Глагольный: искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глагольный: искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить.

2020-12-06 110
Глагольный: искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Качественный:

Разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, червивый, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, шероховатый, ароматный.

Словарь наречий: Высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Словообразование, Словоизменение:

        1.Образование множественного числа существительных в Им. п, Р.п.,(яблоко- яблоки- много яблок)

        2.Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (огурец-огурчик)

        3.Образование прилагательных от существительных (варенье из слив- сливовое)

 

        4.Образование и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (собираю-собирал)

        5.Образование Вин. п. существительных ед.ч (из яблок готовят компот, варенье)

        6.Образование сложных прилагательных (желто-красное яблоко)

        7.Подбор действий к предмету (морковь выдергивают, капусту срезают,картофель выкапывают, помидоры срывают).

Формирование грамматических форм:

        1.Согласование названия овощей и фруктов с прилагательным (красный помидор),с числительными 2,5.(один огурец, два огурца, пять огурцов0

        2.Согласование существительного и прилагательного обозначающих цвет, форму, размер, вкус в Род. п.(яблоко зеленое, круглое, большое, сладкое)

        3.Употребление местоимений «мой»,»моя»,»мое» с существительным (мое яблоко, моя слива)

      4.Практическое употребление в речи предлогов: НА, В, С, ИЗ.

 

Развитие связной речи:

1. Составление простого распространенного предложения с обстоятельством места (морковь выросла на грядке), с предлогами «В»,»НА»,»С»,»ИЗ».

2.Составление предложений с однородными определениями (Я собрал большие, красные, сладкие помидоры).

3.Составление предложений по опорным словам (Таня, срывать, яблоко-Таня срывает яблоко).

4.Составление сложносочиненного предложения с союзом «А» (Яблоко сладкое, а лук горький).

5.Составление предложений из 4-5 и более слов по картинкам, по демонстрации действия.

6.Составление рассказа-описания по опорной схеме.

7.Составление сравнительных конструкций (Капуста выросла на грядке, а груша – на дереве).

8.Составление рассказа с опорой на предметные картинки, заучивание коротких рассказов.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

-«Путешествие во фруктовый сад (в огород), «Как мы урожай собирали» (закрепление способов уборки урожая: капусту срезают.), «Мы собрали урожай (корзина яблок, ведро картошки), «Вершки и корешки», «Кто больше назовет овощей: (круглой формы, зеленого цвета)», «Расскажи какой овощ (фрукт),по вкусу», «Как овощи в магазин попали», «Заготовки на зиму», «Из чего приготовим сок? Суп?», «Что перепутал художник (в саду выросли огурцы, лук)», «Опиши фрукт, а мы его отгадаем», «Что не подходит», «Угадай на ощупь», «Угадай, что где растет», «Обводка трафаретов овощей и фруктов», «Загадки об овощах и фруктах».

  

Тема: «ГРИБЫ».

Задачи:1.Учить различать и называть съедобные и ядовитые грибы.

   2.Формировать знания – о строение гриба (ножка, шляпка, грибница), о месте произрастания грибов., о съедобных и ядовитых грибах., о способах сбора грибов (грибы срезают ножом).,о способах употребления в пищу.

    3.Учить называть и показывать съедобные и ядовитые грибы по характерным признакам их внешнего вида.

   4.Называть блюда, которые можно приготовить из грибов (суп, салат).

Примерный словарь:

 Предметный: Гриб, ножка, шляпка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, опята, мухомор, поганка, дерево, пень, лес, грибник, корзина, нож, сыроежка, грибница.

Глагольный: искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить.

Качественный: Съедобный, ядовитый, червивый, белый, оранжевый, коричневый, рыжий, полезный, красивый, толстый, тонкий, высокий, низкий.

Словарь наречий: Быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо.

Составление рассказа по серии сюжетных картин (2-3 картинки).

Пересказ текста по вопросам, с опорой на одну сюжетную картинку.

Составление рассказа-описания по опорной схеме.

Игровые упражнения:

-«Назови части гриба», «Чем отличаются грибы», «Где спрятался грибок (отработка предлогов), «Собери грибы в корзину», «В лес за грибами (закрепление названия предметов, которые необходимо взять для сбора грибов, выбор соответствующей одежды),

-«Поможем грибнику Незнайке разобрать корзинку (различение съедобных и несъедобных грибов).

