Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-12-06 | 123 |
5.00
из
|
Заказать работу |
С.А.Степанов
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
В условиях преодоления кризисных явлений в экономической и социальной сферах жизнедеятельности российского общества приоритетным направлением развития становится комплексное решение задач по активизации человеческого капитала, выступающего как «важный ресурс формирования экономической и социальной политики государства, создания основы социального партнерства, необходимого для дальнейшего развития России и продвижения ее по инновационному пути развития» [1, с.6].
Развитие человеческого капитала позволяет не только укреплять интеллектуальные ресурсы, но и совершенствовать способности, навыки, опыт и энергию сотрудников, развивать организаторские компетентности управленческих кадров. Такое развитие осуществляется в процессе реализации социальной политики, обеспечения социальной безопасности населения, качественного функционирования управленческого аппарата социальных служб и организаций социальной защиты граждан страны.
Организаторская компетентность относится к группе профессиональных компетентностей управленческих кадров, формирование и развитие которых «происходит в течение всей профессиональной жизни» специалиста. Организаторская компетентность руководителя социальной службы представляет собой совокупность общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, сформированных качеств и способностей личности, обеспечивающих осуществление организаторской деятельности по реализации управленческих функций и задач в социальной сфере.
Организаторская компетентность руководителя выступает как характеристика и способ профессиональной деятельности специалиста в профессиональной среде. Она рассматривается как сложная система знаний и умений, внутренних психических состояний, свойств, качеств и способностей личности, выполняющих интегративную функцию, стимулирующих предметно-познавательную деятельность, способствующих продуктивному решению профессиональных проблем.
Важнейшим социальным институтом, обеспечивающим формирование организаторской компетентности будущих руководителей, является высшая школа. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми социальными технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, работать в команде, быть готовым к разрешению и управлению организационными проблемами, возникающими в деятельности руководителей социальных служб.
Поэтому усиливается потребность, как теоретического осмысления проблем организаторской компетентности, так и вопросов ее формирования у будущих специалистов. Необходима разработка новых социальных технологий, механизмов, приемов и способов, позволяющих современным руководителям выйти на новую систему конструктивных взаимоотношений в деловом и межличностном общении и, в конечном итоге, достигнуть более высокой результативности в работе, отвечающей требованиям сегодняшнего дня.
Переход к компетентностной модели обучения предполагает формирование у студентов, определенных компетенций, обеспечивающих более высокий уровень их личностной и профессиональной самореализации в современном обществе. В контексте формирования организаторской компетентности ведущей целью становится не только усвоение студентами соответствующей информации, но и развитие у них умений принимать социально и морально ответственные решения, организовывать межличностное общение, основанное на принципах уважения и признания суверенности другого человека, прививать навыки самостоятельного критического мышления, способности адаптировать интеллект к усвоению новых знаний, формированию социальной и мобильной зрелости.
В целом, процесс формирования организаторской компетентности в вузе осуществляется: во-первых, непосредственно на аудиторных занятиях, особенно при изучении таких учебных дисциплин, как «Менеджмент», «Педагогика и психология», «Конфликтология», «Социология и психология управления», «Организационная культура», а также прохождения различных видов практик и стажировок. При этом необходимо учитывать теоретическую и практическую направленность каждой дисциплины, методологические связи и соотношение между дисциплинами по типу «общее-частное», интегративную «емкость» содержания каждой дисциплины.
Во-вторых, в процессе коммуникационного взаимодействия студентов. Успешная социализация студентов, их практическая подготовка предполагает создание соответствующей социально-психологической атмосферы в студенческих учебных группах, развитие глубоких ценностных ориентаций и нравственных качеств обучаемых, определение соответствующих участков педагогического процесса посредством организации социологического и педагогического мониторинга. Помимо учебных занятий организаторская компетентность формируется в ходе проведения коммуникативных и командных тренингов, внеучебных мероприятий, тематических вечеров, ролевых игр, направленных на интенсивное усвоение знаний и
выработку умений и установок организаторской компетентности. Диагностика формирования организаторской компетентности в студенческих учебных группах осуществляется с использованием социологического инструментария: наблюдения за поведением обучающихся, социологических опросов, анкетирования, интервьюирования студентов, а также решения ими практических задач, позволяющих оценить сформированность компонентов организаторской компетентности в процессе учебно-воспитательного взаимодействия и психолого-педагогического сопровождения.
В-третьих, формирование организаторской компетентности невозможно без усилий самих студентов, непосредственно заинтересованных в познании своего «Я» как личности и будущего специалиста, стремящегося быть востребованным на современном рынке труда. Процесс самопознания и саморегулирования включает в себя формирование и развитие личностной рефлексии, развитие системы саморегуляции в коммуникационном взаимодействии, баланс личной свободы и профессиональной ответственности, воспитание уверенности в себе и своих действиях.
Для активизации самостоятельной подготовки студентов широко используются информационно-телекоммуникационные технологии, позволяющие обучаемым обеспечивать однородную учебную среду в любом географическом пункте, самостоятельно погружаться в непрерывный учебный процесс через использование различных учебных продуктов (электронных учебников, видео и телелекций, компьютерных обучающих программ, слайдлекций и аудиокурсов); регулярного применения наиболее эффективных методов тренинговых занятий; организации самостоятельного поиска и творческого осмысления информации; обеспечения индивидуального подхода к обучению (индивидуальный учебный план, индивидуальное расписание, индивидуальная дидактика – темп усвоения знаний, количество повторов и т.д.); формирования профессиональной компетентности в предметных областях.
В-четвертых, эффективность формирования организаторской компетентности у студентов непосредственно зависит от уровня подготовки самих преподавателей, их готовности к участию в обучении и воспитании студентов, совершенствованию их организационной культуры. Содержанием процесса развития организационной культуры преподавателя вуза выступают этапы: личной идентификации, развития качеств и свойств личности, формирование и актуализация рефлексивных способностей, овладение средствами и способами саморегуляции, самоорганизации, саморазвития, формирования и реализация системно-ценностного отношения к обучающемуся и коллегам, формирование коммуникативной компетентности личности, формирование образа «Я профессионала», освоение форм эффективного профессионального поведения, средств и технологий педагогической деятельности и т.д. [2].
Список литературы:
1. Маргулян Я.А. Приоритетные направления управления развитием человеческого капитала // Научная мысль. Ежеквартальный научно-методический журнал. 2016. №3 (21) - Череповец: Филиал СПбГЭУ в г. Череповце, 2016.
2. Серебровская Н.Е. Становление и развитие конфликтологической культуры будущего специалиста соцонамической профессии в вузовский период: Автореф. дис. …д-ра психолог. наук. – Нижний Новгород – 2011.
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!