Глава I. Теоретические аспекты изучения агрессии детей дошкольного возраста — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава I. Теоретические аспекты изучения агрессии детей дошкольного возраста

2020-11-19 689
Глава I. Теоретические аспекты изучения агрессии детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение  ………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты изучения агрессии детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………8

1.1. Подходы отечественной и зарубежной психологии к понятию агрессии....................................................................................................................8

1.2. Причины и особенности агрессивного поведения в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...14

1.3. Психолого-педагогические условия профилактики и коррекции агрессии у детей в дошкольном возрасте средствами арт-терапии.................................24

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..31

Глава 2. Эмпирическое исследование по профилактике и коррекции агрессии в дошкольном возрасте средствами арт-терапии ……………………………...34

2.1. Диагностика агрессивности детей дошкольного возраста...................................................................................................................34

2.2. Содержание занятий по профилактике и коррекции агрессии детей в дошкольном возрасте............................................................................................41

2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами арт-терапии...................................................................................................................45

Выводы по 2 главе ………………………………………………………………50

Заключение ………………………………………………………………………52

Список использованных источников …………………………………………..54

 

 


 

Введение

 

Агрессивное поведение — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессия переводится как «нападение, атака, активная борьба». То есть это такая ситуация, когда организм сражается против источника своих же полученных неприятностей, например, источника боли, и пытается уничтожить этот источник, то есть решить проблему радикально. Для этого процесса необходимо затратить большое количество энергии и такая ситуация потенциально опасна, потому что вначале для человека характерно пассивно-оборонительное поведение, которое не всегда останавливается, то тогда наступает стадия активно-оборонительного поведения.

Если сравнить поведение человека с поведением рыб, рептилий, птиц, млекопитающих, мы очень часто видим так называемые угрожающие позы или угрожающую мимику. Рыба растопыривает плавники, жаба поднимается на лапах и надувается, птицы топорщат перья, кот изгибает спину — опять же шерсть у него тоже дыбом. Кроме того, довольно часто показывается «оружие», то есть когти, зубы. Мимика человеческого агрессивного поведения тоже связана с оскаленными зубами. И агрессивная мимика относится к разряду базовых мимических выражений, таких как улыбка или гримаса боли, гримаса плача. Например, зрительные анализаторы человека вышеназванные сигналы опознают врожденно. Базовые мимические выражения мощно влияют на работу мозга и вызывают соответствующие эмоции и соответствующие реакции. И этого агрессивного типа человек начинает опасаться, выстраивает свое поведение так, чтобы рассчитывать на возможность ответной агрессии.

Актуальность данной работы состоит в том, социально-экономические и общественно-политические преобразования, осуществляемые в последние десятилетия в стране, в значительной мере повлияли на возникновение проблем, связанных с организацией воспитания дошкольников. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих позиций, негативное влияние средств массовой информации отрицательно сказываются на становлении личности ребенка. Все большее число детей испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, а также трудности в общении с педагогами и сверстниками. В современном социуме отмечается рост агрессивности, преступности, детского вандализма, деструктивного поведения. Агрессия появляется как один из двух видов реакции на реально происходящие опасные события или потенциально опасные мероприятия. Но в дальнейшем агрессия имеет тотальное значение. Значит поведение выстраивается так, что агрессия в качестве дополнения способна идти параллельно с любой неудачной деятельностью. В итоге оказывается, что агрессивные реакции могут сопровождать самые разные события и проявляться тогда, когда человек потерпел неудачу. И в этом случае агрессия поставляет дополнительную энергию в поведение, и несмотря на возникшие препятствия, пытаетесь прорваться, проломить уже за счет порой достаточно деструктивных действий.

Целью нашего исследования мы ставим изучение проявления агрессии у детей дошкольного возраста, ее причин и оптимальных методик коррекции.

Задачи:

1) обобщить современные теоретические обоснования по проблеме агрессивности и профилактике агрессивного поведения дошкольников;

2) изучить состояние проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста;

3) определить возможности использования арт-терапии как средства профилактики и снижения уровня агрессивного поведения на основе анализа психологической, педагогической литературы;

4) выявить, экспериментально проверить и обосновать педагогические условия эффективного снижения уровня агрессивного поведения дошкольников средствами арт-терапии.

