Тема 3. Развитие психологии в России. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 3. Развитие психологии в России.

2021-04-18 191
Тема 3. Развитие психологии в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Становление психологии в России на рубеже XIX-XX вв.: естественно-научная (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В. М. Бехтерев), эмпирическая (Г.М. Челпанов), философская линия (А.Н. Введенский, Г.Г. Шпет). Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выгосткого. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Проблема обучения и развития. Деятельностный подход в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Соотношение деятельности, действия, операции и потребности, мотива, задачи. «Внешняя» и «внутренняя» деятельность. Интериоризация. Принцип единства сознания и деятельности.

Вопросы для обсуждения

1. Классификация видов деятельности.

2. Психологические особенности игровой деятельности. Игра в развитии детей и взрослых.

3. Специфика учебной деятельности. Умения и навыки.

4. Психологические компоненты трудовой деятельности.

 

Темы рефератов и сообщений.

1. Жизненный путь и творчество выдающихся отечественных психологов и физиологов (по выбору: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М.Бехтерев, Г.М. Челпанов, Г. Шпет, Л.С Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьев, Б.М. Теплов, В.Д,Небылицын, П.Я. Гальперин и др.)

2.Два варианта деятельностного подхода: С.Л. Рубенштейн, А.Н.Леонтьев.

3. Отечественная дифференциальная психофизиология (Б.Н. Теплов, В.Д. Небылицын).

4. Теория установки Д.М. Узнадзе.

 

Задачи

1. В одном из давних исследований приводятся факты, которые сохраняют актуальность и в наше время. Школьники, занимающиеся в авиакружке, не проявляли интересы к теоретическим сведениям, необходимым для сознательного конструирования. Охотно и умело выполняя кропотливую работу по собиранию моделей и т.п., начинающие авиамоделисты очень мало интересовались теорией полёта. Но вот перед ними была поставлена конкретная задача: построить модель самолёта и как можно скорее «налетать» определённое расстояние по прямой. Это потребовало от кружковцев поставить перед собой сугубо теоретические вопросы: почему самолёт держится в воздухе? Почему модель может забрать круто вверх, а потом стремительно упасть и т.п.? (по А.Н. Леонтьеву). [3]

Чем вызвано изменение отношение к теории? Объясните с психологической точки зрения отличия строения деятельности во втором случае от первого. Подумайте, как можно использовать данную закономерность при обучении студентов вашей специальности (на примере конкретной дисциплины).

2. Как известно, при обучении письму школьник вначале пишет каждую букву медленно, сосредоточенно и по отдельным элементам. Через некоторое время ту же букву он пишет быстро и целиком, не отрывая ручки от бумаги. При этом он даже может думать о других предметах. Объясните увеличение скорости письма, появление лёгкости в написании букв и тесной связи между её элементами. [3]

Упражнения

1. Подберите примеры из художественной литературы, кино или реальной жизни, демонстрирующие соотношение понятий «деятельность», «действие», «операция» и «потребность», «мотив», «цель», «задача».

2. Опишите и проанализируйте психологическую структуру своей учебной деятельности.

Практикум

Небольшой грузик (гвоздик, гайку и т.п.) привяжите к толстой нити (длиной 20-30 см.). Возьмите конец нити в руку. Закройте глаза. Представьте, что грузик раскачивается в определённой плоскости (например, справа налево). Через минуту откройте глаза и посмотрите, что происходит с вашим «маятником». Затем раскачайте грузик в определённой плоскости. Закройте глаза и представьте, что он вращается по часовой стрелке. Думайте об этом в течение минуты, а потом посмотрите, что произошло с грузиком.

Опишите наблюдаемые явления («идеомоторные акты» по И.М. Сеченову). Объясните их с точки зрения теории деятельности. Подумайте, каким образом подобные явления используются для «чтения мысли» некоторыми эстрадными гипнотизёрами и иллюзионистами.

 

Литература

Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Собр. соч.:В 6 т. – Т.3. – М., 1983. – С. 5-328.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. – М., 1990.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

Петровский А.В, Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1994.

