Пресечение незаконного игорного бизнеса, осуществляемого с использованием сети Интернет — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Пресечение незаконного игорного бизнеса, осуществляемого с использованием сети Интернет

2020-12-08 143
Пресечение незаконного игорного бизнеса, осуществляемого с использованием сети Интернет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ) с 01.07.2009 введен запрет на проведение и организацию азартных игр на территории Российской Федерации вне специально отведенных игорных зон. Одним из направлений противодействия органов прокуратуры массовым нарушениям требований указанного Федерального закона являлось и является пресечение попыток легализации незаконного игорного бизнеса под видом оказания услуг в сети Интернет (открытия сайтов, на которых расположены программы для азартных игр в форме игр «рулетка», «покер», «игровой автомат» и др.).

После введения в действие Федерального закона № 244-ФЗ основная масса игровых заведений попыталась возобновить свою деятельность под видом «стимулирующей лотереи», интернет-кафе, некоторые игорные клубы продолжали функционировать, сменив вывеску. При этом организаторами незаконной деятельности ограничивался доступ в помещения игровых залов, клубов, а некоторых посетителей пускали по условному сигналу либо звонку, что препятствовало внезапному проникновению в них сотрудников правоохранительных и надзорных органов.

В связи с этим в течение ряда лет прокуратурами субъектов Российской Федерации проведен большой объем работы, направленной на пресечение незаконного игорного бизнеса, в том числе деятельности интернет-клубов (интернет-кафе), предоставлявших доступ к сайтам в сети Интернет, на которых проводятся азартные игры. Органами прокуратуры было налажено конструктивное взаимодействие с УВД, УФСБ, УФНС, администрациями городов и районов, общественными объединениями и контролирующими (надзирающими) органами в целях эффективного противодействия незаконной деятельности в сфере игорного бизнеса. Прокурорами на местах принимались профилактические меры с целью недопущения развития нелегального игорного бизнеса на поднадзорных им территориях, выполнялись соответствующие надзорные мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконной деятельности по организации азартных игр во взаимодействии и координации с правоохранительными и контролирующими органами, а также органами местного самоуправления. Практически во всех регионах было организовано проведение совместных проверок с участием представителей органов прокуратуры, внутренних дел и налоговых органов, в том числе путем выездов на места, где ранее осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр, в места массового пребывания граждан, организованы «горячие телефонные линии», проводился постоянный мониторинг средств массовой информации.

Прокурорами принимались меры гражданско-правового характера, направленные на запрет незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, а также меры по исполнению вступивших в силу судебных постановлений по делам соответствующей квалификации. По результатам проводимых прокурорами проверок при выявлении фактов нарушений требований законодательства направлялись в суды исковые заявления о признании деятельности игорных заведений незаконной и ее запрете, возбуждались дела об административных правонарушениях. Одновременно органами внутренних дел проводились проверки в порядке статей 144,145 УПК РФ, в ходе которых принимались меры к изъятию игорного оборудования или ограничения его эксплуатации путем опечатывания. Практическое применение вышеназванных мер, направленных на противодействие незаконному игорному бизнесу, в том числе с использованием сети Интернет, имело место в Астраханской, Воронежской, Калужской, Кировской, Костромской, Иркутской, Калининградской, Курганской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Псковской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Тульской областях, Камчатском, Пермском, Приморском краях, Республиках Марий Эл, Хакасия, Дагестан, в других регионах Российской Федерации.

В связи с тем, что деятельность по организации лотерей после вступления в силу Федерального закона № 214-ФЗ стала осуществляться в основном путем использования компьютеров, подключенных к сети Интернет, некоторыми прокуратурами, на поднадзорной территории которых расположены интернет-кафе (клубы, залы), были организованы встречи с их владельцами по вопросу недопущения случаев предоставления лицам доступа к сайтам, на которых проводятся азартные игры. В ходе проведения указанных встреч владельцам интернет-кафе (клубов, залов и т.п.) было рекомендовано разместить в интернет-кафе (клубах, залах) информацию о запрете осуществления азартных игр, в том числе при помощи сети Интернет; осуществлять постоянный контроль за посетителями в целях недопущения их доступа к сайтам, посредством которых осуществляются азартные игры; установить программы (фильтры), ограничивающие доступ к вышеуказанным сайтам.

