Результаты опытно-экспериментального исследования по профилактике и коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами арт-терапии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Результаты опытно-экспериментального исследования по профилактике и коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами арт-терапии

2020-11-19 196
Результаты опытно-экспериментального исследования по профилактике и коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами арт-терапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целью контрольного этапа эксперимента была проверка эффективности предложенных нами арт-терапевтических инструментов по профилактике и коррекции агрессивного поведения дошкольников. С детьми экспериментальной группы был проведен диагностический анализ уровня агрессии по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.

В результате опроса родителей по анкете «Критерии агрессивности» на контролирующем этапе было отмечено значительное снижение уровня агрессии у детей, которые участвовали в эксперименте. Большая часть испытуемых не обнаружила в поведении признаков агрессии, доля таких детей составила 75% (6 человек), 2 ребенка у которых на констатирующем этапе был диагностирован высокий уровень агрессии показали снижение уровня агрессии до среднего. Данные по диагностике представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Критерии агрессивности у детей дошкольного возраста на контролирующем этапе

 

Методика структурализованного наблюдения применялась и на контрольном этапе исследования причин и проявлений агрессии у детей дошкольного возраста. По результатам наблюдения, которое проводилось воспитателем по завершении формирующего этапа, были получены следующие результаты: из 8 детей лишь 1 ребенок, набрал от 4-6 признаков агрессии, но в отличии от констатирующего этапа, признаки агрессивного поведения были не явно выражены. Схема наблюдения за детьми с выявленными признаками агрессии на контролирующем этапе представлена в таблице 3.

Прекратились агрессивные драки в случае споров, изредка возникали конфликты на почве распределения игрушек, отмечается более внимательное отношение детей к замечаниям и просьбам старших, дружелюбная атмосфера. На рисунке 5 представлена диаграмма выраженности признаков агрессии, выявленных в результате структурализированного наблюдения.

 

Рисунок 5. Структурализованное наблюдение за детьми дошкольного возраста на контролирующем этапе

 

Таблица 3 – Схема наблюдения за детьми экспериментальной группы на контролирующем этапе

 

Сравнительная диаграмма с результатами наблюдения за испытуемыми детьми на констатирующем и контрольном этапе представлена на рисунке 6

Рисунок 6. Сравнительная диаграмма структурализованного наблюдения на констатирующем и контролирующем этапе

Результаты сравнительного анализа наблюдения, которое было проведено воспитателем во время занятий показали, что на контрольном этапе не было выявлено сильно выраженных признаков агрессии, а умерено выраженные проявления агрессии сократились в два раза с 49% до 20%. Можно небезосновательно сделать вывод о том, что дальнейшие занятия арт-терапией позволят сократить и слабо выраженные проявления агрессии, которые наблюдаются у детей в экспериментальной группе.

Повторная диагностика была проведена по методике «Несуществующее животное». Результаты контролирующего этапа показали значительное снижение агрессивного поведения у дошкольников, которые подвергались исследованию. Только у 25% (2 детей) наблюдалась средняя степень выраженности агрессивных реакций – в рисунке отмечались некоторые острые элементы (зубы, рога), цветовой фон серый. В то время как у большинства испытуемых рисунки отличались светлыми тонами, мягкими линиями, позитивными сюжетами. В отличии от констатирующего этапа на завершающем диагностировании в рисунках не было выявлено признаков повышенной агрессивности. Диаграмма построенная по методике «Несуществующее животное» представлена на рисунке 7.

Рисунок 7. Результаты диагностики степени агрессии по методике М.З. Дукаревич

Сравнительный анализ, представленный на рисунке 8 показал значительное снижение уровня агрессии в группе после проведения арт-терапевтических занятий.

Рисунок 8. Сравнительная диаграмма результатов диагностики по методике «Несуществующее животное» на констатирующем и контролирующем этапах

Так, полностью прекратились проявления агрессивного характера высокой степени выраженности, число проявлений средней степени выраженности агрессивности в рисунках детей сократилась на 37,5%, в то время как низкая степень выраженности агрессивности увеличилась на 63,5%.

Дети в группе стали более общительными и дружелюбными, научились прислушиваться к замечаниям взрослых, активнее идут на контакт. У многих детей прошли или сократились признаки скрытой агрессии, невротические проявления агрессии.

Эффективность проведенной арт-терапии доказывают также факты сокращения конфликтных ситуаций в детском коллективе, дети научились договариваться.

