Правоотношений в сети Интернет — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Правоотношений в сети Интернет

2020-12-08 123
Правоотношений в сети Интернет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной проблемой правового регулирования в сети Интернет является необходимость учета и соблюдения двух базовых, но разнонаправленных постулатов: права человека и гражданина на свободное выражение своего мнения и пользование информацией, с одной стороны, и прямой обязанности законодательных и правоохранительных органов на защиту государства, общества, прав граждан от противоправной и вредоносной деятельности, с другой стороны. Поиск разумного баланса этих двух начал является одной из приоритетных задач любого демократического государства.

Виды негативной информации, распространение которой запрещено или частично ограничивается, указаны во многих международно-правовых актах.

К такой вредоносной информации относится:

– пропаганда войны, выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (статья 20 Международного пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах»);

– прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида (статья III Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 09.12.1948);

– поощрение преступления апартеида (пункт «b» статьи III Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30.11.1973);

– поощрение расовой дискриминации (статья 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965).

Конвенцией ООН о правах ребенка от 20.11.1989 закрепляется обязанность государств принимать меры по защите ребенка от негативной информации, причиняющей вред его благополучию. В Европейской конвенции о трансграничном телевидении от 05.05.1989 запрещается трансляция по телевидению в доступное для детей время программ, которые могут нанести вред их физическому, умственному или нравственному развитию. В Декларации о средствах массовой информации и правах человека от 23.01.1970 как вид негативной информации упомянуты клеветнические утверждения.

Виды негативного контента отражены и в международно-правовых актах в сфере борьбы с преступностью и терроризмом.

К ним относятся:

– детская порнография (Конвенция Совета Европы о киберпреступности от 23.11.2001);

– расистские и ксенофобские материалы, мотивированная угроза расизма и ксенофобии, расистское и ксенофобское мотивированное оскорбление, отрицание, чрезвычайная минимизация, одобрение или оправдание геноцида или преступлений против человечества (Дополнительный протокол к Конвенции о киберпреступности в отношении криминализации деяний расистского и ксенофобского характера, совершаемых при помощи компьютерных систем, от 28.01.2003);

– материалы, пропагандирующие преступления, связанные с торговлей детьми, эксплуатацией детей, детской порнографией, сексуальными злоупотреблениями в отношении детей (Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 25.05.2000, Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25.10.2007);

– шокирующие фотографии или изображения террористических актов, высказывания, разжигающие ненависть (Рекомендация Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1706 (2005) «СМИ и терроризм», Декларация о свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом от 02.03.2005, принятая Комитетом министров Совета Европы)[37].

Негативный контент в законодательстве многих зарубежных стран подразделяется на две категории: незаконный и вредный, правовые режимы оборота которых отличаются.

Под незаконным контентом (illegal content) понимается законодательно запрещенная информация, производство и (или) распространение которой является преступлением или административным правонарушением. Под вредным контентом (harmful content) понимается иная общественно опасная информация, которая не запрещена уголовным или административным законодательством, но для которой установлены определенные ограничения на ее распространение.

Вместе с тем всегда критерии вреда для информации остаются разными, каждое государство само решает, что считать законным и незаконным на основании различных культурных, моральных, религиозных и исторических признаков и конституционных ценностей[38].

Различные категории информации в сети Интернет, подвергающейся фильтрации в различных странах мира, содержатся в аналитическом докладе Фонда развития гражданского общества «Фильтрация контента в Интернете. Анализ мировой практики».

В нем названы следующие виды информации:

– информация политического характера (сайты оппозиционных и правозащитных движений, религиозных движений и сект, информация об этнических меньшинствах – Вьетнам, Китай);

– информация, посягающая на семейные ценности и социальные нормы (порнография, ЛГБТ-пропаганда, разжигание национальной и религиозной розни, призывы к насилию – Саудовская Аравия, Иран);

– контент, связанный с национальной безопасностью (сайты террористических и экстремистских организаций, ресурсы военных противников, ресурсы с конфиденциальными данными – Южная и Северная Корея);

– сайты и сервисы, нарушающие экономические интересы

(файлообменные сайты и торент-трекеры – США, ОАЭ, Оман);

– интернет-инструменты для обхода блокировок (Китай, Куба);

– иные виды информации (нарушающие авторские права, предназначенные для ограниченного доступа и т.д.)[39].

