Возбуждение уголовного дела и первоначальный этап расследования — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Возбуждение уголовного дела и первоначальный этап расследования

2020-12-06 89
Возбуждение уголовного дела и первоначальный этап расследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поводами для возбуждения уголовных дел о взяточничествев 82 % случаев являются письма и заявления граждан. В подавляющем большинстве это заявления взяткодателей о том, что взятка ими уже передана либо о предстоящей передаче взятки, вымогаемой взяткополучателем. В практике встречаются случаи, когда заявление поступает от должностного лица, в котором он сообщает, что ему предлагают взятку. Чаще всего такой повод имеет место в ситуации, когда взятка предлагается сотрудникам правоохранительных органов.

Значительно реже на практике в качестве поводов возбуждения уголовных дел встречаются: сообщения учреждений, организаций и должностных лиц; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; сообщения контролирующих органов с представлением актов проверок и ревизий; выявление фактов взяточничества непосредственно органами дознания, следователями, прокурорами, судьями в процессе проверок, расследования и рассмотрения уголовных дел по другим составам.

Очень низок процент явок с повинной субъектов взяточничества. В основном это случаи обращения взяткодателей, которые, признаваясь в содеянном, полагают избежать ответственности за более тяжкое преступление. В качестве примера можно привести уголовное дело, когда сотрудник ГИБДД, будучи задержанным по подозрению в совершении преступлений в составе вооруженной преступной группы, признался, что неоднократно получал от предпринимателя Ч. взятки за непривлечение его к административной ответственности за допущенные нарушения Правил дорожного движения.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что в разных регионах России порядок возбуждения дел различный. В одних — после принятия заявления организуется его проверка, которая чаще всего сводится к проведению оперативно-розыскной операции, состоящей из комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в том числе оперативного эксперимента и задержания правонарушителя с поличным. По результатам операции возбуждается уголовное дело.

В других регионах на основании заявления возбуждается уголовное дело по факту, после чего осуществляется подробный допрос заявителя и другие следственные действия с целью сбора доказательств, а также направляется поручение в порядке  ст. 127 УПК РСФСР органу дознания о проверке заявления оперативным путем. Только после этого орган дознания организует проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Полагаем, что как тот, так и другой путь процессуально возможны. Первый из них более традиционен и используется чаще. Тем не менее оба пути имеют свои положительные и отрицательные стороны, поэтому принятие решения зависит от конкретной ситуации и усмотрения следователя или прокурора.

Результаты проведения оперативного эксперимента передачи взятки под контролем и задержания с поличным по делам о взяточничестве в настоящее время рассматриваются как основное и решающее доказательство. На нем базируются приговоры по более чем 80 % дел. В связи с этим к качеству проведения этого оперативно-розыскного мероприятия предъявляются повышенные требования и зачастую именно от его результатов зависит вопрос не только возбуждения уголовного дела, но и всего дальнейшего расследования. Стоит упомянуть, что в последние годы его качество значительно ухудшилось в связи со сложившейся практикой направления заявителей о взяточничестве не в службы ОБЭП и РУБОП, а в службу собственной безопасности того органа, в котором служит предполагаемый взяткополучатель. Поскольку эти службы в органах таможни, налоговой полиции и других только начинают складываться, они допускают в работе много ошибок. Наиболее эффективно действует служба собственной безопасности органов МВД, укомплектованная подготовленными кадрами.

Если заявление (сообщение) о взяточничестве носит анонимный характер, то прежде всего устанавливается, имели ли место действия, за которые, по данным заявителя, получена взятка; при подтверждении такого факта проверяется их законность, причастность к их выполнению должностного лица, подозреваемого в получении взятки.

Если в заявлении не указаны взяткодатели, то принимаются меры к их установлению, а также и автора заявления, выясняются взаимоотношения его с лицами, указанными в заявлении.

Если основанием к возбуждению уголовного дела является добровольное заявление гражданина, у которого должностное лицо вымогает взятку, то в соответствии со ст. 110 УПК РСФСР оформляется письменное заявление, подписываемое этим гражданином. При этом заявителю разъясняется ответственность за ложный донос, о чем делается отметка в протоколе о добровольном заявлении. Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В заявлении должно быть указано, в каком учреждении работает лицо, вымогавшее взятку, за какие действия (услуги) он требует взятку, в какой форме; когда, где, при каких условиях она должна быть передана и т.д. Если в качестве предмета взятки будут фигурировать деньги, то указываются сумма, количество купюр, их достоинство и номера. Если передается вещь, указываются ее общие и частные признаки.

