Зимние православные праздники — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Зимние православные праздники

2020-12-08 101
Зимние православные праздники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗИМНИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Автор-составитель

Наталия Волкова

Введение Пресвятой Богородицы во храм

Рождество Христово

Крещение Господне

Сретение

Рассказы для детей 7 – 12 лет

 

Москва. Издательский дом «Никея». 2015

УДК 821.161.1

ББК 86.372+84(2Рос=Рус)6

З-62

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р14-412-1238

З-62 Зимние православные праздники / Введение Пресвятой Богородицы во храм. Рождество Христово. Крещение Господне. Сретение /Авт.-сост. Н.В.Волкова. – М.: Никея, 2015. – ….с.: илл. – («Лесенка»).

ISBN

УДК 821.161.1

ББК 86.372+84(2Рос=Рус)6

Введение Пресвятой Богородицы во храм

Декабря

Иерусалимский Храм [СТ1]  

Далеко на юге от нас есть жаркая и прекрасная земля, которая в древности называлась Палестиной[ЮБД2]. Это Святая Земля, потому что здесь родился и жил наш Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица и Апостолы[ЮБД3]. В Палестине жарко даже зимой, там никогда не бывает снега и мороза[ЮБД4]. Главным городом в тех краях был[СТ5] большой и красивый город Иерусалим. Туда стекались люди со всех окрестных земель во время праздников и торговых дней[ЮБД6]. Приходили и паломники в Иерусалимский Храм. Храм этот был очень известным[ЮБД7] и большим, но самое главное – в то время это было единственное место на земле, где поклонялись Истинному Единому Богу, а не языческим богам и идолам[ЮБД8].

История Иерусалимского храма удивительна. Построил его мудрый царь Соломон, который внимательно прислушивался к тому, что говорили святые пророки. А пророки разговаривали с Самим Богом и от Него узнали[ЮБД9], как нужно построить храм. Этот величественный храм строился[ЮБД10] несколько лет, царь Соломон отделал[ЮБД11] его золотом и очень редким и дорогим деревом – ливанским кедром.

В центре Иерусалимского храма было специальное помещение – Святая Святыхсвятых. Здесь хранился Ковчег Завета – ящик из твердого твёрдого дерева акации, который был обложен[ЮБД12] золотыми пластинами, а крышку его украшали две золотые фигуры херувимов. В Ковчеге хранились самые драгоценные святыни: сосуд с манной небесной – чудесным хлебом, который посылал Бог израильскому народу, когда тот страдал в пустыне от голода; каменные скрижали[ЮБД13], на которых Моисей высек десять заповедей Божьих, полученных от Бога на горе Синай; и жезл первосвященника Аарона[ЮБД14].

В Святая Святых святых никому нельзя было входить, кроме первосвященника (главного священника[ЮБД15]): ведь это было самое святое место[ЮБД16] на всем белом свете! Именно там священник мог увидеть свет Божий и услышать глас Божий. И только один раз в год первосвященник мог зайти в Святая сСвятых. Но к этому он должен был тщательно подготовиться: покаяться в своих грехах и принести жертву за грехи народа. А иначе с ним могла произойти настоящая беда[ЮБД17].

Так простоял Иерусалимский храм века, пока не напало на израильский народ Вавилонское царство. Захватчики были язычниками, поклонялись идолам. Они украли драгоценный Ковчег, а потом и вовсе разрушили Иерусалимский храм. Людей они тоже не щадили: много евреев погибло во время завоевания, а еще ещё больше попало в вавилонский плен.

Только через семьдесят лет евреям удалось им/иудеям вернуться из плена[ЮБД18] на родную землю. Жалкая картина открылась их взору: разрушенные городские стены, храм, превратившийся в руины[ЮБД19], уничтоженные дома[ЮБД20], вытоптанные сады… Много сил потребовалось, чтобы отстроить город в прежнем величии.[ЮБД21] Но прежде всего жители города хотели восстановить храм.

И новый храм стал свидетелем таких событий, которые предыдущему и не снились[ЮБД22]. Но расскажем обо всём по порядку...

 

Детство Богородицы

Иоаким и Анна пообещали – дали обет, – что их дочь будет посвящена Богу и будет служить Ему всю Свою жизнь. А что это значит – служить Богу? Это значит исполнять волю Его, жить по заповедям Божьим, молиться. Где же лучше всего было исполнять этот завет? Конечно, в Храме. И родители Марии понимали это. Но одно дело родители, они ведь всегда знают лучше, что полезно для их детей. А другое дело – сам ребенокребёнок. Обычно маленькие дети хотят играть с друзьями, проводить время в различных забавах. Но маленькая Мария была совершенно необыкновенным ребенком.

