К. Шри дхаммананда верите ли вы в перерождение? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

К. Шри дхаммананда верите ли вы в перерождение?

2020-12-07 67
К. Шри дхаммананда верите ли вы в перерождение? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К. Шри Дхаммананда ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ПЕРЕРОЖДЕНИЕ?

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 19:57 пользователем Boris

K. Sri Dhammananda. Do You Believe in Rebirth? - Published By Yan Boon Remembrance Committee CAMERON HIGHLANDS, 1973

  • Исследование перерождения
  • Исторические сведения
  • Вера в единственную жизнь
  • Слово Будды
  • Способность вспоминать прошлое
  • Как вспоминают прошлое?
  • Психологические исследования
  • Спиритизм
  • Гипноз как техника для исследования перерождения
  • Почему люди неравны?
  • Карма и перерождение
  • Достижения отдельных людей
  • Вундеркинды
  • Память о прошлом
  • Отсутствие души
  • Учение об отсутствии души (анатта)
  • Человек как психофизический комплекс
  • Перерождение без участия души
  • Самсара: колесо бытия
  • Процесс перерождения: взаимозависимое возникновение
  • Условия перерождения человеком
  • Условия перерождения: ниямы
  • Типы рождения и смерти живых существ
  • Что происходит, когда человек умирает
  • Ум умирающего человека
  • Непосредственное перерождение
  • Перерождение в других сферах бытия
  • Перерождение в низших сферах
  • Истина о перерождении
  • ПРИЛОЖЕНИЕ - Истории о перерождениях

Исследование перерождения

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 20:10 пользователем Elena

Многие буддисты склонны воспринимать концепцию перерождения как часть своего учения. Подкрепляя свою веру ссылками на традицию и религиозные писания, они не стремятся к всестороннему изучению вопроса. Противники этой концепции тоже не утруждают себя исследованием вопроса о перерождении после смерти. Однако, говорить о понимании можно лишь в том случае, если мы подойдем к изучению предмета столь же серьезно, как к изучению химии, физики и прочих научных дисциплин.

Многие люди не воспринимают концепцию перерождения из-за того, что не понимают ее, или из-за отсутствия воспоминаний о своих предыдущих существованиях. И то, и другое нельзя считать разумными аргументами. Перерождение не относится к процессам, воспринимаемым посредством органов чувств. Перерождение не может быть обнаружено путем точных измерений, с помощью математических расчетов или приборов. Его невозможно сфотографировать, измерить или взвесить. И все же это не означает, что оно не существует. Даже материалистически настроенные ученые не ограничиваются только объективными фактами. Рамки нашего опыта столь узки, что скованная ими человеческая мысль становится просто жалкой. Современный человек уже осознал, что ни наши органы чувств, ни самые современные приборы не способны к восприятию многих процессов во Вселенной.

Для полного понимания перерождения необходимо полностью очистить ум от загрязнения и возбужденности. Достигнув определенного уровня концентрации сознания, возможно увидеть ретроспективу своих предыдущих рождений.

Буддистам следует воспринимать концепцию перерождения не как аксиому или религиозную догму, а как предмет для исследования и анализа. Существует множество фактов, свидетельствующих о реальности перерождения. Задачей данного издания является ознакомление читателей с некоторыми направлениями в исследовании вопроса.

Исторические сведения

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 20:17 пользователем Elena

Учение о перерождении имеет длительную историю. С древнейших времен оно неизменно волнует и дикарей, и высокоцивилизованных индивидуумов. Концепция перерождения в различных формах присутствует во множестве древних религиозных и философских систем всего мира. Существуют документальные свидетельства о том, что веры в перерождение как переселение душ или реинкарнацию придерживались и духовные учители, и простые люди Востока и Запада.

Самым ранним упоминанием о перерождении считается древнеегипетский рисунок, на котором покидающая тело душа изображена в виде птицы. У греков о перерождении учили Эмпедокл, Пифагор и Платон. Из святых отцов раннего христианства (II - V века) веры в перерождение придерживались Климент Александрийский, Иустин Мученик, Св. Григорий, епископ Нисский, Арнобий, Лактанций, Св. Иероним1. Концепция перерождения официально объявлена ересью в 553 г. на Вселенском соборе в Константинополе.

