Тема 2. Основные направления зарубежной психологии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 2. Основные направления зарубежной психологии

2021-04-18 85
Тема 2. Основные направления зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Причины и характер кризиса в психологии начала XX века, возникновение новых школ и направлений психологии на рубеже веков. Психоанализ. Жизненный путь З.Фрейда и его путь к понятию «бессознательное». Методы исследования бессознательного. Структура психики по Фрейду (Я, Оно, Сверх-Я). Движущие силы развития личности и защитные механизмы. Неофрейдизм. Бихевиоризм. «Манифест бихевиоризма» Дж. Уотсона. Схема «стимул-реакция». Экспериментальные исследования в бихевиоризме. Необихевиоризм («промежуточные переменные»). «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера, проблема научения и «программированное обучение».Возникновение гуманистической психологии как альтернативы психоанализу и бихевиоризму (середина XX века). Понятие «самоактуализация» по А. Маслоу. Безоценочное принятие по К. Роджерсу.         Другие течения и теоретические направления в психологии (гештальтпсихология, когнитивная психология и др.).

 

Вопросы для обсуждения

1. Споры о предмете и методах психологии в XX веке.

2. Взгляды на проблему обучения и воспитания человека с точки зрения основных направлений психологии.

3. Основные направления психотерапии (психоаналитическая, бихевиоральная, гуманистическая, гештальт-терапия и др.).

 

Темы рефератов и сообщений

1. Жизненный путь и научные взгляды известных зарубежных психологов (по выбору: З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Д. Уотсон, У. Джемс, Б. Скиннер, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, В. Франкл, Ж. Пиаже, М. Вертгеймер, К. Левин и др.)

2. Аналитическая психология К.Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера.

3. Гештальтпсихология и идеи К. Левина.

4. Основные идеи и достижения когнитивной психологии.

5. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка.

 

Задачи

1. Определите, представителям каких психологических направлений принадлежат приведённые высказывания, обоснуйте ответ.:

- «Психология…есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции также мало, как такие науки, как химия и физика. …Можно обходиться без сознания в психологическом смысле…»;

- «Наша первая реакция на высказывания других людей - немедленная оценка или суждение, а не понимание. Когда кто-то выражает свои чувства, убеждения или мнения, в нас возникает стремление оценить это как правильное, глупое, ненормальное, неразумное, неправильное. Очень редко мы позволяем себе понимать, что значат слова другого человека для него самого… Нелегко позволить себе понимать другого, эмпатически целиком и полностью войти в его внутренний мир. Это происходит редко»;

- «Припомним, какие же средства раскрытия забытого, скрытого, вытесненного есть в нашем распоряжении. Изучение случайных мыслей больного, возникающих при свободном ассоциировании, изучение сноведений и изучение дефективных и симптомных поступков»;

- «Дайте мне дюжину здоровых, физически хорошо развитых детей, и при наличии для их воспитания определённых мной внешних условий я ручаюсь, что, выбрав наугад любого из них, сделаю из него путём тренировки какого угодно специалиста по своему произволу - врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, склонностей, стремлений, способностей, призвания и национального происхождения».

  2. Рассмотрите какой- либо собственный повседневный поступок, отвечающий вашим сознательным желаниям и целям. Представьте, что один психолог на основании вашего субъективного отчёта будет классифицировать эти цели, желания, интересы, выделит частное и общее, установит закономерные связи этого поступка с другими. Второй психолог представит тот же поступок как определённую последовательность движений, сложных и элементарных, и будет выявлять внешние причины их возникновения, уже не требуя у вас субъективного отчёта. Третий психолог полагает, что ваше объяснение поступка может быть неадекватно его действительным причинам. Поскольку осознанное желание совершить то ил иное действие лишь искажённо представляет подлинные мотивы, которые относятся к области бессознательного, то исследователь попытается реконструировать их, давая поступку ещё одно объяснение.

Напишите своё собственное представление об этом поступке и «отчёт» о нём трёх психологов - представителей разных направлений. Что это за направления, по каким признакам вы определили это?

 

Упражнения

1.Подберите конкретные примеры использования различных идей бихевиоризма (необихевиоризма) в практической жизни: рекламе, бизнесе, политике, обучение и т.п. Проанализируйте эффективность внедрения.

2. Попробуйте интерпретировать собственные сновидения, оговорки, ошибки, забывания с точки зрения психоанализа З.Фрейда и его последователей. Приведите примеры использования психологической защиты.

3. Предложите способ поведения участника воображаемого межличностного конфликта, используя основные идеи гуманистической психологии. Постарайтесь спрогнозировать ход и результат этого конфликта (или опишите реальную ситуацию).

 

Практикум

Возьмите белый лист бумаги стандартного формата, простой карандаш и ластик. Придумайте и нарисуйте на этом листе несуществующее животное. Придумайте для него несуществующее название.

 

Литература

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса//Собр. соч.: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983. – С. 291-436.

Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.

История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века: Тексты/ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1986.

История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты/ Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999.

Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 1998.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1994.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию- М., 1994.

Рундестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 1998.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1991.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1989.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. _ СПб., 1997.

Шульц Д., Шульц Э.Л. История современной психологии. – СПб., 1998.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб., 1994.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.