А л ь - М у б а р а к ф у р и , Сафи-ар-Рахман — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

А л ь - М у б а р а к ф у р и , Сафи-ар-Рахман

2021-04-18 132
А л ь - М у б а р а к ф у р и , Сафи-ар-Рахман 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

М89  Жизнь  Пророка  Мухаммада  /  Пер.  с  араб.  А. Нирша.  — М.  : Исламская книга, 2009. — 280 с. — Часть текста парал. рус., ар. —

(Исламское образование).

ISBN 978-5-904491-04-8 (переплёт) ISBN 978-5-904491-05-5 (обложка)

Биография (сира) Пророка Мухаммада, составленная индийским учёным Сафи-ар-Рахманом аль-Мубаракфури, основана на трудах улемов, историков, мухаддисов и исследователей  минувших  веков  и нашего  времени.  Эта  работа

признана Лигой исламского мира лучшей современной биографией Пророка. Данная книга представляет собой самим автором переработанный в целях сокращения вариант.

Книга  рекомендована  Советом  по  исламскому  образованию  в

качестве учебного пособия для обучения по программе начального, среднего и среднего специального религиозного образования. Также будет представлять интерес как для простых читателей, интересующихся исламом, так и для специалистов.

УДК 28-31

ББК 86.38

 

 

ISBN 978-5-904491-04-8 (переплёт) © Оформление. Издательство

ISBN 978-5-904491-05-5 (обложка) СМР «Исламская книга», 2009


О Т И З Д А Т Е Л Ь СТВА

 

В данной книге традиционные исламские формулы благопожелания передаются как с помощью перевода, так и арабскими лигатурами:

 

 
Пречист Он, Всевышний субханаху ва та'аля (после       упоминания Аллаха );

 

да благословит его Аллах и приветствует салля          

Лл аху 'алейхи ва саллям (после упоминания Пророка

Мухаммада );

 

ми р е м у  ' а л е й х и с-салям

 
(после упоминания других пророков и ангелов);                       

 

да будет доволен им Аллах рады Аллаху 'анху

 
(после упоминания сподвижников Пророка   ;                  

 

да будет доволен ею Аллах рады Аллаху 'анха

 
(после упоминания сподвижниц Пророка   ).                  


ПР О И СХОЖДЕНИЕ М УХАММАДА Ш И Е Г О ЖИЗНЬ ДО НАЧАЛА ПРОРОЧЕСТВА

 

Г л а в а п е р в а я

 

 

Б л а г о р о д с т в о п р о и с х о ж д е н и я Пророка

 

Благороднейшим из созданий Аллаха, достойнейшим из Его пос- ланников  и  последним  из  Его  пророков  является  Мухаммад  бин

'Абдуллах  бин  'Абд  аль-Мутталиб  бин  Хашим  бин  'Абд  Манаф  бин

Кусай бин Киляб бин Мурра бин Ка'б бин Луай бин Талиб бин Фихр бин Малик бин ан-Надр бин Кинана бин Хузайма бин Мудрика бин

Ильяс бин Мудар бин Низар бин Ма'адд бин 'Аднан.

По общему мнению, 'Аднан являлся одним из потомков Исма'ила бин  Ибрахима,  мир  им  обоим, однако  сколько  поколений  отделяют

'Аднана от Исма'ила и как звали предков 'Аднана, никому доподлинно

не известно.

Мать  Пророка  звали  Амина  бинт  Вахб  бин  'Абд  Манаф  бин Зухра бин Киляб. Таким образом, по отцовской линии Киляб являлся предком  Пророка  в шестом  колене,  а по  материнской  — в пятом. Прозвище Киляб («собака») он получил из-за своего пристрастия к псовой охоте, на самом же деле его звали либо Хаким, либо 'Урва.

 

 

П л е м я Пророка

 

Племя  Пророка  называлось к у р е й ш и занимало высокое поло- жение среди прочих арабских племён, что же касается слова курейш, то таково было прозвище Фихра бин Малика или ан-Надра бин Кинаны.

Все известные деятели этого племени были знатными людьми или вождями,  но даже среди  них особняком стоял Кусай,  настоящее  имя

которого  —  Зейд.  Кусай  стал  первым  попечителем  и  служителем

Каабы среди курейшитов, а это значит, что он являлся хранителем её ключей  и открывал  Каабу,  кому  и когда  хотел.  Именно  он привёл в

Мекку и поселил там курейшитов, которые раньше жили в окрестностях города среди других племён. Наконец, именно он положил начало таким обычаям, как поение (сикая) и кормление (рифада) паломников во время совершения хаджжа, когда специально

для них готовили еду и сладкие напитки из фиников, мёда или винограда, наливая их в особые кожаные бурдюки. К северу от Каабы Кусай  построил  дом,  получивший  название   дар ан  надва («дом


собраний») и служивший для курейшитов местом, где они проводили свои совещания. Этот дом, в котором заключались все браки и решались все важные дела,  стал центром их общественной жизни. Кроме того, Кусай являлся военным руководителем и только он отдавал приказы о начале военных действий. Он получил известность как щедрый и разумный человек и пользовался большим авторитетом среди своих соплеменников.

