Глава 1 Теоретические основы организации движения денежных         — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 1 Теоретические основы организации движения денежных        

2021-04-19 124
Глава 1 Теоретические основы организации движения денежных         0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Средств

1.1 Правовое регулирование наличного и безналичного денежного                

обращения 

 

Действующей в настоящее время системой нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно установлены единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ.

Действующие нормы предусматривают обеспечение единообразного ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской информации [27, c. 6].

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется правительством РФ.

Министерству финансов РФ предоставлено приоритетное право регулирования бухгалтерского учета, заключающееся в разработке и утверждении положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, других нормативных актов и методологических указаний по бухгалтерскому учету. Указанные нормативные акты и документы, утвержденные Министерством финансов РФ, составляют основу системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными для исполнения организациями на территории РФ, в том числе при осуществлении деятельности за пределами РФ [17, c. 15].

Другие органы, которым законодательно предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции, не могут издавать нормативные акты и методологические указания по бухгалтерскому учету, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Создание национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского

учета и приведение ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности были предусмотрены Программой реформирования системы бухгалтерского учета, принятой Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283. Основные направления Программы реформирования системы бухгалтерского учета заключаются в [27, c. 7]:

- совершенствовании законодательного и нормативного регулирования системы бухгалтерского учета;

- формирование нормативной базы (стандартов);

- методологическом обеспечении (разработка методологических указаний, рекомендаций и т.п.).

Ключевым элементом реформирования системы бухгалтерского учета является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику.

Правовое регулирование относительно денежного обращения осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов, актов издаваемых Президентом и Правительством РФ, а также Центральным банком Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает, что денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. Вопросы денежного обращения входят в компетенцию Федерального Собрания и Правительства России, на которое возложено проведение единой денежной политики.

Особая роль в осуществлении денежной политики на территории России принадлежит Центральному банку РФ. Статья 75 Конституции РФ предусматривает, что защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти [1, ст.75]. Важнейшей функцией ЦБ РФ является разработка и осуществление совместно с Правительством РФ единой денежно – кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Анализ различных показателей, характеризующих денежную массу, позволяет ЦБ РФ принимать оптимальные решения в процессе регулирование денежного обращения. Он действует на основе закона, предусматривающего нормы регулирования денежного обращения, Закон Российской Федерации от 10 июля 2002г. №86 – ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» (с изменениями от 10 января 2003г.). Согласно этому закону основными целями деятельности Банка России являются [6,ст.3]:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы [24, c. 23]:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

- Конституция РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года (с изм. и доп. от 30 июня 2003г.). Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский отчет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров.

- Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»;

- Федеральный закон от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-

кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)

 расчетов с использованием платежных карт»;

- Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с изм. и доп. от 14.12., 30.12. 2001 года.

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.

К ним относятся [27, c. 8]:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;

- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (приказ Министерства финансов РФ от 09.12.1998г. №60н);

- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999г. №32н);

- Положение по бухгалтерскому «Расходы организаций» ПБУ 10/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999г. № 33н);

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (приказ Министерства финансов РФ от 02.08.20001г. № 60н);

- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и

различными ведомствами [25, c. 8].

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций;

- Приложение № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 «Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности»;

- Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;

- «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18 применяется в полном объеме;

- Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П применяется в части, порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;

- Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года № 199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;

- Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Центробанком РФ от 3.10.2002 года № 2-П;

- Приложение № 13 к Инструкции Центробанка Российской Федерации от 16

ноября 1995 года № 31 «По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях банка России». Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России;

- Указание Центробанка Российской Федерации от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, указания Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами»;

- «О введении новых форматов расчетных документов» Указание от 22 февраля 1999 года № 502-У о внесении изменений и дополнений в Указание банка России от 03 декабря 1997 № 51-У;

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49.

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются [19, c. 18]:

- приказ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Нормативные акты первых трех уровней системы нормативного регулирования

бухгалтерского учета разработаны в разное время, в силу чего некоторые из них противоречат друг другу. В связи с этим, при использовании данных нормативных актов в практической деятельности следует руководствоваться следующими правилами [27, c. 10]:

1) в случае наличия противоречий между нормативными актами разного иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ более высокого уровня независимо от даты утверждения;

2) в случае наличия противоречий между нормативными актами одного

иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ с более поздней датой его утверждения (основание письмо Министерства финансов РФ от 23.08.2001

г. № 16-00-12/15).  

 

1.2 Организация, формы безналичных расчетов и их применение 

 

Предприятия вне зависимости от форм собственности обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банка или кредитных организаций на соответствующих счетах на договорных условиях.

Денежные расчеты осуществляются организациями либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей. Расчеты по своим обязательствам предприятия производят, как правило, в безналичном порядке [35,с.41]. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают учреждения банков. Понятие кредитной организации и банка определено Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»» от 2 декабря 1990г. №395-1 под редакцией от 21 марта 2002г.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции [36,с.235]:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

 Заключая договор, клиенту открывается счет в банке на условиях,     согласованных сторонами.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.