Для выработки оптимальных подходов к правовому регулированию российского сегмента сети Интернет, более эффективной защиты свободы информации и пресечения правонарушений в виртуальном пространстве большое значение приобретает анализ опыта зарубежных стран по этим вопросам.

В мировой практике применяются различные механизмы регулирования правоотношений в сети Интернет – от полного или значительного контроля (Китай, Белоруссия, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея) до относительной свободы, саморегуляции, невмешательства государства (США, Евросоюз).

Система жесткого контроля за использованием сети Интернет действует многие годы в Китайской Народной Республике.

Исторической датой открытия китайского Интернета считается 20.09.1987, когда профессор Цянь Тяньбай из Пекинского научно-исследовательского института вычислительных машин в рамках проекта CANET (Chinese Academic Network) отправил первое электронное письмо из Китая. Уже в середине 2009 года число пользователей сети Интернет в Китае достигло уровня в 338 миллионов человек и превысило размеры всего населения США[40].

В 2016 году Синетом (китайским сегментом Интернета) пользовалось более 720 миллионов человек, то есть более половины населения страны[41]. По этому показателю Китай уверенно занимает первое место в мире.

Интернет-стратегия Китая основана на его исторически своеобразном подходе к модернизации. Китай рассматривает Запад как иной мир с иными ценностями и идеалами, непереносимыми на китайскую почву. Китай заимствует технологические достижения развитых стран, адаптируя их к собственным культурным особенностям45.

Вместе с тем, Интернет изначально активно использовался китайскими властями для реализации политических целей, в том числе государственной пропаганды. Одновременно создавалась самая развитая в мире система контроля за пользованием Интернетом. Контроль заключается в фильтрации результатов поиска, запрете на доступ к некоторым ресурсам, модерации записей на форумах, блогах и других общественных площадках.

Вместе с эффективным использованием Интернета китайское правительство активно борется за предотвращение негативных для власти последствий от распространения Интернета. Поскольку Интернет дает беспрецедентную возможность доступа к дешевой и обширной информации, а также позволяет диссидентским организациям легко распространять свои идеи, китайские власти прилагают огромные усилия к эффективной сетевой цензуре. Китай использует две стратегии в осуществлении веб-цензуры: это фильтрация материалов и поощрение самоцензуры путем регулирования, управления и карательных мер.

Начиная с 1994 года китайское законодательство, регулирующее развитие Интернета, предоставляет властным структурам право нейтрализовать практически любой сетевой ресурс. Права на управление сетью были предоставлены Министерству государственной безопасности. Любое нарушение установленного порядка может повлечь серьезное наказание. У провайдеров могут отобрать лицензию на предоставление услуг связи, а частные лица могут быть приговорены к смертной казни за публикацию материалов, неугодных правительству[42].

В 1996 году китайское правительство приняло решение об установлении двухступенчатого доступа к Интернету. Пользователи подключались к сети на первом уровне и могли выйти во всемирную сеть лишь через ключевые узлы (backbone networks). Существует ограниченное количество подобных ключевых узлов. Они находятся в ведении центральных министерств или групп, имеющих мощную политическую поддержку власти.

В 1998 году в Китае началась реализация проекта «Золотой щит» – создание комплексной системы контентной фильтрации содержимого Интернета. В 2003 году эта система была введена в эксплуатацию по всей стране, получив неофициальное название «Великий китайский файерволл». Она представляет собой упорядоченную совокупность серверов на интернет-каналах между провайдерами и международными сетями, которая фильтрует информацию. Это и есть технология, обеспечивающая отсеивание порнографии, вирусов и спама и иной запрещенной или нежелательной информации.

В рамках системы ограничен доступ с территории Китая к ряду иностранных сайтов, веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по «черному» списку адресов сайтов. Это относится не только к «антикоммунистическим» сайтам, фильтруются также и порносайты и сайты, предлагающие азартные игры. В китайском Интернете запрещено использовать слова «Тибет», «Тайвань», «демонстрация», «демократия», «ВИЧ» и др. Нельзя также публиковать новости из зарубежных источников без специального одобрения[43].

Китайские власти привлекают к сотрудничеству и местных интернет-провайдеров. В 2002 г. ведущие китайские интернет-предприниматели подписали обязательство повышать самодисциплину при пользовании сетью и содействовать «устранению вредной информации из Интернета».

