Глаголы с -ся (несов. в. – сов. в.) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глаголы с -ся (несов. в. – сов. в.)

2020-11-19 159
Глаголы с -ся (несов. в. – сов. в.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

поднимать сяон поднимал ся, она поднимала сь, оно поднимало сь, они поднимали сь

подняться – он поднялся, она..._______________________________________________________

улыбаться –________________________________________________________________________

улыбнуться –_______________________________________________________________________

умываться –________________________________________________________________________

умыться –__________________________________________________________________________

превращаться –_____________________________________________________________________

превратиться –_____________________________________________________________________

показываться –_____________________________________________________________________

показаться –________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 4. Вставьте глаголы в нужной форме прошедшего времени.

 

1. День____________________ к вечеру (клониться).

2. Солнце__________________ (закатиться).

3. С востока __________________ тёмные дождевые тучи (надвигаться).

4. Деревья ___________________ (жить) и ___________________ (дышать).

5. Прекрасная панорама ___________________ под ногами (расстилаться).

6. Орёл ____________________ (увидеть) внизу зайца и камнем _____________ (упасть) вниз.

7. Недалеко ________________________ костёр (гореть).

8. Собачонка_____________________ (полаять) и __________________ (замолчать).

9. С левой стороны озера люди____________________________ на отдых (расположиться).

10. Он (закинуть) голову, ______________________  (закрыть) глаза и________ (замереть).

ЗАДАНИЕ 5.

а) Образуйте формы будущего времени от глаголов несов. в. по модели:

строить – я буду строить, ты будешь строить, он (она) будет строить,

мы будем строить, вы будете строить, они будут строить

здороваться – ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

проветривать – _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

отвечать – _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

давать – ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

помогать – ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

б) Образуйте формы будущего времени от глаголов сов. в.:

построить я построю, он (она) построит, они построят

мы по строим, вы по строите, они построят

поздороваться – ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

проветрить – _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

ответить – _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

дать – _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

помочь – __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

в) Образуйте формы будущего времени от глаголов несов. в. – сов. в. с местоимениями я, ты, он (она), мы, вы, они.

говорить (несов. в.) – сказать (сов. в.) – я говорю/скажу, …_______________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

брать – взять – _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

искать – найти – ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 6. Определите вид глаголов и вставьте глаголы в нужной форме: несов.в – будущего сложного, сов. в. – будущего простого.

 

1. Если вы _____________________ (выйти) раньше, мы _____________________ (встретиться) перед началом занятий.

2. Когда вы _____________________ (выбрать) из текста необходимые цитаты, вы _____________________ (писать) план.

3. Вы сегодня _____________________ (увидеть) нашего декана и __________________ _____________________ (говорить) с ним?

4. Солнышко _____________________ (греть) и _____________________ (слепить) глаза.

5. Гром _____________________ (загреметь), ветер _____________________ (завыть), дождь _____________________ (полить).

 

ЗАДАНИЕ 7. Вставьте глаголы в нужной форме: будущего, настоящего или прошедшего времени.

 

1. Вчера к нам ___________________ (приходить) гости и мы ___________________ (пить) чай.

2. Каждый день после занятий студенты _____________________ (идти) в магазин и _____________________ (покупать) продукты.

3. Мы скоро _____________________ (встретиться) с ними и _____________________ (узнать) последние новости.

4. Теперь он часто _____________________ (вспоминать) время учёбы в университете и _____________________ (рассказывать) нам об этом.

5. Завтра нам _____________________ (объявлять) результаты контрольной работы и _____________________ (сказать) об успеваемости.

6. Они всё время _____________________ (ссориться) и _____________________ (мириться).

7. После урока преподаватель _____________________ (снять) очки, _____________________ (вытереть) их и _____________________ (посмотреть) стёкла на свет.

8. В следующем году он _____________________ (закончить) школу и _____________________ (поступать) в университет.

9. Первую операцию по удалению аппендикса _____________________ (провести) в 1883 году канадский врач Абраам Гровс. Он _________________ (использовать) для неё только нож и иглу.

10. Река Волга _______________ (впадать) в реку Кама, а Кама _______________ (впадать) в Каспийское море.

