Праздник Крещения в старой Москве — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Праздник Крещения в старой Москве

2020-12-08 84
Праздник Крещения в старой Москве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В царской Москве празднование Крещения проходило с большой торжественностью. Многие иностранцы удивлялись, глядя на такую пышную церемонию в самом центре Москвы, в Кремле.

С утра в день праздника «просыпался» самый главный колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали петь и другие колокола. Народ догадывался: это государь выходит из своих царских покоев. Царь, облаченный облачённый в торжественные одежды, шел шёл молиться в храм и брал благословение патриарха.

А тем временем на улице начиналось праздничное шествие от Соборной площади до Москвы-реки. Возглавляли шествие 600 шесть сотен  600 стрелков с золочёными алебардами, копьями и винтовками, следом шли два военачальника со стальными топорами. После шествовал патриарх. За ним — священники со всей Москвы и окрестных деревень, их бывало до 400 четырёхсот 400  человек. ЗнаменаЗнамёнаХоругви, иконы, кресты украшали праздничный крестный ход. После начиналось государево шествие: дьяки, дворяне, стольники, стряпчие. Весь государев двор был облачен облачён в бархатные кафтаны или богатые шубы. У кого не было богатой одежды, тот не участвовал в шествии, чтобы не портить блеск и великолепие царской процессии. За приближенными приближёнными шёл постельничий с едой для царя. А рядом с ним двенадцать человек несли царское облачение, которое царь наденет на Иордани. Так один нёс посох, другой – шапку, третий – кафтан, четвёртый – шубу, пятый — кресло, шестой — стул для ног, седьмой — царское полотенце и т.д.

Государь шествовал в роскошном царском золотом наряде, сплошь украшенном драгоценными каменьями и жемчугами. Под руки царя поддерживали двое слуг из ближайших людей. Не забывали приглашать на шествие и гостей-иностранцев.

На Москве-реке, куда медленно и торжественно двигалась процессия, напротив Тайницкой башни, была устроена Иордань и иорданная сень. Иорданная сень напоминала беседку на четырёх колоннах с крышей. Она была расписана яркими красками, серебром, золотом и увенчана золотым крестом. По углам башни располагались иконы апостолов, а внутри – изображение Крещения Господня. Вся Иордань была украшена бумажными и шёлковыми цветами, зелёными листьями и птицами, вырезанными из медных листов. Около Иордани были места для царя и патриарха. Трон царя напоминал церковь с пятью главами. Дорожка от царского трона до Иордани была выстлана красным сукном.

На Тайницкой башне стоял военачальник со знаменем и отдавал приказ войску бить в барабаны, по обе стороны Москвы-реки толпился народ.

При великом освящении воды патриарх раздавал свечи царю и боярам, затем погружал в воду крест и совершал чин освящения. После этого он доставал воду из Иордани серебряным ведром и отдавал слугам. Патриарх наполнял водой и специальную кружку, которую относили во дворец, чтобы окропить там все палаты. Затем патриарх трижды осенял государя крестом и кропил святой водой.

На этом праздничный молебен заканчивался, патриарх поздравлял царя, и торжественное шествие в том же строгом порядке возвращалось в Кремль.

 

Крещение Руси [СТ139]

Принимать крещение может не только человек, но и целая страна! Так, 10 веков назад крестилась наша Русь. До тех пор, как и многие другие страны, Русь была языческой. В переводе с древнерусского языка слово «языцы» обозначает «народ». «Язычниками» называют людей, которые поклоняются множеству богов.

В древности жизнь людей во многом зависела от природных условий. Объяснить студеную студёную зиму или засушливое лето, проливные дожди и мощные ветра, гром и молнию люди не могли и искренне считали, что человеческому разуму это не под силу. Наши далекие далёкие предки верили, что сила природных явлений — проявление сверхчеловеческой могущественной силы бога. Но так как природных явлений множество, то и богов множество. Славяне считали, что есть боги грома и молнии, дождя и земли. А богам войны и охоты, урожая и домашнего очага наши далекие далёкие предки вверяли свою удачу. Люди изображали богов в виде деревянных идолов и старались умилостивить их — устраивали праздники и приносили жертвы: еду, вещи, скот, а иногда и людей.