-«У нас грибной обед» (закрепление способов употребления грибов в пищу).

 

Уточнить и расширить знания о своей Родине (знать соседние государства, ориентироваться по карте, об основных частях тела и лица.(о функциях частей тела, органов чувств, о расположении частей тела относительно друг друга, о правилах гигиены, об общепринятых условных обозначениях (               ), их назначении.

Голова, уши, лицо, брови, ресницы, лоб, глаза, щеки, нос, губы, зубы, шея, подбородок, туловище, грудь, живот, спина, руки, плечи, локоть, ладонь, кулак, пальцы, ногти, ноги, колени, пятка, носок, сердце, волосы, рост, прическа, стрижка, коса, утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы.

ГЛАГОЛЬНЫЙ:

Видеть. Слышать, говорить, смеяться, жевать, дышать, чистить, полоскать, поворачивать, поднимать, стричь, мыть, вытирать, расчесывать, ухаживать, опускать, делать, идти, стоять, бежать, сидеть, взять (возьми), дать (дай), брать, хлопать, показать, положить, поставить, трогать, глотать, переваривать, питаться, соблюдать чистоту.

КАЧЕСТВЕННЫЙ:

Аккуратный, грязный, чистый, светлый, темный, красивый, высокий, низкий, алые (губы), белые (зубы), большой, указательный, средний, безымянный, мизинец, длинный, короткий, бледный, румяный, кучерявый, нежный, загорелый, здоровый, большой, слабый, сильный, веселый, грустный, молодой, старый, свежий, толстый, тонкий, худой.

СЛОВАРЬ НАРЕЧИИ:

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (нос- носик).

Образование глаголов совершенного и несовершенного вида (бежим - прибежали).

Образование существительных с помощью суффиксов –еньк, -ище (рука- рученька – ручище).

Образование и употребление глаголов в прошедшем, настоящем, будущем времени (смотрел – смотрю- буду смотреть).

 5.Образование сравнительной степени прилагательных (высокий – выше).

 6. Образование префиксальных глаголов (убежать, прибежать, подбежать).

 7. Подбор с противоположным значением (чистый – грязный).

 8.Закрепление представлений о многозначности слов (нос человека, нос корабля, нос самолета).

 9. Образование существительных мн.ч Им. П. и Р. п. (волос – волосы – много волос).

  Формирование грамматических форм:

Тема: «Беларусь – моя»

Примерный словарь: Предметный: страна, герб, флаг, народ, граница, столица, нация, достопримечательности, экскурсия, гид, памятник, озера, болота, реки, Беловежская и Налибокская пущи, учебные заведения, детский сад, школа, институт, Красная книга, зубр, аист, лен, Мирский и Несвижский замки, история (Фр.Скорина, К. Калиновский), белорусский язык, области (Гродненская, Брестская, Минская, Гомельская, Могилевская, Витебская), рушник, лапти, шляпа, Слуцкие пояса, демократия.

Глагольный: Видеть, смотреть, знать, путешествовать, узнавать, рассматривать, любоваться, гордиться, показывать, приглашать, отдыхать, читать, носить (национальную одежду), говорить (на белорусском языке), находить, беречь, охранять (природу).

Качественный: Независимый (народ), свободный, трудолюбивый, мужественный, сильный, спокойный, голубая (озера), зеленая (леса), редкий, единственный, красивый, богатый, древний, прекрасный.

Образование существительных мн.ч от существительных ед.ч (река – реки).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (болото – болотце).

Образование сравнительной степени прилагательных.

Образование и различение приставочных глаголов (приехать- уехать).

 

  Формирование грамматических форм:

 

1.Согласование существительного с числительным в роде, падеже (5 зубров).

2.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе (голубые озера).

3.Практическое усвоение притяжательных местоимений «мой», «моя» в сочетании с существительным муж. И жен. Рода (моя страна).

4.Практическое употребление предлогов «из», «на», «под», «без», «у», «с», «в».

 

Развитие связной речи:

1.Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

2.Пересказ текста по вопросам, с опорой на серию сюжетных картин.

3.Развивать умение пересказывать текст по предложенному плану.

4.Составление рассказа из личного опыта.

5.Составление сложносочиненного предложения с союзом «а» (в реке вода холодная, а в озере теплее).