К числу философов, допускавших возможность перерождения, принадлежали И. Кант (1724-1804 гг.) и Шопенгауэр (1788- 1860 гг.).

1На самом деле в раннем христианстве концепция перерождения не признавалась. Ориген говорил о “предсуществовании души”, что было осуждено на одном из Вселенских соборов. Учение о предсуществовании души не тождественно теории реинкарнации. См.: А. Кураев. Куда идет душа. - прим. редактора.

Вера в единственную жизнь

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 20:31 пользователем Elena

На вопрос о том, существует ли жизнь после смерти, можно ответить "да" или "нет". Те, кто верит в посмертное существование, как правило, находятся под влиянием различных религиозных учений. Те, кто в него не верит, пребывают в заблуждении, будто их философия приемлема для людей, ориентированных на духовные ценности. Поэтому вопрос о жизни после смерти обрастает всяческими домыслами. Невозможно ни доказать, ни опровергнуть предположение о том, что мы продолжим свое существование после физической смерти.

Некоторые религии постулируют вечные муки в аду и райское блаженство. Утверждают, что место вечного посмертного пребывания обусловлено верой и поведением индивидуума при жизни. Разумно ли верить, что наша жизнь – всего лишь краткий миг существования между вечным счастьем и вечным страданием? В самом деле, немногие годы нашего пребывания на земле не позволяют подготовиться к вечности.

Зададимся вопросом: "Если эта единственная жизнь полностью определяет посмертное существование, то почему одни люди живут всего лишь несколько недель, а другие доживают до 70- 80 лет?". С одной стороны, человеку, прожившему всего несколько недель или лет, в меньшей степени грозят вечные муки. Однако его личность не достигает зрелости, человек не успевает столкнуться со всеми ловушками и искушениями, которыми изобилует жизнь.

Если на земле существует только одна жизнь, то почему любящий Бог допускает боль и тоску, которые неизбежно сопутствуют утрате маленького ребенка? Где справедливость и милосердие Господа, дающего одному человеку всего лишь несколько лет жизни, а другому – возможность пройти жизненный путь до конца? Господа, который в зависимости от заслуг и прегрешений этой единственной жизни обрекает людей на вечные муки или блаженство? Другими словами, разумно ли верить в то, что наше будущее в вечности определяется только деяниями этой жизни и не зависит ни от продолжительности, ни от страданий земного существования?

Слово Будды

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 20:37 пользователем Elena

Будда – наш величайший авторитет в вопросе о перерождении. В начале ночи своего Пробуждения Будда обрел способность видеть свои прошлые жизни.

"Я вспомнил, - сказал Он, - свой удел в предыдущих существованиях: сперва одну жизнь, затем две жизни, затем три, четыре, пять, десять, двадцать,...пятьдесят жизней, затем сто, тысячу, сто тысяч жизней и т.д.".

Ночь продолжалась. Силой своего ясновидения Будда увидел существ, исчезающих из одной сферы бытия, и вновь возникающих в другой. Он увидел, как "подлые и благородные, красивые и уродливые, счастливые и несчастные возрождались в сферах, соответствующих их деяниям ".

Таковы первые высказывания Будды о перерождении. Они убедительно свидетельствуют, что истина о перерождении не позаимствована Буддой из каких-то источников, а является плодом его сверхъестественного знания. Достижение этого знания возможно и для обычных людей.

В "Победоносной песне радости" (udana), Будда говорит: "Я прошел через множество жизней в поисках строителя этого дома. Крайне печально рождаться снова и снова".

В своей первой проповеди, "Дхаммачакка Сутте", Будда так разъясняет Вторую Благородную Истину: "Страстное желание ведет к перерождению". Проповедь завершается словами: "Это мое последнее рождение. Перерождений больше не будет".

"Маджхима Никая" свидетельствует, что Будда решил обучать Дхарме из сострадания к живым существам. Обозрев весь мир своим Божественным оком, он постиг, как влияют на будущую жизнь существ их мысли и деяния.

В нескольких своих проповедях Будда ясно показывает, что существа, творившие зло, перерождаются в неблагоприятных условиях; существа, творившие добро – в благоприятных.

О прошлых жизнях Будды рассказывается в "Джатаках". В "Типитаке" также упоминается о событиях его прошлых жизней.

