Современная концепция логистики в коммерческой деятельности предприятия — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Современная концепция логистики в коммерческой деятельности предприятия

2021-04-19 144
Современная концепция логистики в коммерческой деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основным звеном рыночной экономики является предпринимательская фирма, оснащенная для выполнения корпоративной миссии и достижения поставленных задач мощным хозяйственным механизмом, базирующемся на достижениях маркетинга и менеджмента, в дополнение к которым нынешний, ресурсный этап конкурентной борьбы востребовал и логистику – науку и практическую деятельность эффективного управления совокупностью материальных, финансовых, кадровых и информационных ресурсов в сфере производства и обращения.

Одним из основных объектов изучения логистики являются логистические системы. Логистическая система – это адаптивная система движения материалопотоков, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также информационных потоков, ассистирующих движению материалов [16, c.67].

В рамках преодоления узких мест в функционировании логистических систем следует различать блок проблем возникающих при попытках менеджеров усовершенствовать макрологистические системы и блок специфических проблем присущих исключительно микрологистическим системам.

Так, на макроуровне возникает ряд следующих существенных затруднений:

· несмотря на приватизацию многих отраслей экономики России, остается достаточно высоким уровень монополизации отдельных рынков, что затрудняет, а порой делает неэффективным, применение логистического инструментария в деятельности отдельных субъектов рынка;

· низкий уровень хозяйственной дисциплины контрагентов, в частности, недостаточный уровень ответственности при выполнении всех пунктов договоров поставки (по сроку, номенклатуре, комплектности и качеству поставки) значительно усложняет функционирование логистических систем и способствует распаду таковых;

· отсутствие понимания менеджерами высшего звена важности построения и совершенствование параметров тех логистических систем, в которые они включены, с точки зрения извлечения из подобного сотрудничества долговременного и значительного эффекта;

· трудности с созданием единого органа, координирующего сквозной материальный поток, а также наделение этого органа, носящего консультативный характер по отношению к объектам регулирования, определенными обязанностями и полномочиями в доступе к информации отдельных независимых предприятий, являющихся элементами этой логистической системы [22, c.118].

В блоке проблем функционирования микрологистических систем, т. е. на уровне отдельно взятого предприятия можно выделить следующие аспекты:

· организационный аспект: отсутствие такой концепции управления на фирмах, в соответствии с которой сквозной материалопоток воспринимался бы на всех стадиях прохождения внутри предприятия, как единый объект управления. И, соответственно, разрозненность приложения управленческих усилий по его регулированию в службе снабжения, производства и сбыта, что ведет к минимизации издержек на отдельных участках, а не к оптимизации результатов на выходе из системы в целом;

· технический аспект: трудности связанные с проектированием и внедрением замкнутых автоматизированных систем управления сквозным материальным потоком на предприятиях, в связи с недостаточным наличием и использованием средств компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения;

· кадровый аспект: отсутствие специалистов в области логистического управления, а также недостаток соответствующего научного инструментария, приспособленного для российских условий хозяйствования.

В заключение следует также отметить, что существенной проблемой в развитии логистических систем всех уровней является наличие в производственных системах значительной неформальной структуры и теневой экономики. Это выражается в высокой степени неопределенности и нестабильности нормативной модели управления, неполноте, неточности, недостоверности и несвоевременности информации, отсутствие правовой регламентации реальных процессов и видов деятельности.

Но, тем не менее, ряд таких факторов как: проникновение на внутренний российский рынок иностранных фирм использующих логистический инструментарий, адаптированный для российских условий; все больший интерес отечественных фирм производителей к использованию логистики в своей деятельности; рост числа теоретических разработок российскими учеными в этой области; развитие логистической инфраструктуры; развитие и все более широкое внедрение средств телекоммуникаций в хозяйственную практику; позволяет сделать вывод, что в современных конкурентных условиях значительные резервы экономического роста промышленных предприятий заключается в дополнении маркетингового управления фирмой логистической концепцией, которая, как показал зарубежный опыт, постепенно начнет занимать все более существенное место в управленческой идеологии, несмотря на все вышеперечисленные трудности [4, c.39].

