Организация строительных работ и их учета — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организация строительных работ и их учета

2021-04-19 121
Организация строительных работ и их учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преобразования политической и экономической систем страны за последние десятилетия вызвали необходимость изменения норматив­но-правового регулирования отношений, возникающих в ходе реали­зации договора строительного подряда. К сожалению, в настоящее время существует немало проблем, связанных с регулированием взаи­модействия участников процесса строительства. Для решения этих проблем договор строительного подряда необходимо рассматривать как особый вид гражданско-правовых отношений [29, с.173]

Как показывает практика, наибольшей эффективности применения договора строительного подряда можно достичь:

- путем изучения специфики и особенностей правовой основы до­говора строительного подряда;

- в результате анализа правовой природы договора и его функциональной направленности;

-на основе выявления всех возможностей его практического применения.

Н.А. Адамов указывает, что еще на стадии заключения договора следует учесть, что по объему охватываемых вопросов договор строительного подряда относится к наиболее сложным видам договоров [23, с.16]. Это вызвано в первую очередь широтой охватываемых им вопросов, таких как:

- поставка материалов;

- установка технологического оборудования;

- условия и график сдачи и оплаты различных этапов работ;

- устранение недостатков, обнаруженных после сдачи объекта, и т. д.

Обязательным приложением к договору строительного подряда яв­ляется утвержденная проектно-сметная документация. Следователь­но, действующее законодательство не допускает, даже при согласии всех участников процесса строительства, осуществления строитель­ных работ без проектно-сметной документации. Проектно-сметная документация служит для определения количества различных ресур­сов, необходимых для осуществления работ, предусмотренных дого­вором строительного подряда. Выявленные таким образом данные могут служить основанием для определения стоимостных показате­лей при формировании договорной цены на строительные работы.

Субъектный состав договора строительного подряда зависит от того, какие именно отношения имеют место в конкретном случае. Возможными вариантами могут быть следующие:

- в качестве заказчика фигурирует государство в лице его министерств или других органов;

- заказчиком объекта строительства является другой хозяйствую­щий субъект;

- строительные работы осуществляются для удовлетворения личных потребностей заказчика как физического лица.

Конкретные отношения между участниками процесса строитель­ства регламентируются соответствующими юридическими нормами. Например, те, при которых государство является заказчиком объекта строительства (гл.37) [1]. В частности, там отмечено следующее: подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназна­ченные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуще­ствляются на основе государственного контракта на выполнение под­рядных работ для государственных нужд. При этом следует заметить, что в соответствии с нормами ГК РФ муниципальные образования, а также государственные предприятия не наделены правом заключения контрактов со статусом государственного. Между тем бухгалтерский учет и система налогообложения затрат, связанных с осуществлением строительных работ, финансируемых за счет бюджетов разных уров­ней или внебюджетных фондов, имеют свои особенности. Это замеча­ние касается, в частности, вопроса применения отраслевых рекомен­даций и указаний по определению себестоимости строительных работ (ст.740) [1]. В тех случаях, когда по договору строи­тельного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика), к такому до­говору соответственно применяются нормы договора бытового подряда.

К особенностям договора строительного подряда можно отнести наличие в нем положений об условиях сдачи и приемки выполнен­ных строительных работ или объекта строительства. Это требование договора осуществляется только в письменной форме, путем подпи­сания сторонами договора строительного подряда актов, установлен­ных форм. Кроме того, юридически значимыми для сторон являются сроки начала и окончания строительства. В частности, с точки зре­ния организации бухгалтерского учета и налогообложения данные факторы имеют существенное значение.

Важным аспектом правового регулирования взаимоотношений субъектов договора строительного подряда, обусловленным технической сложностью предмета договора и тем, что возможные дефекты могут быть скрыты при производстве работ и их обнаружение при приемке может быть затруднено, является предельный срок обнару­жения недостатков, т. е. гарантия качества исполнения строительных работ. Предельный срок обнаружения недостатков, допущенных подрядными организациями в ходе осуще­ствления строительных работ, составляет пять лет (ст.756) [1].

Особенности, свойственные договору строительного подряда, обус­ловливают его функциональную направленность. В качестве основных функций договора строительного подряда можно выделить следующие:

- фондосоздающая;

- инвестиционная;

- социальная;

- стабилизирующая.

