Дискуссия как метод проведения огонька. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Дискуссия как метод проведения огонька.

2020-12-08 83
Дискуссия как метод проведения огонька. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендации к проведению огоньков.

Ключевые моменты:

1. Возникновение незапланированных дискуссий и неприятие определенных не являются признаком педагогической неудачи. Только в строгих науках, например, таких, как математика, результаты определенных вычислений оказываются всегда одинаковыми. Однако в решении морально – этических проблем необходимы определенная свобода и время, так как в этом случае речь идет не о получении правильного ответа при использовании готовых формул, а о выборе наиболее оптимального решения сложной нравственной проблемы.

2. Обсуждение материала не должно стать методом принуждения детей принять ответы или идеи без их осмысления. Если это произойдет, то потом им нетрудно от них отказаться или просто забыть о них.

3. Вожатым, готовящим огонек, необходимо задуматься: обсуждение какой темы в данный момент наиболее актуально для этих конкретно детей; Как я отношусь к тому, о чем собираюсь говорить с детьми? Что меня больше всего беспокоит? Насколько близко к жизни детей то, о чем я собираюсь с ними говорить? Насколько готовы дети к обсуждению данного вопроса? Есть ли необходимость предварительной подготовки к огоньку? Как сделать так, чтобы разговор получился? Что будет способствовать доверительному разговору? Как быть с детьми, которые не готовы или не хотят участвовать в разговоре? Наверное, пока вы обдумываете предыдущие вопросы, у вас возникнет много новых.

4. Ключевая роль принадлежит личности вожатого, его моральному облику. Вожатый постоянно сталкивается с проблемой единства излагаемых им положений и собственного поведения. Говоря с детьми на нравственные темы, вожатый должен прежде всего предъявлять высокие требования к себе.

 

Основные ожидания:

1. Слушать друг друга.

2. Помогать друг другу.

3. Не отвлекать других от разговора.

4. Создать такую атмосферу, чтобы все могли честно высказать свои мысли, не боясь насмешек и непонимания.

5. С уважением выслушивать мнения других.

6. Помогать друг другу приобрести чувство уверенности в себе.

7. Не допускать саркастических замечаний по поводу мнения других.

 

Орлятский круг:

Обсуждение любых вопросов в орлятском кругу (кругу друзей), помогает детям раскрыться и более свободно высказывать свои мысли. При этом ребята менее склонны подавать реплики вне очереди. Очередность можно установить, передавая по кругу определенный символ) и более расположены к участию в обсуждении. Такое расположение детей, когда они видят всех своих собеседников, лирическая песня и романтическая обстановка, психологически помогают детям преодолеть барьеры в общении и делают более активными в общей дискуссии.

Ролевые игры:

Во время ролевых игр дети принимают на себя роль персонажа и играют короткий эпизод, как правило, проблемный. Процесс ролевой игры включает четыре ступени.

1. Определяется конкретная проблема – проблема, возникшая в отряде, или другая подходящая к ситуации.

2. После описания проблемы между детьми распределяются роли. Следует искать желающих; нельзя детей заставлять играть роли.

3. Происходит собственно ролевая игра; она должна быть короткой. Та же ситуация может быть проиграна несколько раз с разными участниками, предлагающими разные решения одной и той же проблемы.

4. Затем следует обсуждение, предметом которого является сама ситуация, а не ребенок, изображавший ее.

Таким образом, в ходе ролевых игр дети приобретают навыки разрешения сложных нравственных ситуаций в жизни.

Что делать вожатому, когда дети отстаивают ложные ценности?

Нравственная незрелость детей не является собственно недостатком системы образования; в конце концов, если бы все суждения соответствовали высокому нравственному уровню, нравственное воспитание потеряло бы смысл. Вопрос состоит в том, как должен реагировать вожатый на то, что ему порой приходится слышать от детей.

Типичные ошибки

Выделим наиболее распространенные ошибки в проведении отрядных огоньков. Приведем их здесь надежде, что Вы их не допустите.

