Роль нравственной личности в развитии общества в концепциях классиков российской социологии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Роль нравственной личности в развитии общества в концепциях классиков российской социологии

2020-12-06 100
Роль нравственной личности в развитии общества в концепциях классиков российской социологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К.К. Оганян

Cанкт-Петербургский государственный экономический университет

В данной статье представим результаты нашего исследования теорий личности в российской социологии конца XIX начала XX вв. [1-3].

Личность как объект социологического исследования интересовала представителей разных школ российской социологии. Тем не менее, понятие нравственной личности, ее характеристики и роль в достижении прогресса занимало особо место в концепциях представителей субъективной (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и представители второго поколения субъективистов), органической (А.И. Стронин), психологической (Н.И. Кареев) и неокантианской (В.М. Хвостов, П.И. Новгородцев) школ.

1.Для социально-психологического анализа личности у субъективистов первого поколения (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский) было характерно: рассмотрение сути социального прогресса через уровень развития личности; признание личности активный деятелем и двигателем прогресса; подчеркивание роли культуры и нравственности в развитии общества и личности.

Нами выделены характерные объединяющие черты анализа личности социологами первого и второго поколения субъективной школы:

 - социальный прогресс сводится к постоянному, живому взаимодействию социальной среды и личности; основной критерий социального прогресса – уровень развития личности;

 - признание базовой темы роли личности в истории, как методологической проблемы, которая является заслугой П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского;

 - междисциплинарный характер анализа личности, с преобладанием социального психологизма (Л.И. Оболенский) и этического (этико-нравственного) (Н.В. Рейнгардт) и правового подхода (П.В. Мокиевский);

 - отстаивание творческого развития личности, ее духовно-нравственной деятельности в реализации проекта социально-ориентированного общества и государства.

2. Структура личности, по представителю органической школы А.И. Стронину – это комплекс субъективных и объективных характеристик человека, формирующихся в ходе разносторонней деятельности, под влиянием тех социальных общностей, членом которых он является.

 Личность в рукописи А.И. Стронина рассматривается на междисциплинарном уровне. Это интегральная категория, характеризующая человека как: объекта и субъекта биосоциальных отношений, интегрируя индивидуальные, социальные и общечеловеческие черты 

Социологические аспекты анализа личности в рукописи А.И. Стронина актуализированы нами через идею неолиберального человека в социальной синергетике и понятия концепции личности Ю.М. Резника.

 Нами были определены показатели сравнения для концепции личности А.И. Стронина, П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского: роль этико-нравственного аспекта в развитии личности; основные понятия, анализирующие личность; структура личности; особенности междисциплинарного подхода к личности.

3. Нравственная личность в психологическом направлении российской социологии, в частности, в концепции Н.И. Кареева представлена через следующие особенности: личная инициатива и оригинальность, деятельность личности как результат всего культурного богатства; как активный субъект и объект истории.

 Основными характеристиками нравственной личности в неокантианской школе (В.М. Хвостов и П.И. Новгородцев) являются: творческое начало, критичность мышления, самосовершенствование, социальная активность, отстаивание прав и свобод. Неокантианская школа значительно расширила синтетический потенциал российской социологии, подчеркивая духовную основу общественной жизни.

Таким образом, на основе результатов нашего исследования прослеживается тенденция рассмотрения личности классиками российской социологии через отдельные черты, характеристики нравственной личности, культуру и деятельность как ее проявления. Нравственная личность должна играть ключевую роль в достижении социального прогресса. В контексте современности, любой социолог и социальный работник, по сути, и является такой нравственной личностью, совмещающей в себе ее отдельные стороны и качества. Деятельность представителей этих профессий имеет альтруистический характер и направлена на социальные преобразования человека и общества в целом.

Список литературы

1. Оганян К.К. Анализ личности в истории российской социологии: история и современность. М.: ИНФРА-М, 2015. 351 с.

2. Оганян К.К. Анализ отечественной социальной мысли в работе Ю. Геккера «Вклад в историю социологической мысли и теории». М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.  212 с.

3. Оганян К.К. Междисциплинарные исследования личности в социологии: сравнительный анализ: монография / К.К. Оганян. М.: ИНФРА-М, 2016.  194 с. 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.