Глава 5. Защита прав граждан и организаций по обеспечению доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 5. Защита прав граждан и организаций по обеспечению доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

2020-12-08 98
Глава 5. Защита прав граждан и организаций по обеспечению доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ещё одним важным направлением работы по обеспечению законности в сети Интернет является надзорная деятельность прокуроров в сфере обеспечения гласности, предоставления доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об оказании государственных и муниципальных услуг.

Гласность обеспечивает открытость деятельности государственных органов, должностных лиц; представление гражданам и их объединениям информации, необходимой для участия в обсуждении и решении вопросов государственной и общественной жизни общероссийского, регионального и местного значения, а также затрагивающей их права, обязанности или законные интересы; доступность органов, организаций, учреждений и должностных лиц для приема граждан, возможность беспрепятственного обращения к ним граждан с предложениями, заявлениями, жалобами, выявление, изучение и учет общественного мнения при разработке и принятии решений; оперативное обнародование принятых решений и доведение их до сведения заинтересованных лиц и граждан[163].

Деятельность государственных органов власти определяется их компетенцией, которая включает ряд функций. Одной из функций, присущей любому государственному органу власти, является информационная, т.е. обеспечение права граждан и организаций на доступ к информации[164]. В частности, реализация этой функции должна выражаться в опубликовании информации в открытом доступе на сайте органа власти[165].

Еще в 2002 году Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)»[166] ставилась задача осуществлять работу по обеспечению открытости доступа к информации о деятельности органов государственной власти, в частности, модернизировать и развивать официальные сайты государственных органов власти.

Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р была утверждена Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Электронное правительство Концепцией определено как новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являлись:


повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан; повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления; повышение качества административно-управленческих про-

цессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Для достижения указанных целей обеспечивалось:

развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий; предоставление государственных услуг с использованием мно-

гофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами; создание защищенной системы межведомственного электрон-

ного документооборота; внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации; формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем.

В рамках реализации Концепции осуществлялось развитие системы сайтов государственных органов в сети Интернет, которые должны обеспечивать:

оперативное размещение информации, связанной с деятельностью ведомства, его организационной структурой, адресно-справочной информации, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность данного государственного органа, информации о реализуемых ведомством программах и проектах, а также сведений о целевых и фактических показателях результативности его деятельности; оперативный доступ к открытой информации, содержащейся

в ведомственных информационных системах; публикацию сведений о предоставляемых государственных услугах и условиях их получения, включая регламенты их предоставления, бланки форм, анкет и заявок, справочных и методических рекомендаций по их заполнению и сдаче, разъяснений для неподготовленных категорий граждан; организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в

рамках предоставления государственных услуг; обратную связь и обработку обращений граждан.

В целях обеспечения полноты размещаемой информации, а также ее оперативного обновления и актуализации предусматривалось формирование единых требований, определяющих общий детализированный перечень публикуемых сведений, порядок, сроки и регулярность их размещения и обновления, условия доступа к ним пользователей сети Интернет[167].

В соответствии с нормами российского законодательства в рамках системы федеральных органов исполнительной власти должны существовать следующие сайты (порталы):

– Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)[168]: http://www.gosuslugi.ru;

– официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, имеющий адрес[169]: http://www.zakupki.gov.ru;

– официальные сайты отдельных федеральных органов исполнительной власти.

Также на федеральные органы исполнительной власти могут быть возложены функции по созданию и поддержанию специальных сайтов.

Например, Федеральная служба охраны обеспечивает развитие государственной системы правовой информации, функционирование и развитие «Официального интернет-портала правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещает (опубликовывает) в установленном на указанном интернет-портале нормативные правовые акты Российской Федерации и иные акты, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрен такой порядок размещения (опубликования)[170].

Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы обеспечения гласности и прозрачности в работе властных структур, является Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ).

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления указанным Федеральным законом определена как информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее – подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления – муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

Официальным сайтом государственного органа или органа местного самоуправления является сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Федеральным законом может быть предусмотрено создание единого портала, на котором размещаются официальные сайты нескольких государственных органов.

