Ваш друг сейчас в библиотеке? – Нет, сейчас его там нет. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Ваш друг сейчас в библиотеке? – Нет, сейчас его там нет.

2020-11-19 108
Ваш друг сейчас в библиотеке? – Нет, сейчас его там нет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Ваш друг вчера был в библиотеке? – Нет, вчера его там _____________________________

3. Ваш друг завтра будет в библиотеке? – Нет, завтра его там __________________________

4. Она сейчас на лекции? – Нет, ___________________________________________________

5. Она вчера была на лекции? – Нет, _______________________________________________

6. Она завтра будет на собрании? – Нет, ______________________________________________

7. Он сейчас на собрании? – Нет, ________________________________________________

8. Он вчера был в университете? – Нет, _____________________________________________

9. Он завтра будет в университете? – Нет, ___________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 3. Восстановите диалоги, используя отрицательные слова: некого, некогда, негде, не с кем, не от кого, некуда, некому, не о чем, не у кого.

Модель 5. некого

 

 

+

 инфинитив

  не у кого
  не от кого                         
  некому
  не с кем
  не о чем
  некуда
  негде
  некогда

1. Борис, когда ты будешь отдыхать? – Не знаю. Сейчас мне __________________ отдыхать.

2. Где здесь можно поставить машину? – Не знаю. Здесь ______________________________.

3. Кого вы ждёте? – Я никого не жду. Мне ____________________________________ ждать.

4. Куда ты пойдёшь вечером? – Вечером мне ________________________ пойти.

5. У меня нет близких друзей. Кому мне рассказать об этом? – Да, тебе _________________________________ рассказать об этом.

6. Этот человек чужой для меня, о чём с ним говорить? – Да, говорить с ним _____________________________________.

7. Виктор, от кого ты ждёшь письмо? – Мне __________ ждать, никто не знает моего адреса.

8. Я не всё понял, но у кого спросить? – Да, _________________________________________.

9. С кем вы поедете на экскурсию? – Мне _______________________ поехать на экскурсию.

ЗАДАНИЕ 4. Ответьте на вопросы, используя отрицательные слова и модель 5: некого, некогда, негде, не с кем, не от кого, некуда, некому, не о чем, не у кого.

1. Когда мы будем слушать диски? – Нам ________________ слушать диски, у нас нет времени.

2. Куда вы пойдёте вечером? – Не знаю, мне ________________ пойти, я плохо знаю этот город.

3. Вы будете кому-нибудь покупать цветы? – Нет, мне _______________________ дарить цветы.

4. Это ваш телефон звонит? – Нет, мне сейчас __________________________ ждать звонка.

5. Вы пойдете завтра в театр? – Скорей всего нет, моя подруга уехала, и мне ____________________________ будет пойти, а одна я не хочу

6. Вы поедете на вокзал встречать гостей? – Нет, мне _____________________ встречать, мои гости уже дома.

7. Вы поедете на экскурсию в Севастополь? – Нет, мне _________________________ жить в Севастополе, у меня нет знакомых там.

8. О чём вы думаете? – Мне _______________________________ думать, у меня всё хорошо.

ЗАДАНИЕ 5. Отвечайте отрицательно на вопросы, используя модель.

Модель 6. кому? (не) хватает, (не) хватало

 

кого?

чего?

    (не) хватит, (не) хватило

1. Вам хватит одного года, чтобы изучить русский язык? – ____________________________

2. Нам хватит денег на такси? – ___________________________________________________

3. Вам хватит одного листа бумаги, чтобы написать письмо? – _________________________

4. Вам хватит полчаса, чтобы доехать до центра города? – _____________________________

5. Вам хватит двух чайных ложек сахара на чашку кофе? – ____________________________

6. Вам хватило времени, чтобы отдохнуть? – ________________________________________

7. Вам хватило денег, чтобы купить книгу? – ________________________________________

8. Ему хватило смелости, чтобы сказать правду? – ___________________________________

9. У них хватило времени, чтобы поговорить? – ______________________________________

 

 

Урок 18

 

Тема 18. Выражение значения возможности, необходимости, желательности действия в предложении с пассивным субъектом. Степень категоричности волеизъявления. Слова, требующие грамматической формы инфинитива

  

Задание 1. Измените время действия по модели.

 

Модель 1.

кому?

можно, нельзя

было

 

будет

 

+ инфинитив

надо, нужно, необходимо

 

а) Модель: – Мне надо посоветоваться с врачом.

