Установление основной причины происшествия нарушения правил обеспечения безопасности пищевой продукции — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Установление основной причины происшествия нарушения правил обеспечения безопасности пищевой продукции

2021-01-31 82
Установление основной причины происшествия нарушения правил обеспечения безопасности пищевой продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа по выявлению и доказыванию факта нарушения санитарных и других нормативных правил как основной причины исследуемого происшествия, должна начинаться незамедлительно после получения данных о пищевом характере заболевания (смерти) и его связи с деятельностью индивидуального предпринимателя или предприятия, обеспечивающего население продуктами питания. Однако на начальном этапе расследования не всегда имеются основания для целенаправленной работы в этом направлении. Нередко на практике возникают ситуации, допускающие возможность построения сразу нескольких версий об основной причине исследуемого происшествия. Ситуации, характеризующиеся подобной информационной неопределенностью, могут возникнуть в силу неясности клинической картины заболевания, отсутствия в следовой обстановке прямых указаний на характер случившегося и его причины, некоторых других факторов. В этих условиях нельзя упускать из виду, что происшествие в одних случаях может иметь корни, уходящие в сферу экономической деятельности, а в других - лежать в области отношений и действий (бездействия) иного порядка.

Жизнь дает немало примеров тому, что инфекционные заболевания и отравления могут быть следствием низкой культуры, недостатков санитарно-гигиенического воспитания самих потерпевших и членов их семьи, несоблюдения ими элементарных требований санитарии и гигиены питания.

Другими причинами могут быть неумелое самолечение, неправильное применение врачебных назначений и процедур (передозировка лекарственных препаратов, избыточная ингаляция, токсичные осложнения лекарственной терапии и т.д.). К тому же, как свидетельствует мировая практика, примерно половина отравлений связана с реализацией суицидных намерений. Случаются отравления детей дражированными лекарствами (витаминами), а также отравления в силу случайного стечения обстоятельств и небрежности (например, в связи с приемом по ошибке ядовитых веществ вместо лекарств).

Нельзя упускать из виду и возможности убийства посредством отравления. В таких случаях чаще всего применяются ядовитые вещества, не имеющие запаха и вкуса.

Приведенные данные указывают на то, что в ходе следствия наряду с версией о нарушении правил обеспечения безопасности пищевой продукции в сфере экономической деятельности может возникнуть необходимость выдвижения других версий об основной причине происшествия. Проверка этих версий должна дать ответ на вопрос о том, не является ли исследуемое событие самоубийством, убийством или покушением на убийство, не содержит ли оно признаки доведения до самоубийства, неосторожного или преднамеренного убийства, несчастного случая, возникшего в силу неосторожности самого потерпевшего или иных лиц. В случае выявления массового заболевания, отравления, смерти группы людей или даже одного человека, на занимающего ответственный пост (общественного, политического деятеля и т.д.), может возникнуть необходимость в выдвижении и проверке версии о возможности в данном случае террористического акта с использованием вредоносных бактерий или ядовитых веществ.

Изложенное позволяет определить общий для всех случаев принцип установления нарушений нормативного характера. Он предполагает следующую последовательность действий следователя:

V установление нормативной модели проверяемой деятельности предприятия (организации) или индивидуального предпринимателя (выяснение вопроса о том, какими общефедеральными, ведомственными, региональными законами и подзаконными актами регулируется исследуемая по делу деятельность, изучение данных нормативов и составление представления о том, в каких целях и как эта деятельность должна осуществляться в соответствии с нормативными требованиями);

V установление фактической стороны проверяемой деятельности в период, предшествовавший заболеванию (смерти)потребителей пищевых продуктов, т.е. составление на основании собранных фактических данных картины того, как эта деятельность осуществлялась в действительности;

V осуществление сравнительного анализа указанных нормативной и фактической моделей и выявление таким путем имеющихся между ними расхождений в виде наличия в фактической модели отступлений от нормативных требований, т.е. нарушение определенных положений тех или иных правил обеспечения безопасности пищевой продукции и профилактики заболеваний ее потребителей.

Профессиональная деятельность работников каждого предприятия, организации, учреждения, деятельность которых связана с обеспечением населения продуктами питания (продовольственными товарами), как и иные виды профессиональной деятельности, регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами. Особое значение для профессиональной деятельности в сфере экономики имеет четкое, неукоснительное соблюдение ее субъектами требований являющихся правовым гарантом безопасности выпускаемой пищевой продукции. В первую очередь это касается положений Закона «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года, с изменениями и дополнениями от 9 января 1996 года, которыми прямо вменяется в обязанность изготовителя (реализатора) товара обеспечение качества и безопасности последнего в течение всего срока его годности.

