Рём и превратимся в прах и кости? Или наши праотцы?» (37:16- — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Рём и превратимся в прах и кости? Или наши праотцы?» (37:16-

2021-04-18 125
Рём и превратимся в прах и кости? Или наши праотцы?» (37:16- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

17) И они говорили: «Это — возвращение невозможное!» 32 (50:3) И

они говорили также: «И говорили те, кто не уверовал: "Указать ли вам на  человека,  который  возвещает вам, что после того, как  вы распадётесь на  мелкие  частички,  то возродитесь  заново? Измыслил он ложь на Аллаха или,  [может быть,] он безумен?"» (34:7-8)

А один из них сказал об этом стихами:

 

 

32 То есть это невозможно, невероятно.


Умру я, а потом ждут меня воскресение и сбор, —

 

о Умм 'Амр, какой же это вздор!

 

На всё это Аллах давал им разные ответы, смысл которых сводился к следующему: они сами видят, что в мире этом часто бывает так, что притеснители умирают, не получив воздаяния за свою несправедливость, а обиженные умирают, не получив должного со своих обидчиков. Бывает и так, что добродетельный и праведный человек умирает, не получив никакого воздаяния за свои благие дела и свою праведность, а  тот, кто творил зло, умирает, не  понеся за это никакого наказания. Таким образом, если после смерти не настанет День воскресения, когда обиженные получат должное от при- теснителей, добродетельным и праведным воздастся за их дела, а творившие зло будут наказаны, это будет означать, что между теми и другими нет никакой разницы. Более того, в подобном случае любой притеснитель и злодей окажется счастливее обиженного им благочестивого человека, что было бы абсолютно несправедливым, но делать такие предположения неразумно, поскольку невозможно даже представить себе, что в основе творения Аллаха лежит подобная несправедливость.

Аллах Всевышний сказал: «Разве приравняем  Мы покорив- шихся  к  грешникам?! Что с вами? Как вы  судите?» (68:35-36) Аллах Всевышний также сказал: «Или посчитали  творившие дур- ные дела, что Мы  приравняем  их к тем, которые уверовали  и совершали благое, и будут жизнь и смерть их 33 о д и н а к о в ы м и? Пл ох и суждения их!» (45:21)

Что же касается неприятия ими подобных идей, то в ответ на это

Аллах оказал им: «В а с   труднее было  создать или  небо?» (79:27)

Аллах  Всевышний  также  сказал:   «Неужели  не  видят  они, что Аллах,  Который сотворил  небеса и  землю  и не лишился  сил, сотворив их, может оживлять и мёртвых? Да, поистине, Он всё может!» (46:33) И Он также сказал: «Вам ведь известно о первом сотворении 34, так почему бы вам не вспомнить?»  (56:62) И Он также сказал: «Как создали Мы всё в первый  раз, так и [воссоздадим] это, согласно Нашему обещанию. Поистине, Мы выполняем [обещанное]!» (21:104) Так Аллах напоминал людям о том, что им было хорошо знакомо, указывая на то, что воскресить их

«д л я  Него  ещё легче»  (30:27)   Аллах  Всевышний  сказал  также:

«Р а з в е   лишились  Мы  сил  от творения  первого?  Однако они  в

 

33  То есть то, что ждёт их после смерти.

34  То есть о сотворении Адама.


сомнении  относительно  [возможности]  нового творения» (50:15).

Как  уже  было  сказано,  они  сомневались  в  истинности  послан-

нической миссии Пророка , хотя знали его как правдивого, честного и благочестивого человека. Это объяснялось их убеждённостью в том, что миссия пророка и посланника слишком важна, чтобы её выполнение было поручено человеку, из чего они делали вывод, что человек не может быть посланником, как и посланник не может быть человеком.  Вот  почему,  когда  Посланник  Аллаха   объявил многобожникам, что он является пророком и посланником, и призвал их уверовать в него, они стали говорить: «Что это за  посланник, который  ест пищу  и  ходит  по  рынкам?!» (25:7)   Тогда  Аллах Всевышний сказал: «Да, они 35 у д и в и л и с ь то м у, что явился к ним предостерегающий из их же числа, и сказали неверные: "Это — дело  удивительное!"»  (50:2)   Однако  они  продолжали  говорить:

«А лл а х ничего не ниспосылал  человеку» (6:91).