6.Составление описательного рассказа по опорной схеме, с опорой на образец.

Игровые упражнения:

«Что перепутал художник?», «Назови какой», «Подбери признак» (страна какая?), «Где ты живешь?» (назвать страну, город, улицу), «Путешествие» (в какую страну, на каком транспорте), «Четвертый лишний».

 

Тема: «Минск – мой город».

 

Задачи:

1.Уточнить и закрепить знания детей о Минске.

2.Минск – это главный город, столица нашей Родины.

3.Учить детей называть основные части города, что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, кто их строит.

4.Знать название города, главных улиц, площадей, парков, основные достопримечательности, важнейшие предприятия.

5.Обратить внимание, на то в честь какого назван город, чем он знаменит, рассказать о наиболее важных событиях.

6.Уточнить домашний адрес, на каком виде транспорта дети едут в детский сад.

7. Напомнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

 

Примерный словарь: Предметный:

Город, столица, деревня, поселок, улица, тротуар, бульвар, проспект, дорога, площадь, парк, перекресток, светофор, машины, метро, электричка, троллейбус, дети, люди, заводы, кинотеатр, цирк, магазин, школа, институт, памятник, фонтан.

 

Глагольный:

Строить, ходить, переходить, смотреть, видеть, гулять, выступать, работать, жонглировать, бить, ездить, приезжать, учиться, заниматься, развлекаться, наблюдать, убирать, чистить.

 

Качественный:

Красивый, зеленый, высокий, многоэтажный, чистый, тихий, низкий, замечательный, добрый, трудолюбивый, старый, роскошный, древний, прекрасный, прочный, благоустроенный.

Словарь наречий:

Тихо, быстро, осторожно, нарядно, весело, красиво, шумно,

Словоизменение, словообразование:

1.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (город-городок).

2.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида (едет - съехал).

3.Образование сравнительной степени прилагательных (красивый – красивее).

4.Образование приставочных глаголов (съехал, поехал, приехал, проехал).

5.Изменение глаголов по числам, лицам (едет – едут).

 

Формирование грамматических форм языка:

 

1.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе (чистый город).

2.Согласование существительного с числительным (два завода).

3.Употребление предложных конструкций (в институте, на заводе).

4.Употребление предлогов в речи (в, на, у, под). Уметь изменять окончания существительных в зависимости от предлога.

Развитие связной речи:

1.Составление сложносочиненного предложения с союзом «а» (В нашем городе деревья высокие, а в нашем городе еще выше).

2.Рассказ по опорным, предметным картинкам «Дети на прогулке».

3.Составление рассказа-описания «Городок» по опорным, предметным картинкам.

4.Составление рассказа (из личного опыта) «Дорога в детский сад».

5.Составление рассказ – описания по образцу, по вопросам, по плану-схеме.

 

Игровые упражнения:

«Распутай предложение», «Что у нас, а что у вас?» (усвоение степеней сравнения прилагательных), «Путешествие по городу» (рассказывают об увиденном), «Где ты живешь?», «Нарисуй картинку (Мой город)», «Подбери признак» (город какой, улица какая), «Назови какой» (дом многоэтажный).

 

Задачи:

1.Учить различать и называть зимующих птиц.

2.Знать основные части тела птиц, способы передвижения, чем питаются, где живут.

3.Уметь устанавливать сходство и различие птиц, сравнивать по величине, цвету оперенья.

4.Знать, как люди заботятся о зимующих птицах, почему они не улетают на юг.

 

Примерный словарь:

 

Предметный: птицы, воробей, снегирь, клест, синица, голубь, ворона, галка, дятел, кормушка, корм, туловище, лапка, хвост, крыло, клюв, голова, перья, голод, холод, хлебные крошки, зерно, рябина, забота, помощь, жилище людей, сова.

Глагольный: прыгать, перелетать, подметать, махать крыльями, сидеть, голодать, подкармливать, насыпать, воровать, чирикать, каркать, ворковать, трещать, долбить, лечить, утащить, зимовать.

 

Качественный: черный, проворный, белобокая, пестрая, сизокрылый, серый, задорный, веселый, голодный, зимующие.

Словарь наречий: голодно, холодно, жалко, высоко, низко, мало, далеко, близко.

