Связь слов по смыслу, без изменения формы зависимого слова — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Связь слов по смыслу, без изменения формы зависимого слова

2020-11-19 108
Связь слов по смыслу, без изменения формы зависимого слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модель 1: глагол + наречие: писать правильно (как?)

приходить поздно (когда?)

находиться справа (где?)

Модель 2: наречие + прилагательное: очень красивый (насколько? в какой степени?)

абсолютно чистый (насколько? в какой степени?)

Модель 3: наречие + наречие: очень красиво (насколько? в какой степени?)

совершенно правильно (насколько? в какой степени?)

Задание 1. Подчеркните слова, которые связаны с другими словами только по смыслу, без изменения формы:

а) хорошо говорит, говорит по-русски, говорит на русском языке, говорит правильно; много занимается, занимается успешно, занимается в читальном зале, занимается анатомией; быстро работает, быстрая работа; идти впереди, отдыхать летом, работать ночью;

б) очень хорошо, довольно правильно, чрезвычайно важно, совершенно другой, абсолютно новый, немного холодно.

 

Задание 2. Восстановите словосочетания с помощью слов, данных справа:

думать________________________ | долгий, долго

______________________ процесс |

 

читать _______________________ | арабский, по-арабски

_________________________ язык |

 

_________________________ язык | русский, по-русски

разговаривать_________________ |

 

вставать______________________ | утро, утром

солнечное                                     |

 

поехать домой_________________ | зима, зимой

холодная______________________ |

 

пойти в гости                                | вечером, вечер

тёплый _______________________ |

 

Задание 3. Составьте словосочетания из данных слов. Следите за формой зависимых слов:

1) система, окончание, разговаривать, волокно, клетки, смеяться

Нервн(-ый, -ая, -ое, -ые)                                                                                                                     

нервно                                                                                                                                                 

2) температура, обмен веществ, чувствовать себя, работать, работа

нормальн(-ый, -ая, -ое, -ые)                                                                                                                

нормально                                                                                                                                           

3) вирус, размножаться, ферменты, вещество, участвовать

активн(-ый, -ая, -ое, -ые)                                                                                                                    

активно                                                                                                                                                 

 

4) воздействовать, воздействие, нагрузка, условия

неблагоприятн(-ый, -ая, -ое, -ые)                                                                                                       

неблагоприятно                                                                                                                                  

5) дышать, глотать, сустав, орган, люди, двигаться

больн(-ой, -ая, -ое, -ые)                                                                                                                      

больно                                                                                                                                                  

 

ЗАДАНИЕ 4.

а) Напишите о высокой и очень высокой степени признака. Используйте наречия очень, весьма и чрезвычайно, исключительно, крайне.

Модель: тяжёлый – крайне тяжёлое положение, очень тяжёлый чемодан

мягкий –                                                                                                                                              

простой –                                                                                                                                             

резкий –                                                                                                                                               

прочный –                                                                                                                                           

чувствительный –                                                                                                                              

токсичный –                                                                                                                                        

болезненный –                                                                                                                                    

прозрачный –                                                                                                                                      

бледный –                                                                                                                                            

невозможный –                                                                                                                                   

 

б) Напишите о том, что степень признака слишком большая. Используйте наречия: слишком, излишне, чрезмерно, чересчур.

Модель: трудный – слишком трудный вопрос

высокий –                                                                                                                                            

длинный –                                                                                                                                           

яркий –                                                                                                                                                

большой –                                                                                                                                            

узкий –                                                                                                                                                 

резкий –                                                                                                                                               

глубокий –                                                                                                                                          

серьёзный –                                                                                                                                         

тяжёлый –                                                                                                                                            

слабый –                                                                                                                                              

 

в) Напишите о не очень высокой по сравнению с другими степени признака. Используйте наречия: не очень, сравнительно, относительно, достаточно, довольно.

Модель: небольшой – сравнительно небольшая сила тока

высокий –                                                                                                                                            

сильный –                                                                                                                                            

длинный –                                                                                                                                           

ясный –                                                                                                                                                

громкий –                                                                                                                                            

лёгкий –                                                                                                                                               

простой –                                                                                                                                             

прочный –                                                                                                                                           

дешёвый –                                                                                                                                           

дорогой –                                                                                                                                             

 

ЗАДАНИЕ 5. Восстановите предложения, используя нужные по смыслу наречия степени.

1. Положение ____________________ трудное, нужно немедленно искать выход.

