Управление эмоциональным кризисом — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Управление эмоциональным кризисом

2020-11-19 111
Управление эмоциональным кризисом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Это очень сложная проблема для многих людей, поэтому остановимся на ней подробнее. Существуют несколько техник, помогающих преодолевать эмоциональные кризисы гораздо быстрее и эффективнее, чем просто ждать, когда они пройдут сами собой. Вспомните обычные техники, которыми сознательно пользуется ум, чтобы справиться с эмоциями - это подавление (или вытеснение), выражение и избегание. Если они используются без сознательного намерения, то могут только навредить. Когда вас переполняют эмоции, лучше всего выпустить их, но сделать это сознательно. Цель этого маневра - сократить объем переполняющей вас эмоции, чтобы ее можно было разобрать

 

и отпустить по маленьким частям (этот процесс описан ниже). Очень хорошо, если получится сознательно вытолкнуть на поверхность как можно больше частей этой эмоции, насколько это возможно в конкретный момент. Глубина эмоции может сократиться, если начать делиться своими чувствами с близкими друзьями или наставниками. Когда вы просто выражаете свои чувства, энергия, стоящая за ними, начинает сокращаться. В таких ситуациях также можно сознательно воспользоваться техниками избегания, например, переместиться из дома в социальную среду и тем самым немного дистанцироваться от грусти; поиграть с собакой, посмотреть телевизор, сходить в кино, послушать музыку, заняться любовью или что угодно, что обычно делает человек при подобных обстоятельствах. Когда эмоция сокращается по объему и глубине, лучше всего начать мало-помалу отпускать отдельные части ситуации, но не всю ситуацию сразу и сопровождающую ее эмоцию.

 

Чтобы проиллюстрировать этот вопрос подробнее, рассмотрим пример. Мужчина теряет свою работу спустя много лет службы в компании, и теперь он пребывает в переполняющем его состоянии отчаяния. Благодаря трем методам, описанным выше, какая-то часть эмоции может быть ослаблена. Ему нужно начать рассматривать незначительные детали, касающиеся работы. Например, может ли он отпустить желание обедать с коллегами в одном и том же месте как раньше? Может ли он отпустить желание парковать машину на привычном месте? Может ли он отпустить желание подниматься на одном и том же лифте? Может ли он смириться тем, что больше не будет сидеть за своим рабочим столом? Может ли он смириться с тем, что больше не будет работать с той дружелюбной секретаршей? Может ли он преодолеть привязанность к своему рабочему компьютеру? Может ли он смириться с тем, что больше не будет каждый день видеть своего прежнего начальника? Может ли он смириться с тем, что больше не услышит тот привычный офисный шум?

 

Цель работы с незначительными аспектами, сопровождающими потерю работы, даже если они могут показаться поверхностными, заключается в том, чтобы перевести ум в режим отпускания. Режим отпускания поднимает нас на уровень Храбрости. Негативные чувства приняты и проработаны, следовательно, они потеряли свой источник питания. Внезапно появляется осознание, что у нас есть храбрость встретиться лицом к лицу с ситуацией, осмыслить наши эмоции и что-нибудь с ними сделать. Любопытно, что когда


проработаны незначительные аспекты ситуации, тогда и сама главная проблема становится все менее и менее угнетающей. Причиной этому является то, что, прорабатывая и отпуская одну эмоцию, мы одновременно отпускаем все эмоции. Словно одна и та же энергия лежит в основе всех наших эмоций, и чтобы отпустить все эмоции, нужно начать с тех, что лежат на поверхности - тогда запустится механизм полного отпускания. Это вопрос практического опыта, нужно попробовать лично, чтобы поверить.

 

После использования четырех методов, описанных выше (подавление, выражение, избегание, отпускание незначительных аспектов), пятый метод становится очевидным. Каждая сильная эмоция представляет собой смесь второстепенных эмоций, и весь этот эмоциональный комплекс можно разобрать. Таким образом, например, человек, который потерял свою работу, на начальном этапе чувствует переполняющее его отчаяние. Но как только он начинает отпускать незначительные аспекты и уменьшает переполняющее его чувство посредством осознанного избегания, подавления и выражения, он начинает понимать, что помимо отчаяния также присутствует гнев. Он видит, что гнев возникает из-за гордыни. Сильный гнев выражается в форме обиды. Появляется гнев по отношению к себе - непризнание себя. Также присутствует существенная доля страха. Следовательно, теперь можно напрямую обратиться ко всем этим эмоциям. Например, человек может начать отпускать страх того, что не сможет найти другую работу. Когда он признает и отпустит этот страх, все существующие альтернативные возможности внезапно станут очевидными. Когда он отпустит гордыню, он увидит, что никакой экономической катастрофы, как он раньше считал, не произошло. Таким образом, когда эмоциональный комплекс разобран на составляющие его части, все эти части по отдельности начинают обладать меньшим количеством энергии, и их можно проработать и отпустить индивидуально.

