Окончания прилагательных, порядковых числительных и местоимений в именительном падеже — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Окончания прилагательных, порядковых числительных и местоимений в именительном падеже

2020-11-19 146
Окончания прилагательных, порядковых числительных и местоимений в именительном падеже 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

какой? какая? какое? какие?
-ый -ой -ий -ая -яя -ья -ое -ее -ье -ые -ие -ьи
чей? чья? чьё? чьи?
мой твой наш ваш моя твоя наша ваша моё твоё наше ваше мои твои наши ваши

его

её

их

ЗАДАНИЕ 1. В следующих предложениях найдите слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и подчеркните их вместе со словами, которые они определяют (в препозиции).

1. На столе лежит анатомический атлас.

2. Вода является составной частью всех живых организмов.

3. Простые вещества состоят из атомов одного элемента.

4. Азотная кислота имеет резкий запах.

5. Позвоночный столб делится на отделы: шейный отдел, грудной отдел, поясничный отдел, крестцовый отдел, копчик.

Задание 2. Подберите определения к данным существительным.

____________ лицо ____________ глаза ____________ девушка
____________ приятель ____________ комната ____________ климат
____________ рассказ ____________ сообщение ____________ событие
____________ история ____________ письмо ____________ веко
____________ день ____________ город ____________ растение
____________ закон ____________ музыка ____________ свойство
____________ вещество ____________ клетка ____________ организм

ЗАДАНИЕ 3. Восстановите окончания прилагательных.

Дождлив___ холодн___ день,   тёпл___ хорош___ пальто,   трудн___ экзаменационн___ сессия,   больш___ студенческ___ общежитие,  нов___ ливанск___ студент,   длинн___ грамматическ___ упражнение,  толст___ домашн___ тетрадь,   ежедневн___ делов___ газета,  весёл___ студенческ___ концерт,   близк___ добр___ друг.

! ЗАПОМНИТЕ прилагательные с мягкой основой (модель «синий»)

-ИЙ, -ЯЯ, -ЕЕ, -ИЕ

осенний утренний нижний внутренний разносторонний
зимний вечерний передний крайний трёхлетний
весенний ранний средний последний пятилетний
летний поздний задний лишний десятилетний
вчерашний соседний дальний односторонний однолетний
сегодняшний домашний ближний двусторонний многолетний
завтрашний верхний внешний многосторонний древний

 

Задание 4. Восстановите окончания прилагательных.

Осенн___  пальто, зимн___  шапка, летн___  каникулы, вчерашн___  газета, сегодняшн___  передача, завтрашн___  лекция, соседн___  комната, домашн___  задание, верхн___  этажи, нижн___  губа, нижн___  веко, верхн___  веко, передн___  зубы, передн___  сторона головы, задн___  ряд, Дальн___  Восток, Ближн___  Восток, последн___  деньги, внутренн___  поверхность, внутренн___  слой, внешн___  среда, лишн___  тетрадь, лишн___  хромосома, многолетн___  дружба, разносторонн___  помощь.

ЗАДАНИЕ 5. Употребите слова из скобок в нужной форме.

1. Нейрон – это __________________(нервный) клетка с __________________(отходящий) от неё отростками, среди которых различают один __________________(длинный) аксон, и __________________ (короткий) отростки, или дендриты.

2. По количеству __________________ (отходящий) отростков различают нейроны: __________________ (мультиполярный) – с __________________ (большой) количеством отростков, ____________________________________ (биполярный, имеющий 2 отростка), нейроны и __________________ (униполярный) нейроны, __________________ (имеющий 1 отросток).

3. Нейрон представляет собой _____________________________ (высокоспециализированный) клетку, которая воспринимает раздражения и передаёт их либо __________________ (другой) нейронам, либо __________________ (рабочий) органам.

 

ЗАДАНИЕ 6. Восстановите предложения.

 

1. Здоровый человек имеет __________________ (нормальный) работоспособность.

2. Боль нарушает __________________ (психический) деятельность больного.

3. При отравлении щёлочью может начаться __________________ (кровавый) рвота, что говорит о __________________ (внутренний) кровотечении.

4. Хрусталик является __________________ (важный) частью оптической системы глаза.

5. Вода является __________________ (составной) частью всех живых организмов.

! ЗАПОМНИТЕ существительные, которые изменяются как прилагательные:

кто? что? что?
больной столовая настоящее
знакомый операционная прошлое
учёный мастерская будущее
рабочий парикмахерская мороженое
военный набережная  
дежурный запятая лёгкие
животное   данные
насекомое    

ЗАДАНИЕ 7. Найдите предложения, где прилагательное имеет значение существительного (т.е. отвечает на вопрос кто? что?), а где оно является определением к существительному (т.е. отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?). Напишите вопросы над подчёркнутыми словами.