             – Мне надо было посоветоваться с врачом.

1. Нельзя терять ни минуты! – _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________

2. Надо послать телеграмму и поздравить его с днём рождения – ________________________ ________________________________________________________________________________

3. Мне необходимо быть на этом собрании. – _________________________________________ ________________________________________________________________________________

4. Эту тёплую встречу нельзя забыть. – ______________________________________________ ________________________________________________________________________________

5. Можно часами слушать его рассказы. – ___________________________________________ ________________________________________________________________________________

6. Нужно пойти в магазин купить продукты. – ________________________________________ ________________________________________________________________________________

7. Мне необходимо пойти в библиотеку. – ___________________________________________ ________________________________________________________________________________

8. Нельзя пропускать занятия без уважительных причин. – _____________________________ ________________________________________________________________________________

 

 

б) Модель: – Завтра мне надо рано вставать.

               – Завтра мне надо будет рано вставать.

1. Ему надо подумать о многом. – __________________________________________________

2. Мне нужно прочитать эту статью. – _______________________________________________

3. Больному нельзя выходить на прогулку ещё несколько дней. – _______________________ ________________________________________________________________________________

4. Надо пойти сказать товарищам, что собрания не будет. – _____________________________ ________________________________________________________________________________

5. Надо обязательно посмотреть этот фильм. – ________________________________________ ________________________________________________________________________________

6. Необходимо сдать все отработки перед экзаменом. – ________________________________ ________________________________________________________________________________

7. Можно пойти в кафе на перерыве. –_______________________________________________

8. Нельзя разговаривать во время занятия. – _________________________________________

Задание 2. Выразите мысль, используя модель

Модель 2.

кому?

надо, нужно,

+ что сделать?

(инфинитив СВ)

необходимо

1. Он должен серьёзно подумать о своём будущем. – _________________________________ _____________________________________________________________________________

2. Я должен познакомиться с этим человеком. –_____________________________________ _____________________________________________________________________________

3. Студент должен зайти в деканат. – _______________________________________________

4. Все мы должны были подумать об этом раньше. – _________________________________ _____________________________________________________________________________

5. Вы должны были предупредить меня, что не можете остаться. – _____________________ _____________________________________________________________________________

6. Профессор должен будет улететь на конгресс через несколько дней. – ________________ _____________________________________________________________________________

7. Чтобы сдать экзамен хорошо, студенты должны много заниматься. – _________________ _____________________________________________________________________________

8. Студенты должны внимательно слушать и записывать лекции профессора. – ___________ _____________________________________________________________________________

                                                 

Задание 3 а) Сравните предложения. Скажите, чем отличаются предложения в левой и правой колонке.

 

Модель 3.

нельзя

что делать? (инфинитив НСВ) – значение запрещения (= не надо, не разрешается)
что сделать? (инфинитив СВ) – значение невозможности
НСВ СВ
1. Сейчас нельзя входить в аудиторию, так как идёт лекция. 1. В аудиторию нельзя войти, её кто- то закрыл.
2. Сегодня нельзя открывать окно, на улице холодно. 2. Дверь нельзя открыть, я забыла взять ключ.
3. Ты болен, поэтому тебе нельзя сегодня готовиться к экзамену. 3. Это очень трудный экзамен, к нему нельзя подготовиться за 2 дня.

 

б) Восстановите предложения, используя данные справа инфинитивы НСВ или СВ.

 

1. Автобус полный, в него нельзя ______________________________.    Сюда нельзя ____________________________, здесь идёт операция.   входить, войти
2. Сегодня на улице холодно, поэтому нельзя ________________ окно. Оконная рама сломалась, поэтому нельзя _________________ окно.   открывать, открыть
3. После операции больному нельзя ____________________________.   вставать, встать
В этом месте нет перехода. Здесь нельзя ________ ____________________ улицу. переходить, перейти
4. Виктор, ты ещё болен. Тебе нельзя _____________    холодный душ.   принимать, принять
5. Детям нельзя _________________________________ тяжёлые вещи.   поднимать, поднять
6. Адрес на конверте был так плохо написан, что его     нельзя было ______________________. читать, прочитать

 

в) Посоветуйте не делать того, о чём вы прочитаете. Объясните, почему вы не советуете этого делать.

 

Модель:Я хочу открыть окно (СВ).

           – Не надо открывать (НСВ) окно, будет холодно, мы можем простудиться.