Внешне онаОна, конечно, не отличалась от других детей, только была необычайно[ЮБД36] доброй, ласковой, послушной. Но когда ей исполнился годик, Анна заметила, что ее её Дочь не такая, как все. По преданию, когда пришла пора Марии учиться ходить, Она сделала несколько шагов по комнате, а дальше идти отказалась. Анна поняла, что Она Мария не хочет ступать по грешной земле, где было совершенно много зла и преступлений[ЮБД37]. По случаю первого дня рождения Ддочери, Иоаким устроил пир и позвал на него родственников, священников, книжников[ЮБД38] и просто друзей и знакомых. Иоаким вынес маленькую Марию к собравшимся.

Священники благословили Ее Её со словами:

- Бог отцев наших! Благослови это дитя и дай Ей имя славное и вечное.

Прошел еще Прошёл ещё год, Мария подрастала. Иоаким и Анна помнили свое своё обещание, данное Богу. Иоаким хотел уже исполнить его и отвести Марию в храм, чтобы посвятить Богу, но Анна попросила:

- Давай отложим это еще ещё на год. Ведь Мария так мала! И хоть она умна и благочестива не по годам[СТ39], мне так не хочется так скоро расставаться с ней.

Иоаким согласился подождать еще ещё год. Но все всё это время родители рассказывали Ей, что Она посвящена Богу и должна жить в храме, и что Бог сделает для нее неё больше, чем могли бы родители. Вообще в то время Богу посвящали всех первенцев: и мальчиков, и девочек. Их оставляли на воспитание и служение в храме, где они и жили в специально отведенных для этого пристройках, пока они не становились зрелыми[СТ40] до определенного возраста[ЮБД41]..

Марии было всего три года, когда она стала сама просить родителей отвести Ее Её в Иерусалимский храм и оставить там. Одну, без родителей[ЮБД42]. Разве возможно представить себе другого трехлетнего трёхлетнего ребенка, который сам захочет остаться один в незнакомом месте с чужими людьми? Но для Марии храм Божий не был незнакомым местом, ведь она Она много времени проводила там в молитве, она и не хотела никакой другой жизни, которая была бы вдали от Бога, ангелов и пророков[ЮБД43].

- Отведите меня в Храм, - попросила онаОна.

И Иоаким и Анна исполнили Ее Её просьбу.

 

Торжественное шествие

Наступил день, когда Мария должна была уйти из родительского дома и поселиться в Иерусалимском храме. Весь город знал об этом, ведь не каждый день трехлетний трёхлетний ребенок сам просит отдать его на служение Богу[ЮБД44]!

У дома Иоакима и Анны собралось много народа. Иоаким принадлежал к очень знатному роду, и у него было много родственников и друзей[ЮБД45]. Хоть не все в этой огромной и дружной семье были богаты, зато все помнили, что их род идёет от самого царя Давида, и старались держаться вместе и посещать все семейные торжества. Анна тоже была из очень почитаемого в тех местах семейства – в ее её роду были священники из рода Аарона, которого Сам Бог выбрал, чтобы служить Ему. Право быть священником передавалось по наследству, поэтому род Анны был благочестивым и праведным[ЮБД46].

Кроме друзей и родственников на торжество пришли и просто знакомые, соседи, с маленькими детьми – ровесниками Марии. В руках дети держали цветы и свечи. Все были очень нарядно и празднично одеты. Особенно красиво нарядили Марию[ЮБД47].

Люди очень удивлялись, видя, что Мария не плачет, покидая родительский дом, а, наоборот, радуется:

- Неужели тебе не страшно оказаться одной в незнакомом месте? – спрашивали одни.

- Как жеИ ты не боишься жить без родителей, со строгими наставниками? – изумлялись другие.

Но Мария говорила на это, что храм Божий для нее Неё лучше родного дома[ЮБД48], и что она больше всего на свете хочет служить Богу.

Торжественное шествие тронулось в путь. А путь этот, надо сказать, был совсем не близким: из города Назарета, где жили Иоаким и Анна, до Иерусалима – он занимал три дня (около ста километров)[СТ49]. Для трехлетнего трёхлетнего ребенка идти три дня, останавливаясь только на небольшой отдых и ночлег, очень не просто. Впереди шли девочки в нарядных одеждах с зажженными зажжёнными свечами, и пели псалмы. За ними шла маленькая Мария с родителями. А дальше[ЮБД50] – многочисленные родственники и друзья, соседи и знакомые.

 

Введение во храм

О торжественной процессии, приближающейся к Иерусалиму, знали почти все[ЮБД51]. Когда шествие подошло к храму, навстречу вышли священники и сам первосвященник[ЮБД52]. Первосвященником в то время был святой праведный Захария, в будущем - отец Иоанна Предтечи. Он был очень благочестивым[СТ53] человеком, за его праведную жизнь Бог открыл ему многие тайны[ЮБД54].