Важным моментом проверочных действий является установление достоверности имеющейся информации. Ознакомление с документами позволяет установить факты, отраженные в этих документах (например, занижение стоимости приватизированного имущества, неоправданное предоставление льготного кредита и т. п.) Сбор информации, поступающей от граждан, позволяет составить представление о личности информатора и его отношениях с взяткодателем (или коррумпированным должностным лицом) и определить, какие из сообщаемых фактов и каким образом могут быть проверены.

Для проверки достоверности информации о взятке или коррупции (например, о факте получения взятки, о постановке на содержание должностного лица криминальной или коммерческой структурой, о снижении цен на аукционе и т.п.) желательно получить ее по нескольким каналам, из независимых друг от друга источников.

После проверки исходных данных и возбуждения уголовного дела могут быть выдвинуты следующие общие версии: а) факт дачи-получения взятки или ее вымогательства имел место; б) подкуп государственного служащего, оказание ему различного рода услуг осуществляются систематически; в) получения взятки не было, имел место оговор должностного лица; г) заявитель ошибочно истолковал слова и действия должностного лица как вымогательство взятки; д) должностное лицо правомерно получило вознаграждение (гонорар, наследство, возвращенный долг и т. п.), не совершая каких-либо действий в интересах третьих лиц (структур).

Наряду с этими общими (наиболее типичными) версиями должны строиться и версии частные, они могут касаться субъектов взяточничества и коррумпированных деяний, связей этих субъектов между собой, мотивов и характера их действий. Необходимо построение версии и о ситуации, в которой реализуется или будет реализовываться взяточничество (коррупция). Эта версия должна касаться места, времени, обстановки, возможного отражения действий в документах, иных материальных источниках. При расследовании эпизодов взяточничества следует проверять версию о технологии передачи-получения взятки: месте передачи, способе, используемых при этом технических средствах, тайниках, сопутствующих процедурах и т. д.

Важной является и такая частная версия, которая способствует отысканию материально фиксированных следов (прямых или косвенных доказательств) дачи-получения взятки, как уже оставленных, но еще не обнаруженных следствием (например, следов совместного пребывания, переданных денег и (или) ценностей и др.), так и следов, которые могли или должны были возникнуть с учетом конкретной обстановки, и следов, которым еще предстоит быть оставленными в момент передачи взятки и планируемого задержания.

Выдвинутые версии определяют последовательность и комбинации ОРМ и следственных действий, обеспечивающих объективность проверки и получение доказательств по делам о взяточничестве.

Доказательствами по делам о взяточничестве могут быть факты:

 ускорения должностным лицом обычного порядка выполнения служебного действия;

 нарушения действующего порядка поступления и прохождения документов;

 несоблюдения очередности разрешения конкретного вопроса;

 нарушения существующих правил оформления документов;

 нарушения порядка подготовки материалов, их рассмотрения;

 нарушения или упрощения порядка рассмотрения вопроса;

 несоблюдения действующих требований о полноте представляемых материалов, необходимых для принятия решения;

 волокиты в различных формах проявления.

При анализе организации работы органа или учреждения на совершение взяточничества могут указывать:

 зажим критики в коллективе;

 подбор и расстановка кадров по принципу личных связей;

 назначение на материально ответственные должности ранее судимых за корыстные преступления, или скомпрометировавших себя лиц, либо явно непригодных для работы при имеющемся выборе кандидатур;

 поверхностное проведение аудиторских проверок, инвентаризаций, иного контроля, нарушение сроков их проведения или непроведение вообще;

 систематическое проведение инвентаризаций, проверок одними и теми же лицами;

 установление фактов незаконных увольнений или увольнений по малозначительным поводам лиц, вскрывающих недостатки или нарушения прав и интересов граждан.