1. В шкафу стоит столовая посуда. Столовая закрыта.

2. Андрей – рабочий, а Виктор – военный. Вот рабочий кабинет моего отца. На этой улице находится военный госпиталь. Мой друг – военный врач.

3. Недавно ко мне заходил мой старый знакомый. Я услышал знакомый голос.

4. Больная рука с трудом поднимается. Больная чувствует себя лучше.

5. Человек и высшие животные рождают потомство и вскармливают его молоком. Растительные и животные клетки сходны по строению. Животный мир очень многообразен.

6. Это очень лёгкие вопросы. Лёгкие являются органом дыхания.

7. Многое мне уже понятно. Многие студенты ещё не вернулись с каникул.

8. Будущее покажет, кто был прав. “Сделаю”– это будущее время глагола “сделать”.

9. Данные, полученные в результате опыта, доказывают нашу теорию. Данные примеры доказывают нашу теорию.

10. Операционная сестра готовит операционную и участников к проведению операции.

Урок 5

 

ТЕМА 5. Позиционная структура простого предложения: позиция несогласованного определения

 

 

& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Несогласованные определения не совпадают по форме с определяемым словом и не изменяются. Обычно они находятся в постпозиции, то есть после определяемого слова. Несогласованное определение выражается существительным и местоимением в косвенных падежах (Это тетрадь (какая?) по физике), синтаксически неделимым словосочетанием (Пушкин – поэт (какой?) с большой буквы.), наречием (Чтение (какое?) вслух помогает лучше запомнить прочитанное), инфинитивом (У меня возникло желание (какое?) прогуляться).

 

ЗАДАНИЕ 1. В следующих предложениях подчеркните слова вместе с их определением (в постпозиции).

1. Скелет выполняет функцию опоры.

2. Сосудистая система играет большую роль в теплорегуляции организма.

3. Клетки хрящевой ткани имеют форму шара.

4. Вода – бесцветная жидкость без запаха и вкуса.

5. Трахея представляет собой трубку длиной около 11 см.

 

ЗАДАНИЕ 2. Образуйте несогласованные определения по моделям.

Модель 1: каменный дом – дом из камня

(характеристика предмета по материалу, из которого он сделан: ИЗ + Р. п.)

деревянный стол =                                                                                                                             

металлические инструменты =                                                                                                         

стальной нож =                                                                                                                                   

резиновая трубка =                                                                                                                              

шёлковая нить =                                                                                                                                  

молочные продукты =                                                                                                                       

стеклянная пробирка =                                                                                                                      

жировой слой =                                                                                                                                  

кожаная сумка =                                                                                                                                 

серебряное кольцо =                                                                                                                          

рыбный суп =                                                                                                                                     

фруктовый сок =                                                                                                                                

Модель 2:

инструменты, которые используют во время операции = инструменты для операций

(характеристика предмета по назначению, функции: ДЛЯ + Р. п.)

прибор, с помощью которого делают измерения =                                                                        

шкаф, в котором стоят книги =                                                                                                        

штатив, в котором стоят пробирки =                                                                                               

баллоны, в которых находится кислород =                                                                                      

колба, в которую помещают раствор =                                                                                             

Модель 3: характеристика предмета по наличию/отсутствию признака

а) клетка, в которой 2 ядра = клетка с двумя ядрами

(характеристика предмета по наличию признака: С + Д. п.)

 

тело, у которого гладкая поверхность =                                                                                          

полость, у которой гладкие стенки =                                                                                               

металл, который имеет яркий блеск =                                                                                             

чай, в котором есть молоко и сахар =                                                                                               

жидкость, у которой резкий залах =                                                                                                

человек, у которого широкие плечи =                                                                                             

девушка, у которой голубые глаза и светлые волосы =                                                                

                                                                                                                                                              

б)бесцветная жидкость = жидкость без цвета

(характеристика предмета по отсутствию признака: БЕЗ + Р. п.)

