Тема 5. Задатки и способности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 5. Задатки и способности

2021-04-18 194
Тема 5. Задатки и способности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Подходы к изучению способностей; теории «врождённых» способностей и «чистой доски». Современные представления о задатках и способностях. Роль наследственности и среды в формировании способностей. Виды способностей (общие и специальные). Уровни развития способностей (одарённость, талант, гениальность). Методы диагностики и исследования способностей (тесты интеллекта, тесты специальных способностей).Формирование и развитие способностей. Компенсация способностей. Обучение и воспитание («сензитивные периоды», «зона ближайшего развития») как факторы развития способностей.

 

Вопросы для обсуждения

1. Способности и успешность выполнения деятельности.

   2. Общие способности и успешность деятельности.

3. Развитие и формирование профессиональных способностей.

4. Педагогические способности.

 

 

Темы для рефератов и сообщений

1. Роль среды и наследственности в развитии способностей.

2. Психофизиологические задатки отдельных способностей (музыкальных, математических и др.).

3. Межполовые различия в способностях.

4. Диагностика и прогнозирование творческих способностей.

5. Профессиональный отбор и профориентация.

 

Задачи

 1. Проанализируйте психологические факторы, способствующие и препятствующие успешному обучению студентов:

Александр Н., 18 лет, студент I курса технического вуза, имеет ярко выраженные математические и конструкторские способности, неоднократно был победителем городских олимпиад по математике и физике. В вуз поступил легко, но свою будущую профессию представляет себе плохо, учится, не прилагая особых усилий, опираясь на имеющиеся знания по основным предметам.

Валерий С., 19 лет, одногруппник Александра. С детства мечтал стать конструктором ракетной техники, хотя родители хотели, чтобы он был музыкантом. Окончил музыкальную школу по настоянию родителей. Продолжал интересоваться космическими полётами, техникой, авиацией. Несмотря на сопротивление родителей, поступил в данный вуз (со второго раза).

2. В одном из исследований для изучения педагогических способностей провели такой эксперимент. Ученикам предложили в отсутствии учителя ответить на ряд вопросов по учебным предметам. Затем в беседе с учителями выяснили, какие ответы по их мнению дали учащиеся. Педагоги, успешно работающие в школе, дали более 80% правильных заключений, а слабо работающие – около 40%. Какое качество педагогических способностей наиболее полно проявилось в этом примере? Какое значение оно имеет для успешной деятельности учителя? [4]

 

Упражнения

1. Дайте несколько практических рекомендаций родителям маленького ребёнка, которые хотят как можно раньше выявить его задатки и развивать его способности. Обоснуйте свои рекомендации с психологической точки зрения.

2. Подберите примеры из жизни выдающихся людей (учёных, писателей, актёров, музыкантов, политиков и т.п.), которые демонстрируют особенности проявления, развития, компенсации, взаимосвязи способностей.

 

Практикум

Все перечисленные ниже задания выполняются на время, поэтому либо самостоятельно засекайте время, прежде, чем приступить к решению, либо попросите это сделать кого-то из близких. [8]

1. Запишите все способы возможного употребления следующих предметов (на каждый даётся 2 минуты): пустые стеклянные бутылки, длинные железные гвозди, древесные опилки.

2. Найдите как можно больше способов разделения предлагаемых списков слов (понятий, предметов) на группы по любым признакам. Делить можно на две группы и более (время на каждый список – 10 минут):

а) велосипед, машина, поезд, самолёт, трамвай, автобус, мотоцикл, вертолёт, корабль, троллейбус, карета, лодка;

б) река, озеро, родник, залив, канал, море, ручей, водопад, океан, пруд, лужа, бассейн.

2. Нарисуйте на нелинованной бумаге круг диаметром 2 см. Затем, в течение двух минут, прибавьте к нему сколько угодно штрихов (отрезков прямой), чтобы получился законченный рисунок предмета.

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. – М., 1982.

Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М., 1993.

Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973.

Вопросы психологии способностей/ Под ред. В.А. Крутецкого. – М., 1988

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

Изюмова С.А. Природа мнемических способностей. – М., 1996.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на Дону, 1996.

Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.- М., 1984.

Одарённые дети/ Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека./ Под ред. И.В. Равич–Щербо. – М., 1988.

Теплов Б.Н. Способности и одарённость.// Избр.труды: В 2 т. ––М., 1985 - Т.1. С. 15-41.

Способности и склонности. Комплексные исследования/ Под ред. Э.А. Голубевой. – М., 1989

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М. 1989.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. –М., 1994.

 

 

ТЕМА 6. ТЕМПЕРАМЕНТ

Понятие о темпераменте. Теории темперамента (гуморальные, конституциональные, факторные, нейро-физиологические, психологические). Активность и эмоциональность как основные подструктуры темперамента. Физиологическая основа темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Маскировка темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Проблема диагностики темперамента. Учёт особенностей темперамента в различных видах деятельности.

Вопросы для обсуждения

1. Темперамент и основные свойства нервной системы человека (по И.П.Павлову, Б.М.Теплову, В.Д.Небылицыну, Э.А.Голубевой).

2. Темперамент и индивидуальность.

3. Сравнительная характеристика основных типов темперамента, достоинства и недостатки каждого из них.

4. Учёт особенностей темперамента в обучении и воспитании.

5. Методы диагностики темперамента.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.