Но Аллах показал несостоятельность их воззрений, сказав:

«С к а ж и: "Кто ниспослал в качестве света и руководства для лю- дей Писание, с которым пришёл  Муса...?"» (6:91) И Он приводил

им рассказы о прежних пророках и посланниках, сообщая, какие разговоры они вели с людьми, и указывая на то, что люди, которые не признавали их посланниками, говорили: «Вы — только люди, такие

ж е, как и мы...» (14:10) Аллах Всевышний сказал: «Говорили им те, кто  был  к  ним  послан:  "Действительно, мы  — только  люди, такие же, как  и  вы,  но Аллах  оказывает  благодеяния тем из рабов Своих, кому пожелает..."» (14:11)

И действительно, людьми были все пророки и посланники, пос- кольку возложение посланнической миссии на ангела не соответс- твовало бы её целям, ведь люди не в состоянии уподобиться ангелам, а это  значат,  что  их продолжали  бы  одолевать  те  же сомнения.  Аллах

Всевышний сказал:   «А  если  бы  и  сделали  Мы  ангела посланником,  то  придали  бы  ему  человеческий  облик и сделали бы так, что это осталось бы для них столь же неясным» (6:9).

С другой стороны, многобожники признавали, что Ибрахим, Исма'ил и Муса, мир им, были и посланниками, и людьми. Ввиду этого им невозможно было долго стоять на своём, однако они стали высказывать  другие  сомнения,  говоря:  «Неужто  не  нашёл  Аллах

никого иного, чтобы вручить ему Своё послание, кроме этого неиму- щего  сироты?  Почему  Аллах оставляет  без  внимания  влиятельных и

 

 

35  Имеются в виду арабы-многобожники.


знатных курейшитов и сакифитов, делая посланником именно его?» И они говорили: «Почему не был Коран этот ниспослан какому-ни- будь великому человеку из двух этих городов'?» (43:31) В ответ на это Аллах Всевышний сказал: «Разве они распределяют милости Господа  твоего?»  (43:32)   — подразумевая  под  милостями откровения, Коран и выполнение миссий пророка и посланника и имея в  виду,  что Аллах Сам  знает, как Ему следует распределять Свои милости, кому и где даровать их и кого их лишать. Аллах Всевышний сказал: «Аллах  лучше  всех знает,  куда поместить  Своё послание» (6:124).

После  этого  от  них  можно  было  услышать  другие  слова:  «Пос- ланник должен быть одним из царей, в полной мере обладающим тем,

что внушало бы людям почтение и заставляло бы их подчиняться ему.

Вот почему ему следует иметь слуг, многочисленную свиту, земли и богатства  и передвигаться  в окружении  стражи  и знати,  а на  каком

основании Мухаммад, который появляется на рынках, утверждает, что он — посланник Аллаха?» И они говорили: «Вот если бы был послан к нему ангел, который  увещевал бы вместе с ним, или  если бы ему было даровано сокровище, или  был бы у него сад, [плодами

к ото рого] б ы он питался!»  (25:7-8) Аллах Всевышний сказал: «И говорили несправедливые:  "Следуете вы всего лишь  за околдованным  человеком!"» (25:8)

Известно, что Пророк  был направлен ко всем людям — к малым и  великим,  слабым и могущественным,  простым и знатным,  рабам и

свободным, и поэтому если бы его и в самом деле окружала блестящая

свита, то слабые и незащищённые люди, составляющие абсолютное большинство, никак не могли бы воспользоваться этим посланием, а это значит, что оно вообще утратило бы свой смысл. Именно поэтому на подобные требования многобожникам был дан ответ, суть которого сводилась к  тому, что  Мухаммад  является посланником, и этого

достаточно, чтобы развеять все их сомнения. Что же касается внешнего блеска и богатства, то это сделало бы невозможным донесение этого послания до основной массы людей.

После  того  как  благодаря  ответу  Аллаха  были  рассеяны  и  эти

сомнения многобожников, они сделали следующий шаг и принялись настойчиво  требовать  знамений,  что  привело  к новым  спорам  между

ними и Пророком , примеры чего, если будет угодно Аллаху, мы ещё приведём ниже.

Как и прежде, больше всего разногласий вызывал основной вопрос,

то есть вопрос о единобожии.  При этом многобожники признавали, что нет ничего равного  или  подобного сущности,  атрибутам  и деяниям

Аллаха Всевышнего, слава Ему. Они признавали и то, что Он является


Творцом, Который сотворил небеса, землю и то, что находится между ними, и Владыкой, Который владеет небесами, землёй и тем, что находится между ними, как является Он Владыкой всего вообще, что Он является Подателем благ, питающим людей, животных и вообще всё живое, что Он является Управителем, Который распоряжается всем от небес до земли, в том числе и мельчайшими частицами и самыми крохотными  существами,  что  Он является  Господом  небес,  земли  и того, что находится между ними, и что является Он Господом Великого престола и Господом всего и вся, подчинившим Себе солнце, луну, звёзды, горы, деревья, животных, джиннов, людей и ангелов, что подчиняет  Он кого хочет  кому  пожелает, а  Сам  никогда  не  будет подвластным никому, что Он даёт жизнь и умерщвляет, и делает, что пожелает, и судит, как пожелает, и что никто не может оспаривать Его решения.

