Рука как зеркало развития ребенка — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Рука как зеркало развития ребенка

2020-12-08 77
Рука как зеркало развития ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рука как зеркало развития ребенка

 

То, что развитие руки ребенка и развитие его мыслительной деятельности и интеллекта взаимосвязано, ученые заметили давно. Были проведены специальные научные изыскания, и этому было дано четкое обоснование. Оказывается, в коре головного мозга имеются проекции практически всех органов человеческого тела. Так вот, проекция руки занимает около трети (!) всей площади двигательной проекции головного мозга, и при этом находится очень близко от зоны, отвечающей за речь. Соответственно, чем больше развивается рука, тем большее влияние оказывается на центр речи. Вот такая закономерность. Когда это наиболее актуально? Конечно, в период развития у ребенка речи. А этот период длится, как известно, с полутора до трех лет. Именно поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо уделять внимание не только его артикуляционному аппарату, но и развивать движение его пальчиков - другими словами – мелкую моторику.


Итак, руку ребенка развивать необходимо. Но как? Невозможно же объяснить крохотному существу, что тренировка пальцев его рук является средством повышения работоспособности коры его головного мозга!


Все оказалось гораздо проще: малыш сам готов заниматься множеством увлекательных дел. Нужно только предоставить ему возможность собирать бусинки, и нанизывать колечки, проталкивать монетки, собирать мозаику, открывать замочки и т.п.


Что совершенно очевидно – чем раньше родители начинают уделять внимание тонким движениям пальцев рук, тем более быстрым и заметным будет результат. Психологи считают, что скорость движения пальчиков напрямую связана со скоростью мыслительных процессов малыша.


Поэтому дома не теряйте времени даром: играйте с малышом в пальчиковые игры, купите игры на развитие мелкой моторики (мозаику, пирамидки, вкладыши и т.д.). Делайте материал сами. Подчас не стоит тратиться на дорогостоящие пособия. Старые бабушкины бусины можно приспособить для нанизывания, копилку, которая легко открывается - для проталкивания монет. А если в пустой баночке кофе сделать дырочку по размеру бусин, малыш будет с удовольствие их туда проталкивать.

 

Успешный ребенок

 

Успешный ребенок

 

Молодые родители, мечтая об успешном будущем своих детей, стараются как можно скорее передать детям свой опыт и свои знания. При этом они не задумываются, нужны ли они новому поколению. Поиски своего призвания – это путь, который каждый проходит самостоятельно. Истинное призвание невозможно найти в списке профессий учебного заведения, его не получишь приказом администрации. Оно вырастает в каждом человеке. Призвание – это величайший дар в виде души и таланта, который человек может предложить миру.

Что нужно для успешности в жизни?

Успешность формируется из трёх составляющих: ХОЧУ-МОГУ-НАДО.

Когда ХОЧУ, МОГУ и НАДО пересекутся, тогда это будет успешным выбором в жизни.

 

Итак, что такое ХОЧУ?

 

Это то, что каждый человек должен понять СЕБЯ, понять СВОИ желания, чувства, мысли. Начинается всё это с детства. Когда родители не навязывают ребёнку свои желания, чувства, мысли, а признают его таким, каков он есть, доверяют ему, дают возможность понять свое тело и душу, понять своё истинное Я.

 

Что такое МОГУ?

 

Это – способности. Те, которые заложены генетически и те, которые можно развить. Способности – это сила, ключ к успеху. Если вы узнаете, что вы можете лучше других, вы – успешны в этом. Обычно дети, если им не мешают взрослые, считают, что они могут ВСЁ. И это здорово! Они берутся за всё и все это делают.

Взрослым важно в эти моменты содействовать детям и правильно относиться к их ошибкам.

 

Что такое НАДО?

 

Так как человек живёт в обществе, то он должен понимать, нужно ли его ХОЧУ и МОГУ окружающему его миру. И если это так, то три составляющие успешности пересекаются. Такой человек найдет своё призвание в жизни. Когда работа нравится, каждый день- это праздник. Именно такая работа, в которую влюблён, вызывает энтузиазм и даёт много энергии, потому что хорошо получается.