В IX[СТ140] веке во главе всех славянских племен племён стоял сильный и храбрый князь Владимир. Князь не только сумел защитить свои племена от набегов врагов,. Русь Владимира была могущественной и сильной, его побаивались соседние государства, даже прославленная Византия.   но и угрожал разорением другим землям и могущественной стране Византии. ВлВладимир, как и его народ, был язычником. Князь верил, что порядок в государстве он сможет навести, если заручится поддержкой всех славянских богов. По княжескому повелению было построено самое большое языческое капище — место собрания всех идолов, где приносились жертвы. Владимир был беспощадным правителем и творил многое, что считается грехом в христианском мире. Однажды, после победы в битве, Владимир пожелал принести благодарную жертву идолам. Жребий пал на отрока-христианина Иоанна. Когда слуги Владимира пришли забрать мальчика, его отец Федор преградил им путь и сказал:

— Ваши боги ничего не стоят, они сделаны из дерева. А настоящий Бог — один, Он создал небо и землю, человека и все всё сущее. А что сделали ваши боги? Это просто деревяшки! Не отдам своего сына бесам!

Язычники в ярости набросились на отца и сына и убили их. Федор и Иоанн стали первыми христианскими мучениками на Руси. Позже на месте их гибели была заложена Десятинная церковь — одна из первых христианских церквей на Руси.

Не в первый раз князь Владимир слышал о христианской вере. Правителя не покидало беспокойство. Дабы больше узнать о христианстве, князь отправил своих послов в могущественную христианскую Византию. Приехав в столичный Царьград, послы отправились на службу в самый большой христианский храм города - храм святой Софии. По возвращению домой, они говорили князю, что так и не поняли, где побывали — на небе или на земле, настолько поразила их красота христианского храма, ангельское церковное пение, славящее Бога на земле.

Приезжал к Владимиру и греческий посланник, который рассказал ему о Христе, о Его страданиях и Воскресении. Рассказал христианин и о страшном суде, ожидающем всех людей.

— Получается, — задумчиво произнес Владимир, — добрым людям будет хорошо, а злых ждет горе.

— Крестись, и будет тебе хорошо с добрыми в Раю, — предложил посланник-грек.

Но Владимиру было нелегко принять решение. Князь сам отправился в Византию. В Царьграде Владимир познакомился с прекрасной византийской царевной Анной, которую сразу же полюбил. Князь попросил разрешение взять Анну в жены, и родители царевны дали согласие с одним условием:

— Мы разрешим князю венчаться с царевной Анной, но только если до этого он примет святое крещение.

Владимир согласился, и в скором времени назначили день свадьбы. Но тут князя постигла неожиданная беда: за несколько дней до венчания он вдруг начал слепнуть. Анна посоветовала князю поторопиться с крещением. И как только епископ крестил князя Владимира, он тут же прозрел и воскликнул:

— Вот только теперь узнал я истинного Бога.

Вернулся Владимир в Киев в сопровождении греческих священников с иконами и богослужебными книгами. Сначала крестились родственники князя, а потом он велел всем людям явиться на реку Днепр, чтобы принять святое крещение:

— А кто не явится креститься, — объявил Князь, — тот навсегда сделается моим противником.

На следующий день множество народу явилось на реку: дети, женщины, мужчины, старики — все заходили в воду. Одни погружались по грудь, другие — по шею, сильные поддерживали слабых и больных. Так Русь принимала святое крещение. А после крещения Владимир повелел скинуть всех деревянных идолов, утопить их или сжечь. Народ со слезами расставался со своими статуями, но не смел ослушаться князя.

Постепенно люди поняли, что князь был прав: истинный Бог — христианский. Крещение сильно изменило всех. Да и сам Владимир очень переменился. Князькнязь Владимир стал настоящим христианином: строил храмы, помогал сиротам, нищим и больным. Страждущие всегда находили утешение и помощь на княжеском дворе. Из жесткого жёсткого и  своевольного сумасбродного князь превратился в милосердного и доброго правителя, и за это народ ласково прозвал его Владимир Красное Солнышко.

Изменило крещение и нашу страну, Русь. Племена, населявшие еееё, забыли распри и объединились силой христианской веры. С ее её помощью они отстраивали свое молодое государство, защищали его границы, прославляли его богоугодными делами. Не случайно Русь называют Святой: она освящена святым крещением и сохраняет Святую Православную веру.

