Основные типы фольклорного заимствования в русской рок-поэзии — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основные типы фольклорного заимствования в русской рок-поэзии

2021-04-19 164
Основные типы фольклорного заимствования в русской рок-поэзии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

. Основные типы фольклорного заимствования в русской рок-поэзии

. Специфика фольклоризма творчества Александра Башлачева

. Влияние фольклорной традиции на творчества Янки Дягилевой

. Специфика фольклоризма творчества Константина Кинчева

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Рок-поэзия представляет собой новое направление в русской литературе конца двадцатого века. Интерес представляет изучение использования интертекста (в частности, фольклорного) в рок-поэзии, так как данное направление в современной поэзии является синкретичным и вариативным (также, как и русское народное творчество).

История изучения русской рок-поэзии начинается с 1998 г., когда в Твери выходит первый сборник научных статей «Русская рок-поэзия. Тест и контекст» Позднее рок-поэзия как объект исследований появляется в научных работах на соискание ученой степени кандидата филологических наук - Калужиной Д.В.[1], Иванова Д.И. [2]. Можно выделить несколько аспектов изучения эпохи русского рока:

) романтическая версия рок-эстетики (Лексина-Цыдендамбаева А.В [3], Маркелова О.А. [4], Милюгина Е.Г. [5], Неганова О.Н. [6], Нежданова Н.К. [7], Чумакова Ю.А. [8]). В данных работах рассматривается специфика лирического героя, его противопоставленность обществу;

) проблема автора (Козицкая Е.А. [9].);

) особенности циклизации (Орлицкий Ю.Б. [10], Доманский Ю.В. [11], Капрусова М.Н. [12]). В этих статьях анализируется специфика циклов в рок-поэзии и их виды;

) логоцентрические тенденции в рок-поэзии (Цвигун Т.В. [13], Шаулов С.С. [14]). Эти работы посвящены выделению главного элемента рок-поэзии - слова;

) специфика отношения к «слову» в роке (Щербенок А.В. [15], Свиридов С.В. [16]);

) специфика взаимодействия русского рока с «большой» культурой (Ивлева Т.Г. [17], Ступников Д.О. [18], Шидер М. [19]). В таких работах рассматриваются особенности русской рок-поэзии как этапа обобщения зарубежной и русской литературы.

Несмотря на широкий круг объектов изучения, фольклоризм рок-поэзии до сих пор почти не исследован. В связи с этим тема нашего исследования актуальна.

Актуальность работы связана с тем, что рок-культура является неотъемлемой частью современной русской культуры. Всё это позволяет говорить о важности изучения русской рок-культуры для уточнения представления об особой картине мира, отражаемой в произведениях представителей русской рок-поэзии.

Объектом исследования в данной работе является творчество А. Башлачева, Я. Дягилевой и К. Кинчева как представителей русской рок-поэзии,использование фольклоризма в творчестве которых своеобразно и оригинально, что представляет особый интерес для исследования данного направления литературы.

Цель данной работы - выявить основные особенности фольклоризма в современной рок-поэзии.

Задачами работы являются:

1. определение основных типов фольклорного заимствования в рок-поэзии;

2. выявление специфики фольклоризма творчества А. Башлачева;

.   выявление влияния фольклорной традиции на творчество Янки Дягилевой;

.   выявление специфики фольклоризма творчества К. Кинчева.

Методы, использованные при написании данной работы: сравнительно-типологический, мировоззренческий, биографический.

Структура работы. Данная работа включает в себя введение, в котором определены цель, задачи, методы и объект исследования, отражена история изучения, актуальность и практическая значимость; первую главу, в котором определены основные типы фольклорных заимствований в рок-поэзии и специфика фольклоризма творчества Александра Башлачева; вторую главу, в котором, нами была выявлено влияние фольклорной традиции на творчество Янки Дягилевой; третью главу, в котором освещены особенности фольклоризма творчества К. Кинчева; заключение, в котором отражены основные выводы проведенных исследований. В частности, отмечается, что рок-поэзия - это совершенно новое направление в русской литературе, которому свойственна синкретичность. Русская рок-поэзия опирается на опыт всей предшествующей русской словесности,что позволяет нам рассматривать эту проблему.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения рок-поэзии, а также полезны при разработке общих и специальных курсов лекций по истории русской литературы ХХ века и современной литературы в вузовской практике и в средней общеобразовательной школе для разработки факультативных занятий.

Научная новизна заключается в более детальном анализе элементов русского устного народного творчества в творчестве Александра Башлачева, Янки Дягилевой, а также в анализе фольклоризма поэзии Константина Кинчева.