Криминалистическими признаками, распознание и использование которых способствует получению доказательств, могут быть данные о частной жизни взяткополучателя:

 образ жизни не по средствам;

 совместное времяпрепровождение проверяющих с проверяемыми и подконтрольными, руководителей с подчиненными;

 обнаружение в служебных кабинетах, по месту жительства и пребывания должностного лица крупных сумм денег, ценностей, превышающих возможности их законного накопления;

 установление фактов ремонта квартир, личного транспорта, строительства дач, гаражей и выполнения иных работ в интересах должностного лица силами или за счет средств подконтрольных или подчиненных лиц;

 обеспечение должностного лица, членов его семьи и знакомых путевками, квартирами и другими благами из фондов предприятия;

 следы окрашивающего химического вещества на преступнике, его вещах, в служебном кабинете, дома.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ

С организационной стороны расследование конкретного дела о взяточничестве зависит от того, какая следственная ситуация сложилась к моменту возбуждения уголовного дела. Под следственной ситуацией понимается объективная криминалистическая категория, отражающая положение в определенный момент расследования, характеризующееся степенью достаточности и содержанием криминалистически значимой информации для принятия решений следователем и прокурором.

 Как показывает анализ следственной практики, на начальном этапе расследования взяточничества чаще всего возникают следующие ситуации:

1. Взятка передана, о чем имеется заявление взяткодателя или иного лица, принимавшего участие в совершении преступления.

2. Взятка обещана, вымогается или требуется.

3. Информация о совершении взяточничества поступает от третьих лиц, не обладающих достоверными данными (информированные в той или иной степени родственники взяточников, знакомые, сослуживцы, а также сообщения средств массовой информации и проч.).

При наличии первой из перечисленных ситуаций следователь планирует свою деятельность, включая следующие следственные действия и мероприятия:

 допрос взяткодателя в качестве свидетеля;

 обыск по месту работы, жительства, в других местах пребывания взяткополучателя;

 выемка и осмотр документов;

 задержание взяткополучателя;

 допрос взяткополучателя;

 обыск у соучастников;

 проведение очных ставок;

 осмотр места происшествия.

Если взятка обещана, вымогается или требуется, фактически предмет взятки еще не передан и есть реальная возможность проверить достоверность поступившего сообщения, проводятся следующие мероприятия:

 а) проверка материала:

 — устанавливается личность предполагаемого взяткополучателя и его должностное положение, объем служебных полномочий, возможности для выполнения действий в интересах взяткодателя;

 — устанавливаются связи должностного лица;

 — органу дознания поручается проведение оперативно-розыскных мероприятий;

 б) возбуждение уголовного дела:

 — допрос заявителя;

 — поручение органу дознания об организации оперативно-розыскного мероприятия — передачи предмета взятки под контролем;

 — задержание с поличным;

 — осмотр места происшествия;

 — допрос субъектов взяточничества;

 — обыск по месту работы, жительства, нахождения субъектов взяточничества;

 — личный обыск;

 — опись имущества, наложение ареста на имущество (после предъявления обвинения);

 — осмотр предмета взятки;

 — выемка и осмотр служебных документов;

 — очные ставки.

В третьей из перечисленных ситуаций следователь, прежде всего, организует проверку источника информации после получения от него подробного объяснения по существу заявления. Устанавливается его личность, проверяется характеристика, состояние на различных учетах, взаимоотношения с участниками взяточничества и другие необходимые для принятия решения о проверке материала сведения. Далее необходимо провести ознакомление с деятельностью государственного органа или учреждения с целью установления обстановки и выявления криминалистических признаков взяточничества, куда входят:

 установление связей должностных лиц и предполагаемых взяточников;

 поручение органу дознания о проверке информации оперативным путем;

 допрос заявителя, информатора;

 выемка и исследование документов;

 обыски по месту работы и жительства взяточников;

 организация наблюдения и задержания с поличным;

 допрос взяточников;

 очные ставки.

 

Типичными первоначальными следственными действиями по делам о взяточничестве, таким образом, являются: допросы заявителя, свидетелей; задержание с поличным и допрос подозреваемого; осмотр предмета взятки, документов, иных вещественных доказательств; осмотр места происшествия; обыски; выемки; наложение ареста на имущество и др. Поскольку тактика их проведения достаточно подробно изложена в криминалистической литературе, остановимся лишь на некоторых вопросах, апробированных следственной практикой и повышающих эффективность расследования в целом.

При подготовке задержания с поличным необходимо учитывать, что оно может быть успешно реализовано в случае, когда точно известны лицо, время и способ предстоящей передачи взятки; когда у гражданина вымогают взятку, и он об этом добровольно заявляет, а затем активно помогает следствию; когда лицо, известное в качестве взяткополучателя, регулярно получает взятки (например, в приемные часы); когда схема передачи и получения взятки достаточно продумана и детально разработана, а ее элементы известны оперативным сотрудникам или следственным органам.