Вот и в  В тот день Дух Святой открыл первосвященнику Захарии, что девочка, которую должна была привести в храм его родственница Анна, не простая, что она избрана Богом. Поэтому задолго до того, как служители храма заметили вдалеке процессию, Захария, переодевшись в свои самые торжественные одежды, вышел на крыльцо храма и стал ждать.

Вот вдалеке показались люди с зажженными зажжёнными свечами и послышалось торжественное пение псалмов. А в центре шествия шла маленькая девочка, которая проделала долгий и трудный путь, но, казалось, совсем не устала.

Чтобы войти в храм, надо было подняться на пятнадцать высоких храмовых ступеней. Была такая традиция: когда по этой лестнице поднимались священники, то хор пел пятнадцать «степенных» псалмов – по одному на каждой ступеньке, они так и назывались – «псалмы восхождения». Ступеньки эти были очень высокими даже для взрослого человека. Что уж говорить о маленькой трёехлетней девочке?

Анна поставила дочь на первую ступеньку, и она быстро и бодро без помощи взрослых одолела все пятнадцать ступеней лестницы и поднялась на самый верх. Она проделала это с такой радостью, что все были поражены[ЮБД55]! Наверху Марию встретил первосвященник Захария.

- Вот, я привела свою дочь для служения Богу по данному нами с Иоакимом обету,  - сказала Анна..

Захария взял маленькую Марию за руку и усадил на третьей ступени жертвенника. Как гласит предание, здесь Она получила от Господа благодать и возрадовалась духом. А потом произошло и вовсе невероятное! Захария повел повёл Марию дальше, вглубь храма, в Святая Святыхсвятых! Туда, куда нельзя было ступать ни одному мужчинечеловеку мужчине, кроме первосвященника. Сам Захария входил туда только один раз в год после долгих молитв и с большим страхом. Входить туда другим людям считалось великим грехом, огромным преступлением[ЮБД56]. Зачем же Захария сделал это? Неужели он нарушил закон? Люди, стоявшие снаружи и видевшие все это, были поражены и не верили своим глазам. Даже ангелы, которые сопровождали Марию во время ее Её восхождения в храм, были удивлены[ЮБД57].

Но, конечно, Захария делал так не по своей воле, а по Божьему внушению. Он и сам был пораженпоражён, и умом не мог понять смысла и величия[ЮБД58] момента. Он толькоПервосвященник восхищенно восхищённо смотрел на эту маленькую девочку и чувствовал, что Она достойна показаться перед лицом Божиим больше, чем он сам. Он Захария понял, что Она Сама и станет теперь вместо того потерянного киота[СТ59], который хранился в Святая Святыхсвятых. Захария Он сказал Марии:

- Святая Святых святых – место для твоих постоянных молитв.

А что же родители Марии? Оставив дочь в храме и принеся благодарственные дары, они отправились обратно домой в Назарет. Конечно, им было грустно из-за разлуки с любимой дочерью, но в то же время и радостно, ведьПосле того, как они оставили свою дочь в храме, они принесли благодарственные дары и отправились обратно домой, в Назарет. Конечно, им было немного грустно из-за разлуки с любимой Марией, но в то же время они и радовались, что теперь Мария будет расти в храме, исполняя закон Божий. Вернувшись домой, Иоаким и Анна устроили пир для всех родственников и знакомых.

 

Воспитание в храме

Храм стал для Марии настоящим домом, и Она долго жила там, не желая никуда уходить. Но как же она жила в храме совсем одна? В чужом городе без мамы и папы. Кто же ее кормил, одевал, утешал? Конечно, Мария жила в храме не одна. Вместе с Нею там жили и другие девочки. У них были воспитательницы, которые учили их Закону Божьему и рукоделию.Она была там не одна: вместе с Ней жили другие девочки, а воспитательницы учили их Закону Божьему, рукоделию и ведению домашнего хозяйства до тех пор, пока им не станет пора выходить замуж. Жили воспитанницы в специальных светлых комнатах, пристроенных к храмуВоспитанницы занимали специальные светлые комнаты, пристроенные к храму. Они как бы окружали весь храм. Таких комнат было около девяноста. В этих комнатах жили не только дети., и жить в них могли не только дети Туда мог поселиться любой человек, которыйх хотел бы уйти от мира и посвятить свою жизнь Богу. Ведь в те времена ещёе не было монастырей[ЮБД60], вот они и приходили в храм, чтобы иметь возможность постоянно быть на службе, помогать паломникам и странникам, нищим и больным. В отдельной пристройке жили вдовы и девочки, которых, как Марию, оставили здесь на воспитание. В храме они получали хорошее воспитание, учились рукодельничать и вести хозяйство и жили до тех пор, пока им не станет пора выходить замуж.

