Подходы отечественной и зарубежной психологии к понятию агрессии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Подходы отечественной и зарубежной психологии к понятию агрессии

2020-11-19 147
Подходы отечественной и зарубежной психологии к понятию агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие агрессии с точки зрения биологии — это поведение животных, выражающееся в нападении или угрозе нападения (агрессивных демонстрациях) на особей своего (реже чужого) вида, связанное с эмоциями страха, ярости. Это понятие мы можем использовать и интерпретировать на поведение человека, в том числе на детей дошкольного возраста.

Мозг человека так устроен, что действительно способен перестраиваться на активное оборонительное поведение.

Ученые выделяют несколько разновидностей агрессий. Материнская агрессия проявляется в защите своего потомства. Агрессия полового поведения рассматривается как внутривидовая конкуренция за самца или самку. Пищевая агрессия принимает характер территориального поведения, которое базируется на недостатке пищевых ресурсов и разделение территории идет за счет агрессивного взаимодействия. [6]

Различают несколько типов агрессии: физическую, вербальную, прямую (непосредственно направленную против кого или чего-либо), косвенную (направленную на враждебное лицо окольным путем), инструментальную (являющуюся средством достижения какой-либо цели), альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то агрессивных действий), а также аутоагрессию, которая проявляется в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства. [7]

С точки зрения анатомического строения головного мозга и физиологических функций, которые он контролирует, центры агрессии находятся в промежуточном мозге. В нем различают 3 части: таламус, эпиталамус и гипоталамус.

В таламусе расположены подкорковые центры всех видов чувствительности, сюда приходит возбуждение от органов чувств и передается различным участкам коры больших полушарий.

В гипоталамусе содержатся высшие центры регуляции автономной нервной системы, он контролирует постоянство внутренней среды организма. Нейроны гипоталамуса вырабатывают нейрогормоны, осуществляющие регуляцию работы эндокринной системы. В промежуточном мозге находятся и эмоциональные центры удовольствия, страха, агрессии. Поясная извилина, которая расположена на внутренней поверхности больших полушарий отвечает за сопоставление реальных и ожидаемых результатов поведения. Поясная извилина вместе с лобной корой прогнозирует поведение человека, а также и последствия этого поведения. И чем сильнее эта система развита и чем качественней она работает, тем, как правило, меньше проявления агрессивности. Человек способен оценивать последствия возникших агрессивных реакций, что впоследствии блокирует агрессию. [28]

До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее это понятие стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное отношение к людям. Существует огромное количество теоретических обоснований происхождения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее возникновение. Агрессия относится к врожденным побуждениям и задаткам, потребностям, которые активизируются разнообразными внешними стимулами, познавательными и эмоциональными процессами, актуальным социальным условиям в сочетании предшествующим получением знаний. На основании данной типологии возникли разные теории происхождения агрессии. [21]

Основоположником теории влечения является Зигмунд Фрейд. Он предполагал, что агрессия по своей природе инстинктивна и неизбежна. И в человеке существует 2 подавляющих инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). В первом типе существует энергия, которая направлена упрочнение, сохранение, воспроизведение жизни. Энергия второго типа разрушает и прекращает жизнь. Эти 2 инстинкта постоянно взаимодействуют и находятся в экстремально напряженном состоянии. Существует острый конфликт между воспроизведением жизни и ее разрушением. З. Фрейд считал, что инстинкт влечения к смерти должен быть выведен наружу, иначе он разрушит личность. Поэтому танатос выводится наружу и вызывает агрессию по отношению к другому человеку. [24]

 Один из великих мыслителей XX века зоопсихолог Конрад Лоренц, приверженец экологического подхода, призывал очень осторожно относиться к агрессии и считал ее бомбой замедленного действия, которая находится в головном мозге человека, потому что агрессивные реакции способны приводить и к межличностным конфликтам, и к конфликтам на уровне государств. Лоренц утверждал, что агрессия — это главная опасность для существования человечества, он доказывал, что разумная агрессия действительно вносит дополнительную энергию в планируемые дела, планы и свершения. Но избыток агрессии, как правило, деструктивен, а иногда и неуместен. Как и З. Фрейд, он считал, что агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за существование. Эта энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, накапливаясь с течением времени. И агрессивные действия разворачиваются в зависимости от количества накопленной энергии и стимулов, вызывающих агрессию.