 

Томас Эдисон ел и спал в своей лаборатории, работал по 18 часов в сутки. Но это не было для него тяжёлым трудом. Он говорил: «Я в жизни не работал ни дня. Это было сплошным развлечением!» Он делал то, что любил и любил то, что делал. Такая работа – призвание. Нахождение своего призвания равносильно нахождению самого себя. Вы любите свою работу, и любовь помогает овладеть всеми необходимыми навыками работы. Любовь ведёт вас к тем талантам, которые вы можете дарить миру.

 

В домашних условиях ребёнку соединить ХОЧУ, МОГУ и НАДО очень сложно, потому что условия нашей жизни не приспособлены для детей.

 

Развивающая среда Монтессори специально приспособлена для детей. Это - учебная площадка для развития качеств успешной личности. Свобода выбора уравновешивается контролем. Свобода всегда имеет границы в виде правил и законов. Именно благодаря правилам происходит формирование личности.

 

Свободная среда Монтессори с правилами порядка в пространстве, во времени и во взаимоотношениях позволяет ребёнку ощутить последствия своего выбора, делая его ответственным человеком. Чем больше ответственности приобретает человек, тем больше свободы он получает.

 

Теперь о том, что должен помнить каждый родитель и знать каждый ребенок.

1) отличаться от других – это нормально;

2) совершать ошибки – это нормально;

3) проявлять негативные эмоции – это нормально;

4) хотеть большего – это нормально;

5) выражать своё несогласие со старшими – это нормально.

 

Не сравнивая ребёнка с другими детьми и позволяя быть самим собой, родители способствуют развитию собственного потенциала ребенка. Ребёнок понимает, чего он ХОЧЕТ и МОЖЕТ. Когда родители не ругают за ошибки детей и сами признают свои неудачи, корректируют себя и учатся на ошибках, дети учатся у них добиваться новых успехов.

 

Когда ребёнок может сказать «нет» и хотеть большего, но большего он не получает, в нём просыпаются негативные эмоции. Родители! Не бойтесь их! Очень часто родители пытаются оградить детей от разочарования, когда те не получают того, чего хотят. Для детей важно научиться мириться с разочарованием, чтобы снова вставать и двигаться к цели. Ребёнок в это время учится не только управлять негативными эмоциями, но и смотреть внутрь себя, то есть чувствовать. Ребёнок учится чувствовать, выражать и отпускать негативные эмоции. Это значит, он готовится успешно преодолевать жизненные трудности. Люди, которые не достигли в жизни успеха, либо глухи к своим чувствам, либо зациклены на негативных эмоциях и отношениях. Осознание своих чувств помогает детям определить свои потребности (любви и сотрудничества со взрослыми), тогда не нужны наказания, дети сами корректируют своё поведение.

 

Чтобы стать успешным, нужно освободиться от искусственных ограничений и принять на себя ответственность за свою жизнь.

 

Успех – это путешествие, а не пункт назначения, потому что приход в пункт назначения означает, что путь окончен. Люди, которые живут каждый день по максимуму, наслаждаясь всем, что приносит новый день, достигают успеха. Успехом можно назвать способность делать жизненный путь как можно более плодотворным и значимым. И осознание этого должно прививаться с самого детства.

Самостоятельный малыш

Когда приучать подрастающего малыша к самостоятельности? Многие задаются вопросом - когда начинать и как это лучше делать?

 

Чтобы как-то ответить на эти вопросы, нам нужно, прежде всего, решить, что же мы подразумеваем, когда говорим о самостоятельности малыша. На мой взгляд, самостоятельность начинается там, где ребенок не перекладывает ответственность за свои действия на взрослого. Поэтому мы можем довольно рано предоставлять ребенку некоторую долю самостоятельности, тем самым постепенно приучая к ней буквально с пеленок.

 

Представьте, что ваш, еще не умеющий ходить малыш, мужественно пытается встать на нетвердых ножках, придерживаясь за прутья кроватки. Вы можете умилиться его усилиям и свести их на нет, помогая ему встать. Да, вы помогаете ему, но таким образом вы лишаете его ДОСТИЖЕНИЯ! И в следующий раз он, вполне вероятно, начнет хныкать и ждать вашей помощи, вместо того, чтобы приложить усилия самому.