Задержание целесообразно производить в момент передачи-получения взятки или непосредственно после этого; оно должно быть осуществлено так, чтобы взяткополучатель не мог выбросить предмет взятки, передать его обратно взяткодателю. Следователь не должен участвовать в захвате субъектов взяточничества с поличным, поскольку в этом случае он становится свидетелем. После задержания взяткополучателя производится его личный обыск. В протоколе обыска отражаются, где обнаружен предмет взятки (в кармане, портфеле и т.п.), в каком виде он находится (в упаковке, ее вид, состояние), в каком порядке расположены предметы взятки и другие находящиеся там предметы. Данное обстоятельство имеет важное значение, так как обыскиваемый нередко заявляет, что деньги (взятку) ему незаметно положили в карман (сумку, портфель), и он ничего об этом не знает. Однако тот факт, что поверх конверта с деньгами находятся, например, носовой платок, футляр с очками и другие предметы, способен опровергнуть подобные объяснения.

По мнению практиков, при проведении осмотра места происшествия по указанной категории уголовных дел целесообразно применение видеозаписи как вспомогательного способа фиксации получаемой информации. Необходимо учитывать, что видеозапись позволяет объективно зафиксировать момент и процесс обнаружения предмета взятки непосредственно у взяткополучателя или в осматриваемом помещении (например, служебном кабинете), а кроме того — момент обнаружения на руках и одежде взяткополучателя специальных красителей, использованных для пометки предмета взятки. Информативной для следствия является и психологическая реакция взяткополучателя на происходящие события.

Важное значение при расследовании преступлений о взяточничестве (коррупции) имеют обыски, проводимые как по месту работы, так и по месту жительства (а в ряде случаев — по месту временного жительства, например, на дачах, в том числе и в подсобных помещениях, гаражах и т.п.) подозреваемых во взяточничестве (коррупции). В зависимости от следственной ситуации возможно проведение тактической операции, в ходе которой осуществляются обыски одновременно у всех участников преступной деятельности. Это лишает их возможности уничтожить предметы, которые могут быть признаны доказательствами по уголовному делу.

Объектами поиска при обысках по данной категории преступлений являются не только предмет взятки, ценности, нажитые преступным путем, но и их упаковка, чеки, товарные ярлыки и т.п., позволяющие установить факт приобретения определенных вещей в конкретный период. Кроме того, необходимо сосредоточить поиск на обнаружении различного рода документов, имеющих важное значение при расследовании взяточничества: черновые записи и документы, отражающие действия, совершаемые за взятку, сведения о круге участников взяточничества, распределении между ними ролей, их адреса и т.п. Криминалистически значимая информация может содержаться и в официальных документах — договорах дарения, акциях, финансовых счетах и т.п.

Поэтому наряду с обыском по месту работы взяточников может быть проведена и выемка документов:

а) отражающих хотя и законно совершенные действия, но с некоторыми отступлениями от существующего порядка их совершения. Это могут быть фальсифицированные, подложные документы (расписки, справки, чеки, квитанции и т. п.);

б) свидетельствующих о незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконные приказы, распоряжения, оставленные без рассмотрения заявления, документы и т.п.);

в) позволяющих судить о систематичности совершаемых за взятку действий, длительности связи коррумпированных лиц.

Как показывает изучение следственной практики, в отличие от первоначального этапа расследования взяточничества, на последующем этапе целесообразно осуществление таких следственных действий, как очная ставка, предъявление для опознания (лиц, предметов, документов), следственный эксперимент и др. Важное значение имеет проведение судебных экспертиз: трасологических (установление целого по части — в случае обнаружения и изъятия разорванных документов); дактилоскопических, в том числе эджеоскопических (в случае обнаружения на предмете взятки, на его упаковке, денежных знаках и т.п. отпечатков пальцев рук или их фрагментов); судебно-почерковедческих — для установления исполнителя документа (черновика служебного письма, проекта решения, записки, личного письма и проч.); автороведческих — для установления авторства художественного произведения, научного труда и проч.; судебно-технических (технико-криминалистических) экспертиз документов — на предмет выявления в них изменений, дописок, допечаток, исправлений и проч. Возможно проведение и других видов экспертиз, в том числе судебно-экономической экспертизы, особенно если получение взятки связано с другими преступлениями коррупционного характера.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.