовок в газете, то есть определяла бы суть происходящего, и зритель бы сразу понимал, о чем пойдет речь. Отвлеченные понятия, новые иностранные слова и аббревиатуру применять не следует. Для полноценного восприятия текста надо выбрать правильный темп его чтения. Наиболее важная мысль должна звучать на нейтральном материале, а не на эмоционально насыщенном. Информацию, содержащуюся в видеоряде, дублировать текстом не имеет смысла.

МУЗЫКА И ШУМЫ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЭКРАНА.

МУЗЫКА

Музыка в телевизионной звуковой партитуре может быть представлена двумя основными слоями - внутрикадровым и закадровым. Внутрикадровая музыка - это музыка, источник которой находится или подразумевается в кадре (звучащий оркестр, поющий вокалист, включенное музыкальное радио и тюп). Явная внутрикадровая музыка записывается параллельно синхрониу, поэтому неразрывно связана с ним и с видеорядом. Однако часто приходится имитировать внутрикадровую музыку. Например, при оформлении студии создается иллюзия включенного магнитофона, подразумеваемого где-то в кадре. Здесь музыка - всего лишь легкий, ни к чему не обязывающий фон. Поэтому такая внутрикадровая музыка структурно обычно не связана ни с кадром, ни со словом.

Итак, внутрикадровая музыка либо польностью зависима от слоев звуко- и видеопартитур, либо, наоборот, достаточно нейтральна но непосредственно мотивирована происходящим действием.

Закадровая музыка - музыка, введенная в передачу извне. Собственно, это и есть офомрительская музыка. Она не мотивирована действием в кадре, то есть условна. Зато закадровая музыка всегда так или иначе соотнесена, в первую очередь, с кадром, а также со словами и шумами - со содержинию и форме.

Функции телемузыки

1. Музыка включается в строй произведения для создания атмосферы действия,для характеристики среды обитания героев.

2. Музыкальное сопровождение любого действия может указать на географические координаты местности, где оно происходит. Национальные особенности тех или иных музыкальных произведений могут с наибольшей точностью охарактеризовать место действия,указать на принадлежность героев к определенной народности, подчеркнуть своеобразие архитектурных ансамблей разных регионов.

3. При помощи музыкальных произведений можно передать характерные приметы времени.

Мелодии и ритмы определенной эпохи (20-е годы -- чарльстон, 30-40-е -- фокстрот или танго, конец 50-х -- рок-н-ролл, 60-е -- песни группы "Битлс", современные ритмы -- тяжелый рок, рэп и др.) позволяют зрителю мысленно переместиться в любое время.

4. Музыкальное решение позволяет дать нужные характеристики героям телепроизведений.

К примеру, с появлением в кадре одного из действующих лиц начинает звучать "его музыка". А затем, даже при отсутствии героя, музыка может напомнить о нем или сообщить о его приближении, вступив в композицию несколько раньше изображения.

5. Музыка может быть введена в изобразительно-звуковую структуру произведения как его лейтмотив, самостоятельный смысловой элемент, выражающий основную идею, наиболее важный эмоциональный пласт.

6. Музыкальное решение используется как своеобразный авторский комментарий,субъективный взгляд автора на изображаемое явление, его личностное отношение к видеоматериалу.

ШУМ

Шум -- беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной испектральной структуры. Первоначально слово шум относилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний (радио-, электричество).

 

В экранном искусстве шумы (точно так же как музыка и текст) подразделяются на закадровые и внутрикадровые.

Придают изображению жизненную правдивость. Закадровые и внутрикадровые (синхронные, они же - интершумы). Тишина также является мощным выразительным средством.

В арсенале звукорежиссёров имеется три вида шумов: естественные, то есть записанные на месте съёмок, имитационные - созданные специалистами прямо под изображение в студии, и шумы, взятые из специальных библиотек (это могут быть и библиотеки электронных шумов, или шумы, записанные и собранные на разных студиях штатными звукооператорами).

 

Звуковая перспектива - создаётся с помощью увеличения/уменьшения интенсивности звука. Бывают звуки громкие, но далёкие.

Звуковой план - общий (шум толпы, среда действия героев), средний (оптимальный для диалога), близкий (сфера внутреннего мира человека).