 


Заключение

 

В ходе работы нами были рассмотрены основные типы фольклорного заимствования в русской рок-поэзии, и выявлены следующие:

1. Структурное заимствование - применение в произведении той или иной структурной фольклорной модели;

2. Мотивное заимствование - использование в рок-поэзии того или иного фольклорного мотива;

.   Образное заимствование - в рок-поэзии: явное перенесение фольклорного персонажа в произведение;

.   Использование художественных приемов и средств русского устного народного творчества.

Нами была обозначена специфика рок-поэзии как самостоятельного литературного направления. Мы проследили социально-политические и духовные предпосылки возникновения рок-поэзии. Нами также были выделены отличительные признаки данного направления. Прежде всего это тематические признаки - выражение протеста против существующего политического строя и размышление над духовными проблемами своего времени. Также для рок-поэзии характерен синкретизм (слово, музыка и театр) и использование многих видов искусства (изобразительного, искусства танца, кинематографа и т.д.).

В ходе рассмотрения отличительных черт фольклоризма рок-поэзии разных регионов, нами названо четыре школы, на которые разделяется русская рок-поэзия, и названы основные особенности использования фольклора каждой из этих школ:

1. Московская школа

2. Ленинградская школа

.   Уральская школа

.   Сибирская школа

Мы выяснили, что наиболее активно используют в своем творчестве фольклорные элементы представители сибирской и уральской школ рок-поэзии. Менее всего наблюдается обращение к русскому устному народному творчеству у представителей московской школы.

Нами исследована специфика фольклоризма творчества Александра Башлачева. Этот автор относится географически - к уральской, фактически - к ленинградской школе рок-поэзии. Соответственно, в его творчестве фольклоризм проявляется наиболее ярко. Использование в творчестве фольклорных элементов является одной из отличительных особенностей творчества Александра Башлачева. Александр Башлачев использует в своем творчестве почти все фольклорные жанры - малые (пословицы, поговорки, загадки), заклички, частушки, колядки, лирические песни, былички, элементы былины и сказки. Мы также видим в поэзии Александра Башлачева мифологическую картину мира, в которой иногда проявляются элементы религиозного мировоззрения.

В ходе работы нами выявлено влияние фольклорной традиции на творчество Янки Дягилевой. Поэтесса относится к сибирской школе рок-поэзии, поэтому она использует разнообразные элементы русского устного народного творчества в своих стихотворениях очень оригинально. Основной особенностью ее поэзии является создание индивидуально-авторской речевой стереотипии по типу фольклорной, а также творческое, авторское переосмысление малых жанров фольклора - пословиц и поговорок русского народа, использование элементов протяжной лирической песни.

Нами исследовано также творчество Константина Кинчева с точки зрения использования в нем фольклорных элементов. Творчество Константина Кинчева, географически относясь к московской школе, фактически стоит на стыке сибирской и ленинградской школ рок-поэзии, следовательно, фольклоризм его очень специфичен. Основной особенностью его творчества является использование приема антропоморфизма - перенесение на животных, растения, явления природы человеческих качеств и свойств, в силу чего они приобретают способность говорить, чувствовать, мыслить и действовать, как человек. Также достаточно часто встречается в поэзии Константина Кинчева явление зооморфизма - перенесение на природу свойств животных. В творчестве данного рок-поэта происходит смешение двух картин мира - мифологической и религиозной. При этом важно отметить, что при всем влиянии творчества Александра Башлачева на мировоззрение и поэзию Константина Кинчева, рок-поэт сохраняет индивидуальные особенности - в его творчестве доминирующей является христианская картина мира. Особенно ярко это проявляется в альбомах последних лет - «Стать Севера» (2007 год), «Пульс хранителя дверей лабиринта» (2008 год), «Твердый знак» (2010 год).

Необходимо отметить, что у всех трех авторов, творчество которых было нами проанализировано, нет специальной стилизации своих произведений под фольклорные. Включение элементов русского устного народного творчества в произведение - явление скорее подсознательное, это обращение к своим корням, к истокам менталитета своего народа. Наиболее часто используемый тип интертекста в творчестве рок-поэтов - аллюзия и прямое цитирование, также достаточно часто используется творческое переосмысление малого фольклорного жанра. Реже встречаются такие типы интертекстуальности, как стилизация, пародия, литературное припоминание и подражание.

Все представители рок-поэзии используют в стихотворениях элементы русского устного народного творчества. Те авторы, чья поэзия исследована нами в работе, используют в своем творчестве фольклор наиболее разнообразно и творчески.

