Противодействие распространению в сети Интернет информации, наносящей вред здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию детей — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Противодействие распространению в сети Интернет информации, наносящей вред здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию детей

2020-12-08 133
Противодействие распространению в сети Интернет информации, наносящей вред здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие и уникальная доступность сети Интернет обуславливают постоянное увеличение числа его пользователей, значительную долю среди которых составляют несовершеннолетние. Детям и подросткам, как и взрослым пользователям сети, доступна абсолютно любая информация из Интернета. Сеть Интернет является для детей одним из важнейших источников информации об окружающем мире и фактором формирования ценностных ориентиров. Однако, наряду с полезной информацией, способствующей интеллектуальному и психологическому развитию подрастающего поколения, в сети Интернет содержатся огромные массивы информации негативного характера, способной причинить реальный вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка.

Бесконтрольное восприятие негативной информации из сети Интернет может воспрепятствовать усвоению выработанных цивилизацией морально-нравственных принципов, сформировать психологические установки, ориентирующие на отрицание духовных и этических ценностей, поощрение агрессивности, ксенофобии, антиобщественного противоправного поведения. Эти угрозы без преувеличения уже затрагивают судьбы нескольких поколений, что с очевидностью отражает исключительную важность эффективного противодействия их проявлениям.

Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 была принята Декларация прав ребенка[77], призывающая родителей, добровольные организации, местные власти и национальные правительства к соблюдению прав детей путем законодательных и других мер, принимаемых в соответствии со следующими принципами:

ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства; ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и

развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права; ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного от-

ношения, жестокости и эксплуатации; ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации, он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В соответствии с резолюцией 44/25 от 20.11.1989 Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах ребенка [78], провозгласившую право ребенка свободно выражать свое мнение, а именно свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. Указанное право подвергается только тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности, или общественного порядка, или здоровья, или нравственности населения.

Согласно статье 17 Конвенции государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обязались обеспечивать доступ ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

С этой целью государства-участники взяли на себя обязанности:

1) поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, а именно:

а) развивающих личность, таланты, умственные и физические

способности ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитывающих уважение к правам человека и основным

свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

в) воспитывающих уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) готовящих ребенка к сознательной жизни в свободном обще-

стве в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

д) воспитывающих уважение к окружающей природе;

2) поощрять международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

3) поощрять выпуск и распространение детской литературы;

4) поощрять средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;

5) поощрять разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Вопросам защиты детей от вредной информации посвящены многие положения Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), утвержденных Резолюцией Генеральной Ассамблеи 45/112 от 14.12.1990[79]. Государства-участники обязались поощрять средства массовой информации:

1) обеспечивать доступ молодым людям к информации и материалам из самых различных национальных и международных источников;

2) отражать позитивную роль молодежи в обществе;

3) распространять данные о наличии в обществе соответствующих услуг и возможностей для молодежи;

4) свести к минимуму показ материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием, и изображать насилие и эксплуатацию негативно, а также особенно избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме и пропагандировать принципы равноправия.

Средства массовой информации должны сознавать свою огромную общественную роль и ответственность, а также то влияние, которое они порой оказывают, распространяя информацию о злоупотреблении молодежью наркотиками и алкоголем. Они должны использовать свои возможности для предупреждения злоупотребления наркотиками, передавая соответствующую информацию на основе сбалансированного подхода. Им следует способствовать проведению эффективных кампаний по распространению информации о вреде наркотиков на всех уровнях.

Комитетом министров Совета Европы 28.05.2003 принята Декларация о свободе обмена информацией в Интернете[80], которой предусматривались:

1) необходимость сохранения баланса между свободой выражения и информации и другими законными правами и интересами, свобода обмена информацией через Интернет не должна ущемлять человеческое достоинство, права и основные свободы других людей, особенно несовершеннолетних;

2) недопустимость ограничения доступа общественности к обмену информацией в Интернете по политическим основаниям или другим мотивам, противоречащим демократическим принципам;

3) необходимость ограничения ответственности служб поставщиков информации в тех случаях, когда они действуют в качестве простого передатчика или когда они добровольно предоставляют доступ или получают сведения от третьей стороны;

Декларацией констатировалось, что общественные власти не должны запрещающими или ограничительными мерами препятствовать доступу общественности к информации и свободному обмену информацией в Интернете, независимо от границ, что само по себе не мешает установить ограничения для защиты несовершеннолетних пользователей, особенно в доступных местах, таких как школы или библиотеки. При соблюдении установленных гарантий могут быть приняты меры, обязывающие удалять четко распознаваемую информацию или блокировать доступ к ней в случае, если компетентные национальные власти примут временное или окончательное решение о ее незаконности.