 

Выводы по 2 главе

 

Во второй главе нашего исследования была проведена опытно – экспериментальная работа, которая осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Первый этап педагогического эксперимента заключается в выявлении уровня агрессии у дошкольников. Базой педагогического исследования стала МДОУ Детский сад №1 города Липецка. Эксперимент проводился в разновозрастной группе «Солнышко», средний возраст детей: 4-6 лет. Всего в группе 22 ребенка. Диагностируемые дети: 8 человек: 4 мальчика и 4 девочки.

Задачей констатирующего этапа было выявить имеющийся уровень агрессии у дошкольников группы «Солнышко». Для определения уровня агрессии были использованы следующие психодиагностические методики и инструменты:

1) Выявление детей с высоким и средним уровнем агрессии в результате опроса родителей по анкете «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титоренко);

2) Структурализованное наблюдение за детьми со стороны педагога для определения склонности к агрессивному поведению у испытуемой группы детей;

3) Оценка уровня агрессивности по проектной методике «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.

По итогам диагностики дошкольников по трем вышеуказанным методикам образовалась группа из 8 детей с высокой степенью тревожности и страхов, а также с высоким и средним уровнем агрессии.

На основе этих данных на формирующем этапе исследования был разработан и реализован комплекс арт-терапевтических занятий для корректировки и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

По результатам контрольной диагностики были получены следующие выводы: полностью прекратились проявления агрессивного характера высокой степени выраженности, число проявлений средней степени выраженности агрессивности сократилась на 37,5%, в то время как низкая степень выраженности агрессивности увеличилась на 63,5%.

Дети в группе стали более общительными и дружелюбными, научились прислушиваться к замечаниям взрослых, активнее идут на контакт. У многих детей прошли или сократились признаки скрытой агрессии, невротические проявления агрессии, страхи и тревожность.

 


Заключение

 

Детская агрессивность является одной из наиболее острых психологических проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Проблемами агрессивного поведения детей занимались такие исследователи как А. Бандура, Л. Берковиц, Л.С. Выготский, И.С. Зимина, Г. Паренс и другие.

В теоретической части нашего исследования было выяснено, что проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы. В работе были изучены основные теории возникновения агрессивности, а также формы ее проявления.

Были рассмотрены различные способы профилактической работы дошкольников для коррекции агрессии. Одним из эффективных методов является арт-терапия. С помощью этого метода можно отслеживать малейшие изменения эмоционального состояния ребенка, увидеть его глубинные и неосознаваемые переживания, скорректировать поведение. Влияние арт-терапии на уровень агрессии детей дошкольного возраста было изучено в эмпирической части исследования.

Во второй главе была проведена опытно – экспериментальная работа, которая осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Первый этап педагогического эксперимента заключался в выявлении уровня агрессии у дошкольников. Базой педагогического исследования стала МДОУ Детский сад №1 города Липецка, эксперимент проводился в разновозрастной группе «Солнышко».

Для определения уровня агрессии были использованы следующие психодиагностические методики и инструменты:

1) Выявление детей с высоким и средним уровнем агрессии в результате опроса родителей по анкете «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титоренко);

2) Структурализованное наблюдение за детьми со стороны педагога для определения склонности к агрессивному поведению у испытуемой группы детей;

3) Оценка уровня агрессивности по проектной методике «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.

По итогам диагностики дошкольников по трем вышеуказанным методикам была выявлена группа из 8 детей с высокой степенью тревожности и страхов, а также с высоким и средним уровнем агрессии.

На основе этих данных на формирующем этапе исследования был разработан и реализован комплекс арт-терапевтических занятий для корректировки и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

По результатам контрольной диагностики были получены следующие выводы: полностью прекратились проявления агрессивного характера высокой степени выраженности, число проявлений средней степени выраженности агрессивности в рисунках детей сократилось на 37,5%, в то время как низкая степень выраженности агрессивности увеличилась на 63,5%.

Дети в группе стали более общительными и дружелюбными, научились прислушиваться к замечаниям взрослых, активнее идут на контакт. У многих детей прошли или сократились признаки скрытой агрессии, невротические проявления агрессии, страхи и тревожность.

Таким образом можно отметить практическую значимость разработанного в ходе исследования педагогического комплекса арт-терапевтических инструментов для корректировки и профилактики уровня агрессии у детей дошкольного возраста.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.