Предлоги: С, НА, НАД, К, ОТ, ПОД, ИЗ-ПОД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО.

 

Словоизменение, словообразование:

1.Образование множественного числа существительных Им,Р.п.

(снегирь – снегири – много снегирей)

2.Изменение глаголов по числам и лицам (поет – поют).

3.Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (голубь – голубок).

4.Образование наречий от прилагательных (голодный – голодно).

5.Образование и употребление глаголов в прошедшем, настоящем, будущем времени (летела – летит – будет летать).

6.Образование прилагательных от существительных (птица – птичий).

7.Образование притяжательных прилагательных (вороний глаз).

8.Образование сложных прилагательных (красногрудый снегирь).

9.Закрепление представлений о многозначности слов (хвост птицы, хвост у девочки, хвост самолета).

10.Подбор родственных слов (снег – снегирь –снегирек – снежок).

Формирование грамматических форм:

1.Согласование глаголов прошедшего времени (сорока летела, дятел летел).

2.Согласование существительного с числительным в роде, числе (две вороны, пять синиц).

3.Образование формы Творительного падежа (над дубом, под березой), Родительного падежа (с ветки, от дерева), Предложного падежа (о голубях, про снегирей).

4.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже (крупная черная ворона, голубиное перо).

5.Практическое употребление существительных в косвенных падежах.

 

Развитие связной речи:

1.Составление распространенного предложения с предлогом (На кормушку прилетели воробьи, синицы, сороки).

2.Составление распространенного предложения с определениями (голодные маленькие синички клевали крошки).

3.Пересказ небольших текстов с опорой и без опоры на картинки, по плану, по вопросам.

4.Работа с деформированным текстом.

5.Составление рассказа по серии сюжетных картин (2-3).

6.Составление сложноподчиненного предложения с союзом «потому что» (Птицам зимой голодно, потому что нет насекомых, лягушек, рыб).

7.Составление рассказа-описания по опорной схеме.

 

Игровые упражнения:

«Собери птичку из частей», «Угадай, чей хвост», «Угадай птицу по описанию», «Чьи следы», «Почему птицы не улетели на юг», «Кто улетел, а кто остался», «Накорми птиц», «Назови ласково», «Кто прилетел на кормушку», «У кого кто», «Посчитай-ка», «Живой – неживой», «Каких птиц много на дереве?», «Какой птички не стало», «Дятел» (координация речи с движениями), «Телефон».

Рассказы «Синичка», «Поможем птицам зимой», «Дятел».

 

 

 

 

 

       

 

 

              

 

 

Тема: «Зима. Зимние забавы.

     Праздник Новый год».

Задачи:

1.Учить детей называть и различать характерные изменения в природе и животном мире (замерзает вода в реках, выпадает снег, птицам голодно и холодно).

2.Называть основные свойства снега, подбирать эпитеты, синонимы, антонимы.

3.Знать последовательность времен года.

4.Называть зимние игры, забавы.

5.Различать и называть зимующих птиц.

6.Учить выбирать одежду соответственно сезону.

7.Называть и показывать новогоднюю атрибутику, усвоить особенности праздника (бывает зимой, наряжают елку, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, приносят подарки, дети надевают маски и костюмы).

8.Познакомить с правилами поведения на горке, поговорить о профилактике травматизма на скользкой дороге.

 

Примерный словарь:

Предметный: зима, снег, снежинка, снегопад, лед, мороз, ветер, метель, холод. Иней, сугробы, сосульки, солнце, снеговик, снежная баба, снежки, горка, каток, санки, лыжи, коньки, хоккей, шайба, клюшка, зимние забавы. Новый год, елка, верхушка, шишка, гирлянда, бусы, хлопушка, мишура, фонарики, маска, дед Мороз, Снегурочка, хоровод, подарки, пора года, новогодний праздник, маскарад, пурга, пляски.

 

Глагольный: выпадать, дуть, мести, падать, кружиться, летать, блестеть, сверкать, скрипеть, трещать, таить, скользить, посыпать (песком дорожки), ударить (мороз), мерзнуть, греться, кататься, лепить, съезжать, дуть.

