Причины и особенности агрессивного поведения у детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Причины и особенности агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

2020-11-19 255
Причины и особенности агрессивного поведения у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Агрессивное поведение у ребенка наблюдается уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью, истериками. Согласно Б. Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями все-таки могут считаться замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.

Как отмечает Е. Гаспарова, на втором году жизни ребенка возрастает его активность. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает и независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости – знаменитое «Я сам!» – выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей, которые поддаются проявлению этого стремления.  К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. [14]

 

В этот период дети 2-х – 3-х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина, В.С. Мухина, Л.Д. Кошелева, начинает формироваться активный опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий и отношений, направленных на другого. В этот период агрессивность носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к разным формам поведения ребенка. Если родители и воспитатели или другие взрослые относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.

Как отмечает И.А. Фурманов, в данном возрасте усиливается «исследовательский инстинкт», и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых знаний и, соответственно, запретов, ограничений и социальных обязанностей. [13] Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нельзя», ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию – ограничение возможности удовлетворения своих ежеминутных потребностей. Другими словами, это приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает такую ситуацию как необъяснимый акт отвержения его со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции, разным формам наказания.

А. Фромм указывает на существование феномена «перенесения», который в 3-4 года является одним из самых обычных признаков агрессивности. Суть его состоит в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью и отцом прежде всего потому, что они взрослые и пользуются настоящим авторитетом, наконец, из любви к ним. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний. По мнению С.А. Заваражкина, ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном. [17]

К 6-7 годам к инструментальной агрессии начинает присоединяться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм (оскорбление, борьба).

Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.). Авторы, занимающиеся данной проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. Она отмечала, что в тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему: мать рано отлучает ребенка от грудного вскармливания, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Аарон Бек выявил черты детей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что такие дети, как правило, имеют склонность к агрессивности по отношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные). А.А. Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. [16]

Передавая социально полезный опыт, родители зачастую передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным «руководством к действию». Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Сами же родители, как заметил Э. Берн, всегда довольны, хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.

Таким образом, опираясь на полученные данные, можно сделать вывод, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведения родителей и характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или сверстников.

И.А. Фурманов, Р. Бэрон, Д. Ричардсон также, как и предыдущие ученые, указывают на зависимость между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей, которая сосредоточилась на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителями поведения детей. В общем и целом, выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми соотносится с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка: снисходительность как степень готовности родителей прощать любые поступки, понимать и принимать ребенка, и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка. Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция – в осуждении любой агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. [26]

Родители более агрессивных детей вели себя так, будто любое поведение детей прилично, не делая свое отношение к агрессии более ясным. Однако, когда ребенок совершал проступок, он был строго наказан. Строгость родителей, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно. Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим совершенно допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия – это средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми, повторяя увиденную модель.

Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия родителей. Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого и адаптивного поведения, то есть после сурового наказания ребенок рассержен или расстроен. Он из-за боли может забыть, за что его наказали.

И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. Они будут повиноваться только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. И как только они выйдут из поля зрения, их повиновение исчезнет.

Итак, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями, когда родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде и, когда родители наказывают детей за проявление агрессивности.

Из исследований ученых видно, что родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность. Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них тоже чрезмерную агрессивность. Родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих любое агрессивное поведение. Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия.

В.И. Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку: тип А – отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения), тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность), тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать). [15]

Тип А формирует у ребенка ощущение одиночества, незащищенности, ненужности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, «стены» за которую можно спрятаться, крепости, в которой можно просто жить. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка. Так, Г. Эберлейн определяет агрессивность как «отчаяние ребенка, который ищет признания и любви». [24, с.260]

Второй тип Б (гиперсоциализация) вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам – озлобленности, стремлению делать запретное «исподтишка». Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительным результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач, отсутствие успеха в течение жизни. Чаще всего, как отмечали Е. Гаспарова, Т.В. Роял, ребенок, который занимает такое положение в семье, когда оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему принципом для самоутверждения в группе. Также, родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда, по А.И. Захарову, чрезмерная загруженность ребенка занятиями, несоответствующими возрасту и интересам ребенка, которые могут привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение. [14]

Третий тип В (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции. Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, то есть свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре).

Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье по любому из перечисленных типов также ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, бурным и кратковременным проявлениям чувств, ребенок заботится только об удовлетворении собственных потребностей. Основными причинами проявления агрессивности в дошкольном возрасте являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников, стремление быть главным, защита и месть, ущемление достоинства другого с целью подчеркивания собственного превосходства.

Дети стремятся к самоутверждению среди сверстников. Но в то же время огромное значение для развития их личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Появляется желание ребенка заслужить симпатию и одобрение сверстников, что служит одним из оптимальных основных мотивов его поведения.

С одной стороны ребенок хочет быть, как его сверстники, а с другой – быть лучше, чем все остальные. Тем не менее, желание к самоутверждению может стать причиной агрессивности, если ребенок затрудняется или не способен выполнять то, что от него ожидают. Зачастую агрессивные проявления, безосновательные своевольные выходки с целью обратить на себя внимание становятся ослабляющими формами поведения. К такой категории относят детей, которые очень сильно избалованные родителями, либо те, которые обделены вниманием, или же ослабленные, безынициативные, отстающие от сверстников.

Во всех случаях такие дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению социально одобряемыми путями и избирают агрессивный способ привлечь к себе внимание, упрямо настоять на собственном мнении.

В более старшем младшем школьном возрасте эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от того, как складываются его отношения с одноклассниками. Существенные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг с другом. Если у первоклассников эти отношения регулируются в основном выполнением требований старших и успешностью в учебе, то в возрасте 9-10 лет на первый план выступают «стихийные детские нормы», связанные с отношениями со сверстниками. [25]

Потребность в признании и ощущение чувства собственной значимости не всегда бывают удовлетворены у членов дошкольного детского коллектива. И именно в этот момент ребенок старается занять весомую позицию, не всегда обладая набором конструктивных форм поведения. Через укусы, ушибы и кулаки ребенок старается «занять главное место под солнцем». Иногда ему это быстро удается, и сверстники считаются с его мнением, но не длительное время. Как правило, подобное поведение демонстрируют мальчики. Если ребенку по ряду причин не удалось занять собственное место в иерархии взаимоотношений сверстников, то он становится отвергнутым или аутсайдером. Например, если ребенок часто болеет, проявляет нерешительность в своих действиях, то товарищи оказывают на него давление, насмехаются над ним, дерутся и оскорбляют. Дети, имеющие низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков бывают вовлечены в детские шалости, споры и конфликты.

Исходя из выше сказанного, дошкольников склонных к проявлению агрессивности, можно разделить на несколько групп:

1) приверженные к проявлению физической агрессии. Это целеустремленные и активные ребята, не лишенные решительности, приверженностью к риску, плохим самоконтролем, которые стремятся к общественному признанию. Для них характерны лидерские качества. Они прирождённые лидеры. В тоже время они любят демонстрировать свою власть и силу, проявлять садистские тенденции и доминировать над другими людьми;

2) склонные к проявлению вербальной агрессии. Для них характерна неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности и психическая неуравновешенность, склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление высокомерных, угрюмых, недоступных, однако при более близком знакомстве перестают быть отгороженными, скованными и становятся очень разговорчивыми и общительными. Для них характерна обидчивость, постоянный происходящий внутри личностный конфликт.

3) склонные к проявлению косвенной агрессии. Для них характерен слабый самоконтроль, чрезмерная импульсивность, низкая осознанность своих действий, недостаточная социализация влечений. Они практически никогда не задумываются о причинах своих поступков и их последствиях. Им свойственны склонность к риску, решительность, уступчивость, мягкость и зависимость. Они плохо переносит замечания и критику в свой адрес.

4) склонные к проявлению негативизма. Детям этой группы свойственна впечатлительность и повышенная ранимость. Для них характерно проявление эгоизма, чрезмерное самомнение, самодовольство, высокомерие. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому равнодушие окружающих и критику они воспринимают как оскорбление и обиду. Они не способны контролировать свои эмоции.

Агрессивность в дошкольном возрасте – явление неоднородное, в котором за внешне схожей картиной проявлений могут лежать различные внутренние причины, механизмы и мотивационная направленность. Ребенок в этом возрасте зачастую направляют свою агрессивность на более слабых детей. Проявляется это в форме давления, издевательств, насмешек, драк и ругани.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.