 

Когда мы освобождаемся от переполняющих эмоций, мы запоминаем, что определенная их часть была намеренно подавлена или избегалась. Теперь можно пересмотреть каждую отдельную эмоцию, чтобы она больше не причиняла повторного вреда, не приводила к горечи, неосознанной вине или низкой самооценке. Некоторые фрагменты эмоционального комплекса могут возвращаться в течение какого-то времени, даже нескольких лет, однако, теперь они представляют собой лишь маленькие части, и с ними легче справиться, как только они появляются заново. По крайней мере, кризисную ситуацию можно преодолеть осознанно и безболезненно.

 

Если справляться с кризисом, работая на эмоциональном уровне, а не на интеллектуальном, то это существенно сокращает его продолжительность. В случае потери работы, преодоление кризиса на интеллектуальном уровне породит тысячи мыслей и гипотетических сценариев. Человек будет страдать от бессонницы из-за непрекращающихся мыслей о проблеме, потому что ум будет анализировать их снова и снова. Все это бесполезно. До тех пор пока лежащая в основе эмоция не проработана и не отпущена, мысли постоянно будут возвращаться. Мы слышали о людях, переживших эмоциональный кризис много лет назад и не восстановившихся до сих пор. Кризис прочно


проник в их жизнь, и они заплатили высокую цену за отсутствие знаний о том, как справляться с лежащими в основе проблемы эмоциями.

 

Успешное преодоление жизненного кризиса приносит множество преимуществ. Во-первых, количество подавленных или сдерживаемых эмоций значительно сокращается. Кризис вытолкнул их на поверхность, и после проработки они исчезли. А то количество, что осталось храниться, теперь значительно меньше. Появляется великолепное чувство самоутверждения и уверенности в себе, ведь теперь есть осознание, что можно пережить

 

и справиться со всем, что подкинет жизнь. В целом сокращается страх жизни, появляется чувство того, что владеешь своей жизнью, большое сопереживание к тем, кто испытывает страдания и способность помочь им в подобных обстоятельствах. Парадоксально, но после жизненного кризиса часто наступает период неопределенной по продолжительности тишины и покоя, иногда это состояние достигает уровня мистического опыта. «Темная ночь души» часто предшествует достижению состояний повышенной осознанности.

 

 

Один из самых лучших примеров этого парадокса описан людьми, которые пережили опыт клинической смерти. Сейчас существует много книг на подобную тему. Когда самый ужасный из возможных страхов, ужас и шок смерти, уже пережит, то он заменяется чувством абсолютной ясности, спокойствия, единства и свободы от страха. Многие из людей, переживших клиническую смерть, развивают экстраординарные способности, становятся целителями, достигают телепатических способностей и продвинутого состояния духовного озарения. Они испытывают значительные скачки в развитии и внезапное появление новых талантов и возможностей. Таким образом, каждый жизненный кризис несет в себе семена перемен, обновления, развития, продвижения в состоянии осознанности, а также приводит к отпусканию старого и рождению нового.

 

Исцеление прошлого

 

Если мы посмотрим на свою жизнь, мы увидим остатки наших прошлых жизненных кризисов, которые до сих пор не разрешены. Мысли и эмоции, связанные с произошедшими событиями, имеют тенденцию возникать и влиять на наше восприятие. Мы замечаем, что они парализовали нас в определенных жизненных аспектах. На этой стадии уместно спросить себя, стоит ли продолжать платить эту цену. Сейчас мы знаем методы, с помощью которых можно справиться с этими остатками эмоций, так чтобы они вышли на поверхность и исчезли. Остатки эмоций можно проработать и отпустить, чтобы начался процесс исцеления. Это приводит нас к другой технике эмоционального исцеления, которая обретает силу, когда главная проблема уходит. Смысл техники заключается в том, чтобы поместить произошедшие события в другой контекст, посмотреть под другим углом и переместить их в другую парадигму с другой важностью и значением.