безударный слог =                                                                                                                              

бескрайние поля =                                                                                                                              

беззвёздное небо =                                                                                                                             

бездомная кошка =                                                                                                                             

безбилетный пассажир =                                                                                                                   

безветренная погода =                                                                                                                       

безлюдная улица =                                                                                                                             

безостановочное движение =                                                                                                            

бессердечный человек =                                                                                                                    

беспричинная радость =                                                                                                                    

 

Модель 4: характеристика предмета по внешнему виду: Р. п. без предлога

а) кристаллы соли имеют кубическую форму = кристаллы соли кубической формы

(характеристика предмета по форме)

крестец имеет треугольную форму =                                                                                               

теменная кость имеет 4-х-угольную форму =                                                                                 

надколенная ямка имеет ромбовидную форму =                                                                            

зародыш похож на шар =                                                                                                                   

отросток височной кости похож на шило =                                                                                    

митохондрии похожи на палочку =                                                                                                 

молекула ДНК похожа на нить =                                                                                                     

б) бром имеет тёмно-красный цвет = бром тёмно-красного цвета

(характеристика предмета по цвету)

кристаллы йода имеют тёмно-серый цвет =                                                                                   

алюминий имеет серебристо-белый цвет =                                                                                    

хлор имеет жёлто-зелёный цвет =                                                                                                    

золото имеет ярко-жёлтый цвет =                                                                                                    

серебро имеет голубовато-белый цвет =                                                                                         

нефть имеет красно-коричневый цвет =                                                                                         

цинк имеет серебристый цвет =                                                                                                       

 

Модель 5: окружность (диаметр 10 см) = окружность диаметром 10 см

(характеристика предмета по размерам: Т. п. без предлога)

тело (масса 1 кг) =                                                                                                                              

бассейн (глубина 1,5 м) =                                                                                                                  

башня (высота 150 м) =                                                                                                                      

река (ширина 20 м) =                                                                                                                         

мозг (объём 900 см3) =                                                                                                                       

трубка (длина 1,5 м) =                                                                                                                        

оболочка (толщина 7 см) =                                                                                                                

кровяные пластинки (размер 2-3 ангстрем) =                                                                                 

металл (плотность 2,7 г/см3) =                                                                                                          

Модель 6: человек (чёрный костюм) = человек в чёрном костюме

(характеристика по одежде: В + П. п.)

врач (белый халат, белая шапочка) =                                                                                               

юноша (чёрные брюки, тёплый свитер) =                                                                                       

мальчик (белая рубашка, берет) =                                                                                                     

мужчина (строгий костюм, галстук) =                                                                                             

старик (очки) =                                                                                                                                   

 

Модель 7: рассказ (дети) = рассказ о детях

(характеристика по теме: О + П. п.)

повесть (настоящий человек) =                                                                                                        

книга (профессия врача) =                                                                                                                

разговор (прошлые годы) =                                                                                                               

статья (хирургия сердца) =                                                                                                                

лекция (правильное питание) =                                                                                                        

 

Модель 8: экзамен (физика) = экзамен по физике

(характеристика по связи: ПО + Д. п.)

тетрадь (русский язык, химия, физика) =                                                                                        

лекция (гистология, физиология) =                                                                                                 

занятие (история медицины, информатика) =                                                                                

экзамен (анатомия, латинский язык) =                                                                                             

учебник (биология, культура речи) =                                                                                              

сосед (квартира, комната) =                                                                                                              

друзья (работа, учёба) =                                                                                                                     

кружок (интересы, пение) =                                                                                                              

чемпион мира (фигурное катание) =                                                                                               

 

ЗАДАНИЕ 3.

а) Прочитайте предложения. Замените несогласованные определения согласованными. Используйте слова для справок.

 

1. Комплексы тканей в многоклеточном организме образуют отдельные органы.

                                                                                                                                                              

2. Оболочка ядра обеспечивает обмен веществ между ядром и цитоплазмой.

                                                                                                                                                              

3. Скелет осуществляет функции защиты, опоры и регуляции минерального обмена.

                                                                                                                                                              

Слова для справок: тканевый, ядерный, защитный, опорный.

 

б) В данных предложениях согласованные определения замените несогласованными. Используйте слова для справок.

 

1. Плазматические клеточные мембраны обладают способностью к восстановлению после повреждения.                                                                                                                                      

2. Скелет выполняет кроветворную функцию.                                                                              

                                                                                                                                                              

3. Змеиный яд широко используется в медицине.                                                                         

                                                                                                                                                              

4. Каникулярное время я использовал для чтения.                                                                        

                                                                                                                                                              

Слова для справок: клетки, кроветворение, змея, каникулы.

 

ЗАДАНИЕ 4. В данных предложениях подчеркните согласованные определения одной чертой, несогласованные определения – двумя чертами.

 

1. Головной мозг делится на пять отделов: продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный, мозжечок и передний мозг с большими полушариями.

2. Ядерная оболочка обеспечивает обмен веществ между ядром и цитоплазмой.

3. Органы слуха отличаются необычайной чувствительностью.

4. Азотная кислота – это бесцветная жидкость с резким запахом.