Как придётся. Речь о размещении, оформлении огонька. Не получится разговора, если детям неудобно, затекают ноги и спина, если не видно лиц, если посторонние шумы и другие раздражители отвлекают внимание, если младшим не видно Вас из-за старших. Думайте об этом, готовя огонёк!

Самотёк. Иногда политруки думают, что достаточно усесться кругом, объявить начало огонька, произнести известную триаду вопросов "Что было хорошо, что не удачно, что нужно изменить?" и, -чудо! - огонёк пойдет сам собой. Увы! Хорошо бы, коли так. Однако дети могут просто не начать говорить, начать говорить не о том, да мало ли случайностей подстерегает нас на этом пути! Огонек надо готовить, планировать, вести - это аксиома.

Формалистика. Однообразие течения огонька губит самые лучшие чувства. Если дети друг с другом повторяют стандартный набор фраз, значит, огонёк Вы не подготовили. Не будет ни искренности, ни переживаний, ни нужного воспитательного эффекта,

Чрезмерное веселье. Оно не способствует осмыслению, но способно профанировать любые высокие слова. А огонёк - это именно тот случай, когда должны звучать высокие слова, рождать высокие переживания и чувства. Смех без причины - признак слабой работы по созданию настроя огонёк в отряде.

Обвинительный тон. Плохо, если огонёк превращается в высказывание обвинений, неважно, кто и в чей адрес. Нужно здраво разобраться в причинах, подумать об их устранении, а не искать виноватого. Огонёк - не суд, а круг дружеского участия и совета.

Провокация зазнайства. Легко добиться чувства ложной сплоченности, противопоставляя себя другим. Лагерь - это место, где ко всем относятся с уважением. Не должно быть, чтобы вожатые или кто-то из ребят высказывался в духе "Мы - лучше всех, другие отряды - плохие". Стыдно.

Дети - слушатели. Если огонёк превращается в мероприятие, т.е. форму работы, когда все дети пассивно слушают то это и не огонёк вовсе. Так, лекция. Огонёк - это активный разговор неравнодушных людей.

Час наставлений. Каким бы замечательным проповедником морали не был вожатый, не надо наполнять огонёк нравоучениями. Нравственные, истины ценны лишь тогда, когда добыты усилиями собственной души ребенка.

Неуправляемая активность детей. Иногда вечернее дело производит такой эмоциональный эффект, что детей невозможно настроить на разговор. Тогда - не проводите огонёк, ограничьте ритуалом. Если это уместно, можно высказать сожаление, что огонёк провести не удастся (не обвиняя детей).

Вечер записных ораторов. Бывает, что на огоньках всё чаще выступают с длинными речами одни и те же ребята. Возможно, Вы не поговорили с ними перед огоньком о необходимости дать слово каждому в условиях ограниченного времени?

Ухмыляющаяся оппозиция. Если такая группа появилась, значит в отряде не все в порядке. Посоветуйтесь с коллегами, начальником. А пока - постарайтесь доброжелательно включить их в разговор по одному (желательно, начиная с лидера или того, кто наиболее расположен лично к Вам). Не давите, но и не оставляйте без внимания. Ни в коем случае не подчёркивайте обособленность этой группы во мнении отряда.

Автономные группы. Такое происходит по принципу «старички – новички», «девочки – мальчики» по интересам, по уровню культуры или ожиданиям от смены. Постарайтесь смешать группы при рассадке. В дальнейшем работайте на их ассимиляцию.

Не успели. Что делать, если разговор в самом разгаре, а время кончилось? По возможности корректно закончить огонёк. Вам всё равно не удастся сохранить внимание - другие отряды пойдут умываться, зазвучит сигнал горна. Используйте этот момент для иллюстрации ценности огонька, предложите вернуться к разговору завтра, а пока обдумать уже сказанное.

 

 

"Огонек" должен иметь определенную длительность, которая определена заранее, он не должен длиться бесконечно.

"Огонек" - это форма задушевной, искренней беседы, а она не должна сопровождаться сумрачной обстановкой. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи. Для "огонька" можно выбрать просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.

Вечерний "огонек" - это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение "огонька" в развлекательном ключе.