                      

1. Я хочу сесть около окна. - ______________________________________________________

2. Я хочу включить телевизор - ____________________________________________________

3. Я хочу дать эту книгу Виктору - _________________________________________________

4. Я собираюсь купить эту книгу - _________________________________________________

5. Я хочу послать ему телеграмму - ________________________________________________

6. Я собираюсь посмотреть этот фильм -____________________________________________

7. Я хочу взять в библиотеке этот словарь - _________________________________________

8. Я хочу начать сегодня эту работу - _______________________________________________

9. Я собираюсь пойти гулять - _____________________________________________________

10. Я хочу ответить на этот вопрос - ________________________________________________

 

 

Задание 4. Измените предложения по модели.

 

Модель 4.

кому?

(не) хочется, (не) хотелось

+ инфинитив

(не) захочется, (не) захотелось

 

Модель: Я хочу пойти в театр.

         –- Мне хочется пойти в театр.

1. Мы хотим поехать на экскурсию в Ялту. – ________________________________________

2. Я не хотел заниматься, потому что на улице была солнечная погода. –________________ _____________________________________________________________________________

3. С каждым днём я всё больше хочу поехать домой – ________________________________ _____________________________________________________________________________

4. Когда я прочитал стихи Пушкина, я захотел больше узнать о его жизни.–______________ _____________________________________________________________________________

5. Два моих друга хотят быть педиатрами, а мой сосед по комнате хочет стать стоматологом. –_______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

6. Мои родители хотят познакомиться с моей подругой. – _____________________________ _____________________________________________________________________________

7. Наши друзья давно хотят поехать на экскурсию в Ялту. – __________________________ _____________________________________________________________________________

8. Мы очень хотим пойти в новое кафе, которое недавно открылось недалеко от нашего дома. – _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

 

Задание 5. Назовите безличные предложения. Запомните различия в значении выделенных глаголов.

 

Модель 5.

кому?

стоит, стоило

+ инфинитив

следует, следовало приходится, приходилось, придётся, пришлось, удаётся, удавалось, удастся, удалось

 

1. Этот фильм хороший, его стоит посмотреть. (= надо посмотреть; имеет смысл)
2. Эта книга мне нужна, её следует купить. (= необходимо купить, обязательно нужно купить)
3. Я живу далеко от университета, мне приходится тратить на дорогу около 40 минут. (= я должен тратить на дорогу около 40 минут)
4. Вчера я вернулся домой поздно, мне пришлось   задержаться в университете. (= я должен был задержаться,    я вынужден был задержаться)
5. Погода была плохая, туристам не удалось  дойти до реки. (= они хотели дойти, но не смогли)
6. Вчера мне удалось купить билеты на это матч! (= я счастливый, мне повезло,  я с мо г купить, хотя было трудно)

Урок 19

 

Тема 19. Выражение физического и психического состояния человека в предложении с пассивным субъектом. Бессубъектное высказывание: кому (где) как; кому + глагол бессубъектного действия

 

ЗАДАНИЕ 1. Постройте предложение с пассивным субъектом по модели:

Модель 1.

где?

-

Как?

было будет
Модель:   Комната холодная. – В комнате холодно.

1. Погода сегодня холодная. – Сегодня _____________________________________________

2. Погода вчера была сырая. – Вчера _______________________________________________

3. Ночь была тёплая. – Ночью _____________________________________________________

4. Вечер будет прохладным. – Вечером _____________________________________________

5. Утро было солнечным. – Утром _________________________________________________

6. Комната была чистой. – В комнате _______________________________________________

7. Улица была тихая. – На улице ___________________________________________________

8. Зима была холодная. – Зимой ___________________________________________________

9. Лекция была скучной. – На лекции ______________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 2. Составленные вами предложения (задание 1) переведите на родной язык.

1. _____________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________________

4. _____________________________________________________________________________

5. _____________________________________________________________________________

6. _____________________________________________________________________________

7. _____________________________________________________________________________

8. _____________________________________________________________________________

9. _____________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Сделайте обратный перевод с родного языка на русский. Проверьте правильность перевода.

1. _____________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________________

4. _____________________________________________________________________________

5. _____________________________________________________________________________

6. _____________________________________________________________________________

7. _____________________________________________________________________________

8. _____________________________________________________________________________

9. _____________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. Постройте предложения с пассивным субъектом по модели:

 

Модель 2.

кому?

 

Было

Будет

Как?