В "Париниббана сутте", в отличие от других источников, присутствует прямое упоминание о перерождении. Достопочтенный Ананда попросил Будду рассказать о посмертном уделе некоторых людей, живших в одной деревне. Будда детально описал их судьбы.

Все упомянутые выше случаи свидетельствуют о том, что Будда не излагал учение о перерождении в виде истины, поддающейся проверке.

Следуя указаниям Будды, Его ученики также развили способность к ретроспекции и смогли познать большое, хотя и ограниченное количество своих прошлых жизней. Возможности Будды в познании прошлых жизней были беспредельны. Таково свидетельство Будды об истине перерождения, основанное на его собственном знании и опыте.

Как вспоминают прошлое?

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 20:42 пользователем Elena

Г-н Тан, пишущий о науке и буддизме, предлагает свое объяснение того, как человек вспоминает прошлое. Его теория памяти основана на принципе сохранения сознания.

Психологи, изучавшие человеческую память, пришли к выводу, что она хранится в белковых молекулах клеток мозга. С другой стороны, физиологи, исследовавшие с помощью радиоизотопов структуру тела, обнаружили, что примерно 98% клеток обновляется в течение года, а полное обновление белковых молекул клеток мозга происходит за один-два дня. Однако память хранит информацию на протяжении нескольких десятилетий, а применение гипнотических техник позволяет вспомнить события прошлых жизней. Возникает вопрос: каким образом обновляющиеся молекулы белка передают информацию о содержимом памяти? Некоторые ученые считают, что процесс передачи осуществляется посредством электромагнитных импульсов. Если это действительно так, то почему сознание, порождающее память и воображение, не может сохраняться в пространстве, насыщенном электромагнетизмом?

Если принцип сохранения сознания верен, то он может служить теоретическим обоснованием перерождения.

Спиритизм

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 20:46 пользователем Elena

Многие западные приверженцы спиритизма приняли теорию перерождения, ибо только она убедительно объясняет факты, которые не вписались в спиритуалистическую концепцию. Известно, что медиумы могут поддерживать контакты не со всеми умершими людьми. Это всегда было проблемой для медиумов, но не для буддистов. Последователям Будды известно, что не все умершие перерождаются в мире духов, а многие планы посмертного существования слишком отдалены от мира людей и недоступны для обычных медиумов.

Почему люди неравны?

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 20:52 пользователем Elena

Всматриваясь в этот мир и размышляя о различных судьбах населяющих его людей, мыслящий человек придет к выводу, что мир устроен неправильно. Наблюдая царящие в нем неравенство и несправедливость, люди спрашивают: "Почему?" Почему у кого-то есть богатство и могущество, а другой беден и несчастен? Почему один всю жизнь здоров и силен, а другой с рождения слаб и подвержен болезням? Почему одни люди одарены привлекательной внешностью и интеллектом, а другие некрасивы или даже уродливы? Почему некоторые лишены зрения, слуха, речи или ума? Почему один ребенок рождается в горестях и нищете, а другой среди комфорта и изобилия? Почему одно дитя растет преступником, а другое, рожденное у благородных родителей, пользуется всеми благами элитарного воспитания и образования? Почему кто-то достигает вершин в своем деле, зачастую не прилагая никаких усилий, а у другого постоянно рушатся все его планы? Почему один человек живет в роскоши, а другой бедствует? Почему кто-то радуется, а кто-то печалится? Почему один проживает долгую жизнь, а другого смерть уносит в самом начале жизненного пути?

Почему в мире существуют такие различия? Как объяснить неравенство, несправедливость, дискриминацию, существующие среди людей? Рассматривать ли это вопиющее неравенство как проявление случайности или "божьего промысла"? Ни одно из этих объяснений не кажется убедительным. Если бог милостив, то почему он создает столь неблагоприятные условия для жизни людей? Милосердному богу не следовало бы допускать возникновения такого неравенства. Еще одной причиной неравенства людей считают несправедливое устройство капиталистического общества. Однако это не объясняет индивидуальных различий во внешности, интеллекте и т.п. В буддизме неравенство объясняется учением о карме и перерождении.