Известно, что многие люди проводят жизнь, сожалея о прошлом и опасаясь будущего, а, следовательно, они не могут почувствовать радость от настоящего момента. Многие считают, что это и есть наша человеческая судьба, наша доля, и лучшее, что мы можем сделать, это стойко переносить страдания. Философы иногда извлекают выгоды из этого негативистского, пессимистичного подхода и развивают целые теоретические системы нигилизма. Эти философы, некоторые из которых прославились за последние годы, очевидно, стали жертвами болезненных эмоций, с которыми они не смогли справиться, и которые запустили механизм бесконечной интеллектуализации и производства нескончаемых мыслей. Некоторые проводят всю свою жизнь, создавая сложные интеллектуальные системы, чтобы оправдать то, что вполне очевидно и является просто подавленной эмоцией.

 

Один из самых эффективных инструментов для преодоления прошлого негативного опыта

 

- создание другого контекста. Это значит, что мы наделяем прошлый опыт другим значением. Мы начинаем по-другому относиться к сложностям или к травме, возникшей в прошлом, и мы осознаем, что они несут в себе скрытый дар. Ценность этой техники впервые была распознана в психиатрии Виктором Франклом. Он описал концепцию под названием «логотерапия» в своей известной книге «Человек в поисках смысла». Его клинический и персональный опыт показал, что, пережив эмоциональные события и травматические происшествия, можно исцелиться в значительной мере, если наделить произошедшее новым смыслом. Франкл рассказал о своем собственном опыте в нацистских концентрационных лагерях, в которых он начал рассматривать физические и психологические страдания как возможность одержать внутреннюю победу. «Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь» (Франкл, [1959] 2006). Франкл изменил контекст ужасных обстоятельств, чтобы сохранить человеческий дух и глубокий смысл его существования.

 

Каждый жизненный опыт, каким бы трагическим он не был, заключает в себе скрытый урок. Когда мы открываем и признаем скрытый подарок, упакованный в опыт, начинается исцеление. В примере мужчины, лишившегося работы, спустя время он оглянулся назад и понял, что прошлая работа больше была привычкой и замедляла его рост. Говоря откровенно, работа наградила его язвой. До того как он потерял работу, он видел в ней только плюсы. Взглянув на ситуацию под другим углом, он понял, что платил высокую цену физически, умственно и эмоционально. Лишившись работы, он открылся для развития новых способностей и новых талантов. В действительности он начал новую и более перспективную карьеру.

 

Итак, жизненные ситуации - это возможности для роста, расширения возможностей, нового опыта и развития. Оглядываясь назад, кажется, что в некоторых случаях за кризисом на самом деле скрывалась неосознаваемая цель - нужно постигнуть что-то важное - как будто наше бессознательное знало о необходимости произошедшего. И хотя полученный опыт оказался болезненным, но это была единственная возможность для его


получения. Данная часть психологии раскрыта специалистом по психоанализу Карлом Юнгом. После исследования длиною в жизнь он заключил, что в бессознательном присутствует врожденное стремление к целостности, наполненности и реализации собственного «Я», и это бессознательное найдет любые способы, чтобы притянуть их в жизнь, даже если для сознательного опыт получится травматичным.

 

Юнг также говорил, что в бессознательном существует часть человеческой личности, названная им «тенью». Тенью являются все наши вытесненные эмоции, чувства и понятия, пугающие нас, с которыми мы боимся встретиться лицом к лицу. Польза жизненного кризиса состоит в том, что часто он знакомит нас с нашей тенью. Кризис делает нас более человечными и более целостными, помогая осознать, что мы имеем нечто общее со всем человечеством. Раньше мы винили других в проблемах, а теперь мы осознаем, что в этом была и наша вина. Таким образом, когда мы признаем присутствие

 

в нас тени, принимаем и отпускаем ее, она перестает бессознательно управлять нами. Как только тень признается, она теряет свою силу. Все, что необходимо - это просто понять, что в нас есть определенные недостойные порывы, мысли и чувства. И сейчас с ними можно справиться, просто задав вопрос: «И что?»