Вскоре родители Марии умерли, ведь они были уже очень старыми[ЮБД61]. Праведный Иоаким умер, когда ему было восемьдесят лет. Оставшись вдовой, его жена, Анна, перебралась поближе к дочери, в Иерусалим, где и жила еще два года, постоянно молясь в Иерусалимском храме. Через два года, в возрасте 79 лет, она тоже тихо умерла. Похоронив родителей в Гефсимании, Мария осталась сиротой. Она не хотела возвращаться в мир, желая только одного: посвятить свою жизнь Богу.

Еще в раннем детстве она Она довольно быстро научилась читать. И проводила все всё время за чтением священных книг. Еще известно, что, жЖивя при храме, Она научилась рукодельничать: шить, вышивать, ткать. Почти все, что делали вдовы и девочки, раздавалось паломникам. Жженщины и девочки ткали, шили  и облачения для священников и вышивали ткани для украшения храма и многое раздавали паломникам.   Как же проходил её день Марии? Хотя она Она была ещё маленькой девочкой, жизнь Ееё была похожа на жизнь монаха. Рано утром до девяти часов (по нашему времени) она Она стояла на молит[ЮБД62] ве, до трёх часов дня занималась рукоделием и читала Священное Писание. Потом опять шла на молитву, пока ангел не приносил Еей пищу. Мария очень любила учиться и поражала всех своим умом. Из рукоделия она Она больше всего любила прясть и вышивать шёелком[ЮБД63]. Особенно искусна Она была в вышивке священнических облачений. Но при этом Мария не кичилась своими способностями, а была очень скромная, помогала подругам со смирением и кротостью.

Однажды Захария был в Святая Святых вместе с Марией. И как же он был удивлен, когда увидел ангела, подающего Марии пищу.

«Что это за чудесное явление? Неужели ангел говорит с девою, приносит ей пищу? Но ведь ангелы являются только священникам! – подумал изумленный Захария. – Что же это значит? О чем говорит с ней ангел? И откуда эта пища, кто ее приготовил?»

Такие вопросы мучали первосвященника. И, конечно, он задумался, что же за дева живет в их храме? Уж не та ли самая Дева, о которой говорили пророки?

[СТ64] Другие священники и служители храма тоже также заметичали, что Мария всю свою еду отдает нищим.

- Чем же она питается, – спрашивали они друг друга.

Сама же Мария даже подумать не могла, что речь в древних пророчествах шла именно о ней. она Она читала книгу Исаии и задумывалась над словами: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил». Мария думала о том, какая прекрасная, наверное, будет эта женщина, у которой родится Божий Сын, и ей Ей хотелось когда-нибудь хоть глазком увидеть эту великую женщину. О себе же она Она была скромного мнения, и считала себя не5достойной рабой Господней. Она решила всю свою жизнь посвятить Богу, оставаясь в чистоте и даже дала Богу обет, что никогда не выйдет замуж.

Но по законам того времени девушка, достигнув четырнадцати лет[ЮБД65], должна была оставить храм и вернуться домой, чтобы там обязательно выйти замуж. Как же могла Мария выйти замужсделать это, если Она пообещала всю свою жизнь посвятить только Богу и дала обет? О своем обете онаОб этом Онна рассказала первосвященнику.

Священнослужители храма сначала были поражены Ее Её решением[ЮБД66], и стали думать, что делать. Они решили найти для Марии не мужа, а обручника. Кто же это такой? Это человек, с которым обручали девушку и который становился ее её хранителем, опекуном. Он обязан был заботиться о ней, охранять ее, когда ей придется покинуть храм. Но как же выбрать для Марии достойного опекуна? Как проверить, что он окажется человеком порядочным и добрым[ЮБД67]?

Первосвященник Захария, надев облачение, вошел вошёл в Аалтарь, где и получил ответ на эти вопросы. Вернувшись к собравшимся священникам, он твердо твёрдо сказал:

- Раз сами мы не можем найти достойного опекуна для Марии, пусть Сам Бог решит, кто им станет.

Первосвященник Захария, тот самый, который приветствовал в храме маленькую Марию, когда ей было всего три года, и тот самый, который в скором будущем должен был стать отцом Иоанна Крестителя, вошел вошёл в Святая Святых храма. Вошел и обомлел. Ведь не каждому доводилось увидеть такое чудо! Все посохи остались прежними, и только один оказался полностью усыпан нежно-розовыми цветами миндального дерева. Но это же невозможно! Посох был старым и давно высохшим, он был гладко отполирован, и в нем, конечно, не осталось никакой живой силы настоящего дерева. Но для Бога и не такое возможно. Это было самое настоящее чудо. Захария взял в руки посох и вышел из Алтаря[ЮБД68].