Карма и перерождение

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 20:52 пользователем Elena

 

Теория кармы – это теория причины и следствия, действия и его последствий. Это естественный закон, не имеющий ничего общего с судом, наградой или наказанием. Каждый волевой акт имеет определенные последствия. Если хороший поступок дает хорошие результаты, а плохой – плохие, то это не суд, награда или наказание, осуществляемые оценивающей ваши деяния внешней силой, а проявление всеобщего закона.

Проявления закона кармы, в отличие от проявлений законов физики, химии и т.п., неизмеряемы, неосязаемы и непредсказуемы. Действие этого закона нельзя воспроизвести в научных экспериментах.

Согласно учению о карме и перерождении, и хорошие, и плохие поступки имеют последствия. Обстоятельства, определяющие судьбу новорожденного существа, формируются в прошлых жизнях и проявляются в соответствующих условиях. Подобно тому, как из гнилого мангового семечка никогда не вырастет здоровое дерево, усыпанное полезными и сладкими плодами, так и негативные волевые импульсы или карма прошлых рождений представляют собой семя или корень будущей печальной судьбы.

Единственное разумное и верное объяснение причин человеческого неравенства содержится в учении о карме и перерождении. Столь последовательное и рациональное объяснение способно удовлетворить непредвзятых мыслителей.

Учение о том, что перерождение обусловлено кармой, провозглашалось древними индийскими учителями еще до появления Будды. Оно содержится в Упанишадах, Веданте и Бхагавадгите. Суть учения состоит в том, что перерождение обуславливается хорошими и плохими поступками предыдущих жизней. Поскольку процессы смерти и перерождения сопряжены со многими страданиями, целью всех индийских философских систем является освобождение от цикла перерождений. Будда учил: "Существа – хозяева и наследники собственных деяний; деяния возвышают одних существ и низвергают других".

Теория кармы и перерождения отвечает на следующие вопросы:

1) проблема нашей ответственности за собственные страдания;

2) неравенство людей;

3) появление вундеркиндов и гениев;

4) почему близнецы, почти идентичные физически, в равных условиях обнаруживают большие интеллектуальные и моральные различия;

5) несходство детей из одной и той же семьи при общей наследственности;

6) особые способности, передающиеся по наследству;

7) физические и интеллектуальные различия родителей и детей;

8) почему у детей внезапно появляются жадность, гнев и ревность;

9) симпатия и антипатия, возникающие с первого взгляда;

10) как обнаружить в себе "мусорную кучу зла и сокровище добродетели";

11) почему у высокоцивилизованных индивидуумов внезапно вспыхивают низменные страсти, а преступник неожиданно превращается в святого;

12) почему дети благочестивых родителей иногда становятся распутниками, а дети распутных родителей – святыми;

13) наше нынешнее состояние – результат нашего прошлого, будущее состояние - результат настоящего (сейчас мы не совсем такие, как вчера, а завтра будем немного иными, чем сегодня);

14) причины преждевременных смертей и неожиданных поворотов судьбы;

15) наиважнейшим является то, что только теория кармы и перерождения объясняет появление всеведущих, совершенных духовных учителей, подобно Будде обладающих несравненными физическими и интеллектуальными совершенствами.

Достижения отдельных людей

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 21:00 пользователем Elena

Предсуществование человеческих существ подтверждается качественным и количественным разнообразием достижений различных людей. Существует громадный разрыв между людьми в уровне духовной, нравственной, интеллектуальной и художественной одаренности. Бездарных и талантливых людей разделяет великая пропасть. Это наводит на мысль, что духовные, нравственные, интеллектуальные и художественные способности являются продуктом продолжительного эволюционного процесса.

С одной стороны, существуют обычные люди, обладающие посредственными способностями. С другой стороны, над этим миром возвышаются высокоразвитые, и даже совершенные личности, подобные Будде. Неужели они смогли развиться столь быстро? Могут ли они быть продуктом одного-единственного существования?

Как объяснить величие таких людей, как Гомер и Платон, гениев, подобных Шекспиру, вундеркиндов, подобных Паскалю, Моцарту, Бетховену и т.п.?

Как можно объяснить громадные различия между гениями и дебилами, придерживаясь узких рамок теории одного-единственного существования? Могла ли гениальность Сократа, Эйнштейна, Ганди и др. развиться за время одной жизни? Несомненно, эти способности обусловлены достижениями предыдущих жизней.