Строительство удовлетворяет потребности хозяйствующих субъек­тов в строительстве или обновлении их основных фондов. Этим объяс­няется резкое увеличение спроса на строительную продукцию в пери­оды роста экономики отдельно взятой страны.

Нормативно-правовая основа договора строительного подряда вклю­чает в себя: федеральные законы, регулирующие данную деятельность; ГОСТы; подзаконные правовые акты; отраслевые указания, рекоменда­ции, положения, приказы, инструкции; СНиПы и др. Прежде, чем приступить к строительству, организация должна получить специальное разрешение на строительство. Разрешение на выполнение строительно–монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора РФ [6]. Разрешения выдаются:

- на выполнение всех видов работ по объекту;

- на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ: подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов.

Срок действия специального разрешения устанавливается инспекцией Госархстройнадзора в недельный срок. Это разрешение носит название – лицензия [5]. Лицензированию подлежит проектирование зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности, строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности. Необходимо иметь в виду, что лицензия выдается лицензирующим органом юридическому лицу на право ведения конкретного вида деятельности.

Если строительные работы осуществляются по договору о совместной деятельности, то каждый участник может осуществлять работы только в пределах прав, предоставленных лицензией. Это особенно важно для строительной отрасли. Например, если обнаружится, что у субподрядчика соответствующая лицензия на проведение работ отсутствует, то это является основанием для признания заключенного с ним договора недействительным.

Как уже отмечалось выше, договор строительного подряда относится к наиболее сложным видам договоров с точки зрения широты охвата различных вопросов, возникающих при строительстве. В части регу­лирования договора строительного подряда ГК РФ содержит как обя­зательные, так и необязательные нормы (императивные и диспозитивные), т. е. нормы, используемые применительно к конкретным ситуациям, с помощью которых учитываются специфика и все особен­ности, предъявляемые заказчиком к конкретному объекту строитель­ства. Содержание отдельного договора строительного подряда может зависеть от масштаба стройки, желаний сторон, состава субъектов до­говора и их юридической подготовки и т. д. Из этого можно сделать вывод о том, что нет формы договора строительного подряда «на все случаи» и практически всегда существует необходимость формирова­ния структуры договора исходя из конкретных обстоятельств.

При любом сочетании субъектов процесса инвестиционной деятель­ности, связанной со строительством, заказчик является основным. Дан­ное утверждение основано на том, что именно он:

- определяет условия работы подрядных организаций;

- отвечает за разработку проектно-сметной документации;

- предоставляет для строительства земельный участок (или заст­ройщик);

- в некоторых случаях может являться потребителем законченно­го объекта строительства.

Как показывает практика, важнейшее правовое значение имеют ус­ловия, закрепленные договором строительного подряда, касающиеся сдачи и приемки строительных работ. Это вытекает из того, что с мо­мента сдачи и приемки строительных работ и подписания соответ­ствующих актов возникает переход прав собственности на объект или его часть от подрядчика к заказчику. Факт перехода прав собственно­сти на объект строительства влияет, в частности, на:

- определение ответственности за сохранность объекта или его части;

- выявление налогооблагаемой базы (НДС, налог на прибыль орга­низации, налог на имущество);

- момент истечения гарантийного срока качества;

- срок исковой давности;

- возникновение кредиторской задолженности заказчика.

Правовое регулирование приемки и сдачи строительных работ, где отмечено, что заказ­чик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче резуль­татов выполненных по договору строительного подряда работ, обязан немедленно приступить к его приемке (ст.753) [1]. Если иное не предусмотрено договором, то работы по сдаче выполненных строительных работ осу­ществляются за счет заказчика объекта строительства. Кроме того, за­казчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.