Однако, признавая единственность сущности, атрибутов и деяний

Аллаха Всевышнего, многобожники в то же время утверждали, что Он даровал  некоторым  Своим  приближённым  рабам из числа  пророков,

посланников,  святых  и  праведников  возможность  управлять

отдельными  процессами  и явлениями  бытия,  чем  те  и занимаются  с

Его позволения. По их словам, это выражается в том, что такие рабы даруют людям детей, рассеивают печали, удовлетворяют потребности,

исцеляют  от  болезней  и  совершают  тому  подобные  дела.  Они

утверждали, что Аллах даровал им такие возможности ввиду того, что они близки к Аллаху и могут оказывать на Него какое-то влияние. И

вследствие всего этого они якобы и имеют возможность делать что-то для рабов Аллаха, утешать их, лечить, приближать к Аллаху тех, кем они довольны, и выступать в роли заступников таких людей пред Аллахом.

Основываясь на подобных воззрениях, многобожники считали таких людей посредниками между ними и Аллахом и изобрели особые ритуалы, благодаря исполнению которых надеялись приблизиться к ним  и  снискать  их  благоволение.  Исполнив  подобные  ритуалы,

многобожники обращались к ним со своими мольбами, просили их о помощи, прибегали к ним в трудную минуту и умоляли о заступничестве.

Сами эти ритуалы в основном были связаны с тем, что многобож-

ники выделяли для пророков или праведников особые места и строили там для них дома, где устанавливали их изваяния, соответствовавшие их реальным или  вымышленным образам. Кроме того, иногда они находили могилы тех, кого считали праведниками  или святыми, и возводили над ними строения, не создавая изваяний, а потом прихо- дили к таким могилам и дотрагивались до них, желая получить от них благословение,  обходили  вокруг  них,  всячески  выказывали  им


почтение, давали у них различные обеты и приносили жертвы, чтобы благодаря этому приблизиться к ним и добиться их милости.

Так, например, они давали обеты выделять им часть еды, питья,

скота,  золота,  серебра  и  прочего  имущества,  которым  их  наделил

Аллах, и приносили всё это к могилам или изваяниям праведников, отдавая свои подношения обитавшим при этих могилах служителям, при посредстве которых в большинстве случаев всё и происходило.

Что же касается скота, то с ним они поступала по-разному. Иногда

они отпускали животных на волю во имя этих праведников, желая приблизиться к ним и снискать их благоволение, после чего объявляли этих животных священными и никогда не причиняли им зла, и эти животные свободно паслись и ходили, где хотели. Иногда они приносили их  в  жертву возле идолов, стоявших на  могилах или  в каких-либо особых местах, а иногда устраивали жертвоприношения в любых иных местах, но при этом произносили не имя Аллаха Всевышнего, а имена этих праведников.

К числу ритуалов, связанных с этими праведниками, относились и праздники, которые один или два раза в год устраивали в их честь многобожники, со всех сторон стекавшиеся к их могилам или другим местам. Они собирались там в особые дни и устраивали торжества, совершая то, о чём мы уже упоминали, а именно — испрашивая благословения, прикасаясь к могилам, совершая вокруг них обходы, давая обеты, принося жертвы и занимаясь иными подобными вещами. На эти праздники отовсюду съезжались как представители знати, так и простолюдины, дававшие обеты богам в надежде добиться желаемого.

Как мы уже говорили, многобожники делали всё это, желая приблизиться к вышеупомянутым праведникам, угодить им и добиться

того, чтобы они согласились стать посредниками между ними и Аллахом. Они были убеждены в том, что эти праведники могут при- близить их к Аллаху и стать их заступниками перед Ним. Кроме того, они  обращались  к  ним  с  мольбами  об  удовлетворении  своих  нужд,

твёрдо веря в то, что те слышат их и могут решать их проблемы либо самостоятельно, либо выступая в роли заступников перед Аллахом.

В этом и проявлялось их многобожие, суть которого состояла в том, что  они  поклонялись  не  только  Аллаху,  избирали  для  себя  богов

помимо Него и считали их сотоварищами Аллаха, богами же для многобожников становились как раз эти праведники.

К о гд а  Пророк стал  призывать  людей  к  истинному единобожию,  развенчивая  всё  то,  чему  они  поклонялись,


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.