Вундеркинды

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 21:04 пользователем Elena

 

Время от времени на этой земле рождаются удивительные дети. Не являясь прямым доказательством перерождения, их удивительные способности представляют собой феномен, до сих пор необъясненный наукой. Откуда взялись необычайные способности и дарования вундеркиндов? Бентам (Bentham) в четыре года мог читать и писать по-латыни и по-гречески...

Бетховен в семь лет давал публичные концерты; Моцарт сочинял музыку еще до достижения шестилетнего возраста; Вольтер в три года читал басни Фонтеня, Кристиан Хайнекен начал говорить через несколько часов после рождения, в возрасте одного года цитировал Библию, в два года отвечал на любые вопросы по географии, в три года говорил по-французски и по-латыни, а в четыре приступил к изучению философии; Джон Стьюарт Милль в три года читал по-гречески; Уильям Джеймс Сидис в два года читал, писал и говорил на французском, русском, английском и немецком языках, а в восемь лет овладел латынью и греческим; сэр Уильям Гамильтон, британский дипломат, в три года говорил на иврите, а в семилетнем возрасте объявил, что его познания в этой сфере превосходят уровень студентов университета; Гамильтон мог говорить на двенадцати языках, включая персидский, урду и хиндустани; Феруччо Бурко, итальянский мальчик, в четыре года дирижировал симфоническим оркестром; Джанчелла ди Марко, итальянская девочка, в восьмилетнем возрасте дирижировала Лондонским симфоническим оркестром.

Интересно отметить, что у большинства одаренных и гениальных детей родители не обладали выдающимися способностями.

Похоже, что ученые испытывают затруднения, пытаясь объяснить феномен детской одаренности. Некоторые медики считают его причиной патологию желез внутренней секреции. Однако их гипертрофия может быть обусловлена кармой. Кроме того, ученые не объясняют, почему гипертрофия желез внутренней секреции возникает не у всех людей, а только у некоторых. Вопрос остается открытым.

Не будет ли разумным предположить, что эти вундеркинды и гении обрели свои умения в предыдущих жизнях? Их таланты интенсивно развивались еще в прошлых существованиях. Кажется невозможным найти иное адекватное объяснение таких необычных способностей.

Память о прошлом

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 21:09 пользователем Elena

Память и бессознательное

Если перерождение существует, то почему подавляющее большинство людей не помнит свои прошлые жизни? Многие не помнят себя в младенчестве, и никто не помнит своего рождения. Говорят, что вспомнить свои прошлые жизни трудно тем, кто:

1) умер в раннем детстве;

2) умер старым и слабоумным;

3) страдал наркоманией или токсикоманией;

4) тем, чья мать была нездоровой во время зачатия, а в период беременности вела себя неосторожно;

5) тем, кто пережил потрясение или испуг, находясь в материнской утробе.

Известно, что человеческое сознание функционирует таким образом, что человек помнит не все события своей жизни. Большинству людей неведомо, что такое сознание и как оно работает. Еще меньше известно о бессознательном, составляющем большую часть нашей психики, ту ее часть, которую мы, как правило, не используем. Именно в этой сфере скрыты воспоминания обо всем, что произошло с нами в этой и в прошлых жизнях.

Западные ученые утверждают, что наше обычное сознание – это всего лишь отражение нашего бессознательного, подобное отраженному луной солнечному свету. Ученые также выдвигают гипотезы, согласно которым в бессознательном хранится информация не только о каждом мгновении этой жизни, но и о предыдущих существованиях.

Хорошо, что мы не помним ошибок, страданий и предубеждений прошлых жизней, ведь они могли бы сделать нынешнюю жизнь нестерпимой. Впечатления о перерождениях в нечеловеческих сферах не оставляют в памяти четкого отпечатка. Несколько таких жизней полностью стирают все воспоминания.

 

Люди, помнящие прошлое

Реальность перерождения подтверждается свидетельствами людей, вспомнивших свои прошлые жизни. В этих случаях воспоминания о предыдущих существованиях спонтанно возникали в обыденном сознании.

Достоверные сообщения о детях, которые вспомнили прошлые жизни, приходят не только из Индии или буддийских стран, но и из христианских стран Европы и Америки, где не верят в перерождение. Компетентные исследователи изучили воспоминания этих детей и признали, что некоторые из них детальны и точны.