 

Крещение в нашей жизни

В храме светло и тихо. Закончилась служба, на подсвечниках потрескивают свечи. А в центре храма совершается таинство… Священник берет на руки ребёнка и три раза окунает его с головой в купель. Возможно, малышу немного страшно. Но отныне ребёнок не один. С этого момента его жизнь оберегает Ангел-хранитель. Совершилось великое таинство – крещение, и в мире появился ещё один христианин.

Крещение Господне празднуется каждый год 19 января, в этот день люди вспоминают события двухтысячелетней давности. Но ещё каждый вспоминает о собственном крещении, как он был троекратно погружен погружён в святую воду «во имя Отца, и Сына и Святаго Духа», а значит, был призван быть стать подобными Христу. Крещённый человек творит добрые дела не потому, что его кто-то заставляет, а потому, что так велит его сердце, преодолевает искушения и обман, живет живёт по заповедям нашего Господа.

 

На Иордане

 

Под небом знойным Палестины

Красив священный Иордан,

Когда поднимется туман

От тихо дремлющей равнины

И в зыбь хрустальную, нежна,

Посмотрит южная луна.

Чаруют воды Иордана

Своей святыней мировой,

Крещенье принял над Собой

В них Иисус от Иоанна.

Раскрыло небо свой чертог,

И явлен Триединый Бог.

Иван Лебединский [СТ141]

 

 

Иоанн Креститель

 

Мой пояс груб. Акриды, дикий мед пчелиный

Мне снедь. У иорданских берегов

Я всех зову омыться от грехов,

Где голубые зыблются маслины.

 

Осанною оглашены долины,

Безмолвствуют свирели пастухов.

Елеем блещет терем Женихов,

И рдеет нард в амфоре Магдалины.

 

Я дикий скимн пустынных вод и скал

Как ярый хмель, во чреве я взыграл,

Вняв Девы глас, несущий крины рая.

Се полн Сион светильников и роз.

В руках детей благоухают ваия…

Мой крест воздет: я жду Тебя, Христос!

Сергей Соловьев

 

***

Дрожит морозная округа

От звона всех колоколов,

И мы спешим, тесня друг друга,

На их призывный медный зов.

 

Сияет солнце после вьюги;

Обедня кончилась; народ,

Подняв иконы и хоругви,

К реке за батюшкой идёт.

 

Сверкает купол неба синий,

В алмазных искрах белый снег,

И на ветвях деревьев иней –

Как вставший дыбом белый мех.

 

Нет, нам не холодно сегодня –

Крещенье празднуя Господне,

Не платим мы морозу дань!

А вот и прорубь – иордань.

 

Идёт большое водосвятье,

И хоть вокруг снега и льды,

Здесь золочёное распятье

Крест-накрест чертит гладь воды.

 

И вот, невидимый народу,

Из синевы, что так чиста,

Нисходит Дух Святой на воду,

Как нисходил Он на Христа.

Монах Лазарь

 

Ангел у постели ребенка

 

Ночь… Тишина… У киота

Тихо лампада сияет…

Светлый и радостный кто-то

Детский покой охраняет.

Очи, как звёзды, мерцая,

Дивною блещут красою,

Кудри, до плеч ниспадая,

Тёмною вьются волною.

Он из надзвёздного мира

В мир поднебесный явился,

Рея в пространстве эфира,

К детской постельке спустился.

Вея крылом белоснежным

В милые сонные глазки,

Голосом тихим и нежным

Шепчет он дивные сказки…

Лидия Чарская

 

***

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым шёлковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Сергей Есенин

 

Николай Гумилев

Есть Бог, есть мир; они живут вовек

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

 

Петр Вяземский

Предтеча Господень

Спокойно лоно светлых вод.

 На берегу реки Предтеча;

 Из мест окрестных, издалече

 К нему стекается народ.

Он растворяет упованью

 Слепцов хладеющую грудь;

 Уготовляя Божий путь,

 Народ зовет он к покаянью.

А там спускается с вершин

 Неведомый, смиренный Странник…

 Грядет Он, Господа Избранник.

 Грядет на жертву Божий Сын.

В руке лопата, придет время -

 Он отребит свое гумно,

 Сберет пшеничное зерно

 И в пламя бросит злое семя

Сильней и впереди меня

 Тот, Кто идет вослед за мною:

 Ему, – припав к ногам, – не стою

 Я развязать с ноги ремня.