 

Но вернемся к более интересующему нас возрасту. Двух - трехлетние дети хотят активно участвовать в жизни взрослых и тянутся к самостоятельности. К сожалению, довольно часто нам, взрослым, просто некогда ждать, когда двухлетний ребенок медленно, но верно натянет штанишки. Ведь мы уже опаздываем! И мы хватаем, одеваем, застегиваем, завязываем, тащим в садик или на прогулку, а через годик-другой начинаем сетовать "ну что же ты не можешь никак научиться сам одеваться, обуваться, давно пора самому". Ребенок пока не осознает этого, но, думаю, вполне резонно мог бы ответить нам: "Я ведь хотел САМ, но вы сказали "не надо"; вы сказали "некогда"; вы сказали "еще не дорос" или просто "глупости все это"; - вот я и не делаю сам, раз вам это не нравится, раз раздражает и нервирует. Кроме того, теперь я знаю, что даже если вы сердитесь и как всегда привычно говорите "ну вот, вечно мне все приходится за тебя делать, ты такой несамостоятельный", - вы все равно все сделаете сами, и это будет лучше, быстрее, чем могу сделать я сам, так стоит ли стараться".

 

Нарисованная мною картина кажется вам слишком мрачной или гротескной - возможно. Но долю истины в ней сможет увидеть каждый родитель.

 

Давайте теперь подумаем, когда же действительно стоит потерпеть и все же дать ребенку возможность побыть самостоятельным, а когда лучше ему помочь.

 

Девиз всех Монтессори школ звучит так: "Помоги мне сделать это самому». На мой взгляд, это очень емкое и мудрое определение того, как развить в ребенке самостоятельность, силы и желание быть взрослым, умелым. Родители всегда смогут увидеть момент, когда их ребенку нужно лишь чуть-чуть указать направление, и он сможет справиться сам там, где раньше потребовалась бы помощь взрослого.

 

Пусть ваши "уроки" самостоятельности будут по возможности ненавязчивы и инициированы самим ребенком. Вот у вашего малыша появился порыв лепить вместе с Вами пироги. Дайте ему кусочек теста. Не важно, что ваше чадо будет с ног до головы в муке, да и вам, скорее всего, уготована та же участь. Зато какой триумф - угостить папу вечером собственноручно приготовленным пирогом! Только отнеситесь ко всему серьезно и по-настоящему. Ребенок очень четко отличает фальшь от истинной радости по поводу его успехов. Он ждет не умиленного сюсюканья, ставящего его вновь в позицию маленького, но очень милого несмышленыша, а признания его равноправия, его личности. Вы можете даже честно высказать то, что, на ваш взгляд, вышло не очень удачно. Ребенок оценит вашу честность, заинтересованность и постарается в следующий раз исправить свои недостатки, чтобы заслужить ваше уважение. Только не забудьте сказать пару одобрительных слов перед замечаниями.

 

Стоит вспомнить, что самостоятельность проявляется не только в завязывании шнурков, умении заправить собственную кровать или накрыть на стол. Самостоятельность - это и умение делать выбор и нести за него ответственность. Думаю, что к воспитанию такого вида самостоятельности мы должны относиться очень серьезно. Предоставьте ребенку возможность свободного выбора. Это часто смягчит приступы упрямства и заодно научит малыша выбирать.

 

Объясните ему по возможности не только возможности выбора, но и его последствия. И не бойтесь, что малыш выберет "не правильно". Любой выбор станет для него уроком, если он увидит результат и последствия своего выбора.

 

 

Приведу пример. Один мой знакомый малыш заупрямился, когда мама на рынке покупала ему бананы. Он не хотел, чтобы она купила сладкие желтые бананы, а настаивал на зеленой связке. Мама видела, что это всего лишь упрямство, но считала, что ребенок имеет право на выбор, на ошибки и на свои собственные уроки. Попробовав дома зеленый банан, мальчик отложил его в сторону, но не прикоснулся к желтым бананам остальных. Он понял свою ошибку, а уважение и такт его мамы, позволили ему сохранить достоинство и вынести из данной ситуации определенную пользу.

 

Очень полезным оказывается предоставлять ребенку самостоятельность в суждениях и познании окружающего мира. То, что малыш познает на собственном опыте, оказывается навсегда запечатленным в его сердце, тогда как наши наставления "в одно ухо влетают - в другое вылетают". Не спешите поделиться с ребенком аксиомами знаний. Попробуйте почаще задавать ему вопросы, это поможет ему научиться думать и рассуждать, а это тоже аспекты самостоятельности. Подводите его к решению или выводу примерами, загадками, вопросами. Глубина его мысли зачастую может вас поразить или даже поставить в тупик, но разве не здорово, что ваш малыш научится творческому мышлению, а заодно может многому научить и вас.