На основе проведенных нами исследований мы можем сделать вывод, что современная русская рок-поэзия - это новое направление в русской литературе. Фольклоризм - один из наиболее ярких и активно развивающихся ее признаков. Фольклоризм богато представлен в творчестве всех рок-поэтов. Следует также отметить, что не встречается совершенно одинаковых заимствований или интертекстуальных включений, поскольку рок-поэзия - это всегда творческое переосмысление и применение фольклорных элементов к современному автору периоду.

 


Список использованной литературы

 

1. Калуженина Д.В. Художественный гиперконцепт «пространство» в поэзии конца ХХ века (на материале лирики К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова и А. Кушнера) - автореф. дис... к.ф.н. − Саратов. 2008. / http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/286339.html.

. Иванов Д.И. Рок-альбом 1980-х годов как синтетический текст: Ю. Шевчук «Пластун» - автореф. дис… к.ф.н. − Иваново, 2008. / www.ivanovo.ac.ru/phocadownload/avtoreferat/Ivanov.doc

. Лексина-Цыдендамбаева А.В. «Неоромантический импрессионизм» как основа художественного мира В. Цоя. / русская рок-поэзия: текст и контекст 2. − Тверь, 1999. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Маркелова О.А. «Я не знаю, как жить, если смерть станет вдруг невозможна…» Двоемирие и время в альбоме Ю. Шевчука «Мир Номер Ноль». / русская рок-поэзия: текст и контекст 5. − Тверь, 2001. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления. / Русская рок-поэзия текст и контекст. 2. − Тверь, 1999. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Неганова О.Н. «Я пришел помешать тебе спать!»: Семантика сна в творчестве Константина Кинчева. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. − Тверь, 2000. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Нежданова Н.К. Антиномичность как доминанта художественного мышления рок-поэтов. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. − Тверь, 2000. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Чумакова Ю.А. Концепция любви в поэтическом творчестве рок-музыкантов. / Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2. − Тверь, 1999. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Козицкая Е.А. «Чужое» слово в поэтике русского рока. / Русская рок-поэзия: текст и контекст. − Тверь, 1998.; Давыдов Д.М. Статус автора в русской рок культуре. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. − Тверь. 1999. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Орлицкий Ю. Принципы композиции альбома в англоязычном и русском роке. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. − Тверь 2001. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 3. − Тверь, 2000; Доманский Ю.В. Нетрадиционные способы циклизации в русском роке. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. − Тверь, 2000. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Капрусова М.Н. К вопросу о вариантах функционирования модернистской традиции в русской рок-поэзии. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. − Тверь, 2000. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Цвигун Т.В. Логоцентрические тенденции в русской рок-поэзии. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. − Тверь, 2002. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Цвигун Т.В. Логоцентрические тенденции в русской рок-поэзии. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. − Тверь, 2002. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Шаулов С.С. «Вечный пост» Александра Башлачева: опыт истолкования поэтического мифа. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. − Тверь, 2000. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Щербенок А.В. Слово в русском роке. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. − Тверь, 1999. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Свиридов С.В. Рок-искусство и проблемы синтетического текста. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. − Тверь, 2002. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Ивлева Т.Г. Вода, в которой плывет NAUTILUS POMPILIUS. / Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. − Тверь, 2000. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Ступников Д.О. Символ поезда у Б.Пастернака и рок-поэтов. / Русская рок-поэзия: текст и контекст. − Тверь, 1998. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Шидер М. Литературно-философская направленность русской рок-лирики (классическое наследие в песнях А. Башлачева, М. Науменко). / Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. − Тверь 2001. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Трыкова О.Ю. О классификации способов взаимодействия русской литературы XX в. с фольклором. / Ярославский педагогический вестник. / http://vestnik.yspu.org/releases/doskolnoe_obrazovanie/1_5/.

. Башлачев А. «Егоркина былина». // http://www.falshivim-vmeste.ru/songs/ 675820800.html.

. Башлачев А. «Мельница». // http://www.falshivim-vmeste.ru/songs/ 676684800.html.

. «Веня Дркин». «Матушка игуменья». // http://www.falshivim-vmeste.ru/ songs/ 856224000.html.

. «Алиса». «Дурак и солнце». // http://www.alisa.net/diskografiya.php?action =main&disk=disk97.

. «Алиса». «Только этот день» («Осеннее солнце»). // http://www.alisa.net/ diskografiya.php?action=main&disk=disk97.

. «Алиса». «Стерх». // http://www.alisa.net/diskografiya.php?action=main& disk=disk91.

