Соотношение мер убеждения и принуждения в административной деятельности правоохранительных органов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Соотношение мер убеждения и принуждения в административной деятельности правоохранительных органов

2020-12-06 701
Соотношение мер убеждения и принуждения в административной деятельности правоохранительных органов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для того чтобы охарактеризовать основные методы государственного управления, необходимо обратиться к анализу их содержания. В качестве такового выступает система мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права. То есть прояснение вопроса о методах государственного управления требует обращения к анализу основных мер.

Так административная деятельность полиции осуществляется посредством различных методов. Наличие множества методов обусловлено сложностью процессов административной деятельности.

Основными методами административной деятельности полиции являются убеждение и принуждение, так как в реализации любой функции этой деятельности имеется вариантность соотношения убеждения и принуждения. При этом на первом месте выступает убеждение, а затем - принуждение. Такое соотношение методов вытекает из общественной природы нашего государства, из соответствия его целей и задач интересам человека и гражданина, из огромной воспитательной роли убеждения.

Вместе с тем в административной деятельности полиции убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов этой деятельности. Так, по характеру управляющего воздействия выделяют организационные методы (координация, согласование, инструктирование и др.), психологические методы (психологическое побуждение, мотивация, авторитет и др.), административные и экономические методы. Все методы должны соответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленности и организационной форме.

Административные методы являются наиболее важными и значительными в деятельности полиции. Они характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего, то есть «властью-подчинением», в них наиболее ярко выражается управленческо-распорядительная природа административной деятельности полиции. Использование административных методов позволяет субъекту этой деятельности прямо воздействовать на объект деятельности, добиваться необходимого подчинения. По способу воздействия административные методы подразделяются: на обязывающие к совершению определенных действий; уполномочивающие совершать определенные действия; поощряющие совершение социально полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.

Административные методы, обладающие волевым, обязывающим характером, нельзя отождествлять с произволом, администрированием, которые, в сущности, являются антиподами административных методов.

Избрание конкретных методов административной деятельности и их практическое применение обусловливаются рядом факторов субъективного и объективного характера.

Большое значение в использовании методов имеет субъективный фактор. Так, авторитарный подход к избранию и применению методов недостаточно квалифицированным работником полиции может привести к отрицательным последствиям, к искажению целей административной деятельности. Ввиду этого важно, чтобы субъект деятельности обладал высоким уровнем квалификации, чувством ответственности за избрание того или иного метода воздействия.

В связи с этим должны учитываться актуальные задачи, стоящие перед административной деятельностью, особенности и состояние субъекта и объекта деятельности, характер и специфика конкретной жизненной ситуации, возможности эффективного использования имеющегося арсенала методов, внутренние и внешние условия, в которых осуществляется административная деятельность, и другие объективные факторы, не зависящие от воли субъекта административной деятельности.

При выборе и использовании методов важно определить наиболее эффективные из них или оптимальную комбинацию методов для разрешения дела (вопроса), умело применить избранные методы в процессе административной деятельности.

В теории административного права, исходя из особенностей юридической практики, выделяются следующие методы управления:

1) наблюдение - пассивный метод деятельности органов управления;

2) контроль - слежение за положением дел с целью корректирующего воздействия на объект управления;

3) разработка мер - активный метод управления для непосредственного управления хозяйственным, административно-политическим и социально культурным строительством;

4) метод прямого и косвенного воздействия.

5) убеждение и принуждение.

Убеждение как метод административной деятельности полиции представляет собой комплекс воспитательных, организационных и поощрительных мероприятий, призванных воздействовать на сознание и поведение людей в интересах повышения сознательности и дисциплинированности, добросовестного соблюдение всеми гражданами законности.

Целью убеждения в деятельности полиции является воспитание у граждан внутренней потребности и стойкости привычки правомерного повеления. В этой связи в административной деятельности полиции важное значение приобретает предотвращение правонарушений, и прежде всего преступлений. Известно, что совершению противоправного поступка предшествуют те или иные внешние проявление этого намерение в психике и поведении человека. Например, совершению правонарушений несовершеннолетними может предшествовать нежелание учиться, развязное поведение, недисциплинированность. Тем самым сотрудники полиции получают реальную возможность выявлять лиц, склонных к совершению правонарушения. Сотрудники полиции, используя метод убеждения, воздействуя на сознание, волю, чувства человека, препятствуют возникновению стимулов нежелательного поведения.

Законодательство и практика его применения становятся на путь использования мер принуждения в отношении правонарушителей, как правило, вслед за убеждением и мерами общественного воздействия. Государство, устанавливая ту или иную правовую норму, нередко рассматривает применение мер убеждения или общественного воздействия к ее нарушителям как обязательное предварительное условие, подлежащее использованию, прежде чем выявится потребность применения мер государственного принуждения. В этих случаях меры принуждения применяются лишь тогда, когда убеждение и общественное воздействие не приводят к положительным результатам и правонарушители, не поддаваясь воздействию воспитательных мер, вновь совершают правонарушения.