Качественный: пушистый, ледяной, белый, холодный, искристый, рассыпчатый, сверкающий, блестящий (снег), твердый, мягкий, прозрачный (лед), глубокий, липкий, теплый, морозный, крепкий, сильный, ветреный, пасмурный, зимний, ясный, добрый, новогодний, веселый, еловый, елочный, легкий, хрупкий, скользкий, гладкий, суровая, вьюжная, серебристый, серое (небо), колючий (ветер).

 

Словарь наречий: холодно, тепло. Морозно, нарядно, весело, дружно, красиво, сказочно, осторожно, тихо, быстро.

Словоизменение, словообразование:

1.образование уменьшительно-ласкательной формы существительного (снег – снежок).

2.Изменение глаголов по числам, лицам (падает – падают).

3.Образование существительных множественного числа в и. Р.п. (сугроб – сугробы –сугробов).

4.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида (едет – съехал).

5.Образование прилагательных от существительных (зима – зимний, лед – ледяной), от наречий (холодно – холодный).

6.Образование сложных слов (снегопад, хоровод).

7.Образование однокоренных слов (снег – снеговик – снежный).

8.Подбор слов-синонимов (снег сверкает, блестит, переливается, искрится).

9.Образование сравнительной степени прилагательных (холодный – холоднее0.

10.Образование приставочных глаголов (съехал, поехал, проехал).

 

Формирование грамматических форм:

 

1.Согласование существительных с прилагательным в роде, числе (рыхлый снег).

2.Согласование существительного с числительным (2 снеговика).

3.Употребление предложных конструкций (на санках, на лыжах).

4.Употребление предлогов в речи «в, на, у, под). Уметь изменять окончания существительных в зависимости от предлога.

Развитие связной речи:

1.Распостранение предложения обстоятельством места с предлогом (Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах).

2.Составление сложносочиненного предложения с союзом «А» (Катя лепит снеговика, а Саша лепит крепость).

3.Составление сложноподчиненного предложения с союзом и опорными словами «НО, потому что».

4.Составление рассказа по сюжетной, пейзажной картине.

5.Составление рассказа-описания по образцу, по вопросам, по плану-схеме.

6.Распространение предложений однородными членами (На санках, на лыжах, коньках катаются дети зимой), определениями (белый, мягкий, пушистый снег покрыл землю).

7.Составление предложений по со сравнительными оборотами (Снег лежит как белое покрывало).

8.Составление рассказов из личного опыта «Что я видел», «Встреча Нового года».

9.Составление описательного рассказа по образцу, по вопросам, по плану-схеме (о новогодней елке).

10.Пересказ коротких рассказов о зиме.

Игровые упражнения:

«Когда это бывает», «Бывает – не бывает», «Что холодное, и что теплое», «Почему растояла снежинка», «Украшение елки», «Отгадай, что в мешке (угадывание на ощупь подарков в мешке), «Кто больше слов назовет (подбор к слову определений, глаголов), «Исправь ошибку»(речевые подвижные игры «Снежинки», «Зимой».

Рассказ по серии картин «Зайка и морковка», «здравствуй, зимушка –зима», «Почемучка» -стихи, загадки о зиме.

 

 

Тема: «Домашние птицы и их птенцы»

Задачи:

1.Уточнить и расширить знания детей о домашних птицах и их птенцах, об отличии домашних птиц от диких, о пользе домашних птиц.

2.Учить узнавать и называть птиц по внешнему виду, показывать и называть части тела птицы, определять чем покрыто тело птицы, называть и показывать птенцов.

3.Знать и называть, как передвигаются птицы, чем питаются, где живут, какие звуки издают, какую пользу приносят.

4.Знать профессии людей, которые ухаживают за домашней птицей, как люди заботятся о них.

 

Примерный словарь:

Предметный: курица, цыпленок, петух, утка, селезень, утенок, гусь, гусенок, гусыня, индюк, индюшонок, туловище, голова, клюв, шея. Гребешок, бородка, крылья, перья, лапки, шпоры, перепонки, курятник, пруд, птица, птенец, птичница, двор, зерно, корм, скорлупа, яйцо, мясо, польза, хвост.

 

Глагольный: кудахтать, кукарекать, шипеть, крякать, гоготать, болботать, клевать, плавать, бегать, будить, нести (яйца), выводить (птенцов), высиживать, вылупляться, ухаживать

 

Качественный:пестрый, желтый, злой, водоплавающий, мокрый, сухой, куриный, утиный, индюшачий, птичий (двор), домашний, пушистый, маленький.