Логистика в ее современном виде просто немыслима без активного использования специализированного инструментария. Сегодня практически невозможно обеспечить требуемое потребителями качество товаров и услуг без применения информационных систем и программных комплексов для планирования, организации, контроля, анализа и поддержки принятия стратегических решений в логистических системах.
Не стоит гнаться за различными новомодными разработками в области «высоких технологий», не осознав, что именно требуется для вашей компании.

Роберт Каплан приводит в этой связи любопытный пример. В частности, он утверждает, что лучшим путем в этом вопросе шла корпорация «Mobil», которая поначалу внедрила ССП на основе таблиц Microsoft Excel. В компании в формате Excel было создано 33 учетных книги по количеству подразделений компании.

После внедрения системы и ее «обкатки» должно пройти 3 - 6 месяцев - для того чтобы выявить все слабые места при разработке показателей и устранить сопротивление персонала, которое неизбежно возникает, в особенности на среднем и нижних уровнях управления компанией. И только после этого можно обсуждать переход на более сложные ИТ-системы.
В качестве мощного средства для бизнес-моделирования логистических процессов можно рекомендовать комплекс программных продуктов ARIS, разработанный компанией IDS Scheer AG. Наиболее полезным является специализированный инструментарий ARIS Balanced Scorecard (BSC).

Программный модуль ARIS BSC предназначен для быстрого моделирования стратегической системы управления деятельности компании. Он обеспечивает детализацию и интеграцию всех стратегических целей, критических факторов, ключевых показателей работы компании, а также их анализ и формирование отчетной документации. Прозрачность причинно-следственных связей между стратегическими целями позволяет реализовать стратегию компании на всех уровнях управления.

Обобщение мирового опыта внедрения систем управления предприятием позволяет говорить о том, что использование инновационных информационно-аналитических систем, основанных на методологии ССП, поддерживающих цепочку «анализ – синтез – принятие решения», уже сегодня может привести к повышению доходности логистического бизнеса, а в будущем станет необходимым условием успешного функционирования компаний и победы в конкурентной борьбе.

Объектом логистики, как известно, является сквозной мате­риальный поток, тем не менее на отдельных участках упра­вление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выполняют пять функциональных областей ло­гистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Ука­жем специфику каждой функциональной области и ее место в общей системе логистики.

1. В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае на­рушения условий поставки. Любое производственное предприя­тие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функ­ции. Логистический подход к управлению материальными по­токами требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквоз­ным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия — потребителя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики – закупочной логистики [16, c.57].

Рис 1.1 – Процесс управления складированием [8, c.36]

На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяются условиями до­говора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи про­изводственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выпол­няется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товароденежные отношения. Поток идет не в результате за­ключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием [8, c. 38].

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовой продук­ции. Однако основной круг задач в этой области – управле­ние материальными потоками в процессе осуществления именно производства.

3. При управлении материальными потоками в процессе ре­ализации готовой продукции решаются задачи распределитель­ной логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предпри­ятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К решению этих задач имеют отношение властные структу­ры, так как от организации распределения существенно зависит состояние экономики региона. Например, в случае неудовлетво­рительной организации системы распределения продовольствен­ных товаров в регионе положение местной власти будет неста­бильным [16, c.113].

Реализация функции распределения на производственном предприятии иначе называется сбытом продукции. В сферу внимания распределительной логистики материальный поток попадает еще находясь в производственных цехах. Это означает, что вопросы тары и упаковки, раз­мера изготавливаемой партии и времени, к которому эта пар­тия должна быть изготовлена, а также много других вопро­сов, существенных для процесса реализации, начинают решать­ся на более ранних стадиях управления материальным пото­ком.

4. При управлении материальными потоками на транспорт­ных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполня­емой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно равные):

· работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специ­альным транспортным организациям (транспорт общего поль­зования);

· работа, выполняемая собственным транспортом всех осталь­ных (нетранспортных) предприятий [16, c. 116].

Также как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяются при организа­ции любых перевозок. Однако приоритетным объектом изуче­ния и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего поль­зования.

5. Информационная логистика. Результаты движения ма­териальных потоков находятся в прямой связи с рационально­стью организации движения информационных потоков. В по­следние десятилетия именно возможность эффективного упра­вления мощными информационными потоками позволила ста­вить и решать задачу сквозного управления потоками матери­альными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специаль­ного раздела логистики – информационной логистики. Объект исследования здесь — информационные системы, обеспечиваю­щие управление материальными потоками, используемая микро­процессорная техника, информационные технологии и другие во­просы, связанные с организацией информационных потоков (со­пряженных с материальными).