Объект исследования: детская агрессивность.

Предмет исследования: корректирующие условия агрессивности детей дошкольного возраста методами арт-терапии.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс профилактики и снижения уровня агрессивного поведения детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если:

- обеспечена психолого-педагогическая компетентность воспитателей и родителей, включающая в себя знания о природе агрессивного поведения, о видах его проявления, о возможности арт-терапии противостоять развитию детской агрессивности;

- организован комплекс эмоционально-комфортных условий воспитания в процессе сотрудничества и совместных проектов в системе педагог-ребенок- -родитель;

- арт-терапия будет использована как средство целенаправленного воздействия на личность ребенка в рамках целостного подхода к психолого-педагогической коррекции и предупреждению агрессивного поведения.

Научная новизна исследования заключается в разработке педагогических инструментов профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста на основе арт-терапевтических методов.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Исследования ученых (А. Бандура, Л. Берковиц, П.П. Блонский, Б.С. Братусь, В.Г. Бреслав, Бетти Э. Риэрдон, Р. Бэрон, К. Бютнер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.А. Завражин, И.С. Зимина, В.М. Литвишков, Т.Д. Морциновская, Г. Паренс и др.) показывают, что для большинства детей характерны разные формы агрессии. Но у определенной категории детей разного возраста агрессия как устойчивая форма поведения способна не только сохраняться, но и развиваться, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие.

В настоящее время научный интерес к проблеме детской агрессивности существенно возрос. Проблематике агрессии посвящены фундаментальные работы зарубежных ученых: А. Адлера, А. Бандура, А. Басса, Л. Берковица, Р. Бернса, К. Бютнера, Р. Бэрона, Р. Геррига, Д. Долларда, К. Лоренса, Н. Миллера, Д. Ричардсона, В. Холличера, Д. Шеффера.

В российской науке представлен широкий круг аспектов, в свете которых изучается агрессивное поведение детей. Теоретические и методологические основы феномена агрессивного поведения представлены в трудах JI.О. Андрюшиной, С.А. Беличевой, JI.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Н. Ениколопова, И.С. Зиминой, Я.Л. Коломенского, С.Л. Колосовой, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.П. Пошивалова, С.Л. Рубинштейна, Т.Г. Румянцевой, А.М. Руткевич, Д.Б. Эльконина.

Зависимость агрессивного поведения от условий в обществе раскрыта в исследованиях Л.А. Алексеевой, Т.Ю. Андрущенко, С.Л. Соловьевой, Н.В. Сорокиной, Г.А. Цукерман, Е.Е. Чернухиной, С.Ю. Чижовой, Ю.В. Щербининой. Анализ агрессивного поведения с позиции педагогики ненасилия освещен в работах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, И.В. Вачкова, З.Т. Гасанова, С.И. Гессена, М.П. Гурьяновой, В.В. Давыдова, Л.Н. Костиновой, Е.К. Лютовой, Д.М. Маллаева, А.Н. Нюдюрмагомедова, А.А. Романова, С.Т. Тучалаева, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга. Типология агрессивного поведения детей выделена в трудах А.Г. Асмолова, П.П. Блонского, Б.С. Братусь, Ю.Б. Гиппенрейтера, Ю.В. Егоршина, О.Н. Истратовой, А.С. Копового, Ф.3. Майерсона, Л.Ф. Обуховой, Н.И. Сарджверадзе.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогических и научно-методических источников по теме исследования;

- эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент.

Базой педагогического исследования стала МДОУ Детский сад №1 города Липецка, эксперимент проводился в разновозрастной группе «Солнышко». Средний возраст детей: 4-6 лет. Всего в группе 22 ребенка.

Структура работы:выпускнаяквалификационная работа состоит из введения, двух глав, завершающихся выводами, заключения, списка использованных источников и приложений.

 


Выводы по 1 главе

На основании выше изложенного были сделаны выводы, что проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидума в ходе борьбы за выживание (существование). Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на неагрессивную (позитивную) модель поведения, в том числе, изменение условий, которые провоцировали агрессивную модель поведения.

Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, выяснили, что Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают проявление агрессии, представляет собой такое поведение, которое направлено на причинение вреда или ущерба другому индивиду, который имеет все основания избегать подобное обращение с собой, тем более, что агрессия обязательно предполагает целенаправленное причинение какого-либо вреда жертве.

Агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Особенно это будет сказываться на детях дошкольного возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка. Отсюда, работу по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями. Агрессивное поведение в целом подразумевается, как мотивированные внешние действия, не соблюдающие правила и аспекты сосуществования, наносящие огромный ущерб, наносящие страдание человеку. Эмоциональный компонент агрессивного поведения– данные чувства, и в первую очередь, злость.

Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не любой гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злобы, мстительности также нередко сопутствуют агрессивным действиям, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей обдумывать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент – умение справляться с импульсивностью, владеть навыками саморегуляции.

Психолого-педагогическое сопровождение агрессивных детей выполняется согласно следующему алгоритму: психологическое диагностирование – исследование результатов – рекомендации, консультирование – коррекционные мероприятия. Качество комплексного сопровождения развития агрессивного ребенка дошкольного возраста обеспечивается за счет интеграции деятельности всех участников образовательных отношений, специалистов дошкольных образовательных учреждений и родителей ребенка. Возникает сложная функциональная система, в которой органично переплетаются задачи диагностики и коррекции агрессивных детей.

Были рассмотрены разные способы профилактической работы дошкольников для коррекции агрессии. Одним из эффективных методов является арт-терапия. С помощью этого метода можно отслеживать малейшие изменения эмоционального состояния ребенка, увидеть его глубинные и неосознаваемые переживания, скорректировать поведение.

В качестве показателя результативности следует рассматривать динамику психологического развития ребенка, то есть возникновение и развитие психических новообразований – навык общения без агрессии, снижение тревожности и обидчивости. Направленность профилактической работы состоит в том, что младшим школьникам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя, быть оцененным другими в ходе участия в работе и, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и воспитателями, выбрать приемлемую форму поведения. В качестве признака достижения результативности необходимо расценивать динамику эмоционального формирования детей, в таком случае существует возникновение и развитие психологических новообразований – навык общения без злобы, снижение тревожности и обидчивости.

 

 


Содержание занятий по профилактике и коррекции агрессии детей в дошкольном возрасте

Проведенные диагностики показали, что уровень агрессивности испытуемых детей находится на высоком и среднем уровне. На основе этих данных был разработан комплекс арт-терапевтических занятий для корректировки и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

В содержание занятий разработанного комплекса на формирующем этапе исследования вошли разнообразные арт-терапевтические задания, которые применялись в течение месяца:

Упражнение «Подарок другу» изотерапевтическое занятие на котором выполняется аппликация. Педагог предлагает ребенку подумать о своем друге: что он любит, какому подарку бы обрадовался. После чего объясняется техника аппликации из цветной бумаги, мягких шариков и других ярких, тактильно приятных материалов. Данное упражнение снижает психоэмоциональное напряжение, формирует чувство привязанности, развивает воображение.

Упражнение по методике кинезитерапии «Кто пройдет тише?». Педагог включает музыку сначала громко, затем постепенно убавляет звук. Задача детей снижать темп бега и танцевальных движений при затихании музыки. Завершение игры сопровождается медленным темпом и тихим звуком мелодии, чтобы дети могли шагать на носочках спокойным шагом. Упражнение помогает учиться сохранять равновесие, выполнять задания и правила игры, прислушиваться к сигналам и ориентироваться в них, снимает психоэмоционально напряжение.

«Игра с пальчиками» - упражнение из области театротерапии, которое позволяет приобщить детей к театру, научить сочетать речь с движениями. Педагог может добавить к данному упражнению элементы изотерапии: нарисовать на детских пальцах смешные рожицы или раскрасить их пальчиковыми красками в яркие позитивные цвета. Педагог разыгрывает сценку «Мы делили апельсин», дети сжимают кулачок и разжимают по ходу пьесы пальчики.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» из области кинезитерапии направлена на развитие координации движения, умении работать в группе, слушать команды. Дети изображают воробушков, садятся в свои «гнезда». В это время воспитатель изображает автомобиль, который едет по дороге. После слов воспитателя «Автомобиль уехал, бегите воробушки на дорогу» дети выбегают из своих «гнезд» и активно бегают. Когда «автомобиль» выезжает на дорогу, «воробушки» разбегаются в свои «гнезда».