Словоизменение, словообразование:

1.Образование существительных множественного числа И. Р.п. (утка – утки – много уток).

2.Образование глаголов от звукоподражаний (кря – крякать).

3.Префиксальное образование глаголов (поклевать, склевать).

4.Образование относительных прилагательных (суп из курицы – куриный).

5.Образование притяжательных прилагательных (утиный клюв).

6.Образование сложных прилагательных (желтокрылый цыпленок).

7.Образование, подбор родственных слов (Гусь – гусыня – гусенок).

8.Образование названий птенцов (суффикс –ОНОК, Ат, ЯТ) (гусенок – гусята).

9.Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (желтенький цыпленок).

10.Подбор слов- антонимов (большой – маленький).

Формирование грамматических форм:

1.Согласование существительного с числительным в роде, числе (6 цыплят, 5 гусей).

2.Согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже (утиное яйцо).

3.Образование формы Р.Д.ТВ.ПР.п. (дам зерно уткам, чистят перышки клювом, об утятах заботятся).

4.Употребление предлогов в речи: у, из, на, с, в, перед, за, около, возле.

 

Развитие связной речи:

1.Составление предложений с предлогом «в» (куры живут в курятнике).

2.Составление распространенного предложения с однородными подлежащими, определениями.

3.Составление предложений по предметным картинкам, по опорным словам.

4.Составление сложных предложений с союзами «а», «и», «потому что» (утка большая, а утенок маленький).

5.Составление рассказа- описания по опорной схеме, по образцу, по вопросам.

6.Составление рассказа по серии сюжетных картин.

7.Пересказ рассказа с опорой на одну сюжетную картину, по цепочке.

8.Составление загадок-описаний по опорной схеме.

Игровые упражнения:

«Кто большой, а кто маленький», «Кто громче всех поет», «Подзови птицу», «Узнай птицу по голосу», «Кто как голос подает» (высота голоса), «Кто где живет», «Найди маму», «Кто уплыл», «Для чего нужны нам птицы», «Что я слышал и видел на птичьем дворе», «Кто с кем», «Кто у кого», «Кто о ком заботится», «Чей хвост, чья голова», «Один – много», «4-й лишний», «Назови ласково».

 

Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Задачи:

1.Уточнить и расширить знания детей о предметах одежды, обуви, головных уборах., их назначении, о частях одежды и обуви.

2.Классифицировать одежду по сезонным признакам (летняя, зимняя, весенняя), по принадлежности (женская, мужская, детская).

3.Закреплять названия предметов, материала, из которых она сделана.

4.Познакомить с профессиями людей, которые изготавливают одежду (обувь).

5.Учить ухаживать за предметами одежды, обуви, головными уборами, сообщить взрослому о непорядке в одежде (грязная, порванная, мокрая), под контролем взрослого устранить непорядок.

6.Учить выбирать одежду соответственно сезону, погоде, обстановке (праздничная, повседневная), самостоятельно одеться (обуться) и раздеться.

7.Учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

8.Учить по описанию (времени) одежды и обуви устанавливать время года (устанавливать причинно-следственные связи).

 

Примерный словарь:

Предметный: одежда, майка, трусы, блузка, платье, юбка, сарафан, передник, пижама, шорты, брюки, костюм, свитер, носки, гольфы, колготки, плащ, пальто, комбинезон, шуба, шарф, шапка, платок, косынка, варежки, перчатки, воротник, капюшон, рукава, ремень, пояс, манжет, карман, галстук, застежка, молния, пуговица, петля, крючок, кнопка, ткань, нитки, иголки, ножницы, швейная машинка, ателье, швея, портной, шелк, ситец, лен, шерсть, хлопок, мех, дырка, капюшон.

Обувь: тапочки, босоножки, сандалии, туфли, кроссовки, чешки, кеды, сапоги, ботинки, подошва, носок, каблук, застежка, пятка, шнурки, липучка, узел, резина, кожа, железо, сапожник.

 

Глагольный: надевать (что- либо), одевать (кого-либо), завязывать, расстегивать, вешать, шить, носить, пришивать, обуваться, шнуровать, снимать, стирать, сушить, чистить, гладить, штопать, вязать, снимать мерку, жмет (обувь).

