Тема 14. Межличностные отношения и общение — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 14. Межличностные отношения и общение

2021-04-18 157
Тема 14. Межличностные отношения и общение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие общения и его функции. Общение как единство коммуникации, итеракции и перцепции. Вербальная и невербальная коммуникации (жесты, мимика, пантомимика; особенности голоса; время и пространство общения; «контакт глаз» и др.). Кооперация и конкуренция. Тактики поведения в межличностном конфликте. Восприятие человека человеком (установки, «ореолы», стереотипы). Понимание другого человека (идентификация, эмпатия, рефлексия). Тренинг общения.

 

Вопросы для обсуждения

1. Личность и группа.

2. Проблема лидерства и руководства.

3. Стили педагогического общения, их эффективность.

4. Психологический климат в группе.

5. Методика социометрии и особенности ее использования.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Закономерности восприятия и понимания человека человеком.

2.Социометрические исследования межличностных отношений.      

3. Конфликты в общении с точки зрения трансактного анализа Э. Берна.

4. Психологические проблемы тренинга общения.

5. Проблемы межгруппового взаимодействия.

 

Задачи

1. Руководитель учреждения вызвал к себе начальника одного из отделов… Вот фрагмент их разговора:

- Я решительно заявляю, что вы абсолютно неверно обосновываете необходимость реорганизации вашего отдела.

- Но почему?

- Вас никто не просил выступать с подобными предложениями.

- Ну и что же? У меня давно зрела идея, она представляется мне вполне рациональной…

- Мало ли что вам представляется. Мне лично всё это совершенно непонятно… Вам вечно приходят в голову вздорные мысли. Да ещё такие, которые совсем не соответствуют вашей должности…

- Почему вы так говорите?

- Потому что так думаю. Не желаю больше спорить… [6].

Какой стиль руководства ярко выражен у руководителя учреждения? Какие тактики поведения в конфликте описаны в данном примере?

2. С помощью социометрии изучали взаимоотношения в детских спортивных секциях. Первая – отделение акробатики детской спортивной школы. Сюда входят учащиеся одной из школ города в возрасте от 12 до 18 лет (всего 16 человек). Вторая – юношеская команда футболистов. В эту команду входят учащиеся разных школ города в возрасте 14-18 лет (16 человек). Каждого члена команды в индивидуальном порядке спросили о том, с кем бы он хотел тренироваться вместе, дружить, проводить время в одной компании, жить в одной комнате во время сборов. В таблице представлено среднее количество выборов, которые получил каждый учащийся, и отдельно капитаны команд по разным критериям [3]:

Команда (в среднем) вместе трениро- ваться дружить Проводить время в  одной компании жить в одной комнате Вместе отды- хать
Акробаты Футболисты 5,9 4,8 2,5 1,1 4,5 1,2 5,5 2,4 2,9 1,9
Капитаны: Акробаты Футболисты   7 4   4 1   4 2   5 2   6 1

 

Проанализируйте данные, представленные в таблице. В какой команде более тесные деловые и межличностные отношения? Кто из капитанов команд занимает более благоприятное положение в своём спортивном коллективе? Как эти данные можно использовать в учебно–воспитательной работе с учащимися?

Упражнения

1. Нарисуйте (или опишите) жесты, встречающиеся в невербальном общении представителей различных культур.

2. Опишите конкретные случаи межличностных конфликтов в учебном процессе (между преподавателями и студентами, между студентами, между школьниками и т.п.). Дайте психологический анализ причин конфликтов и возможностей решения.

 

Практикум

Прочитайте текст с описанием жизни жителей двух стран. Автор этого текста, а также название стран и жителей – условные; таких названий не существует.

Текст: Фойманы и Цейманы. Написано Фойманом.

«Фойманы живут в стране, которая называется Фоймания. Эта страна расположена на острове, омываемом Майсарийским океаном. Жители Фоймании – замечательные люди. Дети там редко ссорятся и дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Фоймании в основном рисом, и тарелки фойманов никогда не бывают пустыми. Погода в Фоймании почти не меняется круглый год – там тепло и солнечно, дует лёгкий ветер.

Цейманы живут в другой стране, которая называется Цейманией. Эта страна расположена на другом острове, омываемом Кайтарийским океаном. Жители Цеймании – очень плохие люди. Дети там ссорятся и дерутся, а взрослые кричат друг на друга. На работе взрослые только делают вид, что работают, и сплетничают между собой. Погода в Цеймании всегда ветреная, дождливая и холодная».

Теперь возьмите стандартный лист бумаги, расположите его горизонтально и в левой части листа нарисуйте «типичного» Фоймана, а в правой – «типичного» Цеймана [8]. На практическом занятии нужно будет сравнить рисунки всех членов группы и обсудить вопрос: «Почему вы нарисовали фойманов и цейманов именно так?».

Литература

Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. –М., 1988.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. –М., 1987.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. –М., 1991.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. –М., 1998.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. –М., 1986.

Майерс Д. Социальная психология. –СПб., 1997.

Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально– психологический тренинг. – М., 1989.

Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород, 1992.

Психология межличностного познания/ Под ред. А.А. Бодалева. – М., 1981.

Рундестам К. Групповая психотерапия. –СПб., 1998.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. –М., 1999.

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ПСИХОЛОГИИ

 

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

Годфруа Ж.. Что такое психология? – М., 1992.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 1998.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.

Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. – М., 1995.

Общая психология / Под ред. В.В.Богословского и др. – М., 1981.

Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.

Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995.

Психология и педагогика /Под ред. К.А.Абульхановой и др. М.,1998.

Психология и педагогика / Под ред. А.А.Радугина. – М., 1999.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1999.

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону, 1999.

 

Литература, использованная при подготовке данного пособия*:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Контрольные работы по психологии.- М., 1985.

2.  Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.

3. Иващенко Ф.И. Задачи по общей психологии. – Мн., 1976.

4. Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. – Мн., 1985.

5. Климов Е.А. Психология. Практикум. – М., 1998.

6. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова.- М., 1987.

7. Практикум по общей психологии / Под ред. Н.Д. Твороговой. - М., 1997.

8. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека». – М., 1998.

9. Энциклопедия психологических тестов. – М.. 1997.

----------

* - номер источника указывается в квадратных скобках.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Задачи и структура курса «Педагогика и психология» …………..3

Тема 1. Предмет, задачи, отрасли и методы психологии ………… 5

Тема 2. Основные направления зарубежной психологии …………7

Тема 3. Развитие психологии в России.

         Теория деятельности……………………………………….11

Тема 4. Личность…………………………………………………….14

Тема 5. Задатки и способности …………………………………….16

Тема 6. Темперамент ………………………………………………19

Тема 7. Характер ……………………………………………………23

Тема 8. Ощущения и восприятие ………………………………….26

Тема 9. Внимание …………………………………………………..28

Тема 10. Память …………………………………………………….31

Тема 11. Мышление и речь …………………………………………34

Тема 12. Эмоции и чувства………………………………………….37

Тема 13. Воля ………………………………………………………..41

Тема 14. Межличностные отношения и общение…………………43

Основная учебная литература по психологии……………………..47

Литература, использованная при подготовке данного пособия …47


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.