Каждый "огонек" требует подготовки. Ведь каждый "огонек" должен стать незабываемым и единственным в своем роде.

Пусть у вашего отряда будет своя тайна, которая возникнет на одном из "огоньков". Может быть, вы будете загадывать желания на "огоньке". Или на первом отрядном "огоньке" каждый ребенок напишет пожелания самому себе в конец смены и вы, всем отрядом, закопаете эти пожелания под самым красивым деревом в вашем лагере, чтобы на последнем "огоньке" их прочитать и т.д. Такая тайна придаст вашим "огонькам" романтичную атмосферу.

Разучите с ребятами хорошую песню, которая станет для вашего отряда "вечерней", т.е. песней, которая будет завершать каждый прожитый отрядом день.

 

Вечерняя орлятская

1.

Разговоры еле слышны.

И над нами  ночная тень.

В круговерти забот не заметили мы,

Как был прожит еще один день.

2.

Только правду скажем в глаза,

Не тая на душе обид.

Промелькнет и утихнет в сердцах гроза,

Затвердеет дружбы гранит.

3.

Согревая единство теплом,

Все теснее орлятский круг.(сделать шаг в круг)

Если надо помочь, если, вдруг, тяжело,

Помни, каждый – твой верный друг.


Речевка:

День отшумел и, ночью объятый, лагерь зовет ко сну.

Доброй вам ночи, девчата отряда. Доброй вам ночи, мальчишки отряда.

Доброй вам ночи, вожатые наши. Завтра нам снова в путь.

Всем, всем, спокойной ночи, смена стала днем короче.

 

В конце огонька можно запустить «Искорку счастья» и сделать «Солнышко» с мотивирующей кричалкой:

-Мы-лучшие?

-Да!

-Мы-лучшие?

-Да!

-Мы-лучшие?

-Да, да, да, оооооо да!

-все такого мнения?

-все без исключения!

§.

В конце также можно запустить небесный фонарик и загадать желание


ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА

Рассказ-эстафета.

 Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) - 1 т.е. 2-3-4 день        Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: все говорят, а чего бы и мне не сказать. Выговаривается вся группа. Уровень отряда - любой

 Пакет откровений

 1 этап. Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами.        Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы. Уровень отряда - любой

Музей любимых вещей

3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и        демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной        стороны. Уровень отряда - высокий.

Гороскоп

2-3 день смены. Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием        - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма        запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д. Уровень отряда-низкий.

Фонарщик

3-4-5 день смены. Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет        умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микро группы. Уровень отряда высокий.

Вариант: Букет цветов. На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

Памятный день.

2-3 день. Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.        Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета. Уровень отряда-любой.       


ТЕМАТИЧЕСКИЕ

 

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например - огонек о любви и дружбе… Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр разговора на проблемную тему и т.д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации. Уровень отряда высокий, средний.

Огонек историй и легенд.

Вожатый рассказывает детям легенду лагеря, или историю, связанную с темой смены, или просто необычную, интересную, красивую историю. После этого ребята, если захотят, могут тоже рассказать истории, которые они знают. В конце огонька можно спеть всем вместе несколько красивых, тихих песен.

Звезды.

На вырезанных из картона звездах, заранее пишутся темы для обсуждений: "Чего я боюсь?", "Моя мечта", "Из-за чего бы я заплакал?", "Если бы я был волшебником". Каждый участник выбирает себе звезду, и после небольшого обдумывания, раскрывает свою тему. Затем эту тему можно обсудить всем вместе.,

Огонек страшных историй.

На огоньке все рассказывают страшные истории и традиционные "страшилки". "В одной семье появилась красная рука, и стала всех душить…".

Лифт времени.

Нужно вспомнить и рассказать о любых трех важных, запомнившихся событиях в жизни: первый подарок на день рождения, поход в первый класс, выступление перед всем классом… Почему тебе запомнились именно они?

Приглашение к чаю

Необходимый предмет - чайная чашка, передаваемая из рук в руки. Кого бы ты из нашего круга хотел пригласить на чай? Необходима мотировка своего выбора. Количество приглашенных не ограничивается, но лучше если это действительно нужные тебе на чаепитие люди.