Игра-имитация «Солнышко проснулось» помогает научиться воспроизводить звуки и движения животных и человека. Может быть использована как утренняя зарядка. Воспитатель произносит текст, дети имитируют заданного персонажа. Например: «Солнышко проснулось, лучиками потянулось. Петушок крыльями захлопал и закукарекал. Волк голодный проснулся, зубами защелкал. Зайчик испугался и в норке спрятался. Маша в кроватке потянулась и зазевала». 

В процессе наблюдения воспитатель не только проводил арт-терапевтические занятия, но и корректировал поведение детей в случае проявления ими агрессии. На занятиях детям предоставлялась возможность выплеснуть подавляемый гнев. Одним из эффективных упражнений для раскрепощения считается «Визг». Являясь вокальным методом терапии резкий звуковой выплеск эмоций позволяет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, снять страхи и стеснение.

Упражнение «Рисуем музыку». Педагог включает запись классической музыки (например, «Щелкунчик» П.И. Чайковского), предлагает представить и нарисовать эту музыку красками на бумаге. Можно заменить рисование красками на песочную терапию. Данное занятие очень благотворно влияет на стабилизацию психоэмоционального состояния ребенка. Педагог должен уделить особое внимание выбору музыкальной композиции, которая должна успокаивать, стабилизировать эмоциональный фон, внушать ребенку чувство безопасности.

Игра «Пластилин – силач» - помогает выходу агрессии и снятию эмоционального напряжения. Воспитатель раздает детям пластилин и предлагает с яростью и со всей силы, представляя свою злость, помять его до пластичного мягкого состояния. Когда пластилин смягчится отрывать маленькие кусочки и размазывать его по листу, чтобы лист полностью покрылся пластилином.

Игра – инсценировка «Крошка Енот» - игра по методике театротерапии, которая позволяет ребенку примерить на себя роль различных персонажей, спроецировав свои страхи и эмоции на персонажа сказки. Воспитатель рассказывает или читает сказку, предварительно распределив роли между детьми. Дети по очереди исполняя роль Крошки Енота, который боится Того кто сидит в пруду, рассказывают что именно вызывает у них страх. Воспитатель предоставляет возможность каждому ребенку побыть в роли мамы Крошки Енота, чтобы дети могли предложить свои способы победить страх и агрессию из темноты. В завершении инсценировки дети с воспитателем встают в хоровод и поют под музыку песню «Улыбка». Таким образом данное упражнение помимо решения психоэмоциональных проблем каждого ребенка помогает укрепить дружеские связи и сплоченность группы.

Игра – инсценировка с элементами изотерапии «Превращение злодея». Воспитатель предлагает детям придумать в кого или во что может превратиться злой волшебник. Можно продолжить логическую цепочку – в какой полезный предмет может превратиться злой волшебник. Затем детям предлагается изобразить придуманный образ на рисунке или слепить его. Данная игра направлена на переформатирование агрессии в позитивное русло, ребенок может усвоить мысль, что зло разрушает, а добро помогает и приносит пользу. Кроме того, упражнение направлено на преодоление страхов и неуверенности в себе.

Таким образом, упражнения, которые были использованы в коррекционной работе по снижению уровня агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, направлены на решение следующих задач:

1) Обучение ребенка выражать свой гнев допустимым и безопасным образом;

2) Обучение ребенка адекватному реагированию на проблемные и конфликтные ситуации;

3) Снижение уровня тревожности и страхов;

4) Обучение ребенка пониманию своих эмоций, а также эмпатии.

Решению этих проблем способствуют различные направления арт-терапии. Снятию тревожности способствует музыкальная и изотерапия, последняя также помогает выходу негативных эмоций. Игротерапия помогает развитию в ребенке эмпатии и адекватным реакциям на действия окружающих. Осознанию своих эмоций, анализу поведенческих реакций, эмпатии, выходу негативных эмоций и агрессии способствует сказкотерапия.

