Итак, каковы же условия, способствующие свободе? — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Итак, каковы же условия, способствующие свободе?

2020-12-08 65
Итак, каковы же условия, способствующие свободе? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Подготовленный взрослый, который знает о законах развития человека;

· Подготовленная среда для каждого этапа развития;

· Благоприятные возможности для проявления независимости;

· Возможности для развития воли самим ребенком;

· Право выбора и принятия решения;

· Четкие границы;

· Принятие ошибок и заблуждений, как возможности обучения.

 

Поговорим о порядке

 

Поговорим о порядке

 

Каждому Монтессори-педагогу известно, что существует так называемый «период порядка», который продолжается с рождения до трех лет. Любая мать тоже сталкивалась с ситуацией, когда ее еще бессловесное дитя вдруг требует соблюдения порядка: например, четкой последовательности смены памперсов или одежды. Или упрямый малыш категорически отказывается слушать сказку в вольном пересказе, и начинает тщательно корректировать оговорки засыпающей мамы, читающей «Колобка» в сто двадцать пятый раз.

 

Период порядка

 

Вообще говоря, период порядка не кончается в три года. Он продолжается всю нашу жизнь, заставляя нас ежедневно убираться и чистить зубы, упорядочивать экспериментальные данные или ежедневно пытаться навести порядок в отношениях с окружающими нас людьми.

Что же это за загадочная потребность?

Порядок - во всех его значениях - является основой нашего существования, обратимся ли мы к молекулярным решеткам, смене времен года или правилам дорожного движения. Только наличие порядка, то есть известных нам последовательностей, правил и стабильных структур позволяет нам существовать.

То, что ребенок строит определенные предположения в отношении окружающего мира, можно увидеть уже в два месяца. Дети этого возраста уже могут следить за передвигающимися предметами.

Взгляду новорожденного человечка являются не лицо мамы, погремушка и кактус, а цветные, довольно размытые пятна.

Но уже скоро развитие зрительной системы и интеллекта позволяют ему выделить эти объекты из фона. Конечно же, те предметы, которые он видит чаще, запоминаются быстрее. И ребенок довольно быстро усваивает, существующий порядок. Шкаф стоит на месте, шубу можно снимать и одевать, а собака бегает.

Месяцев в семь-восемь ребенок начинает понимать, что у каждого предмета есть имя. И тогда вы уже можете поинтересоваться – где собачка и на нее обратится взгляд или рука ребенка. Чуть позже эта, найденная закономерность, иногда доводит до бешенства родителей, когда дитя может бесконечно указывать на различные предметы с одним и тем же вопросом – «эта тё?»

Все мы с рождения - ученые, которые наблюдают окружающую действительность, выявляют закономерности и делают выводы. Все дети знакомятся с законом тяготения не в средней школе, а на первом году жизни, когда самой занимательной игрой становится выбрасывание игрушек из кроватки или коляски. Кстати, поэтому ребят так привлекают воздушные шары – они нарушают один из самых основных открытых нами законов – нарушают порядок.

Почему же наблюдаемый нами период порядка заканчивается в три года?

К трем годам ребенок успевает уже простроить большинство теорий, касающихся окружающего его локального мира, проверить их и охладеть к ним. Поэтому порядок в окружающих вещах уже не так значим. Зато появляется стремление к порядку в вопросах, например, изучения языка.

Затем ребенок обращает внимание на законы взаимодействия между людьми. И если дома он научился тому, что если долго ныть (кричать, стучать ногами, биться в истерике - нужное подчеркнуть), то он обязательно добьется своего, значит, он будет использовать этот закон и в других ситуациях. То есть следовать установленному порядку.

Если в качестве самого весомого аргумента родители используют затрещину, значит, делает вывод ребенок, именно так разрешаются конфликты – силовыми методами. И сильные дети будут драться, а слабые вырастают абсолютно уверенными, что будут биты, во всех смыслах этого слова. Таков усвоенный порядок.

 

Порядок дома и в группе

 

Но вернемся к тому порядку, который нам так дорог в группе. А перед этим на минуточку зайдем домой, но не к себе, а к приятельнице, другу или кому-либо еще. Можно поспорить на что угодно, что порядок в квартире у другого человека, даже самый идеальный – это не ваш порядок. У вас другие привычки, вкусы и пристрастия, вы предпочитаете другие цвета и запахи, у вас другие памятные сувениры, да и рост, и вес у вас, скорее всего, тоже другой.

Вспомните последний визит мамы или любимой свекрови. Она-то точно знает, какой порядок должен быть у вас в квартире.

Да, порядок в доме – это вещь сугубо индивидуальная. И то, каков он будет, зависит от всех проживающих, причем, скорее всего он не будет устраивать на все сто никого.

И все-таки есть порядок в группе, единый, постоянный и такой важный. Для чего?

Тому, кто помнит зарю персональных компьютеров, хорошо известны проблемы с несовместимостью программного обеспечения и даже носителей информации. Потому что каждый производитель вышел на рынок со своим порядком. Это сейчас мы не задумываемся над тем, будет ли программа, работающая на одной персоналке так же замечательно функционировать на другой. Потому что порядок стал единым. Хорош он, или может быть, если бы победил не Microsoft, все было бы значительно лучше, спорить трудно, но преимущество единообразия, то есть единого порядка налицо.

То есть, единый, постоянный порядок особенно важен, когда имеет место передача информации и hardware, извините, Монтессори-материала, от пользователя к пользователю - от педагога к педагогу и от ребенка к ребенку.

Поэтому, набирая в группу детей в возрасте около трех лет, мы как бы ловим за хвост ускользающее внимание к упорядоченности окружающей среды.

Не следует забывать, что трехлетний ребенок, начинающий ходить в детский сад, находится в ситуации крайне высокого уровня тревоги. Поэтому для него стабильность обстановки, расположения материалов, правил и распорядка дня являются залогом успешной адаптации и сохранения здоровья, как физического, так и психического.

А вот для детей, которые уже привыкли к существующему порядку, бывает полезно поменять, например, расположение материалов. И опытные педагоги пользуются этим, когда замечают, что какие-то из них «не пользуются спросом».

Иногда достаточно поставить что-то непопулярное на место какого-нибудь «хита» и материал начинает работать.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.