Паутинка.

Все садятся в круг. Вожатый берет клубок ниток, наматывает нитку на свой палец и передает этот клубок любому ребенку из круга ("Я хотел бы передать этот клубок Кате, потому что…"). Далее второй участник наматывает свою ниточку на палец, и передает клубок следующему, объясняя свой выбор. И так далее, пока все не будут связаны одной ниточкой. Можно увидеть те связи, которые возникли между ребятами в отряде. Каждый может отрезать, намотанную на палец ниточку на память.

Огонёк «Я никогда не…»

Задача: Предложить детям подумать на тему «Чего ты никогда не делал (пробовал, бывал, ел) в жизни, но хотел бы этого.

Предлагаемый период смены: Организационный, основной, заключительный период смены.

Необходимый реквизит: свечка, символ огонька.

Как правило, знакомясь друг с другом, что-то рассказывая о себе, мы говорим, чем занимаемся, где бывали, что любим. Форма предложенного огонька, на первый взгляд, прямо противоположная, потому что каждый человек, у которого в руках символ огонька, начинает говорить с фразы «Я никогда не…», далее продолжает то, что он никогда не делал. Например, «Я никогда не был за границей». Ведущий – вожатый, спрашивает, кто в отличие от высказавшегося человека был за границей. Те, кто были за границей, поднимают руку. Человек, у которого в руках символ огонька (тот, кто никогда не был за границей) передаёт символ любому поднявшему руку. Для того, чтобы «поделиться опытом, впечатлениями».

Таким образом, мы узнаём не только то, чего кто-то не делал, а и то, что кто-то в отличие от первого делал.

Далее высказываться начинает человек, кто сидит рядом с первым высказавшемся. Если дети затрудняются и не знают, что сказать, вожатый может помочь, натолкнуть на какую-либо мысль.

Главное, ребятам называть то, что никогда не делали, но очень хотели бы. Например:

- Я никогда не водила машину.

- Я никогда не был на море.

- Я никогда не летал на самолёте.

- Я никогда не прыгал с парашютом.

- Я никогда не ел лягушек.

- Я никогда не выступал на сцене.

- Я никогда не встречал новый год в тёплых странах.

- Я никогда не ссорился с родителями.

Задача вожатого с заинтересованностью и вниманием отнестись к тому, что ребёнок никогда не делал, а так же особенное внимание к тем, кто напротив, это делал. Эта интересная, необычная форма знакомства, или узнавания чего-то нового о человеке, может пригодиться как повод для разговора, общения и в другое время

 


ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

Огонек оргпериода

2 этап (7-8 день). Ответ на вопрос «Что получилось?». По форме проведения может быть        конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и построения дальнейшей жизни. Уровень отряда любой.

Цепочка 2 этап.

Один участник говорит 2-3фразы, связанные со своими впечатлениями о        проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратко временного проведения. Уровень отряда слабый, средний.

Машина времени

2-3 этап. Игра-отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки        зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей. Уровень отряда любой.

Отряд для меня

Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня        за эту смену?». Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни. Свечка (анализ дня)

а) 1 этап.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

в) 2 этап.

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы).Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.

с) 3 этап.

Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам).Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога. Уровень отряда средний, высокий


ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ

Позиция

Конец 3-го этапа. Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его        критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в социуме «большой земли» не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере. Уровень отряда любой.

Живой уголек

Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. - «Живой уголек». Высказываются последние пожелания и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей        в другую систему из системы отряда. Уровень отряда любой.

Расскажи мне о себе

Финальный огонек. О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем. Уровень отряда любой.

«Я как в зеркала смотрюсь в людей...»

Финальный огонек. Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении        создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге.        Уровень отряда - только высокий.

Огонек «Я и моя тень»   

 

Цель: разобрать с детьми, что характер каждого человека имеет две стороны: «светлую» и «теневую»; установить отрицательные и положительные черты своего характера, разобрать как эти черты их характера влияют на других людей, как можно изменить отрицательные черты своего характера и плохие привычки и развивать хорошие.