В 2005 году властями были приняты дополнительные меры по регламентированию интернет-деятельности граждан – было запрещено анонимное общение, введена обязательная регистрация сайтов, проведена серия операций правоохранительных органов по выявлению нелегальных интернет-кафе, содержателей нелегальных игорных, порнографических и религиозных ресурсов. В Китае также начало свою работу специальное полицейское ведомство, осуществляющее контроль за поведением пользователей в сети. Интернет-полицейские уполномочены осуществлять контроль за онлайновыми форумами и другими интернет-площадками, следить за тем, о чем на них говорится[44].

В мае 2011 г. Министерство обороны Китая также объявило о появлении специальной структуры по контролю над Интернетом – «Он-лайн армии голубых мундиров». По заявлению официального представителя Минобороны Китая, возникла необходимость защиты интернет-ресурсов министерства от киберпреступников. По данным главной армейской газеты страны «Цзефан жибао», только в одном из военных округов ассигнования на подразделения «голубых мундиров» составляли десятки миллионов юаней, что эквивалентно нескольким миллионам долларов[45].

Успешному контролю за содержанием интернет-сайтов способствует практика активного создания национальных аналоговых ресурсов. В 2011 г. китайский телеком-гигант «China Mobile» совместно с национальным информационным агентством «Xinhua News Agency» запустили поисковую систему Panguso (в переводе на русский язык «Бог поиска»). Новый поисковик фильтрует выдачу информации, благодаря чему его пользователи могут видеть лишь те результаты поиска, которые прошли цензуру[46]. Вместо Twitter китайцы пользуются Sina Weibo, Facebook им заменяет социальная сеть RenRen, видео они смотрят не на YouTube, а на YouKu[47].

Во второй половине 2016 года Всекитайским собранием народных представителей рассмотрен очередной законопроект о кибербезопасности, обязывающий операторов сотрудничать с правоохранительными органами в рамках расследований, связанных с преступностью и национальной безопасностью. Компании должны будут предоставлять властям полный доступ к информации о пользователях в случае подозрений о нарушении местных законов.

Новые правовые нормы, вступающие в силу в июне 2017 года, устанавливают и обязательные требования к сертификации и тестированию оборудования. Таким образом, компаниям придется доказывать безопасность и надежность своих продуктов. Для этого им, вероятнее всего, предстоит раскрывать исходные коды и алгоритмы кодирования.

Еще одним новшеством для IT-рынка в Китае стало предоставление права властям замораживать счета иностранцев, в том числе юридических лиц, если их подозревают в саботаже государственной информационной инфраструктуры страны[48].

В декабре 2016 г. агентство Синьхуа распространило доклад о работе Управления по вопросам киберпространства Китая. Указанным ведомством, в частности, заблокировано 4,5 тысячи интернет-ресурсов, а также приостановлена работа 3,1 тысячи программ из-за распространения в сегменте Интернета Китая файлов с непристойным содержанием. Причиной закрытия ресурсов названы поступающие жалобы на наличие сцен насилия и непристойного, вульгарного содержания.

В документе также сказано, что Управление продолжит свою работу «в этом направлении и призывает интернет-пользователей оказать поддержку в сохранении правопорядка в киберпространстве».

Кроме того, с 08.12.2016 в Китае действуют новые правила работы интернет-ресурсов, которые распространяют потоковое мультимедиа. Согласно этим предписаниям, провайдеры должны гарантировать, что транслируемый ими контент не несет в себе угрозу национальной безопасности или общественному порядку.

Следует отметить, что новое программное обеспечение, позволяющее осуществлять цензуру новостных лент пользователей Китая, создано специалистами Facebook. Причиной разработки программ является заинтересованность руководства этой сети в работе на территории Китая.

Новое программное обеспечение позволит китайской компа- нии – партнеру соцсети осуществлять цензуру в соответствии с законодательством страны. С помощью этих программ можно скрыть или удалить посты со страниц групп, сообществ или пользователей[49].

Ещё одним примером активного решения вопросов правового регулирования сети Интернет является Республика Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» юридические лица и индивидуальные предприниматели были обязаны обеспечить переход на использование информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, а поставщики интернет-услуг – их государственную регистрацию.

В обязанности поставщиков интернет-услуг вменено осуществление идентификации абонентских устройств при оказании интернет-услуг, учета и хранения сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах.

Собственники пунктов коллективного пользования интернет-услугами либо уполномоченные ими лица также должны осуществлять идентификацию пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учет и хранение персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об интернет-услугах, оказанных пунктами коллективного пользования интернет-услугами.