Статьями 4, 6 Федерального закона № 8-ФЗ определены основные принципы и способы обеспечения доступа к информации государственных органов и органов местного самоуправления.

Основными принципами обеспечения доступа к этой информации являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Одним из основных способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение ими информации о своей деятельности в сети Интернет.

В соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.

В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к указанной информации в местах, доступных для пользователей (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), создаются пункты подключения к сети Интернет.

Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

1) достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа;

4) создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией;

5) учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.

В силу требований статьи 13 Федерального закона № 8-ФЗ, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структуру государственного органа, орга-

на местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения о полномочиях государственного органа, органа

местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

в) перечень территориальных органов и представительств го-

сударственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;

г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

д) сведения о руководителях государственного органа, его

структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

е) перечни информационных систем, банков данных, реестров,

регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления

(при наличии);

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных пра-

вовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспе-

чения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

г) административные регламенты, стандарты государственных

и муниципальных услуг;

д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных

решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления; 7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состо-

яние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании государственным органом, его

территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы

Российской Федерации;

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на государственную службу,

муниципальную службу;

б) сведения о вакантных должностях государственной служ-

бы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение

вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных

должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;

е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том

числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема граждан, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений граждан, а также обобщенную инфор-

мацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с указанной информацией могут размещать в сети Интернет иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Большое значение имело также принятие Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регламентирующего, наряду с другими вопросами, порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, то есть предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Правительство Российской Федерации приняло постановление от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», которым утверждены Перечень информации о деятельности Правительства Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет и Перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет. Данным постановлением утверждены также Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет.

Отдельные органы власти также принимают свои нормативноправовые акты по указанным вопросам (например, приказ Минэкономразвития России от 11.03.2016 № 119 «Об официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет»).

Система сайтов органов государственной власти является отражением системы самих органов государственной власти. Законодательство, регламентирующее создание и использование данных сайтов, реализует принципы системы государственных органов власти применительно к сайтам этих органов:

верховенство Конституции РФ, федеральных конституцион-

ных законов и федеральных законов; федерализм, самостоятельное осуществление органами государ-

ственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; народовластие; различие компонентов этой системы, распределение компетен-

ции между органами исполнительной власти; единство системы государственной власти[171].

Принцип законности реализуется в том, что все принимаемые подзаконные нормативные правовые акты (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти и др.) должны соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, в том числе – части 2 статьи 24, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Принцип федерализма проявляется в том, что, согласно статье 14 Федерального закона № 8-ФЗ, перечни информации о деятельности федеральных государственных органов утверждаются на уровне Российской Федерации (Президентом РФ, Правительством РФ, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, самими федеральными государственными органами), а перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации.

Принцип гласности реализуется посредством размещения государственными органами на интернет-сайтах максимально полной информации о себе, своей деятельности, ситуации в подведомственных сферах и отраслях.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина выражается в том, что посредством сайтов государственных органов власти реализуются положения части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» о праве гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы; о недопустимости ограничения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Обеспечению права граждан на получение информации через сайты органов власти служит также установление ответственности этих органов за непредоставление доступа к информации. В соответствии с частью 6 статьи 8 названного Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Согласно части 2 статьи 23, статье 25 Федерального закона № 8-ФЗ, в случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю информацией были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2010 году в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации добавлена статья 13.27, возлагающая на должностных лиц ответственность за нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления и неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети Интернет установлена федеральным законом.

Принцип народовластия реализуется за счет обеспечения возможности использовать сайты федеральных органов исполнительной власти для двусторонней связи. Так, согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ, на официальных сайтах должны указываться адреса электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Различие компонентов системы сайтов государственных органов власти и органов местного самоуправления проявляется в возможности дополнения обязательного перечня информации иной информацией об их деятельности с учетом требований Федерального закона № 8-ФЗ.

