Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-04-18 | 125 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
17) И они говорили: «Это — возвращение невозможное!» 32 (50:3) И
они говорили также: «И говорили те, кто не уверовал: "Указать ли вам на человека, который возвещает вам, что после того, как вы распадётесь на мелкие частички, то возродитесь заново? Измыслил он ложь на Аллаха или, [может быть,] он безумен?"» (34:7-8)
А один из них сказал об этом стихами:
32 То есть это невозможно, невероятно.
Умру я, а потом ждут меня воскресение и сбор, —
о Умм 'Амр, какой же это вздор!
На всё это Аллах давал им разные ответы, смысл которых сводился к следующему: они сами видят, что в мире этом часто бывает так, что притеснители умирают, не получив воздаяния за свою несправедливость, а обиженные умирают, не получив должного со своих обидчиков. Бывает и так, что добродетельный и праведный человек умирает, не получив никакого воздаяния за свои благие дела и свою праведность, а тот, кто творил зло, умирает, не понеся за это никакого наказания. Таким образом, если после смерти не настанет День воскресения, когда обиженные получат должное от при- теснителей, добродетельным и праведным воздастся за их дела, а творившие зло будут наказаны, это будет означать, что между теми и другими нет никакой разницы. Более того, в подобном случае любой притеснитель и злодей окажется счастливее обиженного им благочестивого человека, что было бы абсолютно несправедливым, но делать такие предположения неразумно, поскольку невозможно даже представить себе, что в основе творения Аллаха лежит подобная несправедливость.
Аллах Всевышний сказал: «Разве приравняем Мы покорив- шихся к грешникам?! Что с вами? Как вы судите?» (68:35-36) Аллах Всевышний также сказал: «Или посчитали творившие дур- ные дела, что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали благое, и будут жизнь и смерть их 33 о д и н а к о в ы м и? Пл ох и суждения их!» (45:21)
|
Что же касается неприятия ими подобных идей, то в ответ на это
Аллах оказал им: «В а с труднее было создать или небо?» (79:27)
Аллах Всевышний также сказал: «Неужели не видят они, что Аллах, Который сотворил небеса и землю и не лишился сил, сотворив их, может оживлять и мёртвых? Да, поистине, Он всё может!» (46:33) И Он также сказал: «Вам ведь известно о первом сотворении 34, так почему бы вам не вспомнить?» (56:62) И Он также сказал: «Как создали Мы всё в первый раз, так и [воссоздадим] это, согласно Нашему обещанию. Поистине, Мы выполняем [обещанное]!» (21:104) Так Аллах напоминал людям о том, что им было хорошо знакомо, указывая на то, что воскресить их
«д л я Него ещё легче» (30:27) Аллах Всевышний сказал также:
«Р а з в е лишились Мы сил от творения первого? Однако они в
33 То есть то, что ждёт их после смерти.
34 То есть о сотворении Адама.
сомнении относительно [возможности] нового творения» (50:15).
Как уже было сказано, они сомневались в истинности послан-
нической миссии Пророка , хотя знали его как правдивого, честного и благочестивого человека. Это объяснялось их убеждённостью в том, что миссия пророка и посланника слишком важна, чтобы её выполнение было поручено человеку, из чего они делали вывод, что человек не может быть посланником, как и посланник не может быть человеком. Вот почему, когда Посланник Аллаха объявил многобожникам, что он является пророком и посланником, и призвал их уверовать в него, они стали говорить: «Что это за посланник, который ест пищу и ходит по рынкам?!» (25:7) Тогда Аллах Всевышний сказал: «Да, они 35 у д и в и л и с ь то м у, что явился к ним предостерегающий из их же числа, и сказали неверные: "Это — дело удивительное!"» (50:2) Однако они продолжали говорить:
|
«А лл а х ничего не ниспосылал человеку» (6:91).