Реализуя программу арт-терапии с целью профилактики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников, педагог должен поддерживать ребенка в поиске правильного и адекватного выхода подавляемого гнева, помочь сформировать правильные реакции на гнев, обсудить его и в целом проблему гнева. Только в этом случае ребенок сможет научиться управлять своими эмоциями, в первую очередь агрессивными.

 


Выводы по 2 главе

 

Во второй главе нашего исследования была проведена опытно – экспериментальная работа, которая осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Первый этап педагогического эксперимента заключается в выявлении уровня агрессии у дошкольников. Базой педагогического исследования стала МДОУ Детский сад №1 города Липецка. Эксперимент проводился в разновозрастной группе «Солнышко», средний возраст детей: 4-6 лет. Всего в группе 22 ребенка. Диагностируемые дети: 8 человек: 4 мальчика и 4 девочки.

Задачей констатирующего этапа было выявить имеющийся уровень агрессии у дошкольников группы «Солнышко». Для определения уровня агрессии были использованы следующие психодиагностические методики и инструменты:

1) Выявление детей с высоким и средним уровнем агрессии в результате опроса родителей по анкете «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титоренко);

2) Структурализованное наблюдение за детьми со стороны педагога для определения склонности к агрессивному поведению у испытуемой группы детей;

3) Оценка уровня агрессивности по проектной методике «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.

По итогам диагностики дошкольников по трем вышеуказанным методикам образовалась группа из 8 детей с высокой степенью тревожности и страхов, а также с высоким и средним уровнем агрессии.

На основе этих данных на формирующем этапе исследования был разработан и реализован комплекс арт-терапевтических занятий для корректировки и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

По результатам контрольной диагностики были получены следующие выводы: полностью прекратились проявления агрессивного характера высокой степени выраженности, число проявлений средней степени выраженности агрессивности сократилась на 37,5%, в то время как низкая степень выраженности агрессивности увеличилась на 63,5%.

Дети в группе стали более общительными и дружелюбными, научились прислушиваться к замечаниям взрослых, активнее идут на контакт. У многих детей прошли или сократились признаки скрытой агрессии, невротические проявления агрессии, страхи и тревожность.

 


Заключение

 

Детская агрессивность является одной из наиболее острых психологических проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Проблемами агрессивного поведения детей занимались такие исследователи как А. Бандура, Л. Берковиц, Л.С. Выготский, И.С. Зимина, Г. Паренс и другие.

В теоретической части нашего исследования было выяснено, что проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы. В работе были изучены основные теории возникновения агрессивности, а также формы ее проявления.

Были рассмотрены различные способы профилактической работы дошкольников для коррекции агрессии. Одним из эффективных методов является арт-терапия. С помощью этого метода можно отслеживать малейшие изменения эмоционального состояния ребенка, увидеть его глубинные и неосознаваемые переживания, скорректировать поведение. Влияние арт-терапии на уровень агрессии детей дошкольного возраста было изучено в эмпирической части исследования.

Во второй главе была проведена опытно – экспериментальная работа, которая осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Первый этап педагогического эксперимента заключался в выявлении уровня агрессии у дошкольников. Базой педагогического исследования стала МДОУ Детский сад №1 города Липецка, эксперимент проводился в разновозрастной группе «Солнышко».

Для определения уровня агрессии были использованы следующие психодиагностические методики и инструменты:

1) Выявление детей с высоким и средним уровнем агрессии в результате опроса родителей по анкете «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титоренко);

2) Структурализованное наблюдение за детьми со стороны педагога для определения склонности к агрессивному поведению у испытуемой группы детей;

3) Оценка уровня агрессивности по проектной методике «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.

По итогам диагностики дошкольников по трем вышеуказанным методикам была выявлена группа из 8 детей с высокой степенью тревожности и страхов, а также с высоким и средним уровнем агрессии.

На основе этих данных на формирующем этапе исследования был разработан и реализован комплекс арт-терапевтических занятий для корректировки и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

По результатам контрольной диагностики были получены следующие выводы: полностью прекратились проявления агрессивного характера высокой степени выраженности, число проявлений средней степени выраженности агрессивности в рисунках детей сократилось на 37,5%, в то время как низкая степень выраженности агрессивности увеличилась на 63,5%.