2. Я думаю, вы решите задачу, она ____________________ простая.

3. Не будем спорить, вопрос ____________________ ясный.

4. Такие растения встречаются ____________________ редко.

5. Сделать такой прибор ____________________ сложно.

6. Этот материал ____________________ хрупкий, он легко разрушается при ударе.

7. Этот прибор ____________________ простой, с ним может работать даже неспециалист.

8. Улица ____________________ узкая, две машине не могут проехать по ней одновременно.

9. Эта проблема ____________________ важная. Её можно назвать одной из самых актуальных проблем нашего времени.

10. Эта тема ____________________ новая: её только начинают исследовать.

 

Урок 7

 

ТЕМА 7. Позиционная структура простого предложения: с равнительная степень прилагательных и наречий

 

 

& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете больше, чем в другом. Модели:

 

    (И. п.)                         (Р. п.) 1.   КТО  /  ЧТО (больше) КОГО  /  ЧЕГО =     (И. п.)                                   (И. п.) 2.  КТО  /  ЧТО   (больше),  чем КТО  /  ЧТО

Москва больше (чего?) Симферополя. = Москва больше, чем (что?) Симферополь.

Анна пишет быстро, Мария пишет быстрее (кого?) Анны. = Мария пишет быстрее, чем (кто?) Анна.

Таблица 1. Образование сравнительной степени прилагательных и наречий

 

Основа

Суффикс

Сравнительная степень сильн-ый, сильно длинн-ый, длинно тёпл-ый, тепло интересн-ый, интересно красив-ый, красиво

-ЕЕ

сильнЕЕ длиннЕЕ теплЕЕ интереснЕЕ красивЕЕ дорог-ой, дорого строг-ий, строго лёгк-ий, легко громк-ий, громко мягк-ий, мягко мелк-ий, мелко тих-ий, тихо молод-ой, молодо редк-ий, редко узк-ий, узко богат-ый, богато чист-ый, чисто прост-ой, просто

дороЖЕ (г/ж) строЖЕ легЧЕ (к/ч) громЧЕ мягЧЕ мельЧЕ тиШЕ (х/ш) молоЖЕ (д/ж) реЖЕ уЖЕ (з/ж) богаЧЕ (т/ч) чиЩЕ (ст/щ) проЩЕ

! Запомните:

хороший, хорошо ® лучше

плохой, плохо ® хуже

большой, много ® больше

маленький, мало ® меньше

широкий, широко ® шире

высокий, высоко ® выше

глубокий, глубоко ® глубже

тонкий, тонко ® тоньше

 

       

 

Задание 1. Образуйте сравнительную степень от следующих прилагательных и наречий.

активный, активно _______________________ близкий, близко _________________________ богатый, богато _________________________ быстрый, быстро ________________________ весёлый, весело _________________________ высокий, высоко ________________________ глубокий, глубоко _______________________ громкий, громко _________________________ длинный, длинно_________________________ интересный, интересно ___________________ короткий, коротко _______________________ крепкий, крепко _________________________ лёгкий, легко ___________________________ медленный, медленно ____________________ молодой, молодо ________________________ мягкий, мягко __________________________ низкий, низко __________________________ плотный, плотно ________________________ плохой, плохо __________________________ подвижный, подвижно ___________________ поздний, поздно _________________________ прозрачный, прозрачно ___________________ простой, просто _________________________ прочный, прочно ________________________ редкий, редко ___________________________ светлый, светло _________________________ серьёзный, серьёзно ______________________ смелый, смело __________________________ спокойный, спокойно ____________________ страшный, страшно ______________________ строгий, строго __________________________ сухой, сухо _____________________________ твёрдый, твёрдо _________________________ тёмный, темно __________________________ тёплый, тепло ___________________________ тихий, тихо _____________________________ токсичный, токсично _____________________ толстый, толсто _________________________ точный, точно __________________________ трудный, трудно ________________________ тяжёлый, тяжело ________________________ узкий, узко _____________________________ хороший, хорошо _______________________ частый, часто ___________________________ чистый, чисто ___________________________ широкий, широко ________________________ эластичный, эластично ___________________ яркий, ярко _____________________________

Задание 2. Скажите короче.