С этой же точки зрения важным является и упоминавшийся Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятый Государственной Думой 12 марта 1999 года. Он содержит указания на санитарно-эпидемиологические требования, предъявленные, в частности: 1) к товарам для личных и бытовых нужд и технологии их производства; 2) к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции; 3) к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также к контактирующим с ними материалам и изделиям, к технологиям их производства; 4) к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и т.д.); 5) к приготовлению пищи и напитков, их хранению и реализации населению; 6) к организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях, а также в учреждениях социальной защиты, в следственных изоляторах, местах отбывания наказаний; 7) к питьевой воде и питьевому снабжению населения (см. ст. 12-19 и др. указанного закона).

Наряду с этим правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года № 29-ФЗ», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

К числу такого рода документов относятся государственные стандарты, гигиенические нормативы, санитарные, ветеринарные и другие правила и нормы, устанавливающие требования, во-первых, к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами; во-вторых, к контролю за их качеством и безопасностью, условиям изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожению, некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов, изделий. Требования, содержащиеся в нормативных актах, имеющих отношение к обеспечению безопасности пищевой продукции, являются обязательными для исполнения всеми работниками государственных органов и общественных объединений, предприятий, иных хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений, независимо от их подчиненности и форм собственности, профессиональная деятельность которых связана с изготовлением, хранением, транспортировкой, реализацией пищевой продукции и контролем ее качества.

Сведения о круге и характере данных правил могут быть получены путем допроса работников проверяемого предприятия, а также в их вышестоящих организациях, в органах санитарного, ветеринарного, рыбного надзора, иных контролирующих органах, изучения криминалистической методической и специальной нормативно- справочной литературы (пособий по расследованию пищевых отравлений, комментариев к УК и т.д.).

Фактическая модель проверяемой деятельности строится по данным, собранным на основе: 1) допроса работников проверяемого предприятия, заболевших потребителей выпускаемой им продукции, лечащих и санитарных врачей; 2) выемки и исследования бухгалтерских, финансовых кадровых и иных документов предприятия, в которых отражается проверяемая деятельность; 3) следственного осмотра помещений, транспортных средств, технологического оборудования, готовой продукции и иных объектов предприятия; 4) освидетельствования и обеспечения санитарно-бактериологического обследования работников предприятия, которые могли быть носителями и источниками распространения инфекций; 5) изъятия и направления на лабораторные исследования остатков пищевых продуктов, образцов воды, сырья, полуфабрикатов и других материалов, с которыми может быть связано загрязнение, отравление пищевой продукции; 6) назначения судебно-медицинских, технологических и других экспертиз, и использования в процессе доказывания их заключений.

При выявлении и доказывании того, кем именно, какие и на какой стадии оборота допущены нарушения правил обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, важно иметь в виду, что их движение до потребителя представляет собой сложную технологическую цепочку. И только надлежащее исполнение требований данных правил в рамках каждого звена этой цепочки и выступает в качестве фактической гарантии, исключающей выпуск недоброкачественной пищевой продукции. Поэтому собранные по делу данные, указывающие на то, что нарушения допущены на конкретной стадии движения продукции, должны быть дополнены данными, позволяющими исключить версию о возможности нарушения на других звеньях упомянутой технологической цепочки. А это предполагает необходимость, во-первых, установления всех ее элементов и полного круга лиц, участвовавших в этом процессе на каждой стадии движения продукта (при производстве, перевозке, приемке, хранении, переработке и обработке, реализации сырья, полуфабрикатов, готовой продукции); во-вторых, проверки соответствия их деятельности требованиям правил обеспечения качества и безопасности не только продуктов, но и материалов, изделий, оборудования, тары, посуды и других объектов, контактировавших с пищевыми продуктами. Эта необходимость, в частности, вытекает из того, что вредный элемент может попасть в продукт как напрямую при контакте с источником загрязнения (заражения), так и опосредствованно в результате контакта с зараженными или загрязненными материалами и изделиями, о которых сказано выше.

Эти обстоятельства, исходя из принципов объективности, полноты и всесторонности расследования, должны учитываться по каждому делу при построении и проверке соответствующих версий. Глубина и тщательность исследования особенно необходима в том случае, когда заболевание (смерть) связано с изготовлением и выпуском новых видов пищевых продуктов, новых связанных с ними материалов и изделий, как при их разработке, так и постановке на производство.