 

 

Урок 3

 

ТЕМА 3. Структура простого предложения: позиция объекта (Obj). Прямой и косвенный объект

 

& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Объект (Obj) – предмет, на который направлено действие. Объект может быть выражен существительным: Он читает   книгу (вопрос к объекту – что? – В. п.), местоимением: Я думаю о них (о ком? – П. п.), причастием: Мы посмотрели на вошедших (на кого? – В. п.), инфинитивом: Предлагают спеть (что?).

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте предложения. Подчеркните S, Р. Найдите О bj и поставьте к нему вопрос. Запишите вопрос в скобках.

 

1. У студентов скоро будут экзамены. (__________?)

2. Больной отказался от операции. (__________?)

3. На первом курсе студенты изучают анатомию. (__________?)

4. В коридоре Андрей встретил декана. (__________?)

5. Мой друг посоветовался с профессором. (__________?)

6. Олег пишет карандашом. (__________?)

7. Вчера вечером я звонил другу. (__________?)

8. Я пойду к декану. (__________?)

9. Мы часто думаем о родителях. (__________?)

10. Студенты рассказывали о конференции. (__________?)

I.

& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Выделяют прямой и косвенный объект. Прямой Obj выражается существительным или местоимением в В. п. без предлога: Я слушаю музыку (что? – В. п.). Я увидел её (кого? – В. п.).

Модель 1. | SP|Objкого? что? (прямой объект в В. п. без предлога).

 

ЗАДАНИЕ 2. а) Дайте на вопросы полные ответы.

б) Найдите в своих ответах и подчеркните пунктиром прямой объект.

 

1. Что вы читаете? _________________________________________________________________

2. Что вы пишете? _________________________________________________________________

3. Что вы покупаете в киоске? _______________________________________________________

4. Что вы едите утром? _____________________________________________________________

5. Что вы пьёте утром? _____________________________________________________________

6. Что вы любите? _________________________________________________________________

7. Кого слушают студенты? _________________________________________________________

8. Кого вы часто вспоминаете? ______________________________________________________

9. Кого вы ждёте? _________________________________________________________________

10. Кого вы встречаете утром? _______________________________________________________

11. Кого вы хорошо знаете? _________________________________________________________

12. Кого вы приглашаете в гости? ____________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 3. Найдите в предложениях S, P и Obj.

 

1. Исследователь проводит эксперимент.

 

2. Н. И. Пирогов впервые в России применил эфирный наркоз.

 

3. Повышение температуры ускоряет реакцию.

4. Нейтрофильные лейкоциты имеют круглую форму.

 

5. Известный художник показал свои лучшие картины.

 

6. Амёба имеет ядро, пищеварительную вакуоль, цитоплазму.

 

7. Пищевод включает в себя шейную часть, грудную часть, брюшную часть.

 

8. Кости туловища образуют грудную клетку.

 

9. Плазматическая мембрана выполняет защитную и транспортную функции.

 

10. Клетки ретикуло-эндотелиальной системы разрушают различные яды.

 

 

II.

& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Косвенный Obj выражается именами в В. п. с предлогом: Он посмотрел на меня (на кого? – В. п.) и косвенными падежами с предлогом и без предлога, например: Дом построен из камня (из чего? – Р. п.). Он написал письмо родителям (кому? – Д. п.).

 

Модель 2. | SP|Obj – кого? чего? откуда? (косвенный объект в Р. п.)

 

ЗАДАНИЕ 4. Закончите предложения, поставив слова из скобок в нужном падеже.

Модель: (маршрутка) Я жду маршрутку (что? – В. п.). Я не жду маршрутки (чего? – Р. п.).

1. (это объявление)

Я часто вижу _______________________________________________________________

Я никогда не видел __________________________________________________________

2. (классическая музыка)

Они слушают _______________________________________________________________

Они никогда не слушают______________________________________________________

3. (сильная боль)

Больной почувствовал ________________________________________________________

Больной не почувствовал _____________________________________________________

4. (новые здания)

Здесь строят ________________________________________________________________

Здесь не строят ______________________________________________________________

5. (лимонное пирожное)

Я хочу съесть _______________________________________________________________

Я никогда не ел _____________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 5. Составьте предложения.

1. Я, не знать, её адрес.

_________________________________________________________________________________

2. Они, никогда, не решать, такая задача.

_________________________________________________________________________________

3. Я, желать, здоровье и счастье.

_________________________________________________________________________________

4. Мы, учиться, у, этот преподаватель.

_________________________________________________________________________________

5. Эта работа, требовать, большой труд.