 

Качественный: взрослый, детский, осенний, короткий. Меховой, женская, нарядная, праздничная, повседневная, рабочая, спортивная, новая, старая, удобная, теплая, узкий, широкий, высокий, клетчатый, полосатый, шелковый, кожаный, железный, резиновый, пальтовая (ткань), обувной, голый, одетый, льняной.

 

Словарь наречий: аккуратно, небрежно, удобно, неудобно, комфортно, чисто, быстро, грязно, тесно, нарядно, красиво.

 

Словоизменение, словообразование:

1.Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа (платье-платья).

2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (платье-платьице).

3.Образование относительных прилагательных (рубашка из ситца – ситцевая).

4.Образование возвратных глаголов с частицей – СЯ- (надеть – одеться).

5.Образование и различение приставочных глаголов (шить – вышивать, За, при).

6.Образование глаголов от существительных (мастер – мастерить).

7.Образование наречий от прилагательных (чистый - чисто).

8.Подбор синонимов (нарядный, красивый, аккуратный).

9.Подбор антонимов (длинный - короткий).

10.Образование сравнительной степени прилагательных (красивая – красивее).

11.Образование притяжательных прилагательных (Мамино пальто).

 

Формирование грамматических форм:

 

1.Согласование существительных с числительными в роде, падеже, (5 платьев).

2.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе (полосатые брюки).

3.Учить пользоваться в речи личными местоимениями в косвенных падежах (у меня, у нее).

4.Формировать умение пользоваться исключительными существительными (пальто).

5.Практическое усвоение притяжательных местоимений «мой», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой шарф, моя шуба).

6.Упражнять в употреблении форм р. Д. в. ТВ. П.п. имен существительных (платье с длинными рукавами).

7.Практическое употребление предлогов: «из», «на», «под», «без», «у», «с», «в».

 

Развитие связной речи:

1.Упражнять в составлении предложений по выполняемому действию, по опорным словам.

2.Распространение предложения обстоятельством места (платье висит в шкафу), однородными членами (Таня надела пушистую, теплую кофту).

3.Составление рассказа по сюжетной картине, по серии картин.

4.Пересказ текста по вопросам, с опорой на серию сюжетных картин.

5.Составление сложносочиненного предложения с союзом «а» (Катя надела платье, а Оля – сарафан).

6.Составление описательного рассказа из личного опыта.

8.Развивать умение пересказывать текст по предложенному плану.

9.Соотнесение вопросов «чей?», «чья?», «чьи? С соответствующими местоимениями: мой, моя, мои.

 

Игровые упражнения:

«Назови детали своей одежды», «Что оторвалось?», «Расскажи, что у тебя в шкафу», «Оденем Олю на прогулку», «Какая бывает одежда», «Из чего шьют одежду?», «Кто шьет одежду», «Что сошьем из этой ткани», «Ателье», «Как делают одежду», «Помоги портнихе» (выбрать предметы, необходимые для шитья), «Посчитай одежду», «Обувной магазин», «Что случилось с башмачком», «Почини сапожки», «Что перепутал художник», «4-й лишний», «Подбери по размеру», «Зашнуруем обувь», «Что из чего?», «Чье это?», «Волшебный мешочек» (узнавание фактуру ткани), «Что у кого?», «Скажи наоборот», «Исправь ошибку».

Пересказ рассказа «Зайчишкино пальто».

 

Тема: «Осень. Перелетные птицы»

Задачи:

1.Учить различать и называть основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, листопад, дожди, тучи, сбор урожая, птицы улетают на юг).

2.Учить называть характерные признаки каждого периода осени (ранняя, золотая, поздняя).

3.Знать порядок чередования времен года, названия и последовательность осенних месяцев.

4.Устанавливать связь между временен года и трудом людей, между признаками осени и изменениями в жизни растительного и животного мира.

5.Учить различать и называть перелетных птиц.

6.Учить показывать и называть части тела птицы, чем покрыто тело птицы, способы передвижения, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.

7.Соотносить характерные признаки, изображенные на пейзажной картине, с определенным периодом осени.

 

Примерный словарь:

Предметный: дождь, осень, погода, небо, тучи, листья, листопад, кусты, деревья, цветы, трава, ветер, туман, заморозки, урожай, овощи, фрукты, сельчане, грибники, стая птиц, утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, аисты, скворцы, кукушки, части тела, перья, гнездо, клин, вереница, поодиночке, корм, юг.