 

Преодоление жизненного кризиса делает нас более человечными, мы чувствуем больше сострадания, больше принимаем и понимаем себя и других. Уходит необходимость выставлять себя или других неправыми. Справляясь с эмоциональным кризисом, мы становимся более мудрыми и открытыми к благам жизни. Страх жизни на самом деле является страхом эмоций. Речь не о том, чего мы боимся, а о том, какие чувства мы при этом испытываем. Когда мы начнем контролировать наши эмоции, страх жизни сократится. Мы почувствуем больше уверенности в себе и захотим пользоваться лучшими возможностями, потому что теперь мы чувствуем, что можем справиться с любыми эмоциональными последствиями. Потому что страх - это основа всех лишений, а контроль над страхом означает освобождение обширного жизненного опыта, который раньше избегался.

 

Таким образом, человек, лишившийся работы и успешно преодолевший этот кризис, больше никогда не испытает подобного страха. И поэтому он будет более креативным на следующей работе, беря на себя необходимые риски, чтобы добиться успеха. Он начинает видеть, как этот навязчивый страх потерять работу серьезно ограничил его продуктивность в прошлом, сделал его боязливым и осторожным и стоил ему самооценки из-за уступчивости и пресмыкания перед начальниками.

 

Благодаря жизненному кризису появляется больше самосознания. Когда случившееся выводит нас из колеи, мы вынуждены остановить все наши ложные игры, присмотреться

 

к жизненной ситуации, переоценить убеждения, цели, ценности и направление в жизни. Это возможность переоценить и отпустить чувство вины, возможность полностью изменить свое восприятие. По мере прохождения жизненных кризисов, они сталкивают нас с полярными противоположностями. Ненавидеть или простить того человека?


Извлечь уроки из этого опыта и развиваться дальше или же негодовать и чувствовать горечь? Что мы выбираем: не обращать внимания на недостатки других людей и свои, или же мы вместо этого возмущаемся и ментально нападаем на них? А что будем делать при появлении подобной ситуации в будущем: будем выходить из нее с еще большим страхом или же преодолеем этот кризис и навсегда с ним покончим? Что мы выбираем: надежду или упадок духа? Можем ли мы использовать опыт как возможность учиться, делиться или закроемся в своей раковине страха и горечи? Каждый эмоциональный опыт

 

- это возможность падать или подниматься вверх. Какую из них мы выбираем? Таково наше внутреннее противостояние.

 

У нас есть возможность выбирать, хотим ли мы удерживать или просто отпустить эмоциональные расстройства. Можно увидеть какую цену мы платим за то, что зацикливаемся на негативе. Мы хотим платить эту цену? В состоянии ли мы принять наши эмоции? Можно оценить какую пользу нам даст отпускание ситуации. Наш выбор определит наше будущее. Какое будущее мы хотим? Что мы выбираем: исцеление или жизнь полную незалеченных ран?

 

Делая этот выбор, стоит подумать о последствиях, ожидающих нас, если мы зацикливаемся на остаточных эмоциях от болезненного опыта. Какое удовлетворение это приносит нам? Мы готовы довольствоваться лишь этим? Злость. Гнев. Жалость к себе. Обиды. Все они не стоят того - они принесут лишь ничтожное удовлетворение. Давайте не будем притворяться, что их нет. Зацикливаться на боли - довольно странное и сомнительное удовольствие. Оно определенно удовлетворяет нашу подсознательную потребность наказывать себя, тем самым уменьшая чувство вины. Мы начинаем чувствовать себя жалкими и несчастными. Тогда возникает вопрос: «Но как надолго?»

 

Например, возьмем мужчину, который не разговаривал со своим братом 23 года. Никто из них уже не помнит, из-за чего все произошло - причина давно забыта. Но у них появилась привычка не разговаривать друг с другом. Тоска по общению с братом, недостаток братской любви и заботы, сплоченности в семейных вопросах, все пропущенные совместные опыты, которые могли бы быть - вот такую высокую цену они заплатили за 23 года. Когда мужчина узнал про технику отпускания, он начал освобождаться от негативных чувств по отношению к брату. Простив его, он запустил в нем подобный ответный механизм. Оба брата воссоединились. Затем мужчина вспомнил тот роковой инцидент. Это была ссора из-за пары ботинок, за которую они заплатили цену

 

в 23 года жизни. Если бы мужчина не узнал о технике отпускания, он бы вероятно ушел бы

 

в могилу, храня внутри все ту же обиду. И вот в чем вопрос: "Сколько еще мы хотим продолжать страдать? Когда мы уже остановимся? Когда уже действительно пора и меру знать?"