Информационная логистика тесно связана с остальными функциональными областями логистики. Этот раздел рассма­тривает организацию информационных потоков внутри пред­приятия, а также обмен информацией между различными участ­никами логистических процессов, находящимися на значитель­ных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).

Закупочная логистика — это управление материальными по­токами в процессе обеспечения предприятия материальными ре­сурсами.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потока­ми на данном этапе имеет известную специфику, что объясня­ет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в сво­ем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и вре­менное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

— элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

— элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию це­лей этого предприятия;

— самостоятельной системой, имеющей элементы, структу­ру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, со­гласовывая технико-технологические, экономические и методо­логические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логисти­ки — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предпри­ятия не как изолированного объекта, а как звена всей логи­стической макросистемы. Это означает, что служба снабже­ния, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприя­тие при таком подходе рассматривается как элемент всей макро­логистической системы: улучшается положение всей системы – улучшается положение предприятия, как ее элемента.

2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологисти­ческую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение—производство—сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению ма­териальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической органи­зации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (напри­мер, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприя­тия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе вре­мени. 

Цепь снабжение—производство—сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инстру­ментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать зада­чи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и мето­дов системной организации всех участников процесса продвиже­ния материалов от первичного источника сырья вплоть до конеч­ного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетин­говый подход к предпринимательской деятельности, нарабаты­вает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снаб­жения [17, c. 64].

В соответствии с концепцией логистики в процессе обеспече­ния предприятия предметами труда должны иметь место меро­приятия по реализации системного подхода к управлению мате­риальными потоками в пределах самой службы снабжения.

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

— что закупить;

— сколько закупить;

— у кого закупить;

— на каких условиях закупить.

Кроме того, необходимо выполнить работы:

— заключить договор;

— проконтролировать исполнение договора;

— организовать доставку;

— организовать складирование.

Что, сколько и у кого закупить – задачи сложные по своей природе. В России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись.

Рассмотрим два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализа­ции системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.

При варианте организационной структуры предприятия с распределением перечисленных выше задач меж­ду различными функциональными подразделениями, задачи что закупить и сколько закупить решаются дирекцией по производству. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленных предметов труда.

Задачи, у кого и на каких условиях закупить решаются ди­рекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контроли­руется их исполнение, организуется доставка закупленных пред­метов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материа­лами разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.

Другой вариант предполага­ет сосредоточение всех функций снабжения предприятия в од­них руках, например, в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии за­купок предметов труда.

Задача «что закупить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изде­лие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно – задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

В более широком плане задача MOB — это обоснование решения во­проса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию соб­ственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, обору­дование), так и по использованию собственных предметов труда, то есть изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудо­вания, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектую­щих изделий [22, c.96].

Значимым с точки зрения настоящего курса внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Са­мостоятельное производство комплектующих снижает зависи­мость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке ком­плектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестои­мость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зави­симости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного произ­водства должно быть принято в случае, если:

— потребность в комплектующем изделии невелика;

— отсутствуют необходимые для производства комплектую­щих мощности;

— отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производ­ства принимается в том случае, когда:

— потребность в комплектующих изделиях стабильна, и до­статочно велика;

— комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необхо­димо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

— объявление конкурса;

— изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах         

массовой информации и т. п.;

— посещение выставок и ярмарок;

— переписка и личные контакты с возможными поставщи­ками.

В результате перечисленных мероприятий формируется спи­сок потенциальных поставщиков, который постоянно обновляет­ся и дополняется.

2. Анализ потенциальные поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анали­зируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество та­ких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой про­дукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляе­мой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

— удаленность поставщика от потребителя;

— сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

— наличие резервных мощностей;

— организация управления качеством у поставщика;

— психологический климат у поставщика (возможности за­бастовок);

— способность обеспечить поставку запасных частей в тече­ние всего срока службы

поставляемого оборудования;

— финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формиру­ется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают ре­зультаты работы по уже заключенным договорам. Для этого раз­рабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчи­тать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходи­мо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производствен­ного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплек­тующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых то­варов в торговле – к резкому падению прибыли торгового пред­приятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирова­ния произведений значимости критерия на его оценку для данно­го поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего парт­нера.

Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несо­стоятельности или недобросовестности поставщика у потреби­теля могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о финансо­вом состоянии поставщика:

— отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;

— отношение объема продаж к дебиторской задолженности;

— отношение чистой прибыли к объему продаж;

— движение денежной наличности;

— оборачиваемость запасов и др. [1, c. 165].

Отечественные предприятия при выборе поставщика в на­стоящее время в основном полагаются на собственную информа­цию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслужи­вающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намечен­ной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схе­ме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

Материальный поток на своем пути от первичного источ­ника сырья до конечного потребителя проходит ряд произ­водственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название произ­водственной логистики.

Производственная логистика рас­сматривает процессы, происходящие в сфере материального про­изводства.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике — их территориальная компактность. В литературе их иногда называют «островными объектами логистики».

Участников логистического процесса в рамках производ­ственной логистики связывают внутрипроизводственные отно­шения (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).

Логистические системы, рассматриваемые производствен­ной логистикой, носят название внутрипроизводственных ло­гистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские соору­жения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.

Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические си­стемы выступают в качестве элементов макрологистических си­стем. Они задают ритм работы этих систем, являются источ­никами материальных потоков. Возможность адаптации макро­логистических систем к изменениям окружающей среды в су­щественной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материально­го потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продук­ции [17, c.213].

На микроуровне внутрипроизводственные логистические си­стемы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отно­шениях и связях друг с другом, образующих определенную це­лостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и ка­дры обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных ло­гистических систем должно обеспечивать возможность постоян­ного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Логистическая концепция организации производства включа­ет в себя следующие основные положения:

— отказ от избыточных запасов;

— отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

— отказ от изготовления серий деталей, на которые нет за­каза покупателей;

— устранение простоев оборудования;

— обязательное устранение брака;

— устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

— превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие от логистической традиционная концепция орга­низации производства предполагает:

— никогда не останавливать основное оборудование и под­держивать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

— изготавливать продукцию как можно более крупными пар­тиями;

— иметь максимально большой запас материальных ресур­сов «на всякий случай».

Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как логистическая концепция — для условий «рынка покупате­ля» [16, c.34].

Когда спрос превышает предложение, можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнкту­ры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приори­тет получает цель максимальной загрузки оборудования. При­чем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже ока­жется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется с приходом на рынок «диктата» поку­пателя. Задача реализации произведенного продукта в усло­виях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и коли­чество выпускаемой продукции. До 70-х годов весь мир решал эту задача за счет наличия на складах запасов готовой продук­ции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменени­ям спроса за счет запаса производственной мощности.

Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных си­стем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производ­ства. Количественная гибкость может обеспечиваться различ­ными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной чи­сленности работающих. Остальные 80% — временные работни­ки. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы должен дополнять­ся соответствующим резервом средств труда.

Управление материальными потоками в рамках внутрипро­изводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных: толкающий и тянущий, принципиально отличающиеся друг от друга.

Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «вытал­кивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством.

Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства по­явилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия – снабженческих, производственных и сбытовых с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

Толкающие системы, способные с помощью микроэлектрони­ки увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок материального пото­ка оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на произ­водственную ситуацию на этом участке. Однако, чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприя­тия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.

На практике реализованы различные варианты толкающих систем, известные под названием «системы МРП» (МРП-1 и МРП-2).

Возможность их создания обусловлена началом мас­сового использования вычислительной техники.

Системы МРП характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции:

— обеспечивать текущее регулирование и контроль произ­водственных запасов;

— в реальном масштабе времени согласовывать и оператив­но корректировать планы и действия различных служб предпри­ятия — снабженческих, производственных, сбытовых.

В современных, развитых вариантах систем МРП решают­ся также различные задачи прогнозирования. В качестве метода решения задач широко применяется имитационное моделирова­ние и другие методы исследования операций [17, c.154].

Второй вариант организации логистических процессов на производстве основан на принципиально ином способе упра­вления материальным потоком. Он носит название «тянущая система» и представляет собой систему организации производства, в кот


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.