 

Однако вернемся к конкретным аспектам самостоятельности, которые волнуют большинство из вас. Как научить малыша одеваться, справляться с застежками на одежде, научить основным навыкам самостоятельной гигиены.

1. Постарайтесь выбрать подходящее время. Не обращайтесь к обучению самостоятельности во время жесточайшего цейтнота. Ваша нервозность в таком случае передастся и малышу, возможно, надолго отбив у него желание пробовать свои силы вновь.

2. Придумайте веселую и увлекательную игру, то есть включите эмоциональную сторону ребенка, тогда он с удовольствием и усердием примется за предложенное дело. Попробуйте сначала одевать куклу, шнуровать не надетый на ногу ботинок и т.д. Ребенку гораздо легче освоить навыки одевания. Практикуясь на том, что лежит перед ним и хорошо ему видно, чем на себе самом. Это уже более усложненное упражнение.

3. Если малыш занят делом, и упорно, с высоким уровнем концентрации снова и снова пытается продеть шнурок или пуговку через петлю, то НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ. Помешать в таком случае можно, не только выполнив действие за ребенка, даже не только помогая ему. Помешать можно даже похвалой (если дело еще не доведено до конца), даже пристальным взглядом. Наберитесь терпения и подождите, пока ребенок не выйдет из своего сосредоточенного состояния, но будьте готовы оказать помощь, если он ее попросит.

4. Будьте чутки к ситуации и состоянию своего ребенка, настаивая на самостоятельном выполнении каких-либо действий. Если ваш малыш устал, плохо себя чувствует или вы действительно торопитесь, то помогите ему, не доводите дело до активного противостояния. Поищите компромисс: "Я уберу конструктор, а ты - мягкие игрушки".

5. Не давайте ребенку непосильных заданий. Это подорвет его веру в себя и отобьет желание выполнять ваши указания с мотивировкой "Я все равно не смогу".

 

Если в комнате разбросаны все игрушки, то бесполезно требовать, чтобы ребенок 3-4 лет убрал все сам за 10 минут перед сном. Не бросайте его наедине с такой непосильной задачей. Лучше окажите ему помощь и сделайте все вместе, обязательно похвалив в конце.

 

В итоге хочу сказать, что залог самостоятельности вашего ребенка, в вашем доверии и уважении к нему. Почувствовав себя вашим партнером, а не просто подчиненным, он будет заинтересован в достижении как можно большего уровня самостоятельности. Но и вы, воспитывая в ребенке самостоятельность, будьте готовы предоставить ее малышу.

 

О свободе в жизни ребёнка

 

Как часто мы наблюдаем ситуации, в которых взрослый стремится всё сделать за ребёнка, срочно оказать помощь, в то время как ребёнку было бы гораздо полезней сделать это самостоятельно. "Помоги мне сделать это самому" - девиз педагогики Марии Монтессори. Рассмотрим, почему же предочтительнее давать детям свободу действий?

 

Вот ребёнок лезет на высокую лестницу, мама крепко держит его, а едва он залез наверх - решительно снимает и ставит на пол. Если это происходит не в первый раз, ребёнок привыкает рассчитывать на поддержку взрослого и сам уже и не стремится держаться. А зачем? Мама же держит! В то время как дети других мам отлично залезают и слезают сами. "Какой у вас ловкий ребёнок" - часто слышала я. Думаю, что дело не в том, что мои дети как-то особо физически одарены. Просто я не делала за детей их работу, позволяя совершенствовать их собственные навыки, страхуя в опасных ситуациях (иногда незаметно для ребёнка), показывая способ действия, где это необходимо. Именно поэтому я могла не ходить тенью за малышами, а смотреть за ними на расстоянии, под восхищенные или неодобрительные комментарии других обитателей детской площадки.

 

Очень важно еще и то, что дети, которым предоставляют свободу физических упражнений, более адекватно оценивают опасность. Они не полезут на слишком высокую лестницу, не зайдут слишком глубоко в воду, не спрыгнут с опасной для них высоты или не поедут со слишком крутой горы - так как они знают о собственных возможностях, они знают их границы, в то время как гиперопекаемые дети не понимают, где таится опасность. Или они начинают видеть её во всем (раз мама защищает, значит, опасно – делать не буду), либо перестают замечать её вообще, так как привыкают к тому, что взрослый, если надо, поймает, поддержит, подстрахует.