Активная информатизация органов государственной власти и органов местного самоуправления, высокий уровень их информационно-технологического обеспечения создали необходимые предпосылки как для информационного обеспечения их собственной функциональной деятельности, так и для их более широких коммуникационных возможностей с гражданами, организациями и обществом в целом. Это стало причиной возникновения в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления целого ряда информационно емких направлений. Совершенствуется делопроизводство как обеспечивающее направление информационной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляется постепенный переход на электронный документооборот, внедрение систем управления базами данных (СУБД). Расширяется традиционная инфраструктура информационной деятельности за счет появления таких новых ее элементов, как многофункциональные центры по оказанию государственных (и муниципальных) услуг (МФЦ). Постепенно развивается система предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг заинтересованным гражданам и организациям.

В настоящее время имеются все основания утверждать, что органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления становятся ключевыми субъектами информационной деятельности в системе государственного управления России.

Осуществляя надзорную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры уделяли и уделяют повышенное внимание обеспечению надлежащего состояния законности в сфере предоставления доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Так, ещё в 2011 – 2013 годах практически во всех субъектах Российской Федерации были проведены прокурорские проверки исполнения указанного законодательства, изучалисьпроекты и принятые региональные нормативные правовые актыв данной сфере, поступающие из правительств регионов и органов местного самоуправления. Прокурорам поручалось врамках взаимодействия с органами местного самоуправления всфере муниципального нормотворчества инициировать принятиев полном объеме муниципальных правовых актов, в том числе о порядке предоставления муниципальных услуг.

Проверками выявлены многочисленные нарушения законодательства, связанные с регламентацией и соблюдением порядка оказания государственных и муниципальных услуг.

Так, в соответствии с Планом мероприятий по реализации концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 – 2013 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от10.07.2011 № 1021р, завершениерегламентации данных правоотношений, приведение административных регламентов государственных и муниципальных услуг всоответствие с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ планировалось во втором квартале 2012 г.

Несмотря на это, далеко не всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления своевременно исполнено названное мероприятие. Не всеми органами местного самоуправления были приняты нормативные правовые акты, предусматривающие порядок предоставления муниципальных услуг. На уровне муниципальных образований сельских поселенийподобные нормативные правовые акты практически не разрабатывались.

Так, в 2013году прокурорами Бийского, Бурлинского, Залесовского районов Алтайского края было внесено 33 представления в администрации сельских поселений обустранении ими нарушений требований законодательства в части принятия регламентов оказания муниципальныхуслуг, ведения реестров муниципальных услуг, обеспечения доступа к информации об их оказании.

Многочисленные нарушения закона выявлялись прокурорами в ходе проверок соблюдения прав граждан на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Только в 2012 году горрайпрокурорамиИркутской области в органы местного самоуправления было направлено 60 информаций, разработаны модельные акты, внесено65 представлений об устранении нарушений законодательства,выразившихся в бездействии по организации исполнения законодательства о предоставлении муниципальных услуг. Указанное бездействиепрокурорами оспаривалось и в судебном порядке (было подано 61 заявление, всезаявления удовлетворены). В результате принятых мер повсеместно были утверждены перечни муниципальных услуг, значительное количество административныхрегламентов предоставления муниципальных услуг.

Чаще других нарушался один из основных принципов предоставления муниципальных услуг, предусмотренный статьей 4Федерального закона № 8-ФЗ – принцип открытости. В частности, многими органами местногосамоуправления не размещались сведения о муниципальных услугах на федеральном и региональном порталах государственных и муниципальных услуг, что, в свою очередь, препятствовало реализации прав заявителей на получение муниципальныхуслуг в электронном виде; сведения о принятых административных регламентах предоставления муниципальных услуг в муниципальных образованиях не включались в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров государственных и муниципальных услуг, а такжезачастую отсутствовал и сам реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления; отсутствовала информация о графике работы исполнителя муниципальных услуг,о сроках их предоставления, отсутствовал образец заполнения заявлений для получения указанных муниципальных услуг и перечень документов, необходимых для их предоставления.

Допускались нарушения принципа правомерности взиманияс заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставлениегосударственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными дляпредоставления государственных и муниципальных услуг (статья 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.