Лекция № 7. Концепции психологического объяснения культуры. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Лекция № 7. Концепции психологического объяснения культуры.

2021-04-18 108
Лекция № 7. Концепции психологического объяснения культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основатели: Морис Лацарус, Хейман Штейнталь (психология народов, народный дух).

Основная концепция: поскольку все народы имеют единое происхождение, значит, все народы имеют особый отпечаток особой природы народа на своем теле и душе, воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, свойства духа, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом.

Народ – категория психологическая.

Задачи:

· Познать психологическую сущность народного духа;

· Познать действие народного духа;

· Выявление законов, по которым совершается духовная деятельность;

· Исследование причин возникновения, развития и исчезновения особенностей психических характеристик того или иного народа.

Вильгельм Вундт (1832-1920):

· Высшие психические процессы людей недоступны экспериментам (воля, мышление, речь);

· Высшие психические процессы следует изучать в рамках культурно-исторического опыта;

· Сознание – индивидуальное; сознание народа (синтез индивидуальных сознаний);

· Язык является одной из важнейших форм проявления народного сознания.

Лестер Франк Уорд (1843-1913):

· Сфера психологии все, что не относится к реализации в жизни;

· Доминирующее значение воли;

· Человек – активный субъект.

Источники культурно-исторического развития:

· Первоначальная сила – желание (первичные – связанные с реализацией потребностей человека; вторичные – интеллектуальные желания, способствуют улучшению жизни;

· Главная движущая сила – человеческий интеллект;

· Труд и обмен – неизменные спутники цивилизации;

· Основы существования – групповое чувство безопасности.

Психические факторы цивилизации:

· Субъективные – все явления, обнимаемые чувством;

· Объективные – все явления, обнимаемые интеллектом;

· Синтез социальных факторов – экономия природы и экономия духа.

Уильям Грэм Самнер (1840-1910):

· Народный обычай – всякий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели, общей для членов социальной группы;

· Выявление законов.

Причины появления и существования обычаев:

· Борьба людей друг с другом или с окружающей природой;

· Продукты четырех мотивов человеческих действий.

Если обычай получает санкцию морали, то он становится нравом. Если обычай обрастает социальным аппаратом, то он становится социальным институтом.

Абрам Кардинер (1891-1981):

· «Культура и личность»;

· Модель взаимосвязи детского опыта и тех институций, которые существуют в данной культуре;

· Концепция «основной (базовой) личности»;

· Основная базовая структура, включающая в себя такие характеристики, которые могут помочь индивиду комфортно чувствовать себя;

· Какова личность, такова и культура.

Институции – способы жизнеобеспечения, семейные организации, практика ухода за детьми, способы социализации в целом.

Вторичные институции – фольклор, религия, мифология (проекция первичных институций).

Ральф Линтон (1893-1953):

· «Модальная личность» - относительно устойчивые характеристики личности, типичные в данной общности, некоторые прочно сохранившиеся черты личности, которые наиболее часто встречаются у взрослого представителя данного общества;

· Мультимодальное общество.

Подходы к изучению национального характера:

· Личностно-центрированный (модальная личностная структура);

· Культурно-центрированный (культурные модели поведения);

· Базовая личностная структура – Р. Бенедикт, М. Мид;

· Социальная личность – Э. Фромм.

Социальная личность – более или менее осознанная система верований и идей.

Клод Клакхон (1905-1960):

· Японские военнопленные – «социально мертвые»;

· Мораль японского общества ситуативна;

· Стержень характера взрослого японца – долг и обязанность.

Эрих Фромм (1900-1980):

· Авторитетный тип личности в Германии.

Джефри Горер (1905-1985):

· «Пеленочная» гипотеза → русские сильные, сдержанные, терпеливые.

Гений народа:

· Личность любого человека носит интерпсихический характер;

· Каждый человек связан с другими личностями;

· Статистические методы не позволяют сделать какие-либо выводы.

Светлана Лурье (род. 1961):

· Национальный сценарий;

· Система этнических констант.

Этнические константы:

· Образ себя;

· Образ добра;

· Образ источника зла;

· Образ врага;

· Образ поля действия;

· Образ способа действия;

· Образ условия действия;

· Образ покровителя.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.