Но Аллах показал несостоятельность их воззрений, сказав:
«С к а ж и: "Кто ниспослал в качестве света и руководства для лю- дей Писание, с которым пришёл Муса...?"» (6:91) И Он приводил
им рассказы о прежних пророках и посланниках, сообщая, какие разговоры они вели с людьми, и указывая на то, что люди, которые не признавали их посланниками, говорили: «Вы — только люди, такие
ж е, как и мы...» (14:10) Аллах Всевышний сказал: «Говорили им те, кто был к ним послан: "Действительно, мы — только люди, такие же, как и вы, но Аллах оказывает благодеяния тем из рабов Своих, кому пожелает..."» (14:11)
И действительно, людьми были все пророки и посланники, пос- кольку возложение посланнической миссии на ангела не соответс- твовало бы её целям, ведь люди не в состоянии уподобиться ангелам, а это значат, что их продолжали бы одолевать те же сомнения. Аллах
Всевышний сказал: «А если бы и сделали Мы ангела посланником, то придали бы ему человеческий облик и сделали бы так, что это осталось бы для них столь же неясным» (6:9).
С другой стороны, многобожники признавали, что Ибрахим, Исма'ил и Муса, мир им, были и посланниками, и людьми. Ввиду этого им невозможно было долго стоять на своём, однако они стали высказывать другие сомнения, говоря: «Неужто не нашёл Аллах
никого иного, чтобы вручить ему Своё послание, кроме этого неиму- щего сироты? Почему Аллах оставляет без внимания влиятельных и
35 Имеются в виду арабы-многобожники.
знатных курейшитов и сакифитов, делая посланником именно его?» И они говорили: «Почему не был Коран этот ниспослан какому-ни- будь великому человеку из двух этих городов'?» (43:31) В ответ на это Аллах Всевышний сказал: «Разве они распределяют милости Господа твоего?» (43:32) — подразумевая под милостями откровения, Коран и выполнение миссий пророка и посланника и имея в виду, что Аллах Сам знает, как Ему следует распределять Свои милости, кому и где даровать их и кого их лишать. Аллах Всевышний сказал: «Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание» (6:124).
После этого от них можно было услышать другие слова: «Пос- ланник должен быть одним из царей, в полной мере обладающим тем,
|
что внушало бы людям почтение и заставляло бы их подчиняться ему.
Вот почему ему следует иметь слуг, многочисленную свиту, земли и богатства и передвигаться в окружении стражи и знати, а на каком
основании Мухаммад, который появляется на рынках, утверждает, что он — посланник Аллаха?» И они говорили: «Вот если бы был послан к нему ангел, который увещевал бы вместе с ним, или если бы ему было даровано сокровище, или был бы у него сад, [плодами
к ото рого] б ы он питался!» (25:7-8) Аллах Всевышний сказал: «И говорили несправедливые: "Следуете вы всего лишь за околдованным человеком!"» (25:8)
Известно, что Пророк был направлен ко всем людям — к малым и великим, слабым и могущественным, простым и знатным, рабам и
свободным, и поэтому если бы его и в самом деле окружала блестящая
свита, то слабые и незащищённые люди, составляющие абсолютное большинство, никак не могли бы воспользоваться этим посланием, а это значит, что оно вообще утратило бы свой смысл. Именно поэтому на подобные требования многобожникам был дан ответ, суть которого сводилась к тому, что Мухаммад является посланником, и этого
достаточно, чтобы развеять все их сомнения. Что же касается внешнего блеска и богатства, то это сделало бы невозможным донесение этого послания до основной массы людей.
После того как благодаря ответу Аллаха были рассеяны и эти
сомнения многобожников, они сделали следующий шаг и принялись настойчиво требовать знамений, что привело к новым спорам между
ними и Пророком , примеры чего, если будет угодно Аллаху, мы ещё приведём ниже.
Как и прежде, больше всего разногласий вызывал основной вопрос,
то есть вопрос о единобожии. При этом многобожники признавали, что нет ничего равного или подобного сущности, атрибутам и деяниям
Аллаха Всевышнего, слава Ему. Они признавали и то, что Он является
Творцом, Который сотворил небеса, землю и то, что находится между ними, и Владыкой, Который владеет небесами, землёй и тем, что находится между ними, как является Он Владыкой всего вообще, что Он является Подателем благ, питающим людей, животных и вообще всё живое, что Он является Управителем, Который распоряжается всем от небес до земли, в том числе и мельчайшими частицами и самыми крохотными существами, что Он является Господом небес, земли и того, что находится между ними, и что является Он Господом Великого престола и Господом всего и вся, подчинившим Себе солнце, луну, звёзды, горы, деревья, животных, джиннов, людей и ангелов, что подчиняет Он кого хочет кому пожелает, а Сам никогда не будет подвластным никому, что Он даёт жизнь и умерщвляет, и делает, что пожелает, и судит, как пожелает, и что никто не может оспаривать Его решения.