 

Та часть нас, которая цепляется за негативные эмоции - это ничтожность - низкая часть, мелочная, эгоистичная, соперничающая, подлая, попустительствующая, не доверяющая, злопамятная, оценивающая, истощенная, ослабленная, виновная, пристыженная и


самолюбивая. В ней мало энергии. Она истощающая, унижающая и ведет к уменьшению самоуважения. Это ничтожная часть, которая пытается возбудить в нас ненависть к себе, непрекращающуюся вину, она ищет наказания, истощения и болезни. Хотим ли мы равняться именно на эту часть? Мы действительно хотим наполнить эту часть энергией? Это то, кем мы хотим себя видеть? Потому что именно так, как мы видим себя, нас видят и другие.

 

Мир видит нас лишь такими, какими мы видим себя сами. Хотим ли мы платить этими последствиями? Если мы кажемся себе мелочными и подлыми, то маловероятно, что мы попадем в самое начало списка претендентов на повышение в компании.

 

Цену, которую мы платим за то, что цепляемся за нашу ничтожную часть, можно продемонстрировать с помощью мышечного теста. Сама процедура довольно легкая (Хокинс, [1995], 2012). Думайте о чем-то низком, мелочном и пусть кто-нибудь надавит на вашу руку в то время как вы сопротивляетесь, и посмотрите на результат. А теперь сделайте все наоборот. Представьте себя щедрым, великодушным, любящим и испытывающим внутреннее благородство. Мгновенно появится невероятный подъем силы в мышцах, показывающий прилив положительной жизненной энергии. Наша ничтожность приносит с собой слабость, истощение, болезнь и смерть. Вы действительно этого хотите? Отпустив негативные чувства, вы запустите здоровый механизм, который существенно поможет в вашей внутренней трансформации и в первую очередь остановит сопротивление положительным эмоциям.

 

Усиление позитивных эмоций

 

Чтобы отпустить негативные чувства, нужно прекратить сопротивляться позитивным. Все во вселенной имеет свою противоположность. Вследствие этого, в уме наряду с негативными чувствами существуют и противоположные им. И не важно, замечаем ли мы их присутствие в какой-то конкретный момент или же нет - все они находятся в нашем уме между ничтожностью и величием.

 

Существует полезное и проясняющее упражнение. Нужно обратить все внимание на эмоцию, напрямую противоположную той негативной эмоции, которую мы сейчас испытываем, и отпустить сопротивление этой позитивной эмоции. Например, скажем, что приближается день рождения друга, но мы чувствуем себя по отношению к другу обиженными и скуповатыми. И поэтому мы просто не можем выбраться в магазин за подарком, а день рождения приближается. Полностью противоположными здесь являются великодушие и щедрость. Мы просто начинаем искать в себе чувство великодушия и перестаем сопротивляться. Пока мы продолжаем отпускать наше сопротивление тому, чтобы быть великодушным, часто удивительным образом оно сопровождается волной напряжения. Мы начнем осознавать, что эта часть нашей природы всегда желала и хотела быть великодушной, но мы не осмеливались дать ей шанса. Мы думали, что будем выглядеть глупо. Мы думали, что мы наказывали другого


человека, сохраняя обиду, но на самом деле мы лишь подавляли любовь. Возможно, вначале мы чувствуем это именно по отношению к нашему другу/ но затем начинаем замечать, что этот аспект относится к нашей личности. Отпуская сопротивление любви, мы начинаем замечать, что какая-то часть внутри нас хочет отдавать, отпустить прошлое и зарыть топор войны. Появляется желание сделать дружественный поступок, мы хотим воссоединиться с другом, заживить рану, сделать неправильное правильным, выразить благодарность, воспользоваться шансом и признать, что мы вели себя глупо.

 

Цель этой практики заключается в том, чтобы обнаружить в нас качество, которое можно описать не иначе как великодушие. Великодушие - это смелость к преодолению препятствий. Это желание достичь высшего уровня любви. Это принятие человеческих качеств других людей и сопереживание их страданиям, когда представляешь себя на их месте. Из великодушия к другим рождается великодушие к себе, и мы освобождаемся от вины. Но в действительности настоящий результат мы получаем, лишь отпуская накопленный негатив и выбирая любовь - вот тогда этот опыт приносит пользу. Именно мы выигрываем от полученного результата. С увеличенным уровнем осознания того, кто мы есть на самом деле, приходит нарастающая способность быть неуязвимым к боли. Принимая свои и чужие человеческие качества с состраданием, мы больше не являемся предметом унижений, ведь настоящее смирение является частью великодушия.

