Человек как психофизический комплекс — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Человек как психофизический комплекс

2020-12-07 75
Человек как психофизический комплекс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опубликовано сб, 11/10/2012 - 11:24 пользователем Elena

Человек верит, будто он обладает какой-то вечной сущностью. Он называет эту сущность по-разному: "душа", "атта", "самость", "эго", "я", "личность" и т.п. Согласно учению Будды то, что мы считаем вечным - всего лишь комбинация изменчивых психофизических потоков или энергий, которые то прибывают, то убывают. Эти психофизические потоки именуют пятью совокупностями (khandha). То, что мы называем живым существом, представляет собой сочетание этих совокупностей: материи (rūpakhandha), ощущений и чувств (vedanākhandha), восприятий (saññākhandha), ментальных образований (sańkhārākhandha) и сознания (viññāņakhandha).

Рождение – это комбинация пяти совокупностей. Жизнь – это существование комплекса пяти совокупностей. Смерть – распад комплекса пяти совокупностей. Перерождение - это перегруппировка пяти совокупностей.

Буддизм вовсе не отрицает существование личности на относительном уровне. На абсолютном уровне отрицается наличие вечной сущности, но не непрерывного психофизического потока. Буддийский философский термин для обозначения индивидуальности – santati (санскр.: santana), т.е. поток, непрерывность. Этот непрекращающийся поток психофизических феноменов обусловлен кармой. Карма изначальна и бесконечна во времени, только Благородный Восьмеричный Путь может положить ей конец. Такова буддийская точка зрения, которая отличается от воззрений других философских систем отрицанием наличия постоянной самости или вечной души.

Перерождение без участия души

Опубликовано сб, 11/10/2012 - 11:36 пользователем Elena

Для понимания перерождения, как процесса, протекающего без участия перерождающейся души, необходимо усвоить учение Будды о человеке, как психофизическом феномене (комбинации изменчивых совокупностей).

Согласно буддизму, рождение осуществляется вследствие перегруппировки совокупностей (khandha).

Подобно тому, как текущее физическое состояние обусловлено предыдущим, так и комбинация психофизических совокупностей обусловлена причинами, предшествовавшими рождению. То, что происходит сейчас – это следствие страстных желаний, проявившихся в прошлом рождении. Наши сегодняшние страсти обусловливают будущую жизнь.

Поскольку можно пройти жизненный путь, не обладая постоянной сущностью, переходящей от одного мыслительного акта к другому, то и серию жизней можно прожить без того, чтобы нечто переселялось из одной жизни в другую.

Если не существует перерождающейся души, то что же тогда перерождается? Такой же вопрос задал Нагасене царь Милинда.

"Психофизическая комбинация (мысль и тело / nama-ruрa) - таков ответ, о царь!" - сказал Напасена.

-"Но каким образом, досточтимый? Это будет та же психофизическая комбинация, что и сейчас?"

- "Нет, царь. Но нынешняя психофизическая комбинация кармически обусловлена благими и неблагими волевыми импульсами. Так же и новая психофизическая комбинация будет обусловлена кармой".

- "Досточтимый, возможно ли перерождение без прохождения через что-либо?"

- "Позвольте пример, о царь. Если человек зажигает одну лампу с помощью другой, то переходит ли свет одной лампы в другую?"

- "Нет, досточтимый".

- "Вот так, о царь, и перерождение происходит без переселения".

Самсара: колесо бытия

Опубликовано сб, 11/10/2012 - 11:41 пользователем Elena

Постоянное блуждание существ в океане рождений и смертей обозначается термином " самсара ".

Будда сказал: " Самсара бесконечна. Непостижимо и ее начало – появление существ, обреченных на вечные скитания из-за своего неведения и страстных желаний".

Поток существований, или самсара, бесконечен, потому что его постоянно питают мутные воды неведения и страстных желаний. Остановить поток можно лишь их отсечением. Только тогда перерождения прекратятся, как это произошло у будд и архатов. Невозможно определить и начало этого потока, постичь состояние, в котором он еще не загрязнен неведением и страстью.

Круговорот перерождений, или самсара, не закончится сам по себе. Не существует никаких сроков, по истечении которых существа, вращающиеся в самсаре, обретают освобождение. Самcара не ограничена временными рамками.

Осознав природу самсары, мы обретаем уверенность, что это - мировой нравственный закон. Обретя верное понимание, мы сможем управлять своей личной судьбой, ориентируясь на высочайшую духовную цель.

Если жизнь продолжается после смерти, то можно рассмотреть ее в другом направлении - из прошлого в настоящее. Фраза "От рождения до смерти" обретает свое дополнение в изречении "От смерти до рождения". Родиться много раз - это не менее удивительно, чем родиться только однажды.

Будда объяснил природу самсары или колеса бытия в своем учении о взаимозависимом возникновении (Paticca Samuppada).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.