 

Еще одним примером может послужить ситуация, описываемая в книге Б. и Л. Никитиных "Мы и наши дети". Маленький мальчик только начинал ходить. Родители давали ему свободу передвижения. Периодически ребёнок падал на пол - складывался, как ножичек, пополам и плюхался на попу. И однажды ребенка на целый день оставили у бабушки. И когда он вернулся домой, попытался пойти, вдруг упал назад и ударился затылком об пол. Как оказалось, бабушка весь день поддерживала его за затылок, опасаясь падения. Рёбенок отвык правильно падать, у него сформировался более экономичный способ действия, но он не работал, когда бабушки не было рядом!

 

Самый банальный пример из жизни - одевание и раздевание. Изначально детям в определённом возрасте (в районе 2 лет, но это индивидуально) очень интересно самим одеться или раздеться. Но, как известно, времени на то, чтобы ребёнок оделся сам, у родителей нет, и мамы с папами быстренько сами одевают малыша и раздевают его. Постепенно у ребёнка отпадает желание делать это самостоятельно, и он лишь благосклонно протягивает руки и ноги, как король. Или протестует против одевания вообще. И когда родителям начинает казаться, что пора бы уже ребёнку самому одеваться-раздеваться, оказывается, что ребёнок не собирается этого делать, так как привык, что его обслуживают. Момент, когда это желание шло изнутри - упущен. И теперь потребуется немало усилий или времени, чтобы ребенок сам начал ловко одеваться. То же самое относится к еде и многим другим навыкам, таким как ходьба по лестнице, езда на велосипеде, мытьё посуды и многим другим.

 

К сожалению, это правило работает и для ситуаций, опасных для ребёнка. Если не знакомить малыша с опасностью, а полностью убрать все источники потенциального риска - как раз можно получить очень неприятный результат, однажды забыв убрать коробку с шитьём, или оставив без присмотра работающий утюг. У нас дома не прячут иголки, ножи и ножницы, так как для детей эти предметы знакомы, и они умеют ими пользоваться по назначению и имеют представление об опасности, которую несут эти предметы.

 

В Монтессори-группах принят подход, при котором ребёнок свободен не только в выборе деятельности, но и в процессе этой деятельности, хорошо, если этот подход сохраняется родителями не только в группе, но и вне её. Рёбенку даётся полная самостоятельность действий, педагог ни словом, ни взглядом стремится не нарушить сосредоточение ребёнка. Концентрация - слишком ценное состояние, чтобы нарушать его. Вот что пишет Мария Монтессори: "Интерес ребёнка концентрируется не только на самой операциональной части работы, а чаще всего на преодолении трудностей, связанных с ней. "Если учитель так хочет сделать это вместо меня, пусть делает. Мне это больше не интересно", - таково отношение ребёнка...Похвалы, помощи или даже взгляда бывает достаточно для того, чтобы прервать ребёнка или нарушить его деятельность. Может показаться странным, но такое случается даже тогда, когда ребёнок начинает сознавать, что за ним наблюдают. Кроме того, иногда даже мы чувствуем себя неспособными продолжать работу, если кто-то приходит посмотреть, что мы делаем". Взрослый показывает способ действия, может прийти на помощь или похвалить, если ребёнок в этом нуждается, но никогда не станет делать работу за ребёнка. Таким образом дети имеют возможность учиться, совершенствовать свои движения рук и мысли, привыкают не перекладывать часть работы на другого, доводить начатое до конца.

 

Этот же принцип сохраняется и в школе - только деятельность у ребёнка теперь более сложная, требующая именно умственных усилий. Если ребёнок с малых лет привык трудиться физически, работать самостоятельно, школьные занятия не вызовут затруднений. Более того, в школе, в том числе, самостоятельной работой поддерживается познавательный интерес. "Помоги мне сделать это самому" - самому вывести правило, самому проделать опыт и сделать вывод, самому найти свои ошибки. Только так мы можем привести ребёнка к пониманию ответственности, к умению рассчитывать на свои силы, решать нестандартные проблемы и в конце концов умению изобретать что-то новое. А именно такие качества требуются взрослому человеку в его профессиональной жизни.