 

Благодаря осознанию того, кто мы на самом деле есть, появляется желание искать что-то возвышающее нас. Так появляется новое значение и смысл жизни. Когда внутренняя пустота, порожденная недостатком самооценки, заполняется настоящей любовью к себе, самоуважением и чувством собственного достоинства, больше не нужно искать это во внешнем мире, потому что настоящий источник счастья находится внутри нас. Появляется осмысление, что счастье не может прийти извне. Никакое богатство не сможет компенсировать внутренней бедности. Мы все знаем о мультимиллионерах, которые пытаются восполнить чувство внутренней пустоты и недостаток внутреннего богатства благами извне. Соединившись однажды с нашим внутренним «Я», нашим внутренним великодушием, нашей внутренней наполненностью, удовлетворенностью и истинным чувством счастья, мы выходим за пределы мира. Теперь мир становится местом для радости и больше не управляет нами. Больше мы не поддаемся его воздействию.

 

Когда мы прибегаем к этим техникам, освобождаясь от негатива и прекращая сопротивляться позитивным изменениям, рано или поздно мы приходим к внезапной всеобъемлющей осознанности нашего истинного внутреннего масштаба. Если мы однажды это испытали, то уже не забудем никогда. Мир больше не будет пугать нас как раньше. Возможно, просто по привычке, мы будем еще чувствовать сопротивление описанным способам, но внутренняя одержимость, внутренняя уязвимость и внутреннее сомнение уже ушли. Снаружи может показаться, что поведение все то же, но внутри, причины поведения теперь абсолютно другие. В конечном результате, благодаря осознанному управлению эмоциями, мы приходим к неуязвимости и невозмутимости. Теперь наша внутренняя природа пуленепробиваема. Мы в состоянии идти сквозь жизнь, сохраняя равновесие и достоинство.


Глава 4.

 

 

АПАТИЯ И ДЕПРЕССИЯ

 

 

Апатия - это убеждение «Я не могу». Это ощущение того, что мы ничего не можем сделать

 

с нашей ситуацией, и никто другой не в состоянии помочь. Это безысходность и беспомощность. Это состояние связано с такими мыслями, как: «Да кого это волнует?», «Что толку?», «Это скучно», «Зачем беспокоиться?», «Я в любом случае не выиграю». Это роль, изображенная осликом Иа, угрюмым персонажем мультфильма «Винни-Пух», который говорит: «Ну, ладно. В любом случае, ничего хорошего не будет». Уныние. Пораженчество. Невозможность. Слишком тяжело. Совсем один. Опустивший руки. Замкнутый. Ушедший в себя. Отрезанный. Покинутый. В депрессии. Истощенный. Нереализованный. Пессимистичный. Равнодушный. Невеселый. Бессодержательный. Нелепый. Бесцельный. Беспомощный. Несостоятельный. Слишком уставший. Отчаявшийся. Поставленный в тупик. Забывчивый. Фаталист. Слишком поздно. Слишком старый. Слишком молодой. Машинальный. Обреченный. Негативный. Несчастный. Бесполезный. Потерянный. Бессмысленный. Мрачный. Пресыщенный.

 

Биологическая цель апатии - призвать помощь, но отчасти это чувство заключается в том, что никакая помощь не возможна. Значительная часть населения мира функционирует на уровне апатии. Для них нет надежды ни на то, что они сами смогут удовлетворить свои основные потребности, ни на ожидаемую откуда-то помощь.

 

Среднестатистический человек часто апатичен в ряде областей жизни, но лишь периодически сталкивается с непреодолимой апатией по отношению ко всей своей жизни

 

в целом. Апатия указывает на отсутствие жизненной энергии и близка к смерти. Такая ситуация наблюдалась при нападении на Лондон во время Второй мировой войны. Детей вывезли в детские учреждения и отдаленные убежища Англии, где хорошо следили за их питанием, физическими и медицинскими потребностями. Тем не менее, в детях развилась апатия, они начали слабеть, потеряли аппетит, смертность была высока. Было обнаружено, что апатия стала результатом недостатка заботы и эмоциональной близости к фигуре матери. Это было состояние эмоциональное, а не физическое. Без любви и привязанности они потеряли волю к жизни.