Д. Доллард предложил фрустрационную теорию (гомеостатическую модель), в которой агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Он считал, что в отношения проявления агрессии главное значение имеют 3 фактора: степень удовлетворения индивида от ожидаемой цели, сила препятствия на пути достижения цели, количество последовательных фрустраций. Чем в большей степени человек предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. И если фрустрации следуют одна за другой, то их силы складываются, и это может вызвать агрессию большей силы. [16]

В отличие от предыдущих теория социального научения А.Бандуры (бихевиоральная модель) говорит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через постоянное наблюдение способа действий, который усвоен и существует его социальное подкрепление, то есть человеческое поведение ориентировано на образец. [6]

Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, нервная система), научения (непосредственный опыт, наблюдение). Агрессия провоцируется воздействием определенных шаблонов (возбуждение, внимание), неприемлемым обращением (нападки), побудительными мотивами (деньги), инструкциями (приказы), параноидальными убеждениями. Агрессия регулируется внешним поощрением или наказанием (материальное вознаграждение, неприятные последствия), механизмами саморегуляции (гордость, вина).

С точки зрения ученого анализ агрессивного поведения строится на 3 моментах: способ усвоения подобных действий, факторы, провоцирующие его проявление, условия, которыми закрепляется такое поведение. Например, поведение родителей может стать моделью агрессии, так у агрессивных родителей могут быть агрессивные дети. Прямое поощрение такого поведения приведет к появлению широкого диапазона агрессивных реакций. Существенное значение имеет результативная агрессия, то есть достижение высоких желаемых результатов, успеха при использовании агрессии. Социальное поощрение и наказание приводят к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание являются моделями открытой агрессии, которая регулируется поощрением и наказанием, который сам человек устанавливает для себя.

Согласно этой теории, агрессия является приобретенной моделью социального поведения, а социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только при создании определенных социальных условий. Теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании возникновения агрессивного поведения, особенно если есть сведения о наличии агрессора и ситуации социального развития.

Под агрессией, по Э. Фромму, понимают любые действия, которые причиняют или могут причинить вред другому человеку или какому-либо неживому объекту. Агрессивность, по Р. Немову – это враждебность, поведение человека в отношении другого человека, отличающееся стремлением причинить неприятности или вред другому человеку. Зинченко понимает под агрессией мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). [26]

Агрессия проявляется разнообразными способами – целевой или инструментальной агрессией. Целевая представляет собой осуществление агрессии в качестве заранее спланированного мероприятия, цель которого нанесение вреда другому объекту. [7] Инструментальная совершается как средство достижения определенного результата, который не является сам по себе агрессией.

И.К. Заградова, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов предложили структуру проявления агрессивного поведения. По направленности они выявили агрессию, направленную наружу, и аутогрессию, которая направлена на себя. По цели действия существует интеллектуальная и враждебная агрессия. По методу выражения проявляется физическая и вербальная агрессия. По степени выраженности признака агрессия действует прямо или косвенно. По наличию инициативы действует или инициативная, или оборонительная агрессия. [25]

Следует отличать агрессивное действие от агрессивного поведения. Агрессивное действие проявляется эпизодично, а если оно начинает проявляться периодически, то оно становится агрессивным поведением. Но ученые считают, что любая личность должна обладать некоторой степенью агрессивности для достижения определенных целей, является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивных качеств человека.

В. Клайн считает, что в агрессивности должны быть определенные здоровые черты, которые определяют активную жизнь. Это проявление настойчивости, инициатива, упорство в достижении целей, быстрое преодоление препятствий, что присуще лидерам. Кроме того, Р.С. Хоманс предполагает, что агрессию вызывает ситуация стремления к справедливости. А.А. Реан, К. Бютнер агрессия проявляется как свойство адаптации, связанное с избавлением от страха, тревоги, фрустации, которая связана с потребностью, не нашедшей удовлетворение. Такое состояние сопровождается раздражением, отчаянием и другими отрицательными переживаниями. Поэтому снова мы можем говорить об агрессии как определенной форме поведения, способствующей адаптации. [10]

Но с другой стороны агрессия – это зло, отрицающее позитивное поведение людей. Т.Р. Румянцева выделяет два обязательных условия при проявлении агрессии: последствия, губительные для жертвы, и когда нарушены нормы поведения. [12]

Р. Кратчфилд и Н. Левинсон доказывают, что над агрессивным поведением возможен контроль в процессе социализации личности, то есть на уровне научения контролю собственных агрессивных проявления поведения. Одни индивиды учатся контролировать свое поведение, адаптируясь к требованиям общества, другие остаются агрессивными, но тонко проявляют в виде словесных оскорблений, третьи проявляют свои импульсы в физическом насилии. Важную роль при социализации играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, большое значение имеют семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.

Агрессивность развивается по мере накопления недостатков в процессе социализации. Выделяют две стадии социализации: усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения и усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но включающие нормы поведения, которые допускают агрессивность. В этом случае социализация происходит несбалансировано.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.