5. Теменная кость имеет вид четырёхгранника.

ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте предложения.

а) Замените несогласованные определения согласованными. Используйте слова для справок.

1. Мышцы скелета составляют наибольшую массу.                                                                      

2. Натяжение мышц вызывает раздражение нервных окончаний.                                              

3. Орган слуха отличается необычайной чувствительностью.                                                     

4. Организм человека приспосабливается к изменениям внешней среды.                                 

5. Оболочка ядра обеспечивает обмен веществ между ядром и цитоплазмой.                           

                                                                                                                                                              

Слова для справок: скелетный, мышечный, слуховой, человеческий, ядерный.

б) Замените согласованные определения несогласованными. Используйте слова для справок.

1. Пчелиный мёд полезен для здоровья.                                                                                          

2. Соединительная ткань выполняет защитную функцию.                                                           

3. Пищеварительный тракт начинается с ротовой полости.                                                         

4. Эпителиальные клетки защищают организм от вредных воздействий окружающего мира.

                                                                                                                                                              

5. Клетки костного мозга выполняют кроветворную функцию.                                                 

                                                                                                                                                              

Слова для справок: пчёлы, защита, рот, эпителий, кроветворение.

Самостоятельная работа

 

Задание 1. Образуйте несогласованные определения по модели:

Модель 9: характеристика предмета: Р. п. без предлога

а) атом (водород) ® атом водорода

окончание (синтез) ®                                                                                                                        

работа (сердце) ®                                                                                                                              

движение (тело) ®                                                                                                                             

уменьшение (ядро) ®                                                                                                                        

разложение (сложное вещество) ®                                                                                                  

выделение (энергия) ®                                                                                                                     

сокращение (мышцы) ®                                                                                                                   

изменение (условия жизни) ®                                                                                                         

образование (новые вещества) ®                                                                                                    

кости (череп, скелет, лицо, грудная клетка, верхняя конечность) ®                                          

                                                                                                                                                              

скелет (туловище, голова, нижняя конечность) ®                                                                        

                                                                                                                                                              

столица (Россия, Узбекистан, Вьетнам, Китай, Иордания, Индия, Объединённые Арабские Эмираты) ®                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                              

страница чего? (учебник) ®                                                                                                             

конспект чего? (текст) ®                                                                                                                  

приказ кого? чей? (декан, ректор) ®                                                                                               

 

б) (хлорофилл) хлорофилловые зёрна = зёрна хлорофилла

(лицо) лицевые кости =                                                                                                                     

(сердце) сердечные клапаны =                                                                                                          

(сосуды) сосудистая система =                                                                                                         

(белки) белковые молекулы =                                                                                                           

(углеводы) углеводный обмен =                                                                                                       

(кровь) кровяное давление =                                                                                                             

(ртуть) ртутный столбик =                                                                                                                

(дыхание) дыхательные органы =                                                                                                    

(пищеварение) пищеварительная система =                                                                                   

(защита) защитная функция =                                                                                                           

(опора) опорная функция =                                                                                                               

(автобусы) автобусное движение =                                                                                                  

(душа) душевная усталость =                                                                                                            

(телефон) телефонная трубка =                                                                                                         

(гора) горная вершина =                                                                                                                    

 

в) учебник (какой?) анатомии

(Обратите внимание, что форма зависимого слова остаётся постоянной (Род. п. без предлога): из учебника анатомии, с учебником анатомии, в учебнике анатомии).

1. книга моего друга

нет книги                                                                                                                                            

вижу книгу                                                                                                                                          

говорим о книге                                                                                                                                  

2. молекула азотной кислоты

из молекулы                                                                                                                                         

молекулу                                                                                                                                              

в молекуле                                                                                                                                            

 

3. кости черепа

от костей                                                                                                                                              

костям                                                                                                                                                   

с костями                                                                                                                                              

в костях                                                                                                                                                

 

г)окончание – (синтез) – (белок) ® окончание синтеза белка

процесс – (развитие) – (человек) ®                                                                                                 

опора – (тело) – (человек) ®                                                                                                             

измерение – (температура) – (тело) – (человек) ®                                                                         

                                                                                                                                                              

форма – (движение) – (атомы) ®                                                                                                     

процесс – (обмен) – (вещества) ®                                                                                                    

оболочка – (клетки) – (животные) ®                                                                                               

мускулы – (мышцы) – (живот) ®                                                                                                     

скорость – (движение) – (молекулы) ®                                                                                           

структура – (ткани) – (организмы) ®                                                                                              

стадии – (развитие) – (животные) ®                                                                                               

законы – (развити


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.