Спецэффекты - микширование: плавная форма перехода от одного звукового отрезка к другому путём затухания одного сигнала. Наложение музыки и шумов. Изменение скорости прокручивания пленки.

МАСШТАБ ИЗОБРАЖЕНИЯ (КРУПНОСТЬ ПЛАНА).

План – это масштаб, степень крупности основного объекта в кадре (фигуры/предмета), зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива. Это важнейшее изобразительное средство в композиции кадра.

Обычно различают три основных градации масштаба плана съемки объектов - общий, средний и крупный. Каждый из них для удобства, дополнительно подразделяют еще на три промежуточных градации масштаба плана съемки.

ОБП (общий план) – показывает человека в полный рост, видна обстановка (среда), в которой он действует. Дает представление о месте действия, его характере. Нередко эти планы по их назначению называют «адресными».

1) Размеры изображения фигуры человека практически полностью соответствуют размеру кадра, при этом различимы черты его лица и детали одежды.

2) Размеры изображения фигуры человека в кадре несколько меньше размеров кадра, черты его лица и детали одежды – неразличимы.

3) Геометрические размеры тела человека в кадре в несколько раз меньше, чем размеры кадра, неразличимы его индивидуальные черты.

СРП (средний план) – показывает человека по пояс (американский СРП – по колено). Хорошо видно выражение его лица, работа, которую он выполняет.

1) В кадре показан только участок тела человека, начиная с головы и по его грудь

2) В кадре показан только участок тела человека, начиная с головы и по его пояс.

3) В кадре показан только участок тела человека, начиная с головы и по его колени.

КРП (крупный план) – лицо человека, портрет по грудь, хорошо видна мимика, тончайшие нюансы в настроении человека.

1) Часть лица человека.

2) Лицо человека.

3) Голова и шея человека.

ГРАДАЦИЯ ПО БОЛДЫРЕВУ (градация крупности определяется по человеку):

1. Очень крупный план – лицо человека не помещается полностью;

2. Крупный план – голова человека по узел галстука;

3. Погрудный план;

4. Поясной план;

5. Средний план – человек во весь рост;

6. Общий план.

Еще есть наиболее точное деление – на шесть видов:

1) дальний план (человек и окружающая его обстановка). В тех случаях, когда требуется показать какую-либо часть какого-либо предмета - применяют данный масштаб плана съемки. Такой масштаб плана съемки применяется, например, для того, что бы показать положение стрелок на циферблате часов человека;

2) общий план (человек во весь рост);

3) средний план (человек до колен);

4) поясной план (человек до пояса);

5) крупный план (голова человека);

6) макроплан (деталь, например глаз);

Специальными градациями масштаба плана съемки являются макро- и микросъемка. Макросъемка применяется в тех случаях, когда требуется показать мелкие детали объекта, которые можно рассмотреть человеческим глазом, например радужную оболочку глаза.

Микросъемка применяется в тех случаях, когда необходимо показать детали объекта съемки, невидимые человеческим глазом, например микро-шрифт на денежных знаках, вид клейм на ювелирных изделиях, вид бактерий и микробов и др.

Очень часто, последовательный переход между градациями планов съемки оказывается слишком затянутым по времени, в то же время, перескакивание более чем через одну ступень градации является чрезмерно быстрым (например: "крупный третий - общий первый").

Поэтому, наиболее приемлемой, является такая съемка, в результате которой, соединяемые между собой смежные кадры, либо сняты в одной градации масштаба плана съемки (например: "средний - второй" - "средний - второй") либо когда градации смежных кадров отличаются друг от друга через одну ступень (например: "средний второй - крупный третий" или общий первый"). Также, помните о том, что увеличение длительности плана позволяет сгладить переход масштабов между соединяемыми кадрами, снятыми в разных градациях масштаба плана.

Здесь необходимо заметить, что на некоторых телестудиях слово «план» употребляется как понятие, выражающее протяжённость во времени, которое следовало бы выражать словом «кадр» в его втором значении (т. е. часть фильма или передачи, снятая «одним взглядом» камеры). Так, говорят о «длинном (или коротком) плане», тогда как следует говорить о длинном (или коротком) кадре. План же может быть более или менее крупным, но не может быть более или менее длинным.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.