28. «Алиса». «Жар бог Шуга». // http://www.alisa.net/diskografiya.php?action= main&disk=disk91.

29. «Аквариум». «Волки и вороны». // http://www.aquarium.ru/discography/ russkij_al224.html#@726.

. «Крематорий». «Пиноккио». // http://www.crematorium.ru/archives/lyrics/ 130.shtml.

. «Калинов мост». «Девка красная». // http://www.nomorelyrics.net/ru/song/ 11104.html.

. «Алиса». «Небо славян». // http://www.alisa.net/diskografiya.php?action= main&disk=disk03.

. Геллер М., Некрич А. История России 1917-1995. // http://wwwglobalteka.ru/books/doc_details/133-----1917-1995.html.

. Документальный фильм «Рок-версия событий» ГТРК Культура. 2007. // http://www.liveinternet.ru/users/rock_video_music_box/post65572597.

. Документальный фильм «От винта» ГТК «Телеканал «Россия» 2005. // http://antipunk.org/bashlachevaleksandr-bashlachev-ot-vinta-smertelnyj-polyot/.

. Козицкая Е.А. Академическое литературоведение и проблемы исследования русской рок-поэзии. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. − №2.

. Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. − №2.

. Шакулина П.С. Русский рок и русский фольклор». // Русская рок-поэзия: текст и контекст. − №2.

. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. − Тверь, 1998. / http://poetics.nm.ru/#rock.

. Мельниченко М. …Семь кругов беспокойного лада. / Музыкальная жизнь. - М., 1988. - №18.

. Кузнецов А. «Горлом идет любовь…». // http://kaaleksandr.livejournal.com /31694.html.

. Юхананов Б. Интервью с Александром Башлачевым, 1986 г. // http://dajd.ru/zakroma/bashlachev.html.

. Усачева Светлана. Рождение рок-поэзии из духа рок-музыки (введение). // http://samlib.ru/u/usachewa_s_g/kinchev1.shtml.

. Башлачев Александр. «Ванюша». // http://www.falshivim-vmeste.ru/songs/674524800.html.

. Русский советский фольклор. Антология. / Сост. и примеч. Л.В. Домановского, Н.В. Новикова, Г.Г. Шаповаловой. Под ред. Н.В. Новикова и Б.Н. Путилова. - Л., 1967.

. Цветкова А.Д. особенности сюжетосложения былички. // Русская устная мифологическая проза Центрально-Северного Казахстана. - Павлодар, 2006. - С. 43.

. Аникин В.П. Речевая стереотипия. / Теория фольклора. - М., 1996. - С. 300

. «Алеша Попович и сестра братьев Петровичей». // http://www.byliny.ru/content/text/alesha-popovich-i-sestra-petrovichej.

. Песни солдат и о солдатах. Рекрутские причитания. / Русские народные песни. / Сост. и вводн. тексты В.В. Варгановой. - М., 1988.

. Русская колядка. // http://detkam.e-papa.ru/stihi/8/107/.

. Рождественская колядка // http://pochemu4ka.ru/publ/koljadki/ rozhdestvenskie_koljadki_2_chast/142-1-0-1575.

. Башлачев А. Некому березу заломати. // http://www.falshivim-vmeste.ru/songs/677203200.html.

. Башлачев А. Лихо. // http://www.falshivim-vmeste.ru/songs/676598400.html

. Панченко А.М. Юродивые на Руси. // Русская история и культура: Работы разных лет. − СПб., 1999. − С. 392-407.

. Топорков А. Л. Огонь. // http://www.pagan.ru/slowar/o/ogoner10.php.

. Шаулов С.С. «Вечный пост» Александра Башлачева. Опыт истолкования поэтического мифа. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. − Тверь, 2000. - С. 70-86.

. Башлачев А. «Вечный Пост». // http://www.falshivim-vmeste.ru/songs/ 674697600.html.

. Башлачев А. «Имя Имён». // http://www.falshivim-vmeste.ru/songs/ 676166400.html.

. Дягилева Янка. «На дороге пятак». // http://yanka.lenin.ru/album/accord/ acc12.htm.

. Денисенко В. Рок - это судьба. // http://zhurnal.lib.ru/d/denisenko_w_a/ rock.shtml.

. Нугманова Г.Ш. Фольклорные образы-символы в творчестве А. Башлачева. // http://www.fedy-diary.ru/Gold/books-r/poeza2.htm.

. Мутина А.С. «Выше ноги от земли», или ближе к себе (о некоторых особенностях фольклоризма в творчестве Янки Дягилевой)». // Русская рок-поэзия: текст и контекст. − №4.