На 33-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ 03.12.2009 был принят Модельный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию[81]. В нем сформулированы принципы, на основе которых должна осуществляться государственная политика в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию:

1) приоритетность прав и законных интересов детей, обеспечения государством особой их защиты;

2) создание государством условий оборота информационной продукции, безопасных для жизни и здоровья детей, обеспечивающих их полноценное развитие и социализацию;

3) допустимость ограничения права ребенка свободно выражать свое мнение, включая свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода, если это необходимо для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также в случаях, когда пользование такими правами может причинить вред самому ребенку, его нравственности, здоровью и нормальному развитию;

4) приоритетность права ребенка на охрану нравственности, здоровья и обеспечение полноценного развития перед интересами обеспечения свободы слова и массовой информации, иными правами и свободами взрослых потребителей информационной продукции, а также ее производителей и распространителей;

5) допустимость и правомерность ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, в том числе свободы слова и массовой информации, в случаях, когда их осуществление нарушает права и законные интересы детей или представляет угрозу нравственности других лиц;

6) признание свободы выбора и доступа совершеннолетних лиц к любой информации, распространение которой не запрещено законодательством государства, при условии обеспечения защиты детей от информационной продукции, способной причинить вред их здоровью и развитию;

7) недопустимость использования средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и других средств массовой коммуникации в целях пропаганды порнографии, насилия и жестокости, наркотических средств и психотропных веществ, антиобщественного поведения, для распространения иной информации, оборот которой запрещен законами государства, для совершения преступлений против детей с использованием информационных технологий;

8) системность государственных мер охраны и защиты детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию;

9) приоритет превентивных мер охраны прав и законных интересов детей в сфере оборота информационной продукции и их защиты от злоупотреблений свободой распространения информации;

10) уважение исторических и иных традиций и культурных ценностей государства;

11) международное сотрудничество в сфере противодействия незаконному распространению (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования) информации, запрещенной для оборота на территории государств, а также в борьбе с транснациональными преступлениями против детей, совершаемыми с использованием информационных технологий.

Вопросы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, регламентированы также Концепцией сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии торговле людьми, одобренной решением Совета глав государств СНГ 10.10.2014 в г. Минске.

Торговля людьми признается международным правом одним из опаснейших видов транснациональной организованной преступности в целях получения криминального дохода. При этом констатируется, что правоохранительными органами выявляется все большее число преступлений, связанных с трудовой и сексуальной эксплуатацией людей, в том числе с вовлечением несовершеннолетних. Получила распространение практика склонения беременных женщин к передаче (продаже) рожденных ими детей другим гражданам за денежное вознаграждение, а также организация вывоза за рубеж беременных женщин в целях последующего рождения и продажи рожденных ими на территории другого государства детей иностранным гражданам. Отмечаются факты незаконного удержания за границей семьями иностранных граждан детей – граждан других государств, выехавших на отдых и лечение в рамках гуманитарного сотрудничества. Одним из важных направлений противодействия этим явлением признано создание системы государственных гарантий и практических мер по усилению профилактической направленности образовательной деятельности, в том числе путем информирования учащихся образовательных учреждений об опасностях торговли людьми, выявление и устранение обстоятельств, способствующих беспризорности детей и их девиантному поведению, а также обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[82].

Российское национальное законодательство в полной мере учитывает названные принципы международного права в сфере защиты детей от вредной информации. Оно динамично развивается и совершенствуется.

Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» уже в первой редакции предусматривалась недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Федеральным законом от 19.07.1995 № 114-ФЗ в него внесены поправки, предусматривающие запрет на использование средств массовой информации для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Одновременно к специальным средствам массовой информации отнесены информационные компьютерные файлы и программы обработки информационных текстов.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации обязаны принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

С учетом требований статей 3, 5 указанного Федерального закона, нормативные правовые акты, направленные на обеспечение информационной безопасности детей, в 2000-х годах активно принимались субъектами Российской Федерации. Среди них следует отметить:

Закон Курганской области от 3.12.2004 № 827 «О дополнительных мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому развитию детей, защите их здоровья, нравственного и духовного развития на территории Курганской области»;

Закон Астраханской области от 16.08.2006 № 53/2006-ОЗ «О защите нравственности и здоровья детей в Астраханской области»;

Закон Волгоградской области от 05.06.2009 № 1893-ОЗ «О дополнительных мерах по защите детей в Волгоградской области от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию»;

Закон Калужской области от 28.06.2010 № 24-ОЗ «О мерах по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию»;

Закон Воронежской области от 05.04.2011 № 37-ОЗ «О дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Воронежской области».

Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации, комментируя положения статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», указал, что введение ограничений публичной демонстрации аудиовизуальных произведений, установление возрастных ограничений для их просмотра к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесено. Суд также отметил, что Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по введению ограничений в сфере культуры не наделены.

В связи с этим Верховный Суд Российской Федерации признал недействующей статью 3.3 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в соответствии с которой публичная демонстрация аудиовизуального произведения вопреки указанной в прокатном удостоверении возрастной категории зрительской аудитории, а также без указания на афише или в программе передач возрастной категории зрительской аудитории, а равно допуск к просмотру аудиовизуального произведения лиц, для которых установлены возрастные ограничения на просмотр, влекла административную ответственность в виде административного штрафа[83].

Ряд специальных норм об информационной защите несовершеннолетних содержится в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в том числе распространяемой в сети Интернет.

В соответствии со статьей 6 этого Федерального закона в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Согласно статьям 21, 24, 26, 27 названного Федерального закона не должна обращаться к несовершеннолетним реклама лекарственных средств, реклама основанных на риске игр и пари, реклама оружия и продукции военного назначения, распространяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации. Кроме того, реклама оружия и продукции военного назначения не должна содержать образы несовершеннолетних.

С 01.09.2012 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», специальный законодательный акт, наиболее полно и детализировано регламентирующий вопросы обеспечения информационной безопасности детей, в том числе в сети Интернет.

Статьей 5 указанного Федерального закона к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

В названном Федеральном законе содержится ключевое понятие «информационная продукция». Это предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи. Информационной продукцией для детей определена информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Главой 2 Федерального закона предусматривается обязательная классификация информационной продукции, осуществляемая ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена указанная информационная продукция, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, в свою очередь, кроме названной ранее информационной продукции, относится информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статьей 14 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ определены особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей.

Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный как средство массовой информации, может содержать знак информационной продукции (в том числе в машиночитаемом виде) и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Кроме того, в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (статья 15 указанного Федерального закона).

Российское законодательство, регламентирующее вопросы информационной безопасности в сети Интернет, в том числе защиты прав несовершеннолетних, продолжало развиваться и совершенствоваться и дальше. В частности, в него внесены изменения, устанавливающие упрощенный (внесудебный) порядок ограничения доступа к определенной информации.

Федеральным законом от 28.07.2012 № 139-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который дополнен статьей 15.1, вступившей в действие с 01.11.2012. Ею предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр указанных сведений являются:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» на принятие решений об ограничении доступа к названным видам запрещенной информации уполномочены соответственно Роскомнадзор, ФСКН России (в настоящее время – МВД России) и Роспотребнадзор.

В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети Интернет в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети Интернет и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети Интернет в реестр владелец сайта в сети Интернет обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети Интернет провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет в течение суток.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети Интернет названных мер, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.

Исходя из значимости предмета регулирования указанного законодательства, прокурорский надзор за исполнением его требований обеспечивался и обеспечивается в приоритетном режиме. Причем интенсификация надзорной деятельности осуществлялась одновременно с развитием и совершенствованием правовых норм.

В российской юриспруденции сформировалось мнение о наличии нескольких основных направлений борьбы с содержащейся в сети Интернет вредной информацией и ее воздействием на детей: закрепление в федеральных законах всевозможных видов вредной информации, за распространение которой наступает административная и уголовная ответственность; борьба с интернет-ресурсами, размещающими вредную информацию, вплоть до вечной блокировки сайта; подготовка детей к виртуальному общению со стороны родителей и образовательных учреждений[84].

Практика прокурорского надзора в целом подтверждает этот вывод. В целях устранения многочисленных нарушений законодательства, выявленных в ходе проверок, прокурорами принимался и принимается в настоящее время весь комплекс мер прокурорского реагирования. Как правило, прокурорами вносятся представления об устранении выявленных нарушений законодательства, опротестовываются незаконные нормативные правовые акты, выносятся постановления о возбуждении административных дел, о направлении материалов проверок в следственные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, направляются в суды исковые заявления об ограничен


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.