Оказалось, что посох принадлежал благочестивому[СТ69] и пожилому человеку, Иосифу. Через некоторое время их обручили и для всех людей они стали как бы мужем и женой, но сами они знали, что обручены друг другу с другом для сохранения чистоты и невинности Девы Марии. Так закончилась жизнь Марии в Иерусалимском храме, хотя и дальше, в течение многих лет Она приходила в храм и по-прежнему приносила свое рукоделие для священников и странников.

 

Иконография Введения

 

 

На иконостасе в храме можно увидеть иконы, расположенные в нескольких рядов. Один из этих рядов называется «праздничный», ведь в нем иконы двенадцати главных праздников нашей церкви. В этом ряду можно увидеть и икону Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Конечно, икон этого праздника великое множество, и все они немного отличаются друг от друга. Но главное, что есть на каждой из них – это сцена самого введения во Храм. Что же мы видим на иконе?

Вот в центре стоит маленькая и хрупкая фигурка Самой Пресвятой Девы, которую привели родители в Иерусалимский храм. Анна поставила Ее на вторую ступень храма. Она не оглядывается на родителей, не хочет вернуться домой, убежать и спрятаться за родителей. Вся ее крошечная фигурка устремлена вперед, в храм. А сзади стоят ее мама и папа – Иоаким и Анна, они провожают свою Дочь и, хотя, наверное, и м жалко расставаться с Ней, они направляют Ее к храму, потому что знают, что там Она будет воспитываться и служить Богу.

Не только родители изображены на этой иконе: рядом с ними стоят девушки с зажженными свечами в руках, которые пришли проводить Деву Марию. Это была очень красивая и торжественная процессия. Девушки одеты в красивые одежды: на них длинные хитоны, а сверху – туники. Головы и руки у них открыты. Именно так в то время в Иудее одевались молодые незамужние девушки. А как же одета Сама Мария?

Почему на Ней длинные закрытые одежды? И голова укутана мафорием – длинным покрывалом? В те времена такие одежды носили замужние женщины. Да и мать Марии, Анна одета точно так же. А маленькой Марии только 3 года. Почему же иконописец изобразил Ее как взрослую женщину? Дело в том, что в иконах обычно все бывает нарисовано со скрытым смыслом. Иконописцы как бы зашифровывают для нас послания, которые могут «прочитать», понять только те люди, кто хорошо знают Библию. Какое же послание хотел передать нам иконописец?

Изображая Марию во взрослых одеждах, он хотел подчеркнуть Ее великое будущее предназначение – а именно то, что Она должа стать Матерью Самого Бога!

В центре иконы мы видим вышедшего навстречу первосвященника, т.е. самого главного священника, праведного Захарию. Он благословляет Марию, ведь ему было открыто Духом Божьим, что перед ним стоит не простая отроковица, а Божья Избранница. Фигура Захарии стоит или в открытых вратах ограды храма, или видна за закрытыми воротами, которые напоминают врата иконостаса. Сзади первосвященника – изображен церковный престол, а над ним сень (т.е. полог, укрытие). Неужели и здесь иконописец что-то зашифровал для нас? Да!

Церковный престол, конечно, - это не только изображение Иерусалимского храма, он символизирует Саму Богородицу, Которую называют Храмом, Который вместил Божество. Ведь Богородица носила в Себе Божьего Сына. Вот об этом и хотел напомнить нам иконописец.

Икона рассказывает нам о Библейских событиях своим, особым языком. Так, мы видим на иконе шатер на четырех опорах, он называется киворий. В центре находится Святая Святых, которая обычно была закрыта плотной завесой от посторонних глаз. А здесь, на иконе, занавес открыт. Что это значит? Это значит, что Святая Святых была открыта для Марии, и первосвященник Захария ввел туда Деву Марию, единственную из всех людей, кому было позволено находиться там.

А вот в левом верхнем углу иконы мы видим еще одно изображение Девы Марии. А рядом с Ней – Ангел. Что же это значит? Здесь икона рассказывает нам о жизни Марии в Иерусалимском храме, о том, как Ангел приносил ей пищу, пока Она стояла на молитве. Ангел протягивает Марии круглый хлеб. Иконописец изображает не просто Ангела, а Архангела Гавриила, того самого, который позже принесет Богородице благую весть и будет охранять Ее все Ее жизнь до самого Успения.

Прошу написать о значении этого праздника и кратко рассказать о роли Богородицы: рассказать об основных вехах ее жития, о чудесах.

 

Колодяжная Людмила

 

Бог наставляет на путях

Земных, запутанных, убогих,

И Богом данное Дитя

Посвящено должно быть – Богу.