. Дягилева Я. Нюркина песня. // http://yanka.lenin.ru/album/accord/ acc13.htm.

. Дягилева Я. Выше ноги от земли. // http://yanka.lenin.ru/album/accord/ acc4.htm.

. Дягилева Я. Гори-гори ясно! // http://yanka.lenin.ru/album/accord/acc5.htm.

. Дягилева Я. Полкоролевства. // http://yanka.lenin.ru/album/accord/ acc19.htm.

. Дягилева Я. Про чертиков. // http://yanka.lenin.ru/album/accord/acc21.htm.

. Телеканал «A-ONE». Звездочат. // http://www.google.ru/search?q= %D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%82+%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%B2&hl=ru&lr=&newwindow=1&source=univ&tbs=vid:1&tbo=u&ei=ol7MS5GGMoGZOIiRhfEF&sa=X&oi=video_result_group&ct=title&resnum=4&ved=0CBsQqwQwAw.

. Барановская Н.А. По дороге в рай… // Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документации. Публикации. - СПб, 1993. - С.67-69.

. Башлачев А. Время колокольчиков. // http://www.falshivim-vmeste.ru/songs/675043200.html.

. «Алиса». «Сумерки». // http://www.alisa.net/disk1/shabash.htm#shabash.

. Св. Василий Великий. Беседа 10. Первая о сотворении человека «по образу…». // Беседы на шестоднев. - М., 2010. - 192 с.

. «Алиса». «Ветер водит хоровод». // http://www.alisa.net/disk1/ shabash.htm#shabash.

. «Алиса». «Чую гибель»// http://www.alisa.net/disk1/shabash.htm#shabash.

. «Алиса» «Дурак и Солнце» // http://www.alisa.net/disk1/duren.htm#zver.

. Башлачев А. «Похороны шута». // http://www.falshivim-vmeste.ru/songs/678412800.html.

. «Алиса». «Красное на черном». // «Алиса». «Блокада» // http://www.alisa.net/disk1/blockada.htm#names.

. «Алиса». «Шабаш 2».

. «Алиса». «Вор да палач». // http://www.alisa.net/diskografiya.php?action= main&disk=disk84.

. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1986. - С. 772.

. «Алиса». «Шабаш». // http://www.alisa.net/disk1/shabash.htm#shabash.

Содержание

 

Введение

. Основные типы фольклорного заимствования в русской рок-поэзии

. Специфика фольклоризма творчества Александра Башлачева

. Влияние фольклорной традиции на творчества Янки Дягилевой

. Специфика фольклоризма творчества Константина Кинчева

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Рок-поэзия представляет собой новое направление в русской литературе конца двадцатого века. Интерес представляет изучение использования интертекста (в частности, фольклорного) в рок-поэзии, так как данное направление в современной поэзии является синкретичным и вариативным (также, как и русское народное творчество).

История изучения русской рок-поэзии начинается с 1998 г., когда в Твери выходит первый сборник научных статей «Русская рок-поэзия. Тест и контекст» Позднее рок-поэзия как объект исследований появляется в научных работах на соискание ученой степени кандидата филологических наук - Калужиной Д.В.[1], Иванова Д.И. [2]. Можно выделить несколько аспектов изучения эпохи русского рока:

) романтическая версия рок-эстетики (Лексина-Цыдендамбаева А.В [3], Маркелова О.А. [4], Милюгина Е.Г. [5], Неганова О.Н. [6], Нежданова Н.К. [7], Чумакова Ю.А. [8]). В данных работах рассматривается специфика лирического героя, его противопоставленность обществу;

) проблема автора (Козицкая Е.А. [9].);

) особенности циклизации (Орлицкий Ю.Б. [10], Доманский Ю.В. [11], Капрусова М.Н. [12]). В этих статьях анализируется специфика циклов в рок-поэзии и их виды;

) логоцентрические тенденции в рок-поэзии (Цвигун Т.В. [13], Шаулов С.С. [14]). Эти работы посвящены выделению главного элемента рок-поэзии - слова;

) специфика отношения к «слову» в роке (Щербенок А.В. [15], Свиридов С.В. [16]);

) специфика взаимодействия русского рока с «большой» культурой (Ивлева Т.Г. [17], Ступников Д.О. [18], Шидер М. [19]). В таких работах рассматриваются особенности русской рок-поэзии как этапа обобщения зарубежной и русской литературы.

Несмотря на широкий круг объектов изучения, фольклоризм рок-поэзии до сих пор почти не исследован. В связи с этим тема нашего исследования актуальна.