|
Однако, признавая единственность сущности, атрибутов и деяний
Аллаха Всевышнего, многобожники в то же время утверждали, что Он даровал некоторым Своим приближённым рабам из числа пророков,
посланников, святых и праведников возможность управлять
отдельными процессами и явлениями бытия, чем те и занимаются с
Его позволения. По их словам, это выражается в том, что такие рабы даруют людям детей, рассеивают печали, удовлетворяют потребности,
исцеляют от болезней и совершают тому подобные дела. Они
утверждали, что Аллах даровал им такие возможности ввиду того, что они близки к Аллаху и могут оказывать на Него какое-то влияние. И
вследствие всего этого они якобы и имеют возможность делать что-то для рабов Аллаха, утешать их, лечить, приближать к Аллаху тех, кем они довольны, и выступать в роли заступников таких людей пред Аллахом.
Основываясь на подобных воззрениях, многобожники считали таких людей посредниками между ними и Аллахом и изобрели особые ритуалы, благодаря исполнению которых надеялись приблизиться к ним и снискать их благоволение. Исполнив подобные ритуалы,
многобожники обращались к ним со своими мольбами, просили их о помощи, прибегали к ним в трудную минуту и умоляли о заступничестве.
Сами эти ритуалы в основном были связаны с тем, что многобож-
ники выделяли для пророков или праведников особые места и строили там для них дома, где устанавливали их изваяния, соответствовавшие их реальным или вымышленным образам. Кроме того, иногда они находили могилы тех, кого считали праведниками или святыми, и возводили над ними строения, не создавая изваяний, а потом прихо- дили к таким могилам и дотрагивались до них, желая получить от них благословение, обходили вокруг них, всячески выказывали им
почтение, давали у них различные обеты и приносили жертвы, чтобы благодаря этому приблизиться к ним и добиться их милости.
Так, например, они давали обеты выделять им часть еды, питья,
скота, золота, серебра и прочего имущества, которым их наделил
|
Аллах, и приносили всё это к могилам или изваяниям праведников, отдавая свои подношения обитавшим при этих могилах служителям, при посредстве которых в большинстве случаев всё и происходило.
Что же касается скота, то с ним они поступала по-разному. Иногда
они отпускали животных на волю во имя этих праведников, желая приблизиться к ним и снискать их благоволение, после чего объявляли этих животных священными и никогда не причиняли им зла, и эти животные свободно паслись и ходили, где хотели. Иногда они приносили их в жертву возле идолов, стоявших на могилах или в каких-либо особых местах, а иногда устраивали жертвоприношения в любых иных местах, но при этом произносили не имя Аллаха Всевышнего, а имена этих праведников.
К числу ритуалов, связанных с этими праведниками, относились и праздники, которые один или два раза в год устраивали в их честь многобожники, со всех сторон стекавшиеся к их могилам или другим местам. Они собирались там в особые дни и устраивали торжества, совершая то, о чём мы уже упоминали, а именно — испрашивая благословения, прикасаясь к могилам, совершая вокруг них обходы, давая обеты, принося жертвы и занимаясь иными подобными вещами. На эти праздники отовсюду съезжались как представители знати, так и простолюдины, дававшие обеты богам в надежде добиться желаемого.
Как мы уже говорили, многобожники делали всё это, желая приблизиться к вышеупомянутым праведникам, угодить им и добиться
того, чтобы они согласились стать посредниками между ними и Аллахом. Они были убеждены в том, что эти праведники могут при- близить их к Аллаху и стать их заступниками перед Ним. Кроме того, они обращались к ним с мольбами об удовлетворении своих нужд,
твёрдо веря в то, что те слышат их и могут решать их проблемы либо самостоятельно, либо выступая в роли заступников перед Аллахом.
В этом и проявлялось их многобожие, суть которого состояла в том, что они поклонялись не только Аллаху, избирали для себя богов
помимо Него и считали их сотоварищами Аллаха, богами же для многобожников становились как раз эти праведники.
К о гд а Пророк стал призывать людей к истинному единобожию, развенчивая всё то, чему они поклонялись,
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!