Например, руководителям указанных заведений прокурорами в Омской области было объявлено более 40 предостережений о недопустимости нарушения закона, запрещающего организацию и проведение азартных игр с помощью сети Интернет.

Прокурорами осуществлялся постоянный мониторинг интернетсайтов, по результатам которого велась активная исковая работа.

Так, органами прокуратуры Республики Башкортостан только во втором полугодии 2011 г. в суды предъявлено 218 исковых заявлений к 17 интернет-провайдерам с требованиями об ограничении доступа к 47 интернет-сайтам, на которых в нарушение требований п. 3 ст. 5 Федерального закона № 244-ФЗ организовывались и проводились азартные игры. Аналогичные иски предъявлялись прокурорами в Республике Адыгея, Коми, Красноярском, Пермском, Приморском, Ставропольском, Хабаровском краях, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Омской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. В Иркутской и Новосибирской областях провайдерами блокировались игровые сайты по представлениям прокуроров.

В Самарской области иски к провайдерам об ограничении доступа к определенным игровым сайтам начали предъявляться в 2010 г. В дальнейшем исковые требования изменились – в суды предъявлялись требования обязать провайдеров ограничить передачу информации абонентам к таким интернет-сайтам посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей. Например, в 2011 г. органами прокуратуры области было направлено в суды 1270 подобных исков.

Можно констатировать, что предъявление в суд указанных исков являлось одной из наиболее эффективных мер прокурорского реагирования, направленных на противодействие незаконной деятельности в сфере игорного бизнеса.

Достаточно эффективной уголовно-правовой мерой, направленной на противодействие преступности в сфере игорного бизнеса, умышленному вовлечению в него граждан, являлось инициирование проверок в порядке статьи 144 УПК РФ, а также принятие мер к изъятию незаконно используемого игрового оборудования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Поводом для проведения указанных проверок в порядке ст. 144 УПК РФ являлись обращения граждан, а также рапорты сотрудников органов внутренних дел об обнаружении признаков преступлений, выявляемых при проведении рейдов.

Позитивной практикой по противодействию незаконному игорному бизнесу, осуществляемому с использованием сети Интернет, можно считать осуществление совместных оперативных мероприятий прокуратуры с УВД и УФНС России. В рамках таких мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере организации азартных игр, в том числе с использованием интернет-ресурсов, организовались систематические рейды правоохранительных органов по местам возможного осуществления незаконной азартной деятельности, проводились проверки в порядке статей 144, 145 УПК РФ, прокурорами осуществлялись проверки законности принятых процессуальных решений.

Во многих регионах по инициативе органов прокуратуры были созданы межведомственные рабочие группы для координации совместных действий по противодействию незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием сети Интернет. Прокурорами проводились межведомственные совещания с участием сотрудников правоохранительных органов, УФНС регионов, представителей администраций городов и районов, на которых обсуждались вопросы борьбы с преступностью в сфере незаконного игорного бизнеса. Органами прокуратуры в СМИ систематически публиковались разъяснения законодательства, направленного на пресечение незаконного игорного бизнеса, в том числе с использованием сети Интернет, организовывались «горячие телефонные линии». Подобного рода профилактическая работа проводилась в Астраханской, Воронежской, Калужской, Костромской, Иркутской, Калининградской, Курганской, Омской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской, Свердловской, Тверской областях, Республиках Дагестан, Марий Эл, Хакасия, Пермском крае и иных субъектах Российской Федерации.

Например, прокуратурой Свердловской области была организована «горячая линия» по приему сообщений о незаконном функционировании игорных заведений, информация о которой доведена до сведения населения области с использованием всех видов средств массовой информации. Только за начальный период работы на «горячую линию» аппарата прокуратуры области поступило более 250 сообщений граждан о незаконном функционировании игорных заведений. Указанные сообщения направлялись в дежурную часть ГУВД по Свердловской области для регистрации в книге учета сообщений о преступлениях и организации проведения проверок и принятия решений в порядке статей 144, 145 УПК РФ. Территориальным прокурорам поручалась организация проведения проверок по каждому поступившему сообщению о функционировании игровых заведений с принятием исчерпывающих мер прокурорского реагирования по пресечению незаконной азартной деятельности, в том числе осуществляемой с использованием сети Интернет, и привлечению виновных к установленной законом ответственности, а также изъятию игрового оборудования. При проведении проверок по таким сообщениям зачастую принимались меры к прекращению деятельности игрового заведения.