Актуальность работы связана с тем, что рок-культура является неотъемлемой частью современной русской культуры. Всё это позволяет говорить о важности изучения русской рок-культуры для уточнения представления об особой картине мира, отражаемой в произведениях представителей русской рок-поэзии.

Объектом исследования в данной работе является творчество А. Башлачева, Я. Дягилевой и К. Кинчева как представителей русской рок-поэзии,использование фольклоризма в творчестве которых своеобразно и оригинально, что представляет особый интерес для исследования данного направления литературы.

Цель данной работы - выявить основные особенности фольклоризма в современной рок-поэзии.

Задачами работы являются:

1. определение основных типов фольклорного заимствования в рок-поэзии;

2. выявление специфики фольклоризма творчества А. Башлачева;

.   выявление влияния фольклорной традиции на творчество Янки Дягилевой;

.   выявление специфики фольклоризма творчества К. Кинчева.

Методы, использованные при написании данной работы: сравнительно-типологический, мировоззренческий, биографический.

Структура работы. Данная работа включает в себя введение, в котором определены цель, задачи, методы и объект исследования, отражена история изучения, актуальность и практическая значимость; первую главу, в котором определены основные типы фольклорных заимствований в рок-поэзии и специфика фольклоризма творчества Александра Башлачева; вторую главу, в котором, нами была выявлено влияние фольклорной традиции на творчество Янки Дягилевой; третью главу, в котором освещены особенности фольклоризма творчества К. Кинчева; заключение, в котором отражены основные выводы проведенных исследований. В частности, отмечается, что рок-поэзия - это совершенно новое направление в русской литературе, которому свойственна синкретичность. Русская рок-поэзия опирается на опыт всей предшествующей русской словесности,что позволяет нам рассматривать эту проблему.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения рок-поэзии, а также полезны при разработке общих и специальных курсов лекций по истории русской литературы ХХ века и современной литературы в вузовской практике и в средней общеобразовательной школе для разработки факультативных занятий.

Научная новизна заключается в более детальном анализе элементов русского устного народного творчества в творчестве Александра Башлачева, Янки Дягилевой, а также в анализе фольклоризма поэзии Константина Кинчева.

 


Основные типы фольклорного заимствования в русской рок-поэзии

 

Взаимодействие устной и письменной словесности начинается буквально с первых десятилетий развития русской литературы, когда древнерусские книжники обращаются к фольклорным текстам. К моменту возникновения русской литературы существовала достаточно развитая устная культура, поэтому влияние фольклора на литературу было очень активным. Причем, как подчеркивают исследователи, «взаимодействие литературы с фольклором - не односторонний процесс…» [20].

В данной работе мы определили задачей …Нас интересуют именно такие способы взаимодействия литературы с русским устным народным творчеством, при которых можно проследить в литературе основные типы фольклорного заимствования. Изучая подобное взаимодействие, Трыкова О.Ю. пишет: «Часто художник подсознательно интуитивно воплощает в своем произведении ту или иную фольклорную модель… Воспринятая как часть культуры народа, она становится органической составляющей художественного мира писателя» [20]. Мы также придерживаемся той точки зрения, что в большинстве случаев поэты и писатели используют фольклорный интертекст не намеренно, а именно как «генетически» наследованные элементы.

Остановимся подробнее на основных типах фольклорно-литературных заимствования, которые распространяются и на рок-поэзию.

Первый вид - это структурные заимствования. Это проявляется в тех случаях, когда писатель применяет в произведении ту или иную структурную фольклорную модель. В литературе этот вид заимствования использован, например, при описании свиты Воланда в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: мы ясно видим структуру былички - «свидетельского показания» о встрече с нечистой силой. Их типичная функция в быличке - «показаться», «водить», «напугать». В романе М. Булгакова нечистая сила «водит» Ивана Бездомного по Москве, заставляя совершать необъяснимые поступки. Этот вид заимствований не очень часто встречается в рок-поэзии, но подобранные нами примеры ярко иллюстрируют подобное взаимодействие. В песне «Егоркина былина» Александр Башлачев использует структуру народной былички: человек вступает в контакт с нечистой силой - нечистая сила действует - человек переживает последствия контакта с нечистой силой. Как известно, в быличке чаще всего присутствуют существа низшей мифологии (домашние духи, хозяева природных сфер, люди-посредники между своим и чужим мирами). Александр Башлачев же называет нечистую силу, о которой говорит в произведении, - «Снежна Бабушка»:

 

Заплясали вдруг тени легкие,

Заскрипели вдруг петли ржавые,

Отворив замки громом-посохом,

В белом саване Снежна Бабушка... [21]