 

"Помоги мне сделать это самому" - девиз Марии Монтессори, и хорошо бы, чтобы звучал он всё громче и убедительней. Чтобы родители и педагоги следовали за ребёнком, помогая его духу и телу совершенствоваться, верили в его силы и создавали все условия, чтобы эти силы преумножались.

Дисциплина и свобода

 

Это две стороны одной медали. Чтобы быть свободным, ее необходимо чувствовать. Равно невозможно никого «дисциплинировать» извне, только сам человек может сделать осознанный выбор ограничения.

Самодисциплина – это отсутствие необходимости говорить человеку, что ему делать. Дисциплина – это способность следовать необходимому правилу, жить в соответствии с законами, которые ведут нас к оптимальному человеческому развитию. Индивидуум дисциплинирован, когда он хозяин самого себя, когда он может контролировать свои импульсы и желания, когда он может следовать своему внутреннему учителю.

 

Воля и послушание

 

Рассматривая свободу, мы не можем не затронуть понятия воли и послушания. Воля и послушание очень связаны между собой. Однако, всем известно, что до 3 лет ребенка невозможно подчинить. Монтессори считала, он подчиняется только своему внутреннему учителю. Подчинение может предполагать сублимацию собственной воли индивидуума. Дети же до 3 лет подчиняются жизненной силе (хорме - horme). Очень важно знать, что даже если вы не понимаете, что делает ребенок, вы должны уважать его действия и не прерывать его концентрированную деятельность. Потому что вам неизвестно, зачем он это делает. Останавливать имеет смысл только то, что может быть опасно. Задача взрослого состоит в понимании необходимого для ребенка и в создании необходимой физической и социальной окружающей среды для реализации внутренней силы здоровым способом.

Человек действует свободно, если делает выбор согласно своим внутренним импульсам, а не под властью другого. Если мы не можем делать то, что нам необходимо, мы не можем сказать, что мы свободны. Нам нужна независимость.

 

Независимость

 

Означает, что организм может существовать и функционировать без непосредственной помощи другого. Человек борется за независимость с самого рождения. Рождение – первый акт независимости. Физическое отделение от матери делает ребенка независимым от прежде жизненно важных процессов ее тела.

Развитие ребенка – процесс адаптации к независимой самостоятельной жизни в мире.

Неправильно созданная среда для ребенка всегда приводит к непослушанию и подчинению. Индикаторами нерациональной среды для ребенка могут служить частые «нет, нельзя», которые произносят взрослые.

Всегда помните о том, что ожидания от ребенка должны согласовываться с его уровнем развития. Наблюдение и понимание того, что ему нужно, - эффективные пути к тому, чтобы дети были спокойными и слышали вас. Малыши от года до трех всегда послушны, если наша просьба соответствует тому, что они хотят делать. Когда мы можем понимать их нужды, мы можем обращаться к ним с просьбами, и они радостно будут их выполнять.

Очень часто, если ребенок плохо себя ведет, означает, что его разум испытывает голод. Работа – это стремление, цель человека, которая дает ощущение баланса.

Ребенок может сознательно выбрать подчиниться просьбе другого не раньше 5 - 5,5 лет. Понимание пользы совместной работы и пребывания в группе требует опыта. Наша задача помочь детям быть свободными в правильном выборе и правильных решениях, научить их брать ответственность за свои действия.

 

Ответственность

 

Это процесс, который достигается с получением опыта от взаимодействия в окружающей среде. Дети не могут быть сразу ответственными. Быть ответственным значит быть способным ответить. Если вы не знаете, как и что делать, вы не можете отвечать.

Как раз наша ответственность и заключается в том, чтобы знать потребности ребенка, который просит помочь узнать все сам. Ребенку нужна как окружающая среда, так и взрослый в качестве проводника. Взрослый – это авторитет для ребенка. Авторитетный – значит опытный. Однако быть авторитетом не предусмотрено быть всю жизнь. Наступит время, когда ребенок получит знания и станет способным быть ответственным за свои действия.