Совместным распоряжением прокуратуры Нижегородской области, ГУВД, УФНС, Управлением Роскомнадзора по Нижегородской области в прокуратуре области была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители органов внутренних дел и контролирующих органов. В соответствии с этим распоряжением горрайпрокурорами проводились заседания межведомственных рабочих групп, велись реестры выявленных игорных заведений, на постоянной основе осуществлялся мониторинг состояния законности в указанной сфере. По предложению прокуратуры области организовано создание в УВД по г. Н. Новгороду и крупных городах области групп квалифицированных сотрудников, осуществляющих реализацию возложенных на органы внутренних дел задач в сфере противодействия незаконной деятельности по проведению азартных игр.

На официальном сайте прокуратуры Пермского края был открыт специальный раздел «Интернет-приемная», который в круглосуточном режиме принимал обращения от граждан и юридических лиц о фактах незаконной организации азартных игр, в том числе с использованием сети Интернет. Одновременно по анализируемым вопросам осуществлялся мониторинг публикуемых в СМИ материалов. При получении сведений, размещенных в СМИ, о противоправных действиях в указанной сфере прокуроры были ориентированы на незамедлительное реагирование и принятие соответствующих мер, организацию проверок фактов, изложенных в публикациях. Сотрудниками прокуратуры осуществлялись выступления в СМИ на тему исполнения законодательства, направленного на пресечение незаконного игорного бизнеса.

Следует отметить, что эффективность применения уголовноправовых мер противодействия незаконной деятельности в сфере игорного бизнеса снижалась из-за имеющихся проблем, возникающих при расследовании уголовных дел в рассматриваемой области, в том числе отсутствие по ряду дел владельцев изъятых игровых автоматов, местонахождение указанных лиц (по уголовным делам, где они установлены) за пределами соответствующих субъектов Российской Федерации, их уклонение от явки для дачи показаний в правоохранительные органы. Кроме того, зачастую виновные лица утверждали, что они занимались не игровой, а иной, не запрещенной законом деятельностью (в частности, проведением лотерей, организацией предоставления услуг гражданам по предоставлению доступа в сеть Интернет). Опровергнуть их доводы, как правило, не представлялось возможным по причине недостаточного регламентирования данной деятельности, а также ее отграничения действующим законодательством от запрещенной законом игровой деятельности. Судебная практика также признавала эту деятельность законной.

Еще одной проблемой, с которой столкнулись прокуроры и правоохранительные органы, являлась сложность установления лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности за осуществление незаконной игорной деятельности, ввиду многоступенчатой системы руководства организациями, при которой исключалось общение сотрудников игрового зала с реальными руководителями – организаторами деятельности заведения, а все контакты между ними осуществлялись через лиц, оставляющих минимум информации о себе. Незаконная деятельность по организации и проведению азартных игр под видом стимулирующих лотерей в подавляющем большинстве случаев осуществлялась обособленными подразделениями юридических лиц, зарегистрированных за пределами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ от 27.07.2010 «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях», организация лотерей стала осуществляться в основном путем использования компьютеров, подключенных к сети Интернет, что оказало несомненную специфику на предупреждение незаконной деятельности по проведению азартных игр под видом лотерей.

Так, до вступления в силу указанного Федерального закона одним из условий, способствующих совершению правонарушений в рассматриваемой области, являлось отсутствие в действующем законодательстве, в том числе в Федеральном законе от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», конкретных требований к лотерейному оборудованию. Внесенными изменениями в Федеральный закон «О лотереях» более четко определены рамки проведения лотерей и стимулирующих лотерей, в том числе закреплен запрет на осуществление таких лотерей с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, регламентированы требования к лотерейному оборудованию, установлена его обязательная регистрация, что создает препятствия для организации и осуществления незаконной предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, проводимых под видом лотерей.

Кардинальные изменения российского законодательства в сфере противодействия незаконному игорному бизнесу произошли в 2012 году.