 

В этом его отличие от традиционного жанра - такого персонажа в быличке не встречается. Мы четко понимаем, что онявляется представителем нечистой силы, потустороннего мира - на это нам указывает «белый саван», в который он одет. Появление и действия нечистой силы в быличке связаны с нарушении какой-либо нормы, народной этики. Как и в быличке, в песне Александра Башлачева - это своеобразное наказание за неправильно прожитую, греховную жизнь главного героя. Структура былички используется и повторяется Александром Башлачевым также в песне «Мельница». Однако в данном случае автор уже не называет нечистую силу вымышленными именами (лишь раз упоминается антропоморфный представитель этой силы - «Мельник-Ветер»), а говорит о ней открыто:

 


Здравствуй, Мельник-Ветер, лютый бес!

Ох, не иначе черти крутят твою карусель...[22]

 

Это придает произведению еще большее сходство с русской народной быличкой, так как в ней чертможет являться одним из главных действующих на человека персонажей. Черт в быличке появился позднее, это олицетворение всей нечистой силы. Христианство всю нечистую силу соединило в одном образе. Если у каждого мифологического персонажа была своя сфера (домовой - только в доме, полевик - только в поле, и т.д.), то черт может быть везде. Следует также отметить, что русская рок-поэзия, опираясь на весь предшествующий литературный опыт, зачастую представляет мельницу как границу между «своим» и «чужим» мирами. Мы можем увидеть это не только в произведении Александра Башлачева, но и Вени Дркина (Александра Литвинова) «Старая мельница» (существует вариант названия этой песни - «Матушка игуменья»):

 

Старая мельница, ей сотни лет,

Вход всем всегда открыт.

И ночью в окне горит слабый свет,

Утром на пороге следы копыт... [23]

 

Песня Константина Кинчева «Дурак и солнце» (ориентируется на жанровую структурурусской народной волшебной сказки. Мы легко можем проследить эту структуру: запрет - нарушение запрета - похищение - путешествие - борьба с героем-антагонистом - победа. Мир в песне четко делится на «свой» и «чужой», и так же, как и в волшебной сказке, мир «чужой» является загробным миром, миром мертвых:

 

На краю небес вырывает бес из волос репьи-мраки.

Да блюет на свет звездами побед, беса не унять в драке.

Разметать репьи по краям земли нынче дураку сила

Да с небес сорвать бешеную тать солнцу помоги, милый! [24]

 

Мы видим присутствие в тексте - наравне с главным героем - героя-антагониста (в данном случае он не является антропоморфным, это «мрак»). Мы видим также и аналог того, что в волшебной сказке является объектом поиска - в данном случае это Солнце. С Солнцем в данной песне также связана немаловажная деталь волшебной сказки: луч Солнца - это и есть тот самый волшебный предмет, при помощи которого герой побеждает своего противника и преодолевает препятствие.

Заимствование жанровой структуры из фольклора в рок-поэзии проявляется также в таких песнях, как «Конец света в деревне Лебедевка» Юрия Шевчука (здесь перед нами предстает структура приметы: «если воет собака - то это к покойнику»), «Нюркина песня» Янки Дягилевой (ориентирована на структуру свадебной протяжной песни), и так далее. Но в этих произведениях не столь ярко проявлены черты структурного заимствования, и поэтому мы лишь отметим их, но не будем останавливаться на них подробно.

Вторым типом заимствований являются мотивные. Как пишет О.Ю. Трыкова, «мотивное заимствование предполагает использование в художественной литературе отдельных мотивов фольклора» [20]. Например, сказочный мотив путешествия и решения трудной задачи - композиционная основа романа А.Платонова "Чевенгур". Заимствований этого типа в рок-поэзии крайне мало. Мы смогли выбрать только три текста. Две песни Константина Кинчева - «Дурак» и «Дурак и солнце» включают в себя мотивы сказочного путешествия и решения сложной задачи, свойственные волшебной сказке. Причем в песне «Дурак и солнце» четко определяется место путешествия:

 


За тридевять земель,

Неба на краю

.

Не в аду не в раю,

А на самом краю [24].

 

Александр Башлачев в песне «Мельница» использует мотив нарушения запрета. Проявляется он здесь проявляется весьма своеобразно. Как и в фольклоре, для лирического героя существует внутренний запрет - нельзя ночью ходить в места, которые считаются границей между «своим» и «чужим» мирами (такими местами являются баня, мельница, пасека, околица и т.д.). Мы понимаем, что запрет существует внутренне, так как в тексте видим подстрекательство нечистой силы данный запрет нарушить:

 

Черный дым по крыше стелется.