весело скучно обидно неудобно стыдно

 

1. На факультетском вечере студенты много смеялись, им _____________________________

2. На занятии они скучали, им _____________________________________________________

3. На модульном контроле студенту не хватило одного балла, ему _____________________

4. В поезде он ехал на верхней полке, ему ___________________________________________

5. Только один студент не научился делать инъекции, ему _____________________________

6. Мой друг серьёзно готовился к экзамену, но получил тройку. Ему ____________________

7. Мы сегодня ходили в цирк. Программа была интересная, нам ________________________

8. Летом мои друзья ездили на родину, я был в Симферополе один. Мне _________________

9. Книга была хорошая. Мне ___________________________________________её читать.

10. Утром я некрасиво разговаривал с другом, сейчас мне ______________________________

 

ЗАДАНИЕ 5. Постройте предложения с пассивным субъектом по модели:

Модель:

(Он) (тошнить, тошнота).

Его тошнит.
У него тошнота.

 

1.

(Мы) (знобить, озноб).

 
 

2.

(Она) (лихорадить, лихорадка).

 
 

3.

(Он) (рвать, рвота).

 
 

4.

(Вы) (плохо,

плохое самочувствие)?

 
 

5.

(Я) (дурно, дурнота).

 
 

 

Урок 20

 

Тема 20. Значение глаголов с постфиксом -ся

Задание 1. Употребите в нужной форме глаголы со значением эмоциональных состояний.

1. Я ______________________________________ экзамена по гистологии. боятся
  Он _________________________________ экзаменатора по физиологии.  

 

2. Она _____________________________________ своего большого роста. стесняться
  Я __________________________________________ посторонних людей.  

 

3. Он ______________________________________ из-за плохой оценки. расстраиваться
  Они _____________________________________ из-за плохой погоды.  

 

4. Мы ____________________________________________ приходу весны. радоваться
  Родители __________________________________________ успеху сына.  

 

5. Друзья _________________________________ его безразличию к учёбе. удивляться
  Преподаватели _________________________________ её способностям.  

 

6. Я ______________ на своего друга: он не предупредил меня о переносе занятий. обижаться
  Я ______________________________ на соседей, которые шумят ночью.  

 

7. Я ________________ на свою подругу: она не вернула мне мой учебник. сердиться
  Преподаватель _________________ на студентов, которые опаздывают на занятия.  

 

8. Дети _______________________________________ своими родителями. гордиться
  Преподаватели ______________________________ успехами студентов, победивших на олимпиаде.  

 

9. Друг __________________________ о своих родных: они не отвечают на телефонные звонки. беспокоиться
  Мы ___________________________ о результатах модульного контроля.  

Задание 2. Постройте предложения из данных слов.

Модель  1. кому? приходится + инфинитив

 

1. Каждый, приходиться, обращаться, к, зубной врач. _________________________________

________________________________________________________________________________

2. Я, часто, приходиться, ходить, пешком. __________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Во время, дождь, приходиться, брать, зонт.________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Врачи, иногда, приходиться, делать, искусственное дыхание._________________________

________________________________________________________________________________

5. Мне, прийтись, разговаривать, с, он, завтра, потому что, сегодня, я, некогда. ___________

________________________________________________________________________________

Задание 3. Передайте значение пассивного участия в действии. Постройте фразу таким образом, чтобы слова, стоящие в позиции объекта, заняли позицию субъекта по модели:

Модель 2.

(И.п.)            (В.п.) кто делает   что (И.п.)                                          (В.п.) Медицина использует последние достижения науки. (И.п.)            (Т.п.) что делается кем (И.п.)                                                                   (Т.п.) Последние достижения науки используются медициной.

 

1. Доценты составляют тесты для контроля. – _______________________________________

________________________________________________________________________________

2. Учёные изучают возможности человеческого организма. – __________________________

________________________________________________________________________________

3. Студенты усваивают большой теоретический материал. – ___________________________

________________________________________________________________________________

4. Врачи лечат пациентов. – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Преподаватели обучают студентов в университете.– ________________________________

________________________________________________________________________________

6. Строители строят новые дома..– ________________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Фармацевты делают лекарства..– ________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Выберите один из предлагаемых глаголов.

                   Пишите их в нужной форме.

 

Модель 3.

 

 

кто?

мыть

Кого?

 

 

Модель

 

 

кто?

мыться = мыть (сам) себя   умывать   умываться = умывать (сам) себя   купать   купаться = купать (сам) себя   одевать   одеваться = одевать (сам) себя   …    

 

НО: кто? надевать что? на кого? на что?