Ход огонька.

1. Попросите детей назвать те черты характера, которые им не нравятся в себе и в других (не называя имен!). Напишите список этих черт на отдельных табличках и положите их под словом «Тень» (эгоизм). Можно самим включить в этот список и другие черты характера, не названные детьми.

 

 

(смотри таблицу)                      Я и моя тень

Деструктивное поведение Тень (эгоизм) Свет
Ложь Предательство Обман Нелояльность Плохое отношение к другим Измена Злонамеренность Нечестность Бунт Жестокость Убийство Эксплуатация Плохое влияние на других Месть Грабеж Вандализм Любовь к сплетне Критицизм Жалоба Обвинение Возмущение Безответственность Раздражительность Предательство Неверность Ненависть Высокомерие Нетерпимость Вероломство Самооправдание Обвинение других Несогласие Скрытность Жадность Ревность Леность Уважение Благодарность Прощение Честность Ответственность Терпение Верность Преданность Любовь, доброта Сочувствие, смирение Терпимость Служение, послушание Раскаяние Восхваление других Благожелательность Открытость Щедрость Уважение, Признательность 

Примечание. Пункты в колонках 1 и 2 не соответствуют друг другу.

 

2. Разделите отряд на четыре группы: А,Б,В,Г.

Группы А и Б должны приготовить список «Деструктивное (пагубное) поведение». Предложите им вспомнить и написать восемь типов деструктивного и преступного поведения, являющегося следствием теневой природы человека (ее составляющие уже написаны на отдельных листочках).

3. Группы В и Г должны приготовить другой список под названием «Свет». Предложите им            выписать положительные свойства, противоположные каждому теневому (8 для каждой группы).

4. Соберите списки от каждой группы.

5. Предложите детям спросить себя: «Какова моя теневая сторона?». Попросите их обратить особое внимание на те черты, которые пугают их и не нравятся им в себе и в других.

6. затем предложите детям разыграть сценки. Разделите их на пары. Дети в парах должны стоять лицом друг к другу. Один будет играть роль тени, выбрав для этого одну из своих собственных теневых черт.

Например, ребенок разыгрывает роль человека, обвиняющего других. Он должен показать как ведет себя такой человек, используя соответствующие мимику и жесты, использовать соответствующие слова и интонации.

7. Другой ребенок должен играть роль «света». Он должен выбрать из списка «светлую» сторону, соответствующую «теневой» стороне его партнера. Он также должен использовать соответствующую интонацию, жесты и фразы типа: «Кажется, мы не поняли друг друга, извините, возможно, я слушал(а) невнимательно», «Вы действительно очень интересный человек. У вас многому можно научиться».

8. Затем дети меняются местами.

9. Проведите короткую дискуссию, что бы дети рассказали, что узнали или почувствовали.

 

Рекомендации к проведению огоньков.

Ключевые моменты:

1. Возникновение незапланированных дискуссий и неприятие определенных не являются признаком педагогической неудачи. Только в строгих науках, например, таких, как математика, результаты определенных вычислений оказываются всегда одинаковыми. Однако в решении морально – этических проблем необходимы определенная свобода и время, так как в этом случае речь идет не о получении правильного ответа при использовании готовых формул, а о выборе наиболее оптимального решения сложной нравственной проблемы.

2. Обсуждение материала не должно стать методом принуждения детей принять ответы или идеи без их осмысления. Если это произойдет, то потом им нетрудно от них отказаться или просто забыть о них.

3. Вожатым, готовящим огонек, необходимо задуматься: обсуждение какой темы в данный момент наиболее актуально для этих конкретно детей; Как я отношусь к тому, о чем собираюсь говорить с детьми? Что меня больше всего беспокоит? Насколько близко к жизни детей то, о чем я собираюсь с ними говорить? Насколько готовы дети к обсуждению данного вопроса? Есть ли необходимость предварительной подготовки к огоньку? Как сделать так, чтобы разговор получился? Что будет способствовать доверительному разговору? Как быть с детьми, которые не готовы или не хотят участвовать в разговоре? Наверное, пока вы обдумываете предыдущие вопросы, у вас возникнет много новых.