Свистит под окнами.

В пятницу да ближе к полночи

Не проворонь, вези зерно на мельницу! [22]

 

Мотив запрета достаточно частотен в классической русской литературе (причем запрет может быть как внешним, так и внутренним), но в рок-поэзии он почти не проявляется. Поэтому «Мельница» - это единственный выбранный нами текст, отражающий фольклорный мотив запрета.

Третьим видом заимствования необходимо назвать образное. О.Ю. Трыковаотмечает, что в литературе оно выражается в двух формах -явного перенесения фольклорного персонажа в произведение и ассоциативно-образного наследования, когда созданный автором образ лишь ассоциируется с фольклорным. В рок-поэзии данный вид заимствования проявляется в форме явного перенесения фольклорного персонажа в произведение. В рок-поэзии широко представлены два типа фольклорных образов - антропоморфные и образ дурака.

Антропоморфные образы встречаются в песнях очень многих авторов, но если в фольклоре они изображают силы природы, наделенные человеческими чертами и качествами, то в рок-поэзии они чаще всего представляют собой нечистую силу. Приведем примеры. Одним из наиболее ярких примеров, в которых антропоморфные образы выступают в роли нечистой силы, является песня Александра Башлачева «Мельница». Как мы уже говорили выше, автор называет ее совершенно явно:

Здравствуй, Мельник-Ветер, лютый бес! [22]

Образ ветра как антропоморфного персонажа достаточно часто встречается в творчестве Константина Кинчева, например, в таких произведениях, как «Ветер водит хоровод» или «Жги-гуляй».

В некоторых случаях автор не ставит целью показать нечистую силу в атропоморфном облике.Однако чаще всего его символика все-таки остается негативной. Чаще всего это обусловлено идейно-тематическим содержанием произведения. Подобные примеры можно увидеть в творчестве Константина Кинчева, в частности, в песне «Только этот день («Осеннее солнце»)»:

 

Смотри, как кровью дурманит болота кикимора-Клюква.

Как ведьмы-вороны тревожат день Вознесенья.

Смотри, как в саван туман наряжает озера,

Как стелет звезды по самой воде поднебесье [25].

 

В русском фольклоре существует мотив смены ведьмой своего облика, и принятия облика животного или птицы - гуся или вороны. В данном случае мы видим использование этого мотива.

Также подобное негативное отношение к антропоморфным образам-персонажам просматривается в песне «Стерх»:


Где надежда на солнце таится в дремучих напевах,

Где по молниям-спицам танцует Гроза-королева,

Где Луна присосалась к душе, словно пьявка-змея,

Где пускают по кругу любовь, - там иду я [26].

 

В одной из ранних песен, относящихся к 1988 году - «Жар бог Шуга» - негативные антропоморфные образы Зимы противодействует языческому антропоморфному образу Весны:

 

Лысые поляны да топи в лесах -

Это пляшет по пням Весна.

Эй, лихоманка, вьюга-пурга!

Что, взяла? Ха, на-ка, выкуси-ка!

Кыш, паскуда, черная Ночь!

Нынче солнце да масленица!

Гуляй, поле, ходи, изба,

Ой, да праздник, ой да!

Дрянь твое дело, дедушка-Снег,

Почернел да скукожился.

Жги, жги, красное, жги меня, жги,

Жги, чтобы ожил я! [27]

 

Традиционно в фольклоре встречается явление антропоморфизма, зооморфизма (например, образ чудесного помощника - Серый волк), анимизма (например, волшебный клубок или чудесная кукла).В произведении Бориса Гребенщикова «Волки и вороны» мы видим этот образ - в данном случае чудесные помощники помогают лирическому герою достигнуть конечной цели его путешествия:

 


А мы пропали бы совсем, когда б не волки да вороны;

Они спросили: "Вы куда? Небось до теплой звезды?.."

……………………………………………………………

Так я прикрою вас, а вы меня, волки да вороны,

Чтобы кто-нибудь дошел до этой чистой звезды... [28]

 

В рок-поэзии мы можем встретить буквальное цитирование пословиц и поговорок русского народа, илиже их авторскую переработку, конечно, без изменения смысла народной мудрости.

Авторская интерпретация пословицы «Заставь дурака Богу молиться - он и лоб расшибет» встречается в произведении Армена Григоряна, лидера группы «Крематорий», «Пиноккио»:

 

Дамы рыдают, рыцари пьют,

Дурак о пол расшибает лоб.

С небес на землю спускается Бог

И дае


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.