Бывает, что люди, особенно дети, по законам ассоциации внезапно обретают память о прошлом рождении. Существуют многочисленные свидетельства о тех, кто смог подробно рассказать о предыдущей жизни, находясь в обычном состоянии сознания. Некоторые из таких свидетельств были проверены серьезными учеными и признаны достоверными. Доктор Стивенсон из Университета в Вирджинии в своей книге, посвященной перерождениям, упоминает сорок четыре таких случая и обсуждает их.

Американский ученый Ян Стивенсон, автор книги "Двадцать предположительных случаев перерождения", утверждает, что годы исследований склонили его к принятию точки зрения, согласно которой "возможна жизнь после смерти". Стивенсон пытался проверять теорию перерождения с 1961 года, когда он впервые побывал в Индии. С тех пор он исследовал и подверг научному анализу 1200 свидетельств о перерождении, в том числе, 170 из Индии. Доктор Стивенсон утверждает, что большинство изученных им случаев "говорит в пользу реинкарнации". Больше всего сообщений о перерождениях поступило из Индии, Шри Ланки, Таиланда, Бирмы, Турции, Сирии, Ливана; большую часть людей, вспомнивших перерождения, составили дети. Стивенсон говорит, что нет причин считать такие свидетельства суевериями и пренебрегать ими; перерождение достойно серьезных академических исследований. Он также утверждает, что в некоторых случаях причиной родимых пятен могут быть повреждения или ранения, полученные в прошлых жизнях.

Даже одного такого достоверного случая достаточно для того, чтобы проницательный ученый убедился в истинности учения о перерождении.

Отсутствие души

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 21:36 пользователем Elena

Буддийское учение о перерождении отличается от учений о переселении и реинкарнации, основанных на концепции существования вечной души. Буддизм отрицает существование вечной души, переселяющейся из одного тела в другое.

Концепция бессмертия души необходима для оправдания вечных мук или бесконечного блаженства, наступающих после смерти. Возможно ли, чтобы наказанием за грехи земной жизни было вечное пребывание в аду?

"Необходимо, чтобы исчезло старое разделение на душу и тело", - говорил Бертран Рассел. "Насколько материя утратила твердость, настолько мысль утратила духовность. Психология уже становится научной. Во всяком случае, на нынешнем этапе ее развития утверждается, что вера в бессмертие не поддерживается наукой".

По мнению ученого автора "Загадок Вселенной", "теологическое доказательство того, что личностный творец вдохнул в человека бессмертную (как считается, божественную) душу, представляет собой чистый миф. Космологическое доказательство, что "всеобщий моральный закон требует вечного существования человеческой души", - безосновательная догма. Теологический аргумент, что "высшая судьба человека предполагает посмертное совершенствование его неполноценной души", является ложным антропоморфизмом. Этический аргумент, что "дефекты и неутоленные желания земного существования должны быть исправлены и исполнены в вечности" - всего лишь благое пожелание. Этнологический аргумент, будто "вера в бессмертие присуща всему человечеству" - не подтверждается фактами".

Учение об отсутствии души (анатта)

Опубликовано пт, 11/09/2012 - 21:40 пользователем Elena

Для понимания теории перерождения сначала следует усвоить учение об анатте.

Люди никогда не поймут учение Будды об отсутствии души, пока они не станут воспринимать реальность как непрерывный процесс. Нелегко избавиться от закоренелой привычки видеть свое тело, свой ум и внешний мир, состоящими из неделимых и целостных элементов.

Вот почему людей тревожит вопрос: если не существует стабильного бытия, неизменных основ, подобных самости или душе (атману), то кто пожинает результаты своих деяний в этой и последующих жизнях? Другими словами, это тот же самый человек, или уже другой, унаследовавший плоды чьих-то деяний? Одна крайность состоит в том, чтобы и сеятеля, и сборщика плодов считать одним и тем же человеком. Другая - воспринимать их как совершенно разных людей. Простое объяснение состоит в том, что жизнью мы называем поток физических и ментальных процессов или энергий, которые постоянно изменяются, возрастая или убывая. Нельзя утверждать, что последствия своих поступков переживает тот же самый человек, потому что он изменяется, изменяется в каждое мгновение своей жизни. Кроме того, жизнь - это продолжительный процесс. Ребенок отличается от юноши, юноша от взрослого; они не тождественны друг другу, но и не являются совершенно иными людьми. Они представляют собой единый поток телесных и ментальных процессов. Буддхагхоша сказал в "Вишуддхамагге":

"Нет того, кто совершал деянья,
Нет того, кто пожинает их плоды.
Есть всего лишь поток явлений -
Это единственно верный взгляд".