Неразумный авторитет базируется на контроле и власти. Родитель всегда авторитет для ребенка, ребенок не доверяет и не верит постороннему, пока не созреет достаточно для принятия своих собственных решений. Когда нам важно контролировать ребенка, наше послание ребенку – «Я тебе не доверяю». Дети сами знают, что им нужно делать. Единственное, что нужно – доверие им. Если у вас проблемы в группе, обратите внимание, насколько свободны в ней дети. Необходимо всегда отслеживать и осознавать это, ибо сами мы чаще всего выросли в несвободе.

При этом не стоит забывать об ограничениях, способствующих развитию свободы в классе.

 

Ограничения

 

В классе Монтессори сама среда является естественным ограничением, способствующим скорейшему формированию самодисциплины у малышей. Среда должна быть продумана до мелочей, и обязательно создаваться в соответствии с возрастом детей. Ранний возраст – это возраст формирования эго, когда все вокруг «моё». Этот период очень важно «прожить» сполна. Он совпадает с сензитивным периодом порядка. Поэтому наличие материала в одном экземпляре, каждый из которых служит своей цели; наличие определенных правил; необходимость получения презентации – способствуют установлению внутреннего порядка у малышей.

Правила должны быть одинаковые всегда. И ваше поведение тоже. Вы не можете быть сегодня добрым, завтра злым. Вам необходимо быть стабильным каждый день.

 

Поговорим о порядке

 

Поговорим о порядке

 

Каждому Монтессори-педагогу известно, что существует так называемый «период порядка», который продолжается с рождения до трех лет. Любая мать тоже сталкивалась с ситуацией, когда ее еще бессловесное дитя вдруг требует соблюдения порядка: например, четкой последовательности смены памперсов или одежды. Или упрямый малыш категорически отказывается слушать сказку в вольном пересказе, и начинает тщательно корректировать оговорки засыпающей мамы, читающей «Колобка» в сто двадцать пятый раз.

 

Период порядка

 

Вообще говоря, период порядка не кончается в три года. Он продолжается всю нашу жизнь, заставляя нас ежедневно убираться и чистить зубы, упорядочивать экспериментальные данные или ежедневно пытаться навести порядок в отношениях с окружающими нас людьми.

Что же это за загадочная потребность?

Порядок - во всех его значениях - является основой нашего существования, обратимся ли мы к молекулярным решеткам, смене времен года или правилам дорожного движения. Только наличие порядка, то есть известных нам последовательностей, правил и стабильных структур позволяет нам существовать.

То, что ребенок строит определенные предположения в отношении окружающего мира, можно увидеть уже в два месяца. Дети этого возраста уже могут следить за передвигающимися предметами.

Взгляду новорожденного человечка являются не лицо мамы, погремушка и кактус, а цветные, довольно размытые пятна.

Но уже скоро развитие зрительной системы и интеллекта позволяют ему выделить эти объекты из фона. Конечно же, те предметы, которые он видит чаще, запоминаются быстрее. И ребенок довольно быстро усваивает, существующий порядок. Шкаф стоит на месте, шубу можно снимать и одевать, а собака бегает.

Месяцев в семь-восемь ребенок начинает понимать, что у каждого предмета есть имя. И тогда вы уже можете поинтересоваться – где собачка и на нее обратится взгляд или рука ребенка. Чуть позже эта, найденная закономерность, иногда доводит до бешенства родителей, когда дитя может бесконечно указывать на различные предметы с одним и тем же вопросом – «эта тё?»

Все мы с рождения - ученые, которые наблюдают окружающую действительность, выявляют закономерности и делают выводы. Все дети знакомятся с законом тяготения не в средней школе, а на первом году жизни, когда самой занимательной игрой становится выбрасывание игрушек из кроватки или коляски. Кстати, поэтому ребят так привлекают воздушные шары – они нарушают один из самых основных открытых нами законов – нарушают порядок.

Почему же наблюдаемый нами период порядка заканчивается в три года?

К трем годам ребенок успевает уже простроить большинство теорий, касающихся окружающего его локального мира, проверить их и охладеть к ним. Поэтому порядок в окружающих вещах уже не так значим. Зато появляется стремление к порядку в вопросах, например, изучения языка.

Затем ребенок обращает внимание на законы взаимодействия между людьми. И если дома он научился тому, что если долго ныть (кричать, стучать ногами, биться в истерике - нужное подчеркнуть), то он обязательно добьется своего, значит, он будет использовать этот закон и в других ситуациях. То есть следовать установленному порядку.