Существенным элементом договора строительного подряда являет­ся порядок оплаты строительных работ, а также условия проведения взаимных расчетов между сторонами договора (ст.746, ст.711) [1]. В ст. 746 отмечено, что оплата выполненных подрядчи­ком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сме­той, в сроки и в порядке, которые установлены законом или догово­ром строительного подряда. Из этого следует, что субъекты договора строительного подряда могут применять те сроки, варианты, формы и порядок оплаты строительных работ, относительно которых они до­стигли согласия. Кроме того, согласно ст. 711, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненных строитель­ных работ или отдельных их этапов, заказчик (застройщик) обязан уплатить подрядчику договорную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо, с согласия заказчика, досрочно. То есть из текста ст. 711 ГК РФ невозможно определить, когда имен­но заказчик (застройщик) должен оплатить выполненные работы под­рядчику. Формулировка «после окончательной сдачи результатов ра­бот...» не определяет конкретный срок. Из этого следует вывод о том, что вопросы, связанные с условиями и сроками оплаты, лучше прора­ботать на стадии заключения договора строительного подряда. Кроме того, важно указать в договоре форму оплаты строительных работ, так как ГК РФ не устанавливает, каким именно образом заказчик (застрой­щик) должен погасить свою задолженность перед подрядной организа­цией. Другими словами, субъектами строительного подряда могут быть предусмотрены любые форма и порядок оплаты стоимости строитель­ных работ, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Если договором строительного подряда прямо не запрещено выпол­нение отдельных работ или всего объема работ третьей стороной, то законодательство допускает выполнение своих обязательств субъек­тами договора таким образом. Другими словами, генподрядная орга­низация может привлекать подрядные, подрядная — субподрядную, а субподрядная — субсубподрядную, и по такому принципу могут об­разоваться довольно сложные хозяйственные отношения участников процесса строительства. В связи с этим систему договорных отноше­ний, связанных с осуществлением строительства, необходимо рас­сматривать как сложную комбинацию договоров строительного под­ряда между рядом хозяйствующих субъектов.

Таким образом, особенности договора строительного подряда и юридическая сложность нормативно-правового регулирования отно­шений, возникающих в ходе осуществления строительных работ, тре­буют значительных усилий, направленных на регламентацию взаимо­действия участников процесса строительства.

Базу нормативного регулирования строительной деятельности условно можно подразделить на четыре группы:

1-я группа — законодательство Российской Федерации:

- Гражданский, Налоговый и Градостроительный кодексы Рос­сийской Федерации;

- Федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложе­ний» и другие законодательные и нормативные акты, регулирующие строительную деятельность на федеральном уровне.

 2-я группа — указы президента и постановления, а также распоря­жения Правительства Российской Федерации:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов дея­тельности»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 г. №  910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспек­тиву (2002-2004 гг.)»;

 3-я группа — нормативно-правовые документы, разрабатываемые Минфином России, Госкомстатом, Госстроем Российской Федерации и другими федеральными отраслевыми органами управле­ния (министерствами и ведомствами):

- приказ Минфина Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 167 «Об утверждении положения по бухгалтерскому уче­ту» «Учет договоров (контрактов) на капитальное строитель­ство» ПБУ 2/94;

- положение Минфина России по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций № 160 от 30.12.1993 г.;

- постановление Госкомстата России от 19.08.2003 г. № 77 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения на 2004 г.»;

- постановление Госстроя № 76 от 17.12.1999 г. «Об утвержде­нии Методических указаний по определению величины на­кладных расходов в строительстве (МДС 81-4.99)»;

- постановление Госстроя № 31 от 26.04.1999 г. «Об утвержде­нии Методических указаний по определению стоимости стро­ительной продукции»;

 4-я группа — рабочие документы организации, определяющие внутренние правила ведения и учета строительных работ, формирования договорной стоимости объектов строительства, рас­четов и обязательств, базирующиеся на документах предыдущих групп. В указанную группу входят:

- учетная политика предприятия (приказ руководителя);

- нормы и нормативы, разработанные строительной организацией собственными силами, как элементы нормативного учета (стандарт-кост);

- принятые в строительной организации методы выявления сво­бодных (договорных цен);

- правила и положения, утвержденные руководителем, каса­ющиеся ведения строительной организацией основной дея­тельности, и т. п.

Значительным недостатком методических рекомендаций при раз­работке договорной цены является то, что эти сметные нормы опреде­лены по неким средним технологиям и методам строительного произ­водства, без учета индивидуального характера возведения объектов и строек в целом. Именно поэтому крупные строительно-монтажные организации совершенствуют технологию разработки договорных цен самостоятельно, с учетом индивидуальных особенностей и специфи­ки своей деятельности.