 

 

Р о д П р о р о к а

 

Пророк  принадлежал к роду бану хашим («сыны Хашима»), на- званному так по имени его прадеда. Из числа почётных обязанностей Кусайя Хашим унаследовал обязанности поения и кормления па- ломников. После его смерти право выполнения этих обязанностей по наследству перешло сначала к его брату аль-Мутталибу, а потом — к детям Хашима, которые и продолжали выполнять их ко времени возникновения ислама.

Хашим был наиболее влиятельным человеком среди своих сов- ременников.  Он крошил  хлеб,  смешивал  его  с  мясом,  делал  сарид1  и

кормил им  людей, за что и получил прозвище Хашим («разбиваю- щий»), настоящее же его имя — 'Амр.  Он положил начало обычаю снаряжать по два торговых каравана в год: один из них отправлялся

зимой в Йемен, а другой летом уходил в Сирию.

Из  сообщений о нём следует, что в своё время он отправился по торговым делам в Сирию, когда же добрался до Йасриба2, то женился там  на Сальме  бинт  'Амр  из племени  бану 'ади  бин  ан-наджжар  и

провёл с ней некоторое время. Оставив жену беременной, Хашим продолжил  свой  путь в Сирию, но в Газе3  умер, а Сальма родила в Йасрибе мальчика, которого назвала Шайбой из-за того, что волосы его покрывала седина (шайб). Ребёнок рос в Медине у своих тёток, а братья

его отца, жившие в Мекке, ничего о нём не знали, и это продолжалось, пока ему не исполнилось семь или восемь лет. После этого о нём рассказали его дяде аль-Мутталибу, который приехал в Йасриб и отвёз мальчика в Мекку. Увидев ребёнка, люди решили, что это — раб ('абд)

аль-Мутталиба, и стали называть его 'Абд аль-Мутталиб, а потом это прозвище так и осталось за ним.

'Абд аль-Мутталиб превосходил красотой и ростом всех своих соплеменников  и пользовался  в Мекке  исключительным  уважением.

Являясь вождём курейшитов, он был обязан снаряжать в путь мекканские  торговые  караваны.  Кроме  того,  он  был  известен  своим

 

 

1  Сарид — название блюда, которое представляет собой нечто вроде похлёбки.

2  Ясриб — доисламское название Медины.

3  Газа — город на территории Палестины.


благородством и щедростью, за которую его даже прозвали Файяд («льющийся через край»). С его стола еду посылали не только неимущим, но даже зверям и птицам, и поэтому его называли также

«кормильцем людей на равнине, а зверей и птиц — на вершинах гор». Он  удостоился  чести  расчистить  колодец  Замзам 4,  который  был

засыпан  теми,  кто  жил  в  Мекке  до  курейшитов,  когда  прежние

обитатели покидали город. 'Абд аль-Мутталиб получил веление рас- чистить колодец вместе с указанием на его местоположение во сне.

При жизни 'Абд аль-Мутталиба произошло известное событие, связанное со слоном, когда Абраха аль-Ашрам во главе шес- тидесятитысячной эфиопской армии, воины которой вели за собой нескольких слонов, двинулся из Йемена в Мекку с целью разрушения

Каабы. Однако когда он достиг вади Мухассир, расположенного между Муздалифой 5  и  Миной 6,  и  уже  приготовился  к  нападению,  Аллах наслал на эфиопов огромные стаи птиц, которые забросали эфиопов кусками  окаменевшей  глины,  превратив  их  в  некое  подобие

«о бъеденных листьев»(105:5). Всё это произошло меньше чем за два

месяца до рождения Пророка .

Отец Пророка  'Абдуллах был лучшим и наиболее добродетель- ным из детей 'Абд аль-Мутталиба и являлся его любимцем. Кроме того, он был предназначен в жертву. Дело в том, что, когда 'Абд аль-Мутта- либ расчищал Замзам и уже увидел его камни, он вступил в конфликт с курейшитами и дал обет, что если Аллах дарует ему десять сыновей, которые доживут до такого возраста, что смогут защищать его, то он обязательно принесёт в жертву одного из них. После того как всё это сбылось, он бросил среди них жребий, который пал на Абдуллаха. Тог- да Абд аль-Мутталиб повёл его к Каабе, чтобы выполнить свой обет, но курейшиты, особенно его братья и братья его отца, стали отговаривать его от этого, и вместо своего сына он принёс в жертву сотню верблюдов. Таким  образом,  Пророк   является  потомком  сразу  двоих  людей, которые  предназначались в  жертву,  — Исма'ила    и  Абдуллаха. Можно сказать также, что он является потомком тех двоих, за кого в жертву были принесены другие, поскольку вместо Исма'ила был зарезан баран, а вместо 'Абдуллаха — сотня верблюдов.

В жёны своему сыну 'Абд аль-Мутталиб выбрал Амину бинт Вахб, которая была самой знатной из женщин племени курейш, поскольку её

отец,  Вахб,  являлся  старейшиной  рода бану зухра.  После  помолвки

 

4  Замзам — священный источник, находящийся в пределах аль-Масджид аль- Харам, главной мечети ислама, в непосредственной близости от Каабы.