Если в качестве самого весомого аргумента родители используют затрещину, значит, делает вывод ребенок, именно так разрешаются конфликты – силовыми методами. И сильные дети будут драться, а слабые вырастают абсолютно уверенными, что будут биты, во всех смыслах этого слова. Таков усвоенный порядок.

 

Порядок дома и в группе

 

Но вернемся к тому порядку, который нам так дорог в группе. А перед этим на минуточку зайдем домой, но не к себе, а к приятельнице, другу или кому-либо еще. Можно поспорить на что угодно, что порядок в квартире у другого человека, даже самый идеальный – это не ваш порядок. У вас другие привычки, вкусы и пристрастия, вы предпочитаете другие цвета и запахи, у вас другие памятные сувениры, да и рост, и вес у вас, скорее всего, тоже другой.

Вспомните последний визит мамы или любимой свекрови. Она-то точно знает, какой порядок должен быть у вас в квартире.

Да, порядок в доме – это вещь сугубо индивидуальная. И то, каков он будет, зависит от всех проживающих, причем, скорее всего он не будет устраивать на все сто никого.

И все-таки есть порядок в группе, единый, постоянный и такой важный. Для чего?

Тому, кто помнит зарю персональных компьютеров, хорошо известны проблемы с несовместимостью программного обеспечения и даже носителей информации. Потому что каждый производитель вышел на рынок со своим порядком. Это сейчас мы не задумываемся над тем, будет ли программа, работающая на одной персоналке так же замечательно функционировать на другой. Потому что порядок стал единым. Хорош он, или может быть, если бы победил не Microsoft, все было бы значительно лучше, спорить трудно, но преимущество единообразия, то есть единого порядка налицо.

То есть, единый, постоянный порядок особенно важен, когда имеет место передача информации и hardware, извините, Монтессори-материала, от пользователя к пользователю - от педагога к педагогу и от ребенка к ребенку.

Поэтому, набирая в группу детей в возрасте около трех лет, мы как бы ловим за хвост ускользающее внимание к упорядоченности окружающей среды.

Не следует забывать, что трехлетний ребенок, начинающий ходить в детский сад, находится в ситуации крайне высокого уровня тревоги. Поэтому для него стабильность обстановки, расположения материалов, правил и распорядка дня являются залогом успешной адаптации и сохранения здоровья, как физического, так и психического.

А вот для детей, которые уже привыкли к существующему порядку, бывает полезно поменять, например, расположение материалов. И опытные педагоги пользуются этим, когда замечают, что какие-то из них «не пользуются спросом».

Иногда достаточно поставить что-то непопулярное на место какого-нибудь «хита» и материал начинает работать.

 

Порядок и творчество

Довольно часто активные противники Монтессори-педагогики рассматривают наличие четкого порядка, правил поведения в группе, а самое главное, презентаций работы с материалами, как препятствие к творчеству.

Существует гипотеза, по которой развитие творческих способностей ребенка имеет два сенситивных периода – один с трех до пяти лет, а другой в подростковом периоде.

При этом для формирования креативности в возрасте 3-5 лет необходимо:

1. Отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения

2. наличие позитивного образца творческого поведения

3. создание условий для подражания творческому поведению и блокирование проявлений агрессивного и деструктивного поведения

4. социальное подкрепление творческого поведения.

 

При первом взгляде на эти условия у стороннего наблюдателя возникает ощущение, что действительно к Монтессори-педагогике это никакого отношения не имеет. И образец должен отсутствовать и это непонятное творчество в каждом пункте. Но заглянем в БСЭ, то есть большую советскую энциклопедию. Читаем.

«Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее».

Для того самого стороннего наблюдателя дети, сосредоточенно строящие башню или переливающие воду из кувшинчика в кувшинчик, безусловно, ничего нового не создают.

Но так же безусловно они создают новое для себя, или в себе или даже еще точнее они создают себя.

Поскольку осознавание закономерностей, логики, причинно-следственных связей, сути - это и есть деятельность, порождающая качественно новое понимание, никогда ранее не бывшее у данного человеческого существа. Кстати, при этом формируются и совершенно новые нейронные связи.

Если же мы обратимся к «Философскому словарю», то найдем следующее.

«Творчество в природе — суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку».

Вот это уже совсем про нас. Этим мы и занимаемся, когда даем возможность детям из хаоса случайны


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.