Чтобы приступить к строительству одного разрешения мало, нужно разработать проектно-сметную документацию [9, с.136]. На основе проектно-сметной документации разрабатывается смета. Стоимость работ в сметах указывается в двух уровнях цен:

- в базисном уровне, исходя из действующих сметных норм и цен;

- в текущем (прогнозном) уровне, основываясь на ценах, которые сложились к моменту составления сметы или предполагаются ко времени строительства. Рассчитывая стоимость работ в текущих ценах, можно брать за основу базисные цены и умножить их на коэффициент, который учитывает удорожание материалов, рост заработной платы и т.д.

В настоящее время при составлении смет организации следует:

- если в регионе утверждены территориальные единичные расценки ТЕР-2001, то при использовании базисно-индексного метода сметы необходимо применять эти расценки;

- если в регионе территориальные единичные расценки еще не утверждены, то необходимо использовать федеральные единичные расценки ФЕР-2001, которые разработаны в ценах базового района по состоянию на 1 января 2000 г.;

- при использовании ресурсного метода составления смет необходимо использовать Государственные элементные сметные нормы на работы:

1) строительные – ГЕСН-2001;

2) ремонтно-строительные – ГЕСНр-2001;

3) монтажные – ГЕСНм-2001;

4) пусконаладочные – ГЕСНп-2001.

При составлении отдельных смет на виды и комплексы специальных строительных и монтажных работ, по которым нет сборников Государственных элементных сметных норм ГЕСН-2001 и ФЕР-2001, применяют сборники ЕРЕР-84 и Ценники на монтаж оборудования, которые разработаны в ценах на 1 января 1984 г.

При расчете стоимости строительства в сметах применяются разные методы:

- ресурсный метод. Метод основан на том, что все затраты суммируются в натуральном выражении в текущих ценах. При этом используются такие показатели, как расход материалов и комплектующих (штуки, квадратные метры), время использования строительных машин (маш/час), трудоемкость (чел/час).

- базисно-индексный метод. Стоимость строительства определяется путем сложения стоимости укрупненных видов строительной продукции в базисных ценах, а полученный результат умножается на индексы пересчета базисных цен в текущие.

- ресурсно-индексный метод. Стоимость строительства определяется в базисных ценах (на 1 января 2000г.) и умножается на индексы, которые приводят эти цены к сегодняшнему уровню.

- базисно-компенсационный метод. Метод основан на суммировании стоимости работ и затрат в базисном уровне цен и возникших дополнительных затрат, связанных с изменением цен и тарифов на строительные ресурсы;

- используются данные о ранее построенных или запроектированных объектах.

Наиболее распространенным способом в России является базисно-индексный метод определения договорной стоимости на объекты строи­тельного производства.

Установление цены в строительстве по усредненным условиям и методам производства работ, предусмотренным рекомендуемыми на государственном уровне сметными правилами, нормами и ценами, в отрыве от реальной себестоимости, наносит ущерб заказчику и под­рядчику, причем заказчику в большей степени. Заказчику в случае за­вышения норм и цен придется согласиться с повышением стоимости строительства. А перед подрядчиком возникнет вопрос: будет ли рен­табельна его деятельность? Финансовый результат, выгодная или не­выгодная сметная стоимость строительства — все это станет известно подрядчику только после составления бухгалтерского баланса по ре­зультатам производственной деятельности, и то только в целом по строительной организации, а не по отдельному введенному в эксплу­атацию объекту, поскольку в отчетности себестоимость определяет­ся в целом по всем объектам.

Калькуляционная работа (особенно предварительная) имеет боль­шое значение для формирования необходимой информации при при­нятии управленческих решений как в целом по строительной органи­зации, так и в ее подразделениях (филиал, участок и т. п.). Без такой информации строительная организация не способна выбирать наибо­лее рентабельные объекты строительства, а последствием этого явля­ется упущение максимизации прибыли экономического субъекта.

Калькуляционная работа — процесс трудоемкий и недешевый, но необходимый для успешного функционирования строительной орга­низации в условиях рыночной экономики.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.