5  Муздалифа  —  долина  между  'Арафатом  и  Миной,  именуемая также  Джам',  где  паломники  проводят  всю  ночь  с  9  на  10

зу-ль-хиджжа или большую её часть. 'Арафат — долина, расположенная примерно в двадцати километрах от Мекки и являющаяся местом проведения главного обряда хаджжа — стояния (вукуф). Место стояния находится перед невысокой горой, которая носит название Джабаль ар-Рахма, или же 'Арафат.

6  Мина — долина, расположенная за пределами Мекки, где совершается один из обрядов хаджа - побивание камнями идолов.


'Абдуллах женился на ней в Мекке, и она забеременела Посланником

Аллаха .

Через некоторое время 'Абд аль-Мутталиб отправил 'Абдуллаха по торговым  делам  либо  в  Медину,  либо  в  Сирию. На  обратном пути

'Абдуллах умер и был похоронен на подворье ан-Набиги аз-Зубьяни7, что,  скорее  всего,  случилось  ещё  до  появления  на  свет  посланника

Аллаха .

 

 

Р о ж д е н и е Мухаммада

 

Посланник Аллаха  родился в ша'бе8 хашимитов в Мекке утром в понедельник 12-го числа месяца раби аль-авваль в год слона. Этот день соответствует 22 апреля 571 года от рождества Христова.

Роды принимала Шифа бинт 'Амр, мать 'Абд-ур-Рахмана бин 'Ауфа

4ц и когда Амина родила своего сына, из её чрева изошёл свет, озаривший  собой  землю  до самых  пределов  Сирии. После  родов  она послала человека к его деду, 'Абд аль-Мутталибу, чтобы сообщить ему

радостную весть. 'Абд аль-Мутталиб пришёл к  ней, взял младенца, принёс его в храм Каабы, возблагодарил Аллаха, обратился к Нему с мольбами и назвал новорождённого Мухаммедом в надежде на то, что тот будет достоин всяческих похвал 9, а на седьмой день жизни сделал

ему обрезание и по обычаю арабов устроил для людей угощение.

Заботы о новорождённом взяла на себя Умм Айман, которая была родом  из  Эфиопии  и  являлась  вольноотпущенницей  его  отца

'Абдуллаха.  Через  много  лет  она  приняла  ислам,  переселилась  из

Мекки  в Медину и скончалась  спустя  пять или шесть  месяцев после

смерти Посланника Аллаха .

 

 

К о р м л е н и е Мухаммада

 

Первой кормилицей Пророка  после его матери была Сувайба, воль- ноотпущенница Абу Ляхаба10, кормившая его вместе со своим сыном по имени Масрух. До пророка эта женщина выкормила Хамзу бин 'Абд аль-Махзуми. Таким образом, оба они являются молочными братьями Пророка

Абу Ляхаб отпустил на волю эту свою рабыню, радуясь появлению

на свет  Посланника  Аллаха , однако  впоследствии,  когда  он  стал

 

7  Ан-Набига аз-Зубьяни — известный доисламский поэт.

8 Ш а ' б — самоуправляющаяся городская община.

9 Му х аммад — «хвалимый; достойный похвалы».

1 0 А б у Л я х а б («отец пламени») — прозвище 'Абд аль-'Уззы бин 'Абд аль-Мутта- либа, дяди Пророка , ставшего одним из злейших его врагов.


призывать людей к исламу, Абу Ляхаб превратился в одного из наиболее ярых его врагов.

 

 

Жизнь в племени бану са'д

 

Среди арабов было принято подбирать кормилиц для своих ново- рождённых детей из числа бедуинов. Это делалось для того, чтобы они подросли и окрепли вдали от очагов болезней, которые были распространены среди оседлого населения, а также для того, чтобы дети с самого раннего возраста учились чистому арабскому языку.

И  Аллах судил так, что как раз в  это время в  Мекку прибыла группа женщин из племени бану са'д бин бакр бин хавазин, которые

подыскивали  для себя  питомцев. Будущего  Пророка    предлагали взять к себе всем этим женщинам, но все они отказались из-за того, что

он был сиротой. Однако через некоторое время его всё же взяла к себе

одна  из них,  а именно  — Халима бинт Абу Зувайб. Она  не  смогла найти никого другого, взяв же его, обрела то, из-за чего впоследствии

ей стали завидовать все остальные.

Отца Халимы, Абу Зувайба, звали 'Абдуллах бин аль-Харис, а её мужа  — аль-Харис бин 'Абд  аль-'Узза, и оба  они принадлежали к племени  бану са'д  бин  бакр  бин  хавазин.  Дети  аль-Хариса  бин  'Абд

аль-'Уззы  —  'Абдуллах,  Аниса  и  Джудама  —  стали  молочными

братьями  и сёстрами  Пророка , что  же  касается  Джудамы,  более известной по своему прозвищу Шима, то она присматривала за Пос- ланником Аллаха

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.