Психологическая наука в России в XX столетии: история и теория / Под. ред. А.В. Брушлинского. – М., 1997.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997.

Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. – М., 1999.

Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

 

ТЕМА 4. ЛИЧНОСТЬ

 

Понятие личности в психологии. Личность, индивид, индивидуальность. Взаимодействие индивидуальных свойств, социальной среды через активность (деятельность) в процессе формирования личности. Структура личности в различных психологических теориях. Направленность личности. Личность как иерархия мотивов (А.Н.Леонтьев). Психоаналитические концепции личности. Понятие «Я-концепция» (К. Роджерс). Самооценка и уровень притязаний личности. Проблема личностного выбора. Свобода и ответственность личности.

Вопросы для обсуждения

1. Норма и патология в развитии личности.

2. Уровни развития личности. Личностный рост.

3. Учёт самооценки и уровня притязаний учащегося в учебной деятельности.

4. Экспериментальные исследования самооценки и уровня притязаний студентов.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Анализ и сравнение подходов к изучению личности в различных науках (философия, социология, этика, психология и др.).

2. Культурно-исторический подход к исследованию личности.

3. Психоаналитические концепции личности.

4. Трансактный анализ Э. Берна о личности.

5. Проблема личностного роста в различных психологических теориях.

Задачи

1. Из перечисленных ниже характеристик, выберите те, которые характеризуют человека как личность и как индивида:

а) старательность; б) низкая адаптация к темноте; в) общительность; г) хорошая координация движений; д) аккуратность; е) высокая сенсорная чувствительность. [6]

Обоснуйте свой ответ.

2. Опишите типичное поведение на семинарском занятии студентов с завышенной и заниженной самооценкой. По каким внешним проявлениям можно судить об уровне притязаний студентов в учебной деятельности?

Упражнения

1. Подберите примеры из жизни, кино, литературы, иллюстрирующие несовпадение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность». Можно ли найти примеры человеческого индивида без личности или личность без индивида?

2. Попробуйте схематически изобразить структуру личности, предлагаемую в разных психологических теориях. Сравните и проанализируйте схемы.

Практикум

Ознакомьтесь со списком разнообразных качеств, которыми может быть охарактеризован человек: аккуратность, беспечность, вспыльчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливости, завистливость, искренность, капризность, медлительность, мстительность, настойчивость, нежность, обаяние, обидчивость, принципиальность, решительность, сдержанность, уступчивость.

   Начертите таблицу, состоящую из четырех граф. В первую графу «Признаки» запишите (в столбик) вышеперечисленные 20 качеств. Во второй графе «N 1» напротив каждого качества проставьте его ранг по степени выраженности у вас данного качества («1» - качество, наиболее выраженное у вас, «20» – наименее выраженное). В третьей графе «N 2» проранжируйте эти качества в порядке их предпочтения вами («1»-качество, которое вы бы хотели иметь максимально выраженным у себя; «20» - наименее желаемое качество). В графах «N 1» и «N 2» обязательно используйте все ранги от 1 до 20. В четвёртую графу «d2» запишите квадрат разности рангов по каждому из качеств (N1-N2)2.

В заключении подсчитайте коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для этого сумму квадратов рангов (из четвертой графы) разделите на 7980. Полученное число отнимите от единицы.. Разность должна быть не больше 1 и не меньше -1. [8]

Содержательную интерпретацию результата вы сделаете на занятии под руководством преподавателя.

Литература

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания// Избр. Психол.труды: В 2-х тт.- М., 1980.

Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 1990.

Берн Э. Игры в которые играют люди. – М., 1989.

Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1982.

Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988

Кон И.С. В поисках себя.- М., 1986.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов -на –Дону, 1996.

Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М., 1987.

Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка личности. – М., 1989.

Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

Фрейд З.  Я и Оно. – Тбилиси, 1992.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М.,

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

Юнг К. Психологические типы. – М., 1997.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.