Что влияет на потребность в порядке — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Что влияет на потребность в порядке

2020-12-08 68
Что влияет на потребность в порядке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наличие порядка очень важно для того, чтобы человек чувствовал себя в безопасности. Это относится и к большим, и к маленьким. Но, что есть для нас порядок, и какова степень хаоса, которую мы можем пережить, зависит от многих причин. Например, от ведущей модальности восприятия. То есть, для кого-то важна гармония линий и цветов. (Может статься, для кого-то более важны формы, а для кого-то цвета). Для кого-то непереносим малейший шум, а вот без филармонии он не может прожить и недели. Кто-то обращает внимание на рациональность и удобство обстановки. А кому-то невыносимо, когда вокруг пахнет чесноком или, например, лилиями, зато лаванда и ваниль сразу возвращают к жизни. Есть и такие индивидуумы, которым вообще неважны все эти аудиально-визуально-кинестетические заморочки – главное, чтобы была гармония и логика в их деятельности.

Существенное влияние на потребность в порядке оказывает уровень личной тревожности. Люди, более склонные испытывать тревогу, стараются так организовать мир вокруг себя, чтобы максимально избежать неожиданностей и, следовательно, стрессовых ситуаций. Поскольку любое нарушение порядка (ненайденная вещь, несвоевременное событие, контакт, прошедший не так, как планировалось) создают ситуации неопределенности, необходимости менять планы, принимать мгновенные решения и делать выбор. Поэтому для людей крайне тревожных, бывает так важно, чтобы скатерть висела ровно в 43-х сантиметрах над полом, каждый комплект постельного белья был упакован в отдельный стерильный пакет, а руки дважды вымыты с самым антибактериальным мылом. И каждое нарушение порядка в квартире воспринимается как нарушение миропорядка.

Для того, чтобы ощутить уровень беспокойства такого человека в тот момент, когда вы у него на глазах полотенцем для лица вдруг вытираете руки, представьте себе, что утром вы просыпаетесь, а одна стена в вашей квартире отсутствует, или в положенный момент не взошло солнце. Мало кто обладает такой незначительной тревожностью, чтобы не обратить на это внимание.

Порядок и творчество

Довольно часто активные противники Монтессори-педагогики рассматривают наличие четкого порядка, правил поведения в группе, а самое главное, презентаций работы с материалами, как препятствие к творчеству.

Существует гипотеза, по которой развитие творческих способностей ребенка имеет два сенситивных периода – один с трех до пяти лет, а другой в подростковом периоде.

При этом для формирования креативности в возрасте 3-5 лет необходимо:

1. Отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения

2. наличие позитивного образца творческого поведения

3. создание условий для подражания творческому поведению и блокирование проявлений агрессивного и деструктивного поведения

4. социальное подкрепление творческого поведения.

 

При первом взгляде на эти условия у стороннего наблюдателя возникает ощущение, что действительно к Монтессори-педагогике это никакого отношения не имеет. И образец должен отсутствовать и это непонятное творчество в каждом пункте. Но заглянем в БСЭ, то есть большую советскую энциклопедию. Читаем.

«Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее».

Для того самого стороннего наблюдателя дети, сосредоточенно строящие башню или переливающие воду из кувшинчика в кувшинчик, безусловно, ничего нового не создают.

Но так же безусловно они создают новое для себя, или в себе или даже еще точнее они создают себя.

Поскольку осознавание закономерностей, логики, причинно-следственных связей, сути - это и есть деятельность, порождающая качественно новое понимание, никогда ранее не бывшее у данного человеческого существа. Кстати, при этом формируются и совершенно новые нейронные связи.

Если же мы обратимся к «Философскому словарю», то найдем следующее.

«Творчество в природе — суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку».

Вот это уже совсем про нас. Этим мы и занимаемся, когда даем возможность детям из хаоса случайных впечатлений и ощущений выстроить новый порядок, новое понимание окружающего мира и себя в нем.

Таким образом с пунктами 2-4 мы разобрались. Наличие позитивного творческого поведения в лице детей, занимающихся самой, как мы уже выяснили творческой работой. Создание условий для подражания – собственно, одна из основных идей Монтессори именно об этом - дети учатся друг у друга. Блокирование деструктивного и агрессивного поведения – «посиди на стульчике, подумай» – кто не использовал эти «блоки»!

О социальном подкреплении даже сложно говорить коротко, потому что вообще вся деятельность в Монтессори-группе и есть то самое социальное подкрепление, когда приветствуется именно познавательная, серьезная работа, когда все вокруг тоже ею заняты, и когда созданы специальные условия для нее. Что же с первым пунктом по поводу регламентации предметной активности?

Конечно же, это очень важно минимально ограничивать ребенка в способах исследования окружающего мира. Но особенно это актуально в том случае, если количество средств или объектов исследования ограничено. Например, у вас есть только ложка. При этом, конечно же, ребенок очень креативно может использовать ее как: совочек, теннисную ракетку, рожок для обуви и даже для того, чтобы есть котлеты. Но если у вас есть и совочек, и теннисная ракетка и даже вилка для котлет, тогда сам акт творчества переносится со средства на процесс. То есть ребенок может построить фантастические песочные замки – совочком, стать чемпионом мира по теннису и прийти на прием к английской королеве, не стесняясь своих манер. Но это будет возможно, только если мы дадим ему презентации работы с каждым средством.

Давайте не будем заблуждаться, невозможно научить кого бы то ни было понимать, например, что такое «маленький, меньше, самый маленький». По-русски даже сказать такое невозможно – «научить понимать». Или выделять из всего богатства цветовых оттенков окружающего мира те семь цветов, которые почему-то нам кажутся самыми важными. Но мы можем научить пользоваться материалом, который и даст возможность ребенку самому из хаоса создать порядок.

Очень важно, чтобы у самого педагога перед внутренним взором был не конкретный материал, с которым он собирается познакомить ребенка, а вся их совокупность, для того чтобы понимать логику, последовательность предъявления и закономерности понимания и внутренние связи, то есть опять-таки порядок.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.