 

Закон, что с древности храним,

Не выполнить – путь святотатства...

 

И ждали Анна, Иоаким,

Когда придет пора – расстаться

 

С Марией, что в просторный храм

Войдет... И выйдет голубицей,

 

Той Девою, Которой дан

Путь – Вести вняв, уже смириться

 

Рабою Божией. Уму –

Откроется чудесно-рано,

 

Что в храм вошла Она к Тому,

Кому Сама же – станет Храмом...

 

Аполлон Майков

Михаил Кузмин

Вводится Девица в храм по ступеням,

Сверстницы-девушки идут за Ней.

Зыблется свет от лампадных огней.

Вводится Девица в храм по ступеням.

 

В митре рогатой седой иерей

Деву встречает, подняв свои руки,

Бренный свидетель нетленной поруки,

В митре рогатой седой иерей.

 

Лестницу поступью лёгкой проходит

Дева Мария, смиренно спеша.

Белой одеждой тихонько шурша,

Лестницу поступью лёгкой проходит.

 

Старец, послушный совету небес,

Вводит Её во святилище храма.

Он не боится упрёков и срама,

Старец, послушный совету небес.

 

Белой голубкою скрылась внутри,

Плотно закрылась святая завеса.

Чуждая злым искушениям беса,

Белой голубкою скрылась внутри.

Что вы, подружки, глядите вослед?

Та, что исчезла белей голубицы,

Снова придёт к вам в одежде Царицы.

Что вы, подружки, глядите вослед?

 

1909

 

Михаил Кузмин

Дева дивится, как деревце,
веским небесным дарам.
Вводится царственно Девица
в Ерусалимский храм.

Вслед по ступеням зыблется
свет от высоких лампад.
Деве сквозь время видится
Вечности детский взгляд.

Вводится Дева по лестнице -
лествице без перил...
Вестник видится Вестнице -
будущий Гавриил.

По горней дороге вводится,
в горницу, в крылья дверей...
Будущую Богородицу
славит седой иерей.

Дева ведется вдоль линии
вечно горящих свечей.
Свет внутри будущей Скинии
светится - все горячей...

 

 

Рождество Христово

7 января

Зимний праздник

Все дети и очень многие взрослые ждут не дождутся зимних праздников. На елке ёлке сверкают игрушки, мерцают лампочками гирлянды, серебрятся снежинки. Это время чудес и подарков, хороводов и веселых весёлых игр. Что же это за праздник наступает зимой? «Новый год» - наверняка скажут многие. Да, конечно, Новый год – это зимний праздник, начало первого зимнего месяца – января. Но не только Новый год отмечается в это время.

С давних времен времён люди праздновали Рождество, и именно ради Рождества наряжали в своих домах елки[СТ71], готовили вкусные угощения, звали к столу друзей и родственников, пели особые рождественские песни, водили хороводы и дарили подарки.

Что же значит слово «Рождество»? Это старинное слово означает «рождение». Но кто же родился в этот день, что его рождение мы отмечаем до сих пор? Имя младенца было «Иисус», а позже Его стали называть еще ещё «Христос». Слово Христос – значит «Помазанник, Мессия». Он и стал Царем Царём всего мира, Царем Царём всех царей. Но царем необычным.

Правда, нНе такого царя ждали израильтяне. Пророки давно уже говорили им[ЮБД72], что к ним должен прийти царь, Христос. Вот они и думали, что скоро родится такой человек, который будет царем царём и вернет силу и славу израильскому народу и сделает его самым могущественным на всей земле.

Иисус же не был похож ни на одного царя. Ведь как выглядит царь? В мантии, в короне, окруженный окружённый слугами, он сидит на троне в роскошном дворце[ЮБД73]. А если мы посмотрим на иконы, разве так выглядел Иисус Христос? Нет, у Него не было ни короны[ЮБД74], ни дворца, ни войска. Но люди празднуют Его рождение до сих пор. Его рождение так важно для людей, что даже годы мы считаем именно от его рождения, например, 2014 год от рождества Христова[ЮБД75]. Многие народы поют о Его рождении особые рождественские гимны и песни-колядки, ставят рождественские спектакли и устраивают вертепы[ЮБД76] – такие небольшие сценки у храмов, во дворах или под елкой, где стоят фигурки Богородицы с младенцем на руках, праведного Иосифа, пастухов, волхвов и даже овечек и коровок.