При этом следует учитывать, что в административной деятельности полиции по охране общественного возможности для использования убеждения как средства воздействия на правонарушителей особенно велики. Административные правонарушения, с которыми преимущественно встречаются сотрудники полиции в сфере правоохранительной деятельности, не представляют такой общественной опасности, как преступление, а лица, их совершающие, обычно не являются опасными и злостными нарушителями. Поэтому убеждение в административной деятельности полиции становится весьма действенным средством предупреждения и пресечения правонарушений, а также воспитания правонарушителей.

В административной практике полиции можно выделить ряд основных форм убеждения, использование которых дает положительные результаты: воспитательная работа среди населения и индивидуальная работа с гражданами, склонными к совершению правонарушений; критика антиобщественных проступков и создание вокруг лиц, их совершивших, обстановки всеобщего осуждения; распространение положительного опыта охраны общественного порядка; информирование государственных органов, общественных организации и населения о состоянии охраны общественного порядка на обслуживаемой территории; поощрении граждан, активно участвующих в охраны общественного порядка.

Воспитательная работа полиции должна быть не только массовой, охватывающей своими воздействием целые группы населения, но непременно индивидуальной.

Действенным средством является также информирование населения о состоянии охраны порядка, фактах наиболее опасных преступлений, хулиганства и дерзких нарушений общественного порядка.

Являясь основным методом административной деятельности полиции, убеждение не всегда оказывается достаточно эффективной мерой воздействия на поведение лиц, совершающих противоправные действия. В связи с этим государство, охраняя неприкосновенность личности, ее права, свободы, законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений и организаций, уполномочивает сотрудников полиции применять принуждение к тем, кто не поддается влиянию мер убеждения и общественного воздействия. Принуждение применяется на базе убеждения, средства воздействия которого уже исчерпаны.

Принуждение носит административно-правовой характер и применяется в установленном порядке в соответствии с требованиями закона.

Административное принуждение, будучи конкретным видом государственного принуждения, обладает рядом специфическим признаков. Оно имеет своим назначением охрану общественных отношений, складывающих в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности соответствующими органами и должностными лицами, что является проявлением их государственно-властных полномочий.

По содержанию оно заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействий на сознании и поведение людей в форме ограничений личного, организационного или имущественного характера. Внешние формы проявления административного принуждения весьма различны. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителей в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий за нарушение лицензионно-разрешительной системы, к имущественным ограничениям относится, в частности, штраф, изъятие, конфискации.

Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы побудить, заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них подчиниться установленным право ограничениям.

Административное принуждение находит широкое применением в деятельности сотрудников полиции по охране общественного порядка. Применением мер принуждения выражает государственно-властный характер полномочий сотрудников полиции. Компетенция полиции и полномочия ее сотрудников на применения принудительных мер устанавливаются соответствующими законами, указами, постановлениями правительства и рядом других нормативны актов.

Административное принуждение служит правовым средством защиты общественных отношений от противоправных посягательств. Обеспечивая общественный порядок, сотрудники полиции правомочны принудить лиц, злостно нарушающих правила поведения, к соблюдению норм права, принудительно подчинять их правопорядку.

Содержание мер административного принуждения состоит в причинении лицу какого-либо морального, материального или физического ущерба, какого-либо ограничения или стеснения его личных или имущественных прав. Это свойство принуждения используется ряда целей.

Прежде всего, сотрудниками полиции ставится цель предупреждения правонарушений, недопущения нарушений общественного порядка. Поскольку не всегда удается предупредить правонарушение, сотрудники полиции применяют меры административного принуждения с целью пресечения возникающих противоправных действий. В тех же случаях, когда вслед за пресечением правонарушения возникает необходимость в привлечении правонарушителя к ответственности, административное принуждение применяется с целью наказания лиц, виновных в совершении административных проступков.

Принуждение как метод административной деятельности полиции состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение личности. Обеспечивая общественный порядок, а также осуществляя иные функции в сфере административной деятельности, работники полиции уполномочены предъявлять к личности требования, связанные с обеспечением правопорядка, исполнение которых гарантируется, а при необходимости и обеспечивается применением принуждения.

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, то есть  на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, которые могут повлечь невыгодные последствия для личности. К психическому принуждению относятся, например, официальное предостережение уполномоченным работником полиции гражданина, нарушающего общественный порядок, о недопустимости антиобщественного поведения; официальное требование работника полиции о прекращении правонарушения, совершаемого гражданином или должностным лицом.

Материальное принуждение воздействует на поведение личности через принадлежащие ей денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении их владельца, во взыскании с правонарушителя денежных сумм - штрафа и др.

К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение. Посредством этих мер вопреки воле личности уполномоченный работник полиции совершает действия, направленные на достижение целей административной деятельности. Так, например, производя задержание лица, совершившего административное правонарушение, сотрудник полиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения посредством применения к правонарушителю физической силы, наручников и других специальных средств. Этим сотрудником полиции пресекаются противоправные действия нарушителя и т.п.

Меры административного принуждения могут применяться как к правонарушителям, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).

Принуждение, применяемое в административной деятельности полиции, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем оно не лишено устрашающего и карательного свойств.

Исходя из применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного предупреждения, последние подразделяются на четыре группы: меры административного предупреждения(административно-предупредительные меры); меры административного пресечения; меры административно-процессуального обеспечения; административные взыскания.

 

 

Максимова Елена Вадимовна,

студентка 241 ПД учебной группы очной формы обучения Ижевского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.