Хранение сведений осуществляется в течение одного года со дня оказания интернет-услуг. Ответственность за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие (передавшие) эту информацию, а за нарушение требований Указа, в том числе за неисполнение предписания (требования) соответствующего органа – поставщики интернет-услуг, собственники (уполномоченные ими лица) пунктов коллективного пользования интернет-услугами[50].

Согласно постановлению Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18.02.2015 № 6 провайдеры должны сохранять следующую информацию о пользователях, включая физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей: номер и дату заключения договора на оказание услуг электросвязи; фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется); адрес пользователя или адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала); данные, позволяющие определить (идентифицировать) пользователя интернет-услуг; МАС-адрес или идентификационный номер оконечного абонентского устройства (терминала) пользователя интернет-услуг сотовой подвижной электросвязи; для абонентов сети сотовой подвижной электросвязи – реквизиты документа, удостоверяющего его личность (его название, серия, номер, дата выдачи и наименование государственного органа, выдавшего документ).

Кроме того, должны храниться сведения обо всех услугах электросвязи, активированных пользователем интернет-услуг, а также дата, время начала и окончания соединений, внутренний и внешний IP-адреса и порты оконечного абонентского устройства (терминала), доменное имя или IP-адрес и порт посещаемого пользователем интернет-услуг интернет-ресурса, объем переданных и принятых данных[51].

В 2016 году в Беларуси введен полный контроль за IPтелефонией (голосовой и видеосвязью через Интернет). Операторы электросвязи и интернет-провайдеры обязаны выявлять трафик IP-телефонии и блокировать его при «обнаружении нарушений порядка пропуска».

Компания «Белтелеком» является монопольным провайдером внешних шлюзов для белорусских пользователей, контролируя весь исходящий из национального сегмента трафик и осуществляя цензуру Интернета[52].

Очевидно, что государственное регулирование сети Интернет в Республики Беларусь идет по китайской модели и направлено на обеспечение четкой идентификации пользователей, контроля над нелегальным программным обеспечением и контентом, фильтрация контента для пользователей.

Ограничения в сети Интернет практикуются многими странами Персидского залива.

В Саудовской Аравии контроль государства распространяется на все средства массовой информации, в том числе электронные.

Интернет-запреты действуют в стране с 2001 г., когда для внутреннего использования у США была приобретена система фильтров, через которую просеивают все поисковые запросы и даже личные письма. Весь трафик обрабатывается прокси-серверами государственной службы интернет-сервиса. Запреты на доступ к определенным сайтам выносятся по решению Совета министров. Всего запрещено несколько сотен тысяч сайтов Интернета, большинство из которых носят порнографический характер. Самая распространенная причина для блокировки доступа к тому или иному ресурсу – стремление защитить исламские ценности. Запрещен доступ к сайтам правозащитных организаций, дискуссионным платформам и некоторым блогам, а также к ресурсам, содержащим информацию о наркотиках, алкоголе, азартных играх, изготовлении взрывчатых веществ. Иногда запретам подвергаются популярные ресурсы о здоровье, образовании и развлечениях. На официальном сайте службы интернет-сервиса пользователи всегда могут проверить, разрешен или запрещен конкретный ресурс. При этом более половины пользователей выражают обеспокоенность ограничениями в Интернете. Однако в саудовском сегменте Интернета сохраняется определенная доля свободы. Просмотреть запрещенные сайты можно с помощью телефонов BlackBerry. Пользователям доступна социальная сеть Facebook57.

Аналогичные ограничения доступа к Интернету действуют и в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ): блокируются порталы и блоги, содержащие информацию о наркотиках и алкоголе и др. Запрещены поисковые запросы по 500 ключевым словам. Расширенный доступ к сети Интернет был возможен только в районе Теком Дубая, где располагаются ведущие СМИ, IT-компании и

 

57 Правительства берут Интернет под контроль. Сетевая газета InfoSecurity.ru.

27.09.2011.

вузы. Несмотря на недовольство системой фильтров пользователей Интернета, органы власти усилили контроль и в Текоме. Государственному контролю и частичной цензуре подвергаются в ОАЭ и социальные сети: Twitter, Facebook и YouTube. Долгое время в стране были заблокированы сервис для хранения фотографий «Фликр», официальный сайт программы Skype и социальная сеть ВКонтакте[53].