 

В нашей стране мы видим депрессивные экономические районы, где все местное население впадает в апатию. Когда люди из таких районов появляются в телевизионных

 

новостях, зачастую это сопровождается такими замечаниями: «Когда пособие по безработице заканчивается, я считаю, мы сталкиваемся лицом к лицу с голодом; для нас нет никакой надежды».

 

В том, что касается отпускания ситуации, чувство апатии может проявиться как сопротивление. Оно может принимать форму таких взглядов и мыслей, как: «Это не сработает в любом случае»; «Какая разница?»; «Я еще не готов к этому»; «Я не чувствую этого»; «Я слишком занят»; «Я устал отпускать»; «Я слишком перегружен»; «Я забыл»; «Я слишком подавлен»; «Я слишком сонный». Выход из апатии заключается в напоминании


себе о нашем стремлении почувствовать себя выше и свободнее, стать результативным и счастливым, и отпустить сопротивление само по себе.

 

 

«Я не могу» против «Я не буду»

 

Другой выход из апатии - это взглянуть на расплату за апатичное отношение. Расплатой могут быть самооправдания, скрывающие то, что на самом деле является страхом. Так как

в действительности мы очень способные люди, большинство «Я не могу» в реальности являются «Я не буду». За «Я не могу» или «Я не буду» зачастую стоит страх. Если мы увидим истину, которая скрывается за этим ощущением, мы продвинемся вверх по шкале от апатии до страха. Страх является более высокоэнергетическим состоянием, нежели апатия. Страх, по крайней мере, начинает побуждать нас к действию, и с помощью этого действия в дальнейшем мы можем отказаться от страха и продвинуться до гнева, гордости или смелости, а каждое из этих чувств является состоянием более высокого уровня, чем апатия.

 

Давайте возьмем типичную человеческую проблему и проследим, как механизм отпускания работает на то, чтобы освободить нас от комплексов. Страх публичных выступлений является одним из наиболее распространенных комплексов. В этой области, на уровне апатии, мы говорим: «О, я не могу говорить публично. Это слишком волнительно для меня. Так или иначе, никто не захочет слушать меня. Я не могу сказать ничего стоящего». Если мы напомним себе о нашем стремлении, то мы увидим, что апатия едва прикрывает страх. Теперь мысль о публичном выступлении страшна, но не безнадежна. Это приводит к некоторой ясности. Факты таковы, что мы не «не можем», а всего лишь «боимся».

 

 

Поскольку этот страх приходит и высвобождается, мы начинаем осознавать, что у нас есть желание сделать именно то, чего мы опасаемся. Теперь, когда мы смотрим на желание, которое блокировано страхом и, возможно, смешано с определенным огорчением по поводу упущенных возможностей в прошлом, возникает гнев. На данный момент мы уже перешли от апатии к огорчению, к желанию, и дошли до гнева. В гневе гораздо больше энергии и способности к действию. Гнев часто принимает форму негодования, например, по поводу того, что мы уже согласились на публичное выступление, и теперь чувствуем себя обязанными сделать это.

 

Кроме того, мы испытываем гнев по поводу нашего страха, который блокировал достижение цели в прошлом, и он приводит к решению что-то с этим сделать. Такое решение может принять форму решения пройти учебный курс по публичным выступлениям. Когда мы записываемся на такой курс, мы уже продвинулись к энергии гордости, так как мы, наконец, взяли быка за рога и что-то делаем. По ходу курса по публичным выступлениям, будут возникать другие страхи. Когда эти чувства постоянно осознаются, и мы отпускаем их, приходит понимание того, что мы наделены достаточной смелостью, чтобы, по крайней мере, повернуться лицом к нашим страхам и принять меры по их преодолению.

 

Этот уровень смелости имеет много энергии. Эта энергия принимает форму отпускания остаточного страха, гнева и желания, так что в середине прохождения курса по публичным выступлениям мы вдруг испытываем принятие. С принятием приходит


свобода от сопротивления, которое ранее приняло форму страха, апатии и гнева. Теперь мы начинаем испытывать удовольствие. В принятии содержится уверенность в себе, «Я могу сделать это». На уровне принятия появляется большее понимание других, поэтому в классе на курсах публичных выступлений мы начинаем осознавать боль, страдание и смущение других, начинаем им сопереживать.