Дети в группе стали более общительными и дружелюбными, научились прислушиваться к замечаниям взрослых, активнее идут на контакт. У многих детей прошли или сократились признаки скрытой агрессии, невротические проявления агрессии, страхи и тревожность.

Таким образом можно отметить практическую значимость разработанного в ходе исследования педагогического комплекса арт-терапевтических инструментов для корректировки и профилактики уровня агрессии у детей дошкольного возраста.

 

 

 

Содержание

 

Введение  ………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты изучения агрессии детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………8

1.1. Подходы отечественной и зарубежной психологии к понятию агрессии....................................................................................................................8

1.2. Причины и особенности агрессивного поведения в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...14

1.3. Психолого-педагогические условия профилактики и коррекции агрессии у детей в дошкольном возрасте средствами арт-терапии.................................24

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..31

Глава 2. Эмпирическое исследование по профилактике и коррекции агрессии в дошкольном возрасте средствами арт-терапии ……………………………...34

2.1. Диагностика агрессивности детей дошкольного возраста...................................................................................................................34

2.2. Содержание занятий по профилактике и коррекции агрессии детей в дошкольном возрасте............................................................................................41

2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников средствами арт-терапии...................................................................................................................45

Выводы по 2 главе ………………………………………………………………50

Заключение ………………………………………………………………………52

Список использованных источников …………………………………………..54

 

 


 

Введение

 

Агрессивное поведение — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессия переводится как «нападение, атака, активная борьба». То есть это такая ситуация, когда организм сражается против источника своих же полученных неприятностей, например, источника боли, и пытается уничтожить этот источник, то есть решить проблему радикально. Для этого процесса необходимо затратить большое количество энергии и такая ситуация потенциально опасна, потому что вначале для человека характерно пассивно-оборонительное поведение, которое не всегда останавливается, то тогда наступает стадия активно-оборонительного поведения.

Если сравнить поведение человека с поведением рыб, рептилий, птиц, млекопитающих, мы очень часто видим так называемые угрожающие позы или угрожающую мимику. Рыба растопыривает плавники, жаба поднимается на лапах и надувается, птицы топорщат перья, кот изгибает спину — опять же шерсть у него тоже дыбом. Кроме того, довольно часто показывается «оружие», то есть когти, зубы. Мимика человеческого агрессивного поведения тоже связана с оскаленными зубами. И агрессивная мимика относится к разряду базовых мимических выражений, таких как улыбка или гримаса боли, гримаса плача. Например, зрительные анализаторы человека вышеназванные сигналы опознают врожденно. Базовые мимические выражения мощно влияют на работу мозга и вызывают соответствующие эмоции и соответствующие реакции. И этого агрессивного типа человек начинает опасаться, выстраивает свое поведение так, чтобы рассчитывать на возможность ответной агрессии.

Актуальность данной работы состоит в том, социально-экономические и общественно-политические преобразования, осуществляемые в последние десятилетия в стране, в значительной мере повлияли на возникновение проблем, связанных с организацией воспитания дошкольников. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих позиций, негативное влияние средств массовой информации отрицательно сказываются на становлении личности ребенка. Все большее число детей испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, а также трудности в общении с педагогами и сверстниками. В современном социуме отмечается рост агрессивности, преступности, детского вандализма, деструктивного поведения. Агрессия появляется как один из двух видов реакции на реально происходящие опасные события или потенциально опасные мероприятия. Но в дальнейшем агрессия имеет тотальное значение. Значит поведение выстраивается так, что агрессия в качестве дополнения способна идти параллельно с любой неудачной деятельностью. В итоге оказывается, что агрессивные реакции могут сопровождать самые разные события и проявляться тогда, когда человек потерпел неудачу. И в этом случае агрессия поставляет дополнительную энергию в поведение, и несмотря на возникшие препятствия, пытаетесь прорваться, проломить уже за счет порой достаточно деструктивных действий.

Целью нашего исследования мы ставим изучение проявления агрессии у детей дошкольного возраста, ее причин и оптимальных методик коррекции.