Жесткая система контроля контента действует в Северной Корее (КНДР). Для частного использования в этой стране создана замкнутая сеть, не имеющая выхода в Интернет. Поиск информации в сети и ее публикация во внутренней сети КНДР осуществляется специальными государственными органами. Доступ в Интернет есть у некоторых сотрудников научных и производственных учреждений и организаций, список этих сотрудников утверждается органами государственной безопасности, а список учреждений и организаций – лично руководителем государства.

Южная Корея является одной из наиболее компьютеризированных стран мира. Однако и в этой стране широкий доступ к Интернету не обходится без определенных мер контроля и ограничений. В соответствии с законодательством о национальной безопасности запрещен доступ к северокорейским сайтам, за чтение и распространение пропагандистских материалов о КНДР предусмотрена ответственность вплоть до тюремного заключения. Органы государственной власти активизировали деятельность по защите персональных данных пользователей Интернета и иной охраняемой законом информации. В стране вводится система для идентификации пользователей Интернета[54][55].

Как страна с высоким уровнем интернет-цензуры фигурирует в различных отчетах независимых международных организаций Турция. Власти страны систематически блокируют сайты, признавая их экстремистскими, затем снимают блокировку. Крупные социальные сети и медиапорталы время от времени становятся недоступными.

В феврале 2014 года турецкий парламент принял новый закон об Интернете, содержащий множество запретов. Уже в марте этого года на основании судебного решения о признании Twitter «нарушителем прав личности на частную жизнь» доступ в Интернете к этой платформе микроблогов был заблокирован на уровне IP-адреса.

В 2015 году в стране принят закон, согласно которому сайты могут блокироваться без решения суда. Ответственным за исполнение является Управление по телекоммуникациям и связи Турции. Ограничениям подвергаются сайты, содержащие информацию о наркотических средствах, пропаганде суицида и проституции, азартных играх и детской порнографии. К публикации в Интернете запрещены выступления против первого президента Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка.

В июле 2016 года в Турции заблокирован доступ к ресурсу Wikileaks Блокировка произошла послу того, как этот сайт опубликовал около 300 тысяч электронных писем членов правящей Партии справедливости и развития.

В декабре 2016 года после убийства в Анкаре российского посла Андрея Карлова Турция ввела запрет на использование некоторых социальных сетей и мобильных приложений. Многие пользователи Интернета потеряли доступ к Facebook, YouTube, WhatsApp и другим соцсетям[56].

Большое внимание проблемам информационной политики и информационной безопасности уделяют высшие государственные и религиозные лидеры Исламской Республики Иран.

Среди стран Юго-Западной Азии Иран был одним из первых, подключившихся к Всемирной сети Интернет. В январе 1992 года первая выделенная линия соединила Исламскую Республику с европейскими университетами в рамках членства ИРИ в Европейской сети академических исследований (EARN). В 1996 году в Иране появились первые частные компании, предоставляющие доступ в Интернет, что привело к росту числа пользователей сети. На сегодняшний день общее количество пользователей сети Интернет в Иране превышает 24 млн. при населении в 76 млн. человек. В стране насчитывается примерно 140 организаций, обеспечивающих доступ в Интернет. При этом большинство из них – частные, но наиболее крупные провайдеры находятся под контролем государства. Например, DCI принадлежит кругам, близким к Корпусу стражей исламской революции[57].

После «арабской весны» в Иране появилось достаточно сетевых пользователей, использовавших Интернет для создания оппозиционных и радикальных исламских организаций. Поэтому руководство Ирана было вынуждено выстраивать жесткую систему правового контроля над интернет-сообществом.

Законодательные меры в этом направлении носят превентивный характер и направлены на защиту национальной безопасности Ирана. Были случаи, когда Интернет использовали в разведывательных целях против Ирана. Так, в 2007 году органами госбезопасности Исламской Республики была разоблачена шпионская сеть иностранного государства, действовавшая под прикрытием известной косметической компании. Сотрудники фирмы использовали структуры Интернета для передачи важной информации о военно-экономическом потенциале Ирана.

В настоящее время проблема информационной безопасности в Иране стоит еще более остро, чем когда-либо, поскольку значительно усилилась роль информации в принятии важных стратегических решений, кардинально увеличилось количество субъектов информационных отношений и потребителей информации. Поэтому в Исламской республике существует жесткая цензура интернет-источников. Под законодательным запретом находятся аморальные, экстремистские и оппозиционные сайты, так как они противоречат нормам шариата. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи даже издал религиозную фетву (правовую норму в исламе, выносимую религиозным деятелем и основанную на прецедентах мусульманской юридической практики), которая запрещает сайты знакомств в Интернете.