 

С появлением этого сострадания по отношению к другим, приходит потеря сосредоточенности на себе. С появлением самоотверженности приходят мгновения умиротворения. По дороге домой из класса мы испытываем внутреннее удовлетворение, ощущение того, что мы выросли, что мы разделили что-то с другими. В процессе разделения с другими мы забыли на некоторое время о себе и были больше озабочены счастьем кого-то другого. Мы испытываем удовольствие от достижений других. В этом состоянии есть трансформирующее милосердие, открытие нашего внутреннего сострадания, чувство связанности с другими людьми и сопереживание их страданиям. При полном развитии этой прогрессии событий, мы затем могли бы поделиться с другими нашим страхом публичных выступлений, шагами, которые мы предприняли, чтобы преодолеть его, успехом, который мы испытали, повышением нашей самооценки, а также позитивными изменениями в наших отношениях.

 

Вся эта прогрессия является основой значительной доли эффективности групп взаимопомощи: разделение внутренних переживаний от самого низкого до самого высокого уровня по шкале эмоций. То, что вначале казалось грозным и подавляющим, теперь преодолено и взято под контроль, с проистекающим из этого увеличением жизненной силы и благополучия. Это повышение самооценки затем перетекает в другие сферы жизни, а увеличение уверенности приводит к увеличению материального достатка

 

и возможностей в области профессиональной деятельности. На этом уровне любовь принимает форму разделения с другими и их воодушевления, а наша деятельность конструктивна, а не деструктивна. Тогда излучаемая энергия положительна и привлекательна для других, что приводит к постоянной положительной обратной связи.

 

Как только мы пережили эту прогрессию вверх по шкале эмоций в любой конкретной области, мы начинаем понимать, что это может быть проделано в других областях ограничений в нашей жизни. За всеми «Я не могу» просто стоит «Я не буду». «Я не буду» означает- «Я боюсь» или «Мне стыдно» или «Я слишком горд, чтобы попробовать, из-за страха потерпеть неудачу». А за этим стоит гнев на себя и обстоятельства, порожденные гордостью. Признание и высвобождение этих чувств приводит нас к смелости, и с этим, наконец, к принятию и внутреннему спокойствию, по крайней мере, в той области, в которой произошло это преодоление.

 

Апатия и депрессия - это цена, которую мы платим за то, что довольствуемся малым. Это то, что мы получаем за то, что изображаем жертву и позволяем себе быть запрограммированными. Это цена, которую мы платим за то, что погружаемся в негатив. Это результат сопротивления той части себя, которая является любящей, смелой и великой. Эта расплата возникает в результате разрешения себе быть обесцененным, самостоятельно или силами других; это следствие удержания себя в негативном контексте. На самом деле, это лишь программирование самих себя, которому мы невольно позволили случиться. Выход состоит в том, чтобы стать более осознанным.


Что значит «стать более осознанным»? Начнем с того, что стать более осознанным означает начать искать истину для самих себя, вместо того, чтобы слепо позволять себе быть запрограммированным, будь то влияние извне или голос внутри нашего ума, который стремится преуменьшать и обесценивать, сосредоточив внимание на всем, что является слабым и беспомощным. Для того чтобы избавиться от этого, мы должны принять на себя ответственность за погружение в негатив и желание верить в него. Выход из этого в том, чтобы начать ставить все это под сомнение.

 

Есть много моделей разума. Одна из самых последних - это компьютер. Мы можем взглянуть на концепции, мысли и системы верований разума как на программы. Так как это программы, они могут быть поставлены под сомнение, отменены, обращены вспять; позитивные программы могут заменить негативные, если мы так решим. Ничтожная часть нашей личности очень хочет принять негативное программирование.

 

Если мы посмотрим на источник наших мыслей, начнем идентифицировать их происхождение, и прекратим тщеславно именовать их «своими» (и, следовательно, священными), мы заметим, что мысли можно рассматривать объективно. Мы увидим, что они происходят от родительского воспитания в детстве, от родственников, от учителей, а также от тех порций информации, которую мы получили от приятелей, из газет, кино, телевидения, радио, церкви, романов, и которые были автоматически поглощены нашими органами чувств. Все это происходило непреднамеренно, без натренированного осознанного выбора. Кроме этого, прибавьте проявления нашей неосознанности, неве


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.