Задачи:

1) обобщить современные теоретические обоснования по проблеме агрессивности и профилактике агрессивного поведения дошкольников;

2) изучить состояние проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста;

3) определить возможности использования арт-терапии как средства профилактики и снижения уровня агрессивного поведения на основе анализа психологической, педагогической литературы;

4) выявить, экспериментально проверить и обосновать педагогические условия эффективного снижения уровня агрессивного поведения дошкольников средствами арт-терапии.

Объект исследования: детская агрессивность.

Предмет исследования: корректирующие условия агрессивности детей дошкольного возраста методами арт-терапии.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс профилактики и снижения уровня агрессивного поведения детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если:

- обеспечена психолого-педагогическая компетентность воспитателей и родителей, включающая в себя знания о природе агрессивного поведения, о видах его проявления, о возможности арт-терапии противостоять развитию детской агрессивности;

- организован комплекс эмоционально-комфортных условий воспитания в процессе сотрудничества и совместных проектов в системе педагог-ребенок- -родитель;

- арт-терапия будет использована как средство целенаправленного воздействия на личность ребенка в рамках целостного подхода к психолого-педагогической коррекции и предупреждению агрессивного поведения.

Научная новизна исследования заключается в разработке педагогических инструментов профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста на основе арт-терапевтических методов.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Исследования ученых (А. Бандура, Л. Берковиц, П.П. Блонский, Б.С. Братусь, В.Г. Бреслав, Бетти Э. Риэрдон, Р. Бэрон, К. Бютнер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.А. Завражин, И.С. Зимина, В.М. Литвишков, Т.Д. Морциновская, Г. Паренс и др.) показывают, что для большинства детей характерны разные формы агрессии. Но у определенной категории детей разного возраста агрессия как устойчивая форма поведения способна не только сохраняться, но и развиваться, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие.

В настоящее время научный интерес к проблеме детской агрессивности существенно возрос. Проблематике агрессии посвящены фундаментальные работы зарубежных ученых: А. Адлера, А. Бандура, А. Басса, Л. Берковица, Р. Бернса, К. Бютнера, Р. Бэрона, Р. Геррига, Д. Долларда, К. Лоренса, Н. Миллера, Д. Ричардсона, В. Холличера, Д. Шеффера.

В российской науке представлен широкий круг аспектов, в свете которых изучается агрессивное поведение детей. Теоретические и методологические основы феномена агрессивного поведения представлены в трудах JI.О. Андрюшиной, С.А. Беличевой, JI.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Н. Ениколопова, И.С. Зиминой, Я.Л. Коломенского, С.Л. Колосовой, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.П. Пошивалова, С.Л. Рубинштейна, Т.Г. Румянцевой, А.М. Руткевич, Д.Б. Эльконина.

Зависимость агрессивного поведения от условий в обществе раскрыта в исследованиях Л.А. Алексеевой, Т.Ю. Андрущенко, С.Л. Соловьевой, Н.В. Сорокиной, Г.А. Цукерман, Е.Е. Чернухиной, С.Ю. Чижовой, Ю.В. Щербининой. Анализ агрессивного поведения с позиции педагогики ненасилия освещен в работах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, И.В. Вачкова, З.Т. Гасанова, С.И. Гессена, М.П. Гурьяновой, В.В. Давыдова, Л.Н. Костиновой, Е.К. Лютовой, Д.М. Маллаева, А.Н. Нюдюрмагомедова, А.А. Романова, С.Т. Тучалаева, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга. Типология агрессивного поведения детей выделена в трудах А.Г. Асмолова, П.П. Блонского, Б.С. Братусь, Ю.Б. Гиппенрейтера, Ю.В. Егоршина, О.Н. Истратовой, А.С. Копового, Ф.3. Майерсона, Л.Ф. Обуховой, Н.И. Сарджверадзе.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогических и научно-методических источников по теме исследования;

- эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент.

Базой педагогического исследования стала МДОУ Детский сад №1 города Липецка, эксперимент проводился в разновозрастной группе «Солнышко». Средний возраст детей: 4-6 лет. Всего в группе 22 ребенка.

Структура работы:выпускнаяквалификационная работа состоит из введения, двух глав, завершающихся выводами, заключения, списка использованных источников и приложений.

 


Глава I. Теоретические аспекты изучения агрессии детей дошкольного возраста


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.