Контроль и надзор за использованием сети Интернет в Иране значительно усилился во времена президента М. Ахмадинежада. В рамках информационного противоборства показательно и публично были осуждены ряд лиц за преступления, совершенные ими в сети Интернет. Так, например, в августе 2014 года был осужден и приговорен к смертной казни иранский блогер Сохейль Араби за то, что он оскорбил пророка Мухаммеда в социальной сети Фейсбук. Кроме того, при правлении президента М. Ахмадинежада были многочисленные случаи блокировки сайтов и предъявления обвинений даже его сторонникам[58].

Согласно иранскому законодательству лицензию интернетпровайдера может получить только гражданин Ирана, имеющий безупречную биографию и не состоящий в радикальных оппозиционных организациях. Правовые нормы страны жестко регламентируют содержание веб-сайтов. За последний год несколько интернет-компаний были лишены лицензии за нарушение закона.

После «арабской весны» правящее иранское духовенство осознало, что экспорт «цветных революций» является главной внутренней и внешней угрозой для государства. В рамках технологий ненасильственных преобразований существует несколько мощных катализаторов, с помощью которых провоцируются факторы социальной нестабильности. Такие катализаторы создаются при помощи специально создаваемых сетевых структур оппозиционных движений с опорой на структуры Интернета. Поэтому достаточно серьезно в Исламской Республике занялись проблемами правового регулирования Всемирной сети, когда увидели, какую роль сыграли Facebook и Twitter в организации массовых беспорядков. В целях обеспечения государственной безопасности в конце мая 2009 года указанные выше социальные сети были заблокированы на территории Ирана. При этом доступ к Википедии для иранских пользователей был закрыт еще в декабре 2006 года одновременно с другими популярными сайтами, например, You Tube.

В целом Иран имеет репутацию страны с жесткой правовой политикой по отношению к внешним информационным ресурсам и сервисам. Религиозное духовенство Исламской Республики полагает, что отсутствие контроля в Интернете будет способствовать широкому распространению аморальных и нежелательных идей в обществе. Поэтому руководство Ирана решило пойти другим путем: самим предоставить недорогой высокоскоростной Интернет, но с многочисленными фильтрами. Это предполагает размещение всех сайтов внутри страны, а значит, и подпадание под местную юрисдикцию[59].

В Соединенных Штатах Америки отдельные попытки государственных органов осуществить правовое регулирование в сфере Интернета долгое время пресекались судами на основании первой поправки к Конституции. В связи с этим до 2010 г. Конгресс и органы исполнительной власти предоставляли коммерческому Интернету возможность саморегулирования, обеспечивая свободу правоотношений в этой сфере. Преобладало мнение, что доступ в Интернет должен поощряться как средство распространения знаний и следует не ограничивать расистские, ксенофобские и другие подобные высказывания, а убедительно противопоставлять им иные ценности.

Первая поправка к Конституции США является частью Билля о правах и гарантирует, что Конгресс США обязуется не издавать законов, ограничивающих пять основных свобод, в числе которых свобода слова и печати. Вместе с тем Верховный суд США в своих решениях делает ряд исключений из правила защиты, предоставляемой Первой поправкой. В частности, Верховный суд указал, что каждый человек имеет конституционное право обладать непристойным материалом в интимной сфере своего жилища, но нет конституционного права на предоставление кому-либо непристойного материала для частного пользования или даже приобретения такого материала для частного пользования[60].

В 1996 г. Конгресс США принял Закон о запрете детской порнографии. Первая поправка к Конституции США не предоставляет право на владение «детской порнографией» даже в интимной сфере своего жилища.

По вопросу ограничения свободы слова Верховный суд США исходит из того, что пропаганда применения силы или нарушения закона не пользуется защитой в тех случаях, когда она направлена на подстрекательство к неминуемому совершению противоправных действий, а также приводит к вероятности подстрекательства к подобным действиям или их совершения. При этом свобода слова и самовыражения, находящаяся под защитой Первой поправки, может быть ограничена для предоставления защиты детям. Верховный суд США признал наличие насущного интереса в защите физического и психологического благополучия несовершеннолетнего.