Все празднуют рождение Царя царей. Но почему же мы называем Его царем, если у Него не было ни дворца, ни войска, ни подданных? А называют Его так, потому что Он и есть Господь, который сошёел на грешную землю, чтобы стать Человеком, и чтобы в этом виде предстать перед людьми, а они чтобы обратилисьдаруя им возможность обратиться к Нему и могли спасти свои души[ЮБД77]. Для этого Бог послал Своего Сына на землю, чтобы люди могли раскаяться и снова стать детьми Божиими[ЮБД78]. И действительно, Его рождение изменило людей и весь мир: многие крестились и приняли учение Иисуса Христа, стали это сделало их лучше и добрее, начали они стали помогать бедным и больным[ЮБД79]. Ведь доДо этого многие народы были язычниками –: они поклонялись множеству богов и считали, что эти боги заведуют силами природы. Были боги грома и молний, дождя, солнца, земли и даже войны. Их изображали в виде статуй. И этим статуям язычники приносили настоящие человеческие жертвыв жертву живых людей, иногда даже собственных детей. А у некоторых языческих народов считалось правильным убивать больных и старых людей[ЮБД80].

Господь же изменил этот мир, но самое главное – Он подарил людям рай, после Его смерти на Кресте рай стал открыт для всех. Поэтому мы и отмечаем день рождения Сына Божия уже больше двух тысяч лет[ЮБД81]!

 

Перепись населения

Император Август задумал узнать, сколько людей живет живёт в землях, которыми он повелевает. Зачем ему это было нужно? Пересчитав людей, он хотел определить, сколько налогов он может получить с подчиненных подчинённых земель в свою казну.

У евреев была традиция - вести свои переписи по коленам. Что это значит? Колено – это род, семья. И у каждого такого колена, рода было место, из которого оно  брало начало вело свой род, другими словами, родной город. Удивительно, какое движение началось по всему Израилю, когда император объявил о переписи населения: все должны были отправиться на свою родину, чтобы именно там записаться. Почему же все было так сложно? Почему нельзя было переписать людей там, где они живут? Дело в том, что в те времена еще не было документов. Это сейчас у нас есть паспорт с фотографией. А тогда фотографий делать не умели. Как же было определить, что перед тобой именно тот человек, за которого он себя выдает? Был только один-единственный способ – найти свидетелей, которые бы подтвердили:

- Да, это действительно Петр. А это Иоанн. Они - сыновья Анны и Павла из рода священника Аарона, из города Иерусалима. Они – люди достойные.

Где же было найти таких свидетелей, которые бы знали тебя с детства? Только в родном городе!

Иосиф и Мария жили в Назарете, потому что у Иосифа там было свое своё плотницкое дело. Однако происходил Иосиф из очень древнего и знатного рода, идущего еще от царя Давида. Иосиф был праведным старцем, которого Бог избрал обручником Девы Марии. Что значит «обручник»? Это значит, что для всех они были как бы мужем и женой, но на самом деле он должен был хранить Ее чистоту и непорочность. [СТ84] Когда Иосиф узнал, что Мария носит во чреве Младенца, он сначала испугался и даже хотел отпустить Марию из дома, но ему во сне явился Святой Ангел и сказал, чтобы он не переживал и не волновался, потому что Ребенок, которого носит Мария – не простой, аэто Сын Божий[ЮБД85]. И с тех пор Иосиф еще больше оберегал Марию.

Когда император объявил о переписи, Иосиф сказал Марии:

- Собирайся, Мария, нам надо ехать в Вифлеем, потому что наш род идет идёт из этого города.

- Но как же я пойду в Вифлеем, - спросила Мария, - ведь я в любой момент могу родить Младенца? Прошло уже 9 месяцев с того дня, как Архангел Гавриил возвестил, что я рожу Сына.

- Не волнуйся, Мария, - сказал Иосиф, - я дам Тебе ослика, на котором ты поедешь.[ЮБД86]

Была середина зимы. Конечно, в тех краях зима совсем не похожа на нашу – там никогда не бывает сугробов и снегопада. Но все равно в то время в Израиле, но бывают сильные ветра и дожди,. и путь Путь из Назарета в Вифлеем был неблизким –: он занимал  три дня пути. А Из-за того, что  Мария передвигалась медленно из-за Своей беременности, так что, им пришлось идти еще дольше. Сначала надо было добраться до Иерусалима, а дальше дорога поднималась в гору и лежала через широкую Рафаимскую равнину. Дорога петляла между раскидистыми теревинфовыми деревьями и взбиралась к высоким горам, где когда-то жил пророк Илия. С высоты можно было увидеть горный город Вифлеем.