Однако выявление нарушителей, хотя между ними и имеются указанные различия, осуществляется по одной и той же схеме. Для решения этой задачи необходимо:

1) получить у администрации предприятия сведения (при необходимости проверить их путем допроса работников и изучения документов отдела кадров) о лицах, работавших в интересующий следствие период времени на соответствующих участках изготовления или оборота пищевой продукции;

2) установить по документам и путем допроса работников и работодателей должностное, служебное положение, функции, круг профессиональных обязанностей указанных лиц и на базе полученных данных построить мысленную модель нормативно-профессионального статуса каждого из них (модель должна давать ответ на вопрос, что именно и как по нормативам должен был делать проверяемый);

3) путем осмотра места выполнения работы, продуктов труда, оборудования, других объектов, изучения документов, отражающих исследуемую деятельность, допроса работников и иным путем установить, как эта деятельность (работа, услуга) осуществлялась на самом деле (т.е. как бы воссоздать ее фактическую модель);

4) сравнить установленные нормативную и фактическую модели, т.е. того, что и как должно быть сделано с тем, что и как делалось в действительности, и таким образом определить, имеются ли между ними расхождения (отступления от нормативных требований);

5) построить и проверить версии о том, почему функциональные обязанности не были выполнены вообще либо выполнены частично или ненадлежащим образом. Располагая данными о совершении преступления на конкретном предприятии, в начале целесообразно исходить из самого широкого круга возможных нарушителей. Количество предполагаемых нарушителей может быть сокращено, если удастся локализовать нарушения применительно к отдельным действиям, операциям или участкам работы. Важным фактором «привязывающим» нарушителя к допущенному в проверяемый период времени нарушению являются документы (накладные, счета-фактуры и т.д.), в которых имеются подписи работников предприятия.

Важная задача расследования - установление причинной связи между заболеванием (смертью) потребителей и допущенными нарушениями правил обеспечения безопасности пищевых продуктов.

Обычно при проверке деятельности предприятия, выпустившего недоброкачественный продукт, устанавливаются самые различные по характеру нарушения санитарных и других обязательных правил. Одни из выявленных нарушений могут находиться в непосредственной причинной связи с пищевыми заболеваниями или отравлениями, другие связаны с ними весьма отдаленно. Наконец, отдельные нарушения могут и не иметь никакой связи с наступившими последствиями, а лишь относиться к фактам, характеризующим общее санитарное состояние предприятия, уровень противоэпидемических мероприятий и другие обстоятельства. Ошибку допускают те следователи, которые без необходимой дифференциации всю сумму выявленных нарушений расценивают как причину пищевых отравлений. Между тем в причинной связи с данными заболеваниями могут находиться только такие нарушения, которые обусловили возможность, во-первых, попадания инфекции либо иных вредных веществ в продукт, во-вторых, сохранения и развития вредного начала; в-третьих, привели к тому, что продукт, ставший недоброкачественным, был реализован населению. Каждое из подобных нарушений, взятое изолированно одно от другого, не может быть расценено как самодостаточная причина пищевых отравлений и заболеваний, так как является лишь одним из ее элементов.

Таким образом, причинная связь между рассматриваемыми нарушениями и заболеваниями может считаться установленной, когда, во-первых, нарушения предшествовали заболеванию; во-вторых, выявлена не механически соединенная сумма, а взаимосвязанный комплекс нарушений, которые в совокупности с необходимостью и привели к возникновению инфекционных заболеваний или пищевых отравлений. В то же время важное практическое значение имеет выяснение того, какой именно промежуточный результат обусловил каждое конкретное нарушение, входящее в эту совокупность, но взятое отдельно. То есть необходимо иметь полную ясность в вопросах, где, когда, кем и какое допущено нарушение, которое повлекло, допустим, только инфицирование продукта или только развитие в нем микробов. Подобная дифференциация необходима по различным соображениям (например, для разграничения ответственности сообвиняемых).

Выявление и успешное расследование преступлений, связанных с пищевыми отравлениями и заболеваниями, невозможно, без сбора и целенаправленного, широкого использования документальных данных. Особую значимость для уголовно-процессуальной деятельности имеют материалы проводимых органами санитарно-эпидемиологического надзора административных расследований случаев инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, по данным которых зачастую возбуждаются уголовные дела. К числу таких документов, прежде всего, относятся составляемые по результатам расследования акты с заключением о причинах пищевых отравлений и инфекций. В приложениях к ним могут содержаться письменные объяснения, которые отбирались участниками расследования у разных лиц, списки заболевших работников предприятия, акты лабораторных исследований и некоторые другие документы.

В случае неполноты представленных материалов возникает необходимость истребовать в органах государственного санитарного надзора все недостающие документы, которые отражают характер, методы, направления и объем проведенных исследований, сведения о которых имеются в акте.

Содержащиеся в материалах санитарно - эпидемиологических расследований данные о месте, времени, причинах происшествия, ответственных за это лицах и других обстоятельствах могут оказать существенную помощь следователю в выдвижении версий, организации, планировании расследования.