Непрерывность и изменчивость жизни можно проиллюстрировать примером бабочки. В начале жизненного цикла бабочка представляет собой личинку, которая затем превращается в гусеницу, а потом становится настоящей бабочкой. Все эти превращения происходят на протяжении одного существования. Бабочка не идентична гусенице, но и не является чем-то полностью иным. Таково течение непрерывного жизненного потока.

Самсара: колесо бытия

Опубликовано сб, 11/10/2012 - 11:41 пользователем Elena

Постоянное блуждание существ в океане рождений и смертей обозначается термином " самсара ".

Будда сказал: " Самсара бесконечна. Непостижимо и ее начало – появление существ, обреченных на вечные скитания из-за своего неведения и страстных желаний".

Поток существований, или самсара, бесконечен, потому что его постоянно питают мутные воды неведения и страстных желаний. Остановить поток можно лишь их отсечением. Только тогда перерождения прекратятся, как это произошло у будд и архатов. Невозможно определить и начало этого потока, постичь состояние, в котором он еще не загрязнен неведением и страстью.

Круговорот перерождений, или самсара, не закончится сам по себе. Не существует никаких сроков, по истечении которых существа, вращающиеся в самсаре, обретают освобождение. Самcара не ограничена временными рамками.

Осознав природу самсары, мы обретаем уверенность, что это - мировой нравственный закон. Обретя верное понимание, мы сможем управлять своей личной судьбой, ориентируясь на высочайшую духовную цель.

Если жизнь продолжается после смерти, то можно рассмотреть ее в другом направлении - из прошлого в настоящее. Фраза "От рождения до смерти" обретает свое дополнение в изречении "От смерти до рождения". Родиться много раз - это не менее удивительно, чем родиться только однажды.

Будда объяснил природу самсары или колеса бытия в своем учении о взаимозависимом возникновении (Paticca Samuppada).

Условия перерождения: ниямы

Опубликовано сб, 11/10/2012 - 11:57 пользователем Elena

Карма сама по себе не может создать жизнь. Карма – это только один из пяти факторов, или процессов, или ниям, которые действуют в физической или ментальной сферах. Каждый из этих факторов способствует зарождению жизни и является необходимым условием ее существования. Любой ментальный или физический феномен можно объяснить этими всеобъемлющими процессами, или ниямами, проявляющимися в форме законов бытия.

1. Utu niyama: относится к неорганическому миру. Этому закону подчиняются такие явления, как сезонные ветры и дожди, смена четырех времен года, перемена погоды, причины ветра, дождей, жары и т.п.

2. Bija niyama: относится к органическому миру и включает в себя закономерности развития зародышей и семян. В соответствии с этим законом рис вырастает из зернышка, сахар и мед имеют сладкий вкус, некоторые фрукты обладают особыми свойствами и т.п. Научная теория клеток и генов, физическое сходство близнецов входят в сферу действия этого закона.

3. Kamma niyama: имеет отношение к причине и следствию. Этот закон бытия устанавливает, что хорошие и плохие деяния соответственно дают хорошие и плохие результаты. Карма неизбежно создает результат, который проявляется в форме врожденных тенденций, а не в виде поощрения или наказания. Эта причинно-следственная связь естественна и необратима, как траектория солнца и луны.

4. Dhamma niyama: относится к категории норм. Природные феномены, сопровождающие последнее рождение Бодхисаттвы, гравитация и прочие подобные законы природы, знание о том, что такое хорошо и что такое плохо, принадлежат к сфере действия этого закона.

5. Citta niyama: охватывает группу законов, связанных с психикой. Эта категория включает в себя феномены сознания и его проявлений, силу ума и т.п. Все непризнанные наукой психические явления включены в эту категорию (телепатия, телекинез, сверхъестественное знание о прошлом и будущем, ясновидение, яснослышание и пр.).