 

1. После еды надо ______________ посуду. Она _______________ в ванне. Сестра ________________________ тарелки и чашки. Я с удовольствием ___________________ маленького брата. Девочка всегда _____________ сама. Дети всегда _____________________________ руки перед обедом. мыться / мыть

 

2. Утром он ________________ сам и _________________ свою маленькую сестру. Медицинская сестра _____________________________________ больного. Он не успел ________________________, потому что проспал. умывать/ умываться

 

3. Я люблю ___________________________ в море. Когда семья отдыхала у моря, мальчик __________________________ три раза в день. Каждый вечер мать _____________________ ребёнка. Нельзя _________________ маленьких детей в холодной воде. купаться/ купать

 

4. Медицинская сестра обычно _________________ больного. Сегодня больной _______________ сам, без посторонней помощи. Дети помогали друг другу __________________. Мать _______________ ребёнка ________________ сама и пошла с ним гулять в парк. Не следует _______________ ребёнка очень тепло, потому что на улице не холодно. На вечер она ____________________ очень красивое платье. Дети _________________ пальто и побежали на улицу.   одеваться / одеться; одевать / одеть; надевать / надеть    

 

5. Перед театром   Мы с родителями собираемся в театр. Я уже ____________________ (умыть, умыться) и __________________ (причесать, причесаться). Мои родители и брат не торопятся. Время ещё есть. Папа _______________________ (брить, бриться), брат ______________________ (мыть, мыться) в ванне. После ванны он ________________________ (вытирать, вытираться) мохнатым полотенцем и начинает ________________________ (одевать, одеваться). Мама __________________ (надевать, одевать) самое лучшее своё платье. Потом _____________________ (одевать, одеваться) и папа. Мама достаёт из шкафа нашу обувь, мы ______________________ (обувать, обуваться). Папа запирает дверь квартиры на ключ. Мы идём в театр.  

 

Задание 5. Замените подчёркнутые словосочетания глаголом с постфиксом -ся

(см. Модель 3).

1. На экзамене мой друг держал себя (__________________________) спокойно и уверенно.

2. Отец утверждает, что может лечить себя (____________________________________) сам.

3. Когда их знакомили, девушка назвала себя (_______________________________) врачом.

4. Перед отъездом брат хотел освободить себя (______________________) от лишних забот.

5. Моя подруга записала себя (____________________________________) на приём к врачу.

 

Задание 6. Ответьте на вопросы, используя слова из колонки справа.

 

Модель 4.

 

кто?

мыть

Кого?

Чем?

 

 

кто?

мыться

Чем?

  умывать умываться   ...

 

1.    Чем умываются по утрам? __________________________________________________________ холодная вода
2. Кого умывают по утрам? __________________________________________________________ маленькие дети
3. Чем мы вытираемся после умывания? _________________________________________________________ чистое полотенце
4. Что вы вытираете полотенцем? __________________________________________________________ лицо, шея, руки
5. Чем расчёсывает девочка косу? __________________________________________________________ расчёска
6. Кого причёсывает сестра расчёской? __________________________________________________________ маленький брат
7. Чем мы моемся после грязной работы? __________________________________________________________ горячая вода
8. Что мы обычно моем горячей водой? __________________________________________________________ грязная посуда

Задание 7. Выберите один из предлагаемых глаголов. Пишите их в нужной форме.

 

Модель 5. кто? знакомит кого? с кем?   кто? знакомится (сам) с кем?
знакомиться/ познакомиться; знакомить/ познакомить 1. Недавно он ___________________________ с замечательным человеком. 2. Катю и Петра ______________________ совсем недавно на одном вечере. 3. Если среди гостей есть незнакомые люди, их _______________________. 4. Эти люди давно ____________________, но они знают друг друга плохо.

 

встречаться/ встретиться; встречать/ встретить 1. Мать _________________________________ ребёнка, идущего из школы. 2. Она часто ______________________________________ со своим другом. 3. Они _________________________________________ с друзьями детства. 4. Сегодня Вера ___________________ брата, который приезжает из Киева.

 

видеться/ увидеться; видеть/ увидеть 1. Я уже давно _________________________________________ этот фильм. 2. Им необходимо ______________________ со школьным преподавателем. 3. Вчера они __________________ с человеком, о котором всегда помнили. 4. Они часто ___________________________________________ друг друга. 5. Они часто _________________________________________ друг с другом

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.