В деле «Рено против Американского союза гражданских свобод» Верховный суд объявил неконституционными два положения Закона о коммуникационной этике, который наложил запрет на передачу неприличных сообщений детям в Интернете. В решении суд указал, что имеющееся в Законе обременение слова и самовыражения совершеннолетних является неприемлемым в тех случаях, когда имеются менее ограничительные, но столь же эффективные средства достижения той законной цели, ради которой и был принят этот законодательный акт. Государственный интерес в отношении защиты детей от наносящих вред материалов не служит оправданием применения не вызванного необходимостью широкомасштабного подавления слова и самовыражения, адресованного совершеннолетним. Правительство США не имеет права заставлять взрослое население ограничиваться тем, что годится только для детей.

Верховный суд США установил различие, по существу, между Интернетом, с одной стороны, и радио, телевидением – с другой, указав, что широкомасштабные категорические запреты, содержащиеся в Законе о коммуникационной этике, не ограничиваются определенными временными пределами и не зависят от оценки со стороны того или иного органа, знакомого с уникальными характеристиками Интернета. В отличие от Интернета радио и телевидению в силу исторического развития предоставлялась наиболее ограниченная защита со стороны Первой поправки, потому что предупреждения не могли надлежащим образом защитить слушателя и зрителя от неожиданного содержания программ. В Интернете же риск случайно натолкнуться на неприличный материал является маловероятным, поскольку там для получения доступа к конкретному материалу требуется предпринять тот или иной ряд подтверждающих намерение шагов[61].

В 2010 г. наступил переломный момент. В США увеличилось число злоупотреблений свободой Интернета, в частности, незаконного сбора личной информации о гражданах для коммерческих целей (фишинг), обмана потребителей, в том числе с использованием финансовых пирамид.

Согласно Стратегии национальной безопасности США 2010 г. в качестве одной из основных угроз обозначены широкомасштабные кибератаки. В связи с этим правоохранительные органы США обязаны принимать необходимые меры для защищенности киберпространства в целях защиты прав граждан, экономики, торговли, инфраструктуры жизнеобеспечения. В рамках проводимой работы особое внимание уделяется противодействию нарушениям прав в сфере интеллектуальной собственности. В этом активно задействованы органы прокуратуры: создана сеть специализированных прокуроров, занимающихся вопросами защиты объектов авторских и смежных прав, в том числе борьбы с интернет-пиратством[62].

В системе Министерства юстиции США под руководством Генерального прокурора США была создана Целевая группа по защите интеллектуальной собственности (Task Force on Intellectual Property, IP Task Force). Задача группы – противодействие преступлениям в сфере интеллектуальной собственности внутри страны и за ее пределами на основе тесного взаимодействия с правоохранительными органами США и международными партнерами.

В последние годы наблюдается тенденция ужесточения законодательства США, регулирующего правоотношения в сети Интернет, что вызывает в стране широкий общественный резонанс. Так, в 2010 г. был подготовлен законопроект «Защита киберпространства как национального достояния», предусматривающий защиту виртуального пространства радикальными методами. В соответствии с этим документом Президенту США предоставлялось право полностью отключать Интернет на территории страны на срок до 120 дней в случае чрезвычайных обстоятельств, запрещать поисковикам (Google и др.) обрабатывать запросы в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, связанных с безопасностью в сети Интернет. Документ подвергся критике и был заменен «Исполнительным законопроектом о координации в киберпространстве»[63].

В июне 2016 г. Министерство внутренней безопасности США выступило с предложением внести в миграционную карту дополнительную графу с информацией о социальных сетях. Как посчитали в ведомстве, данный шаг позволил бы снизить уровень террористической угрозы. Однако данная идея не встретила поддержку у участников «Интернет ассоциации», включающей Facebook, Google, Twitter и др. Законопроект был также раскритикован Американским союзом защиты гражданских свобод.

Вместе с тем с 20.12.2016 Таможенная и пограничная служба США начали предлагать иностранным гражданам, прибывающим в страну в рамках безвизового въезда, указывать данные о своих учетных записях в социальных сетях. Данная политика объясняется стремлением обеспечить большую безопасность за счет выявления и недопущения в страну лиц, связанных с террористическими организациями, такими как запрещенное на территории Российской Федерации «Исламское государство».

В декабре 2016 г. вступили в силу изменения в американском законодательстве, сущ<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.