Как уже упоминалось, Федеральным законом от 28.07.2012 № 139-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который дополнен статьей 15.1, вступившей в действие с 01.11.2012. В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, была создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Основаниями для включения в реестр указанных сведений, в том числе, являются:

решения уполномоченного Правительством Российской Феде-

рации федерального органа исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет информации, нарушающей требования Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети Интернет и иных средств связи; вступившие в законную силу судебные решения о признании

информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», на принятие решений об ограничении доступа к названным видам запрещенной информации была уполномочена Федеральная налоговая служба России.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети Интернет предусмотренных указанным постановлением мер по удалению интернет-страницы с запрещенной информацией, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр. В течение суток оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.

Указанный механизм противодействия незаконному игорному бизнесу активно используется. Так, в 2016 году по требованию ФНС России заблокировано 12,6 тысяч интернет-ресурсов, посвященных азартным играм, еще 6,5 тысяч онлайн-казино были заблокированы по решениям судов[130].

Органы прокуратуры, в свою очередь, в настоящее время продолжают интенсивную надзорную деятельность по выявлению и пресечению попыток незаконной организации азартных игр, в том числе в сети Интернет, максимально используя накопившийся многолетний опыт этой работы.

В регионах Российской Федерации прокурорами повсеместно обеспечивается мониторинг сетевых ресурсов на предмет выявления фактов незаконного игорного бизнеса, при наличии оснований принимаются исчерпывающие меры прокурорского реагирования, в том числе по организации уголовного преследования виновных лиц.

Так, прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» об ограничении доступа абонентов к ряду интернет-сайтов. В обоснование прокурором было указано, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о государственном регулировании по организации и проведению азартных игр в сети Интернет были выявлены сайты, на которых организованы азартные игры в форме игр «рулетка», «покер» и игровых автоматов. Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, запрещена. Требования прокурора судом удовлетворены[131].

Таганский межрайонный прокурор города Москвы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной на одном из интернет-сайтов запрещенной к распространению в Российской Федерации. В обоснование заявления прокурор указал, что изучением интернет-страниц названного выше сайта установлено, что посредством размещенной на нем информации у неустановленного круга лиц имеется возможность принять участие в азартной игре, ознакомится с правилами ее проведения, сделать ставку и получить выигрыш с использованием электронных платежных систем в сети Интернет146.

Органами прокуратуры Волгоградской области активно использовались гражданско-правовые меры, направленные на ограничение доступа неограниченного круга лиц к интернет-ресурсам, на которых организовано проведение азартных игр, на обращение изъятого игрового оборудования в собственность Российской Федерации (предъявлено 50 исков (заявлений), почти все в настоящее время рассмотрены и удовлетворены)[132].

Вопрос противодействия незаконной азартной деятельности в 2016 году находился на контроле органов прокуратуры Тульской области.Особое внимание было уделено пресечению указанной деятельности сети Интернет. Прокурорами было направлено в суды 172 исковых заявления об ограничении доступа к интернет-сайтам, на которых проводятся азартные игры, 169 из которых рассмотрены и удовлетворены, остальные находятся на рассмотрении. Кроме того, судами удовлетворено 7 исковых заявлений горрайпрокуроров о признании 164 единиц изъятого игорного имущества бесхозяйным и передаче его в Территориальное управление Росимущества в Тульской области для уничтожения (утилизации)148.

В Тверской области в 2016 году было возбуждено 31 уголовное дело по статье 171.2 УК РФ (незаконные организация и проведение азартных игр), из которых 19 дел в отношении 63 лиц уже направлено в суд.

Так, в октябре 2016 года в Пролетарский районный суд г. Твери для рассмотрения по существу направлено уголовное дело в отношении 17 лиц, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 171.2 УК РФ. Обвиняемые в период с 03.01.2015 по 30.06.2015, действуя в составе организованной группы, незаконно организовывали и проводили вне игорной зоны азартные игры с использованием компьютерной техники в качестве игрового оборудования, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в заведениях, расположенных в г. Твери и Тверской области. По результатам судебного рассмотрения в отношении подсудимых постановлен обвинительный приговор[133].

Одним из важных вопросов в настоящее время является налаживание должного взаимодействия органов прокуратуры и налоговых органов по использованию полномочий ФНС России на внесудебное блокирование интернет-ресурсов с запрещенным игорным контентом.

Изложенное с очевидностью подтверждает, что в результате объединенных усилий органов прокуратуры, контролирующих и правоохранительных органов все попытки реанимировать в Российской Федерации незаконный игорный бизнес, в том числе с использованием сети Интернет, обречены на провал. Указанная работа будет продолжена и в дальнейшем.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.