Рожденья суетного мира,

 Покайтесь: близок суд. Беда

 Древам, растущим без плода:

 При корне их лежит секира!

 

Зинаида Гиппиус

Что есть грех

Гpex – маломыслие и малодеянье,

 Самонелюбие – самовлюбленность,

 И равнодушное саморассеянье,

 И успокоенная упоенность.

Грех – легкочувствие и легкодумие,

 Полупроказливость – полуволненье.

 Благоразумное полубезумие,

 Полувнимание – полузабвенье.

Грех – жить без дерзости и без мечтания,

 Не признаваемым – и не гонимым.

 Не знать ни ужаса, ни упования

 И быть приемлемым, но не любимым.

К стыду и гордости – равнопрезрение...

 Всему покорственный привет без битвы...

 Тяжеле всех грехов – Богоубиение,

 Жизнь без проклятия – и без молитвы.

1902 [СТ142]

 

Константин Льдов

Пророк Иоанн

Был человек от Бога,

 Он звался Иоанн.

 И Господом был послан

 Вселенной возвестить

 Свидетельство о Свете.

 Как пламенная нить,

 Он должен был во мраке

 Блеснуть и промелькнуть,

 Он не был Свет, но. Свету

 Прямой готовя путь,

 Он был Его Предтечей.

 И вера в Божество

 В сердца всех человеков

 Сошла через него.

 Он был зарёю Света...

 

Яков Полонский

День крещения России

Жизнь без Христа — случайный сон.

 Блажен, кому дано два слуха, —

 Кто и церковный слышит звон,

 И слышит вещий голос Духа.

 

Тому лишь явны небеса,

 Кто и в науке прозревает

 Неведомые чудеса

 И Бога в них подозревает...

 

 Как высочайший идеал,

 Как истинный залог спасенья, —

 Любовь и самоотверженье

 Христос народам завещал.

 

В тот день, когда мы облечемся

 Душой в нетление Христа,

 От черных дел мы содрогнемся

 И, обновленныеобновлённые, очнёемся, —

 

 И ложь не свяжет нам уста.

 Сегодня, в первый день Крещенья, —

 Быть может, в бедные селенья,

 В обители труда и слез,

 

Не в нищем рубище Христос

 Сойдет, а с веткою оливы,

 И скажет: Будьте все счастливы!

 Все, — пожелайте всем добра!..

 

 Сегодня день, когда впервые

 Владимир и Мои святые

 Крестили Русь в волнах Днепра!..

 Князь киевский, когда-то гневный,

 

В союзе с греческой царевной,

 В златом венце и на своем

 Великокняжеском престоле

 Для пахаря в далеком поле,

 

 Для гусляра на вольной воле

 И для дружинника с копьем —

 Для всех стал другом и отцом

 И красным солнышком желанным...

 Пришла Андреем Первозванным

 Предвозвещенная пора:

 Взыграли омуты Днепра,

 Славян пугающие боги

 

Разбились об его пороги,

 И дрогнули богатыри,

 И разбежались дикари...

 О, как от утренней зари

 

 Бегут, шатаясь, тени ночи,

 И солнце радует нам очи

 И озаряет алтари,

 Так в день великого Крещенья

 

Сияй нам, вера! Прочь сомненья!

 Русь не была бы никогда

 Такой великою Россией,

 Когда б она была чужда

 

 Любви, завещанной Мессией,

 Пусть охлажденные охлаждённые умы

 Все отрицать готовы, — мы

 Еще не оскудели сердцем;

 

Еще мы рады помогать

 Разрозненным единоверцам

 И пленных братьями считать: —

 Без нас не встала бы Эллада,

 

 Ей не помог бы Римский трон,

 Не рухнул бы Наполеон

 И грозных войск его громада.

 Под тяжким игом мусульман

 

Без нас забыли бы славян, —

 Мы жизнь несли на их могилы...

 Расшатывая вражьи силы,

 Мы не считали наших ран...

 

 Мы за геройские деянья

 Не ждали злата и сребра...

 За дело славы и добра

 Мы не просили воздаянья...

 

И если перст Господний вновь

 Нам цель великую укажет, —

 Что делать — сердце нам подскажет

 И христианская любовь!..

 

 Россия, веру призови!..

 В сей день торжественный и славный,

 Нас бережет Отец Державный

 Для новых подвигов любви.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.