Методики исследования когнитивной сферы младшего школьника — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Методики исследования когнитивной сферы младшего школьника

2021-04-18 323
Методики исследования когнитивной сферы младшего школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика 1. Методика определения уровня умственного развития детей 7-9 лет (Э.Ф. Замбицявичене)

Тест состоит из 4-х субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

Методика проводится индивидуально, что дает возможность выяснить причины ошибок и ход рассуждений ребенка при помощи дополнительных вопросов. Задания и текст методики предъявляются ребенку на бланке, экспериментатор читает их вслух, ребенок (если умеет) про себя. За пробные задания оценки не ставятся.

Субтест 1.

Направлен на исследование способности к дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также изучение общей осведомленности испытуемого.

Инструкция для 1 субтеста: «Закончи предложение. Выбери из пяти слов в скобках одно, которым было бы правильно закончить начатое предложение».

После прочтения первого задания субтеста ребенка спрашивают:

«Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?»

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?». Таким образом, выясняется понимание слова «всегда», что важно для выполнения других заданий того же субтеста.

После правильного ответа решение оценивается в 1 балл. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный – 0 баллов. При решении следующих проб субтеста уточняющие вопросы не задаются.

Пример: «Вода всегда… (холодная, прозрачная, жидкая, вкусная, светлая)

Субтест

1. У сапога всегда есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В теплых краях живет…(медведь, олень, пингвин, волк, верблюд)

3. В году…(24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.)

4. Месяц зимы…(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В нашей стране не живет… (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына…(редко, всегда, часто, никогда, иногда)

7. Время суток… (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. У дерева всегда есть…(листья, цветы, плоды, корень, тень)

9. Время года…(август, осень, суббота, утро, каникулы)

10. Пассажирский транспорт… (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)

Субтест 2.

Направлен на исследование операций обобщения и абстрагирования, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Инструкция 2 субтеста: «В каждой строчке написано пять слов, четыре из которых можно объединить в одну группу, а пятое к этой группе не относится, оно лишнее. Найди и исключи лишнее слово».

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос «Почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше (субтест 1). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 8, 9, 10-й пробы дополнительные вопросы не задаются.

Пример: «Яблоко, лимон, апельсин, огурец, груша»

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Субтест 3.

Направлен на исследование сформированности логического действия «умозаключение по аналогии», способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

За правильный ответ – 1 балл, за ответ после второй попытки – 0,5 балла, при невыполненном задании – 0 баллов.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.

Инструкция 3 субтеста: «В каждой строчке слева написана пара слов. Слова в паре находятся в определенной связи друг с другом (например: лес/дерево). Справа одно слово написано над чертой и пять – под чертой (например: библиотека/ сад, двор, книга, театр, город). Из пяти слов, написанных под чертой, выбери одно, которое подходило бы к слову над чертой так же, как подходят друг другу слова в первой паре».

Пример:

Лес   библиотека
Дерево   сад, двор, книга, театр, город

 

1.

Огурец   гвоздика
Овощ   сорняк, роса, садик, цветок, земля

2.

Огород   сад
Морковь   забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3.

Учитель   врач
Ученик   очки, больница, палата, больной, лекарства

4.

Цветок   птица
Ваза   клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5.

Перчатка   сапог
Рука   чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6.

Темный   мокрый
Светлый   солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7.

Часы   градусник
Время   стекло, больной, кровать, температура, врач

8.

Машина   лодка
Мотор   река, маяк, парус, волна, берег

9.

Стол   пол
Скатерть   мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10.

Стул   игла
Деревянный   острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Субтест 4.

Направлен на исследование способности обобщать.

Инструкция 4 субтеста: «Эти пары слов можно объединить в одну группу и дать ей название».

После прочтения слов первой пробы (примеры), ребенка просят назвать подходящее для этих двух слов обобщающее понятие: «Как это можно назвать вместе?» При неправильном ответе предлагается подумать еще.

Оценки аналогичны приведенным выше.

Пример: брюки, платье… ‑ одежда.

треугольник, квадрат…‑ геометрические фигуры.

1. Окунь, карась…

2. Метла, лопата…

3. Лето, зима…

4. Огурец, помидор…

5. Сирень, орешник…

6. Шкаф, диван…

7. Июнь, июль…

8. День, ночь…

9. Слон, муравей…

10. Дерево, цветок…

Оценка и интерпретация результатов (по Л.И. Переслени, 1990)

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за все четыре субтеста. Максимальное количество баллов за решение всех четырех субтестов – 40 баллов (100% успешности).

Целесообразно подсчитать отдельно общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов.

Оценка успешности (ОУ) определяется по формуле:

, где Х- сумма баллов по всем тестам.

Уровни успешности:

1-й уровень (низкий) – 19,5 и менее баллов (49,0% и ниже). 

2-й уровень (ниже среднего) - 25,5 – 20 баллов (64,0 - 50%)

3-й уровень (средний уровень) – 31,5 – 26 баллов (79,0 - 65%)

4-й уровень (высокий уровень успешности) – 32 балла и более (80 - 100%)

Правильные ответы

1 субтест:

 

2 субтест:

1. Подошва 6. Всегда   1. Фасоль 6. Орел
2. Верблюд 7. День   2. Мост 7. Указка
3. 12 8. Корень   3. Песок 8. Петров
4. Февраль 9. Осень   4. Ковер 9. Число
5. Страус 10. Автобус   5. Орешник 10. Вкусный

 

3 субтест:

 

4 субтест:

1. Цветок 6. Сухой   1. Рыбы 6. Мебель
2. Больной 7. Температура   2. Орудия труда. Инвентарь 7. Летние месяцы
3. Яблоня 8. Парус   3. Времена года 8. Время суток
4. Гнездо 9. Ковер   4. Овощи 9. Животные
5. Нога 10. Стальная   5. Куст 10. Растения

 

При анализе результатов исследования необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Насколько успешно класс в целом справился с данной методикой? Сколько учащихся (в %) имеют 4 (3,2,1) уровень успешности?

2. Сопоставьте полученные результаты с учебной успеваемостью испытуемых. Как оценивают успешность в овладении знаниями, умениями и навыками учащихся с высоким (низким) уровнем развития мышления их педагоги?

3. Какие субтесты вызвали наибольшие затруднения? Почему?

4. Какие ошибки оказались наиболее типичными? Почему?

5. На основе результатов исследования разработайте соответствующие рекомендации по развитию мышления в младшем школьном возрасте.

 

Методика 2. Методика исследования кратковременной памяти и произвольного внимания (субтест «Повторение цифр» из теста Д. Векслера в модификации Е.Л. Яковлевой)

Данная методика состоит из двух частей.

Часть 1. «Воспроизведение цифр в прямом порядке» направлена на изучение объема кратковременной памяти.

Часть 2. «Воспроизведение цифр в обратном порядке» направлена на изучение объема внимания.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.