Четыре типа рождения

В буддизме говорится о четырех типах рождения: рождение из яйца, рождение из лона, рождение из влаги, саморождение.

Саморождающиеся существа, как правило, невидимы физическим зрением. В силу накопленной кармы они возникают сразу, не проходя через эмбриональную стадию развития. К этой группе существ относятся духи (преты) и различные божества (деви, брахмы).

 

Четыре типа смерти

Буддисты считают, что смерть вызывается одной из четырех причин или их сочетанием.

1. Истощение репродуктивной кармической энергии.

Буддизм учит, что мысль, волевой импульс или желание, которые были самыми сильными в момент смерти, приобретают характер доминанты, обусловливающей следующее рождение. Этот последний миг имеет особое значение. Когда потенциал репродуктивной кармы истощается, прекращаются органические процессы материальной формы. Это происходит даже в тех случаях, когда отпущенный существам срок жизни еще не истек. Такое часто встречается у тех, кто пребывает в низших мирах, но иногда случается и в других сферах бытия.

2. Истечение естественного срока жизни.

Продолжительность жизни зависит от сферы бытия. К этой категории относится естественная смерть от старости.

3. Смерть как следствие одновременного истощения репродуктивной кармической энергии и истечения естественного срока жизни.

4. Противодействие сильной кармы, пресекающей поток репродуктивной кармы еще до истечения срока жизни.

Этой причиной обусловлены детские смерти, внезапные и безвременные кончины.

Согласно буддизму, смерть - это прекращение психофизического существования индивидуума. Она наступает с уходом жизненной силы, т.е. потока сознания. Единственное различие между переходом от одной мысли к другой во время жизни и переходом от последней мысли умирающего в сознание перерождения состоит в наличии или отсутствии очевидных признаков физической смерти.

Ум умирающего человека

Опубликовано сб, 11/10/2012 - 12:13 пользователем Elena

Представим себе умирающего. Его состояние сравнимо с мерцанием лампы перед ее угасанием.

Умирающий человек обладает кармой – хорошими и плохими деяниями, совершенными во время жизни или непосредственно перед смертью. В уме умирающего возникает kamma nimitta или gati nimitta. Kamma nimitt a – это символическое воспроизведение взгляда, звука, запаха, вкуса, прикосновения или мысли - определявших его действия при жизни. Например, мясник может увидеть ножи или трупы умирающих животных, врач – своих пациентов, фанатик – объект своего поклонения и т.п. Gati nimitta – это "символ судьбы", примета или место, где произойдет перерождение. Такое часто встречается у умирающих. Видения, предвещающие будущее, могут быть разными: огонь, леса, горы, материнское лоно, небесные дворцы и т.п. Это указания на место грядущего перерождения, и если знаки плохие, то можно своевременно принять определенные меры.

В буддийских странах существует обычай напоминать умирающему о его благих деяниях. Это помогает обрести счастливое и кармически очищенное состояние ума для обретения благоприятного перерождения. Родственники для пользы умирающего показывают ему некоторые культовые предметы, дают ему возможность услышать религиозные поучения или пение сутр. Процесс осознавания у умирающего ослаблен. Перед наступлением смерти одно из его предыдущих действий связывается с одним из представленных в сознании органов чувств. Затем мысль умирающего страстно цепляется за этот объект. С окончанием ментального процесса последняя в жизни мысль уходит, захватывая с собой кармический объект.

Направленность нового цепляния или места для нового перерождения определяется сознанием умирающего. Даже плохой человек может переродиться в счастливой участи, если в момент смерти его мысли были благими. Напротив, каким бы благородным и духовным не был человек, если его последняя мысль окажется низкой и безнравственной, не поможет никакое многолетнее преданное служение. Однако, если такое происходит, когда жизнь изобиловала неблагими деяниями, то хороший эффект будет весьма незначительным и кратковременным. Совершенное человеком зло в конечном итоге приводит его к несчастьям. Негативный характер предсмертной мысли является одной из причин врожденных и детских болезней. С другой стороны, человек, совершивший много плохих поступков, может обрести хорошее рождение благодаря добрым деяниям из какой-либо предыдущей жизни – деяниям, повлиявшим на его последнюю мысль. Таким образом, последние часы жизни во многом определяют судьбу человека в его


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.