4. Ключевая роль принадлежит личности вожатого, его моральному облику. Вожатый постоянно сталкивается с проблемой единства излагаемых им положений и собственного поведения. Говоря с детьми на нравственные темы, вожатый должен прежде всего предъявлять высокие требования к себе.

 

Основные ожидания:

1. Слушать друг друга.

2. Помогать друг другу.

3. Не отвлекать других от разговора.

4. Создать такую атмосферу, чтобы все могли честно высказать свои мысли, не боясь насмешек и непонимания.

5. С уважением выслушивать мнения других.

6. Помогать друг другу приобрести чувство уверенности в себе.

7. Не допускать саркастических замечаний по поводу мнения других.

 

Орлятский круг:

Обсуждение любых вопросов в орлятском кругу (кругу друзей), помогает детям раскрыться и более свободно высказывать свои мысли. При этом ребята менее склонны подавать реплики вне очереди. Очередность можно установить, передавая по кругу определенный символ) и более расположены к участию в обсуждении. Такое расположение детей, когда они видят всех своих собеседников, лирическая песня и романтическая обстановка, психологически помогают детям преодолеть барьеры в общении и делают более активными в общей дискуссии.

Ролевые игры:

Во время ролевых игр дети принимают на себя роль персонажа и играют короткий эпизод, как правило, проблемный. Процесс ролевой игры включает четыре ступени.

1. Определяется конкретная проблема – проблема, возникшая в отряде, или другая подходящая к ситуации.

2. После описания проблемы между детьми распределяются роли. Следует искать желающих; нельзя детей заставлять играть роли.

3. Происходит собственно ролевая игра; она должна быть короткой. Та же ситуация может быть проиграна несколько раз с разными участниками, предлагающими разные решения одной и той же проблемы.

4. Затем следует обсуждение, предметом которого является сама ситуация, а не ребенок, изображавший ее.

Таким образом, в ходе ролевых игр дети приобретают навыки разрешения сложных нравственных ситуаций в жизни.

Дискуссия как метод проведения огонька.

1. В основе дискуссий должен лежать нерелятивистский подход к нравственным проблемам.

Вожатому необходимо помнить, что многие дети глубоко впитали в себя нравственный релятивизм. Любая нравственная дискуссия неизбежно вызовет у них сопротивление: «Почему я должен считать, что это правильно? Чем хуже мое собственное мнение?» Вожатый должен проводить обсуждение таким образом, чтобы не отрицая прав школьника на собственное мнение, дать понять, что каждый человек может ошибаться.

Мы приветствуем свободу суждений, и вполне понятно, что любой ученик может иметь свою точку зрения. Но нужно помнить, что право на собственное мнение еще не означает, что мнение это верно.

На протяжении всей истории человечества совершалась масса ошибок, причем те, кто их совершал, были абсолютно уверены в своей правоте. Так, например, некогда американцы отстаивали право порабощать себе подобных, что даже было закреплено первой Конституцией и подтверждено общеизвестным решением Верховного суда Соединенных Штатов.

Внушая детям необходимость более объективного релятивистского подхода к решению нравственных проблем, вожатый должен снабдить их общим нравственным критерием, с которым они могли бы подойти к этим проблемам: «Предлагает ли данный поступок, закон или политика соблюдение прав всех людей, которых это затрагивает? Хотел бы испытать это на себе? Что произойдет в обществе, если все начнут так поступать? Каковы будут последствия? В ближайшее время? Через длительный промежуток времени? Для отдельного человека? Для общества в целом?»

2. Пусть вопросы, которые вы планируете обсудить, действительно заставят детей задуматься.

 

3. Пусть дети продолжают думать над проблемой и после окончания обсуждения.

Существует большая разница между расплывчатым подходом к проблеме обсуждения, когда в лучшем случае требуется лишь высказать свое мнение, и другим, который предполагает настоящий анализ нравственной проблемы и сможет привести к определенному решению.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.