_________________________________________________________________________________

6. Серная кислота, состоять, из, водород, сера, кислород.

_________________________________________________________________________________

7. Животная клетка, отличаться, от, растительная клетка.

_________________________________________________________________________________

8. Скорость движения молекул, зависеть, от, температура тела.

_________________________________________________________________________________

9. Кислород, это газ, без, цвет, вкус, запах.

_________________________________________________________________________________

10. Белки, состоять, из, аминокислоты.

_________________________________________________________________________________

 

III.

Модель 3. | SP|Obj – кому? чему? к кому? к чему? (косвенный объект в Д. п.)

 

ЗАДАНИЕ 6. Ответьте на вопросы.

1. Кому вы передали привет?_________________________________________ (друг, брат, тётя)

2. Кому он подарил цветы?_____________________________________ (мать, бабушка, сестра)

3. Кому задал вопрос профессор?                                                                                                       (студент, студентка, студенты)

4. Чему вы уделяете много внимания?                                                                                               (чтение, работа, спорт)

5. Чему вы радуетесь? _____________________________________________ (жизнь, погода, всё)

 

ЗАДАНИЕ 7. Закончите предложения.

1. Я позвонил________________________________________________________ (своя подруга).

2. Он помог_________________________________________________________ (свой товарищ).

3. Друг обрадовался                                                                                                   (мой подарок)

4. Она удивилась_______________________________________________________ (мой вопрос).

5. Врачи поражаются                                                                                      (терпение больного).

6. (Я) ___________________________________________________________ нравится этот город.

7. Они завидуют                                                                                                            (наш успех).

8. Она послала письмо _______________________________________________ (свои родители).

10. Присутствие катализатора способствует                                                                                     (ускорение реакции).

 

ЗАДАНИЕ 8. Составьте предложения.

1. Каждый бронх, присоединяться, к, лёгкое.

_________________________________________________________________________________

2. Амёба, относиться, к, тип простейших.

_________________________________________________________________________________

3. Глаз, принадлежать, к, органы чувств.

_________________________________________________________________________________

4. Фтор, бром, йод, относиться, к, галогены.

_________________________________________________________________________________

5. Подкожная мышца шеи, прикрепляться, к, край нижней челюсти.

_________________________________________________________________________________

 

IV.

Модель 4. | SP|Obj – кем? чем? с кем? с чем? (косвенный объект в Т. п.)

 

ЗАДАНИЕ 9. Ответьте на вопросы.

1. Чем режут хлеб?                                                                                                                  (нож).

2. Чем открывают дверь?                                                                                                      (ключ).

3. Чем гладят?                                                                                                                         (утюг).

4. Чем моют руки?                                                                                          (мыло, тёплая вода).

5. Чем чистят зубы?                                                                                                 (зубная щётка).

6. С кем он познакомился?                                                                                       (эта девушка).

7. С кем вы поздоровались?                                                                                        (наш декан).

8. С кем он попрощался?                                                                                                          (мы).

9. С кем вы встретились?                                                                                                          (он).

10. С кем вы советуетесь?                                                                                              (свой отец).

 

ЗАДАНИЕ 10. Закончите предложения.

1. Этот студент интересуется                                                                                                           (русская классическая литература).

2. Мои друзья увлекаются                                                                                          (своя работа).

3. Он заболел                                                                                                 (воспаление лёгких).

4. Я восхищаюсь                                                                                                      (этот человек).

5. Старый профессор руководит                                                                       (научная работа).

6. Бензин обладает                                                                                         (характерный запах).

7. Экзотермические реакции сопровождаются                                                                               (выделение тепла).

8. Эндотермические реакции сопровождаются                                                                             (поглощение тепла).

9. Гетеротрофные организмы питаются                                                                                         (готовые органические вещества).

10. Спирт служит                                                                             (дезинфицирующее средство).

 

ЗАДАНИЕ 11. Составьте предложения.

1. Больной, разговаривать, с, врач и медсестра.

                                                                                                                                                             

2. Я, никогда, не спорить, с, родители.

                                                                                                                                                             

3. Он, переписываться, с, арабские студенты и аспиранты.

                                                                                                                                                             

4. Наш преподаватель, заниматься, с, будущие врачи.

                                                                                                                                                             

5. Я, часто, встречаться, со, школьные друзья.

                                                                                                                                                             

6. Железо, реагировать, с, кислород.

                                                                                                                                                             

7. Диафрагма, граничить, с, брюшная полость.