Судебные экспертизы

По делам о пищевых отравлениях и инфекционных заболеваниях могут назначаться самые различные судебные экспертизы. Их объектом бывают выздоровевшие и умершие больные, продукты животноводства, образцы и остатки пищевых продуктов, тара, упаковочный материал, технологическое оборудование, биологические материалы, полученные от потерпевших и другие предметы, вещества, материалы, изделия, орудия труда и средства производства, хранения, транспортирования и реализации пищевой продукции. Некоторые экспертизы проводятся по материалам дела.

Судебно-медицинская экспертиза оказывает помощь следствию в установлении характера и особенности болезни, определении возбудителя заболевания, степени тяжести заболевания (отравления) и его последствий для человека, времени, причин и других обстоятельствах, причины смерти потерпевших.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится в целях установления: непосредственной причины отравления и инфекционного заболевания как результата нарушения санитарных правил; путей распространения инфекции в определенном трудовом коллективе, среди группы населения; соответствия определенных действий установленным санитарным правилам и образцов пищевой продукции - требованиям государственных стандартов; лиц, обязанных обеспечивать соблюдение санитарных правил; выявления обстоятельств, способствовавших нарушениям правил нормативного характера и заболеваниям; недостатков в осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора. Данная экспертиза может проводиться, в частности, для выяснения обстоятельств, касающихся соблюдения санитарных требований при изготовлении и на отдельных этапах оборота пищевых продуктов, факторов, способствовавших их загрязнению химическими и другими вредными веществами, инфицированию, а также для санитарно-гигиенической оценки продуктов.

По делам рассматриваемой категории может возникнуть необходимость производства судебно-технической экспертизы. С ее помощью выясняются:

V состояние, возможности производственного оборудования, вместилищ материальных ценностей, состояние весового хозяйства;

V обстоятельства, касающиеся сырья, материалов и отходов производства, лабораторного оборудования, эталонов, уровня и значения анализа качества продукции;

V обстоятельства, касающиеся неучтенного сырья и готовой продукции.

Объекты данной экспертизы:

V механизмы, оборудование, аппаратура;

V помещения для хранения материальных ценностей;

V сырье, полуфабрикаты, готовая продукция;

V документы предприятия.

Необходимость в проведении судебно-технологической экспертизы возникает обычно в тех случаях, когда пищевое отравление или инфекционные заболевания связывается с нарушениями технологии изготовления продукта. Если недоброкачественный продукт изготовлен предприятием общественного питания, может возникнуть необходимость в проведении кулинарной экспертизы.

Путем проведения данной экспертизы следователь может установить наличие нарушений технологического процесса изготовления проверяемой партии пищевого продукта, влияние этих нарушений на инфицирование, химическое и иное загрязнение продукта, нарушение порядка осуществления лабораторного (санитарного) контроля за процессом изготовления продукта и выпуска его в реализацию.

Необходимость в проведении судебно-ветеринарной экспертизы обычно возникает при заболеваниях и отравлениях, возникающих в связи с употреблением мясных, молочных продуктов, рыбы, продукции птицеводства. Путем проведения ветеринарной экспертизы следователь может выяснить: характер и причину инфицирования или загрязнения продукции ядовитым веществом, в результате нарушения каких ветеринарных правил, на каком этапе изготовления, хранения, реализации произошло заражение (загрязнение) продукта, почему произведенная обработка сырья оказалась недостаточной для изготовления доброкачественного готового продукта.

Судебно-зоотехническая экспертиза назначается при необходимости установления обстоятельств разведения сельскохозяйственных животных, их некоторых характеристик, а также данных о продукции животноводства.

Объектами зоотехнической экспертизы являются:

V животные, трупы животных и их части, останки (органы, шкура и др.);

V различные виды животноводческой продукции;

V корма и подкормочные средства;

V вода для поения животных;

V документы, отражающие обстоятельства разведения сельскохозяйственных животных и учета продукции животноводства.

В задачу данной экспертизы входит установление: V количественных и качественных характеристик кормов, правильности составления рациона кормлений, достаточности и пригодности питьевой воды для животных;

V правильности содержания, перевозки и перегонки животных;

V породы, упитанности, привеса и других характеристик животных;

V причин падежа, забоя скота;

V некоторых характеристик продукции животноводства.

В постановлении о назначении судебной экспертизы необходимо указывать следующие сведения:

а) наименование и адрес предпринимателя, учреждения или данные об ином месте, где произведено изъятие объектов, перечень изъятых образцов с указанием их веса (количества единиц), характер тары и упаковки, дата и час выемки;

б) основные обстоятельства дела: дата возникновения пищевого отравления, инфекционного заболевания, срок появления симптомов заболевания после приема пострадавшими пищи, описания клинических явлений у заболевших, их число, наличие случаев со смертельным исходом, предварительный диагноз;

в) какой продукт подозревается, какая причина отравления;

г) цель исследования;

д) кем произведена выемка объектов.

При приемке объектов лаборатория должна выдать расписку с указанием времени их получения.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.