Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-04-19 | 86 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Здоровье ребёнка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящённые изучению состояния здоровья детей относятся к прошлому веку и нашли широкое отражение с момента становления государства и в последующие годы, особенно в начале 50-х годов, многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития.
Следует отметить, что на протяжении всего советского периода углубление этой проблемы шло в основном по двум направлениям. Первое выражалось в систематическом наблюдении за детьми в процессе всего периода их роста, что позволяло изучить общий ход физического и общего развития детей, уточнить возрастные особенности и определить влияние средовых факторов на их здоровье. Второе направление заключалось в расширенном изучении общеклинических и других показателей, позволяющих оценить функциональное состояние организма с учётом факторов окружающей и социальной среды, а так же учебной деятельности [11].
С момента выделения в гигиенической науке отдельного направления - гигиены детей и подростков, с созданием соответствующего института - круг исследований был значительно расширен. Они стали базироваться на комплексных данных гигиенистов, физиологов, биологов, клиницистов, биохимиков и педагогов. В результате исследований были выделены критерии определения здоровья детей, включающие уровень достигнутого физического и нервно-психического развития, наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональное состояние организма и степень его резистентности. Доказана необходимость при определении состоянии здоровья учитывать и адаптационные возможности организма [15].
|
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины (Ю.П. Лисицын, Р.Г. Жбанков), психологии (Г.С. Никифоров) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.Л. Трещева и др.).
Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для воспитания у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (О.Л. Трещева [28], Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич [26] и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает воспитание здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.
|
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях В.П. Озерова [18], О.Л. Трещевой [28], В.Г. Алямовской [2] подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Проблеме формирования здоровьесберегающей культуры работников дошкольных учреждений, педагогического процесса посвящены труды Г.К. Зайцева [10], Н.Б. Захаревич [26], О.Л. Трещевой и И.П. Асташиной [28].
Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались Н.Ю. Савельевой [22], где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей.
По мнению Н.Ю. Савельевой [22] дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. "Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму" [22, c.38].
Здоровый образ жизни ребенка - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Педагогу следует учитывать, что отношение ребенка к здоровью как ценности трансформируется на протяжении всего дошкольного возраста.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается [7].
|
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.) [7].
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий "здоровый", как большой, хороший и "здоровый", как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии ("нельзя есть грязные фрукты", "нельзя брать еду грязными руками" и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие "здоровье" с выполнением правил гигиены, начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья. В этом возрасте дети начинают выделять и психический, и социальный компоненты здоровья ("там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела"). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья [7].
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
|
Психологической основой формирования позиции ответственности в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места [13].
Фундамент потребности в здоровом образе жизни и ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Программа сохранения и укрепления здоровья детей дошкольных учреждений базируется на нескольких основных принципах [1, c.7]:
· повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ, формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья;
· выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер, направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;
· учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной среды обитания, влияющих на здоровье детей;
· организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;
· санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами, добавками (соки, коктейли из овощей, ягод и фруктов, фитопрепараты);
· использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение фито - и аэрофитотерапии, природных препаратов, улучшающих обмен веществ);
|
· профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика);
· организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на воздухе и использованием природных источников здоровья в загородных условиях (открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);
· организация оздоровительной работы в местных реабилитационных группах, профильных учреждениях и центрах, что позволяет охватить максимальное
· число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях, и сделает работу намного эффективнее.
Проанализируем условия формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном учреждении (Приложение А).
Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ребенка возможно при соблюдении следующих условий [12]:
1. Организация оздоровительного режима.
2. Организация двигательного режима с преобладанием циклических упражнений.
3. Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.
4. Реализация системы эффективного закаливания.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении [12].
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками [12].
Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы. В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни [12].
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нем.
Четвертым условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей [12].
Таким образом, формирование основ здорового образа жизни - цель системы воспитания в дошкольных заведениях. Дошкольное учреждение сможет успешно решить поставленную валеологией задачу формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни при условии, если оно станет "учреждением здорового стиля жизни" дошкольников, где любая их деятельность (образовательная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будут соответствовать возрастно-половым физиологическим нормативам и осуществляться в допустимых санитарно-гигиенических условиях.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!