                                                                                                                                                             

8. Кислород, взаимодействовать, с, многие элементы.

                                                                                                                                                             

9. Натрий, соединяться, с, сера.

                                                                                                                                                             

10. В музее, студенты, сфотографироваться, с, этот экспонат.

                                                                                                                                                             

V.

Модель 5. | SP|Obj – о ком? о чём? (косвенный объект в П. п.)

 

ЗАДАНИЕ 12. Ответьте на вопросы.

1. О ком она много рассказывает?                                                                               (свой брат).

2. О чём он мечтает?                                                                                       (интересная работа).

3. О чём они спросили?                                                                                    (погода на завтра).

4. О чём вы разговариваете?                                                                                        (свои дела).

5. О чём вы спорите?                                                                    (разные пути решения задачи).

6. О ком заботится мать?                                                                                             (свои дети).

7. О чём они беседуют?                                                                                            (новая книга).

8. О чём написали в газете?                                                                         (последние события).

9. О чём вы думаете?                                                                                                  (эта встреча).

10. О ком вы говорите?                                                                                                   (эти люди).

 

ЗАДАНИЕ 13. Закончите предложения.

1. Я хочу рассказать о своей                                                                                                             

2. Мой друг часто вспоминает о своём                                                                                           

3. Борис рассказал нам о своих                                                                                                        

4. Андрей прочитал в газете о своём                                                                                               

5. Нина написала в письме домой о своих                                                                                     

ЗАДАНИЕ 14. Составьте предложения.

1. Мы, говорить, о, большой концерт.

                                                                                                                                                             

2. Он, мечтать, о, новая лаборатория.

                                                                                                                                                             

3. Студенты, беседовать, о, свои школьные годы.

                                                                                                                                                             

4. Она, рассказывать, о, друзья и знакомые.

                                                                                                                                                        

5. Родители, думать, о, сын и дочь.

                                                                                                                                                        

 

VI.

Obj-1

Модель 6. | SP| <

Obj-2

ЗАДАНИЕ 15. Составьте предложения.

прямой Obj – кого? что? (В.п. без предлога)

а) Модель: | SP| <

косвенный Obj – от кого? от чего? (Р. п. с предлогом ОТ)

1. Она, получить, письмо, от, мать.

                                                                                                                                                             

2. Врач, спасти, больной, от, смерть.

                                                                                                                                                             

3. Я, узнать, этот, новость, от, он.

                                                                                                                                                             

4. Медицина, освобождать, больные, от, болезни.

                                                                                                                                                             

5. Скелет, защищать, внутренние органы, от, механические повреждения.

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                              

 

прямой Obj – что? (В. п. без предлога)

б) Модель: | SP| <

косвенный Obj – кому? чему? (Д. п. без предлога)

1. Я, рассказать, эта, интересная история, свои товарищи.

                                                                                                                                                             

2. Он, послать, телеграмма, свои родители.

                                                                                                                                                             

3. Нервные волокна, передавать, нервные импульсы, клетки коры.

                                                                                                                                                             

4. Профессор, задавать, мы, труднейший вопрос.

                                                                                                                                                             

5. Друг, подарить, я, новая ручка.

                                                                                                                                                             

 

косвенный Obj – на что? (В. п. с предлогом НА)

в) Модель: | SP| <

косвенный Obj – по какому признаку? (Д. п. без предлога)

1. Вещества, делиться, на, простые и сложные, по, состав.                                                           

                                                                                                                                                             

2. Клетки, делиться, на, микроклетки и макроклетки, по, величина.                                          

                                                                                                                                                             

3. Ткани организма, подразделяться, на, эпителиальная ткань, соединительная ткань, нервная ткань, костная ткань, по, строение и функции.                                                                                          

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                             

Урок 4

 

ТЕМА 4. Позиционная структура простого предложения: позиция согласованного определения.

 

 

& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Определение в предложении обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?, который?. Существует два вида определений: согласованные и несогласованные. Согласованные определения согласуются с определяемым словом в формах рода, числа, падежа. Обычно находятся в препозиции, то есть перед определяемым словом. Согласованными определениями в предложении являются прилагательные и причастия в полной форме (Я надел бежевый свитер. Он хочет записать услышанный диалог.), порядковые числительные (Она заняла второе место в олимпиаде.), некоторые местоимения (Наша группа ездила в Ялту.).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.