 

Глагольный: наступить, желтеть, опадать, осыпаться, шелестеть, кружиться, вянуть, засыхать, идти, лить, моросить, дуть, убирать, собирать, заготавливать, увядать, краснеть, улетать, щебетать, ходить, прыгать, махать, летать.

 

Качественный: ранняя, золотая, поздняя, серое (небо), унылый, желтый, зеленый, разноцветный, сухой, мокрый, хмурый, пасмурный, осенний, грязный, голые (деревья), грустный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, теплые (края), перелетные (птицы), короткий, длинный, мелкий, багряный, дивная (пора), ясный.

 

Словарь наречий: сыро, холодно, мокро, пасмурно, тепло, красиво, чисто, ветрено, дождливо.

Словообразование, словоизменение:

1.Образование множественного числа существительных от существительных единственного числа (дерево – деревья).

2.Образование глаголов прошедшего времени (падает – падал), единственного и множественного числа (летит – летят), совершенного и несовершенного вида (вянут – завяли, собирает – собрал).

3.Образование глаголов с помощью приставок (улетают, вылетают, перелетают).

4.Образование относительных прилагательных (дождь – дождливый).

5.Образование сложных прилагательных (желто-зеленый лист, длинноногий аист).

 

Формирование грамматических форм:

 

1.Согласование прилагательных с существительным единственного и множественного числа (желтый лист – желтые листья).

2.Согласование числительного и наречия «много» с существительным в роде, числе (много листьев, 5 журавлей).

3.Упражнять в употреблении форм Р. Д. В. Пр. падежей имен существительных, отработка падежных окончаний.

4.Закреплять в речи употребление предлогов: «на, с, в, из, по, над, под».

5.Согласование существительного с прилагательным.

Развитие связной речи:

1.Учить составлять предложение из 4-5 и более слов с опорой на предметную картинку, по демонстрации действия, на поставленный вопрос, по опорным словам, с недостающими словами.

2.Составление предложений с использованием предложных конструкций (лист летит над землей. Лист упал на землю).

 3.Распрстранение предложения определениями (красивый желтый легкий лист падал на землю).

4.Составление сложносочиненного предложения с союзами «А», «И» (Мы вышли на улицу, а зонт не взяли).

5.Пересказ короткого текста по плану, по вопросам.

6.Составление описательного рассказа по образцу педагога, по вопросам, по плану-схеме.

7.Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

8.Заучивание стихотворений, коротких рассказов об осени.

 

Игровые упражнения:

 

 

«Кто больше назовет осенних слов», «Чего не стало?», «Какой, какая, какое?», «С какого дерева упал листок?», «Бывает не бывает», «Какая бывает осень?», «Узнай по описанию», «Почему лес изменился», «Кто где спрятался», «Куда исчезли птицы», «Кто как готовиться к зиме», «Путаница», «как улетают птицы», речевые подвижные игры «Птички», «Листики», «Листопад», «Живой – неживой»,(формирование понятий о живых организмах), «Что не подходит?», «Сначала и потом».

 

 

Тема: «Транспорт»

Задачи: 1.Уточнить и закрепить знания детьми видов транспорта.

2.Уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, воздушный, железнодорожный, специального назначения.

3.Сформировать представления о назначении транспорта, кто управляет транспортом.

 

Примерный словарь:

Предметный: автомобиль, автобус, трамвай, метро, поезд, мотоцикл, велосипед, самолет, корабль, грузовик, части машины (кузов, кабина, руль, колесо, фара, прицеп), самолета, машинист, пилот, летчик, водитель, вагоновожатый.

 

Глагольный: управлять, водить, тормозить, заводить, стоять, приземляться, открывать, заправлять, выезжать, отправляться, приземляться, взлетать, отплывать, приплывать, прилетать, улетать, встречать, провожать.

 

Качественный: большой, маленький, легкий, тяжелый, длинный, короткий.

Словарь наречий: быстро, медленно, удобно, комфортно, тепло, хорошо, мягко, твердо, высоко, низко.

 

Словообразование, словоизменение:

1.Образование прилагательных от существительных (колесо из резины – резиновое).

2.Образование существительных единственного и множественно<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.252 с.