Марии было тяжело подниматься в гору. Особенно утомившись, она слезла с ослика и легла отдохнуть на камень у дороги. Раньше паломники даже говорили, что камень этот сохранился. Но что с ним сейчас – неизвестно.[СТ87]

 

Дворец для Царя царей

На земле вот-вот должен был появиться Царь царей, Сын Божий. И как же? Приготовили ли ему люди царские покои? Ждал ли Его роскошный дворец со слугами и золотом? А может быть, цари и короли всего мира прислали к Его рождению драгоценные подарки? Нет, Ээтот Царь родился не в позолоченных покоях, не на пуховых перинах. И не присутствовали знаменитые доктора на этом величайшем событии. Тогда как же все случилось? Где родился Тот, о Ком говорили пророки, и Чьего рождения так долго ждали все люди Израиля? Сейчас мы постараемся об этом рассказать.

Тихо и медленно брел брёл ослик по горной дороге. Конечно, ведь ноша у него была нелегкаянелёгкая. Мария очень устала во время своего путешествия и чувствовала, что скоро Ей предстоит родить. Уже на подходе к городу Мария и Иосиф увидели, сколько народа съехалось в Вифлеем. Ведь из этого города происходило много богатых и древних семейств. Пока Мария с Иосифом добирались до города, все гостиницы и комнаты в частных домах оказались заняты. Иосиф брел ходил от дома к дому в надежде отыскать хоть какое-то жилье.

- Пустите нас переночевать, - просил он, - моя жена должна скоро родить, нельзя Ей оставаться на улице.

Но горожане только качали головами:

- Иди, добрый человек, поищи в другом месте, у нас все всё занято.

И Иосиф шел шёл к другому крыльцу и стучал в другую дверь.

- Все комнаты разобрали еще ещё вчера, - отвечали ему, - сам посмотри: все дома переполнены.

Если бы только жители знали, Кто стучался к ним с просьбой о ночлеге!

Вифлеем был маленьким городком. Что было делать? Оставалось только одно: искать приют недалеко от города. В Палестине в горах много пещер, в них пастухи устраивали хлев для коз и овец. Ведь нужно было где-то прятать животных во время дождя и песчаной бури. Да и сами пастухи частенько укрывались там от непогоды. Пристроят к каменным стенам пещеры деревянный навес, выложат у входа стенку из камней, чтобы животные не разбежались и чтобы к ним не забрались хищники – вот хлев и готов! Одна из таких пещер была недалеко от Вифлеемских ворот, к востоку от города. Недалеко[ЮБД88] протекал источник Давидов. Вот к этой пещере и вышли уже почти ночью уставшие Иосиф и Мария. Конечно, пещера не могла полностью защитить их от холода, но все-таки это было какое-никакое укрытие. В стене пещеры (или по-славянски «вертепа» - именно так переводится слово «пещера» на славянскийзвучит "пещера" на славянском) было высечено углубление, которое служило кормушкой для скота. Это углубление называют еще ещё «яслями».

Наступила холодная зимняя ночь. Мария и Иосиф кое-как устроились на ночлег, и тут Мария поняла, что начались роды. Помощи ждать было неоткуда, и Иосиф отправился в город за повивальной бабкой[ЮБД89]. Было холодно, и ветер сдувал Иосифа с ног, но он продолжал идти. И вдруг, в один миг, случилось чудо! Ветер прекратился, воздух стал неподвижен. Даже птицы зависли в воздухе без движения. Неподалеку сидели пастухи и ужинали, но в тот миг они замерли с протянутыми над очагом руками и, не мигая, смотрели на небо. Даже овцы, которые мирно щипали до этого травку или пили воду, вытянули шеи вверх и будто окаменели. Что же произошло? Почему все вдруг замерло? А произошло в ту святую ночь великое чудо!

 

Рождество Христово

 

Все люди в Вифлееме и во всем всём Израиле крепко спали. В сон были погружены люди, пришедшие на перепись, спали книжники[ЮБД90], торговцы, рабочий люд. И только в Вифлеемской долине, недалеко от пещеры, где нашли себе приют Мария и Иосиф, бодрствовали пастухи. Им нельзя было спать, потому что они охраняли свои стада, чтобы те не разбежались и чтобы на них не напали дикие звери. Ведь за каждое пропавшее животное придется придётся отвечать перед хозяином! Овцы и козы паслись на зеленой травке, которая в Израиле остается зеленой зелёной круглый год, и даже зимой не вянет. Нам это может показаться странным, мы ведь привыкли к холодным и снежным зимам, а в Израиле зимой трава даже лучше, чем летом, ведь ее её не выжигает палящее солнце! Пастухи по очереди дежурили у огня, кто-то из них прилег прилёг подремать, остальные же тихо переговаривались между собой. Труд пастухов считался тяжелымтяжёлым: приходилось месяцами жить в степи, днем и ночью охранять скот. Остальные люди относились к пастухам с пренебрежением: мол, что взять с необразованных и глуповатых пастухов?! И тем не менее, именно им - самым первым - открылось великое чудо!

Три пастуха сидели вокруг костра, когда в<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.