Модель: становиться более добрым = становиться добрее

становиться более умным =                                                                                                              

более спокойным =                                                                                                                

более терпеливым =                                                                                                               

более внимательным =                                                                                                           

более крепким =                                                                                                                     

более ярким =                                                                                                                          

более простым =                                                                                                                     

более широким =                                                                                                                    

более толстым =                                                                                                                      

более высоким =                                                                                                                     

более маленьким =                                                                                                                 

более частым =                                                                                                                        

более редким =                                                                                                                        

более лёгким =                                                                                                                        

более мягким =                                                                                                                       

более коротким =                                                                                                                    

Задание 3. Используйте модель:   КТО  /  ЧТО  ( больше ),   чем   КТО  /  ЧТО

а) Отвечайте на вопросы.

1. Виктор может взять из шкафа книгу, а Сергей – нет. Почему?

                                                                                                                                                              

2. Михаилу легко нести тяжелый чемодан, Алексею трудно. Почему?

                                                                                                                                                              

3. Антон всегда волнуется, когда сдает экзамен, а Николай никогда не волнуется. Почему?

                                                                                                                                                              

4. Сергей каждый день спрашивает бабушку, как она себя чувствует, а Николай очень редко. Почему?                                                                                                                                                               

5. Александр плавает быстро, но первое место по плаванию занял я. Почему?

                                                                                                                                                              

6. Борис всегда рассказывает интересно, но вам больше нравится слушать, как рассказывает Иван. Почему?                                                                                                                                                

7. Андрей хорошо написал лекцию, но я взял тетрадь у Виктора. Почему?

                                                                                                                                                              

8. У Марии была высокая температура. Как она чувствует себя сегодня, если температура нормальная?                                                                                                                                                               

 

б) Сравните, используя слова из скобок.

Сравните этот учебник и учебники на подготовительном факультете (сложный).

                                                                                                                                                              

Сравните природу на севере и на юге (богатый, бедный, красивый).

                                                                                                                                                              

Сравните дни и ночи зимой и летом (короткий, длинный).

                                                                                                                                                              

Сравните улицу Речную и проспект Кирова в центре (длинный, широкий).

                                                                                                                                                              

Сравните алмаз и другие материалы (твёрдый, прочный).

                                                                                                                                                              

 

в) Сравните указанные предметы:

- мозговой череп человека и животных по величине

                                                                                                                                                              

- электроны и протоны по подвижности

                                                                                                                                                              

- мышцы верхних и нижних конечностей по прочности

                                                                                                                                                              

- головки плечевой и бедренной кости по величине

                                                                                                                                                              

- оболочки растительной и животной клетки по плотности

                                                                                                                                                              

 

- алмаз и платину по твёрдости

                                                                                                                                                              

- алюминий и другие металлы по весу

                                                                                                                                                              

- фтор и хлор по химической активности

                                                                                                                                                              

- верхнее и нижнее веко по подвижности

                                                                                                                                                              

- фаланги пальцев стопы и кисти по длине

                                                                                                                                                              

 

Задание 10. Прочитайте пословицы. Понятно ли вам их значение? Опишите ситуации, в которых можно использовать эти пословицы.

 

- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

- Старый друг лучше новых двух.

- Лучше меньше, но лучше.

- Ум дороже золота.

- Человеческое слово острее стрелы.

- Человек твёрже камня, нежнее цветка.

 

& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в данном предмете в самой большой степени по сравнению со многими другими или со всеми предметами.

Задание 3.

а) Восстановите словосочетания по модели:

Модель 1:   самый интересный = интересн ейш ий

самый широкий = широч айш ий

-ЕЙШ- г ®  ж к ®  ч  + -АЙШ- х ®  ш

 

старейший =                                                         , высочайший =                                                  

длиннейший =                                                      , редчайший =                                                    

сложнейший =                                                      , глубочайший =                                                

труднейший =                                                      , широчайший =                                                 

крупнейший =                                                      , легчайший =                                                     

важнейший =                                                        , тончайший =                                                    

простейший =                                                       , мельчайший =                                                  

сильнейший =                                                      , строжайший =                                                  

новейший =                                                          , ближайший =                                                   

 

 

! ЗАПОМНИТЕ:

самый хороший = лучший

самый плохой = худший

самый маленький = малейший

самый большой = величайший

 

б) Скажите короче.

1. Байкал – самое глубокое в мире озеро. =                                                                                    

2. Эверест – самая высокая горная вершина. =                                                                               

3. Водород – самый лёгкий газ. =                                                                                                     

4. Луна – самое близкое к нам космическое тело. =                                                                       

5. Амёба – самый простой организм. =                                                                                           

6. Это самый сложный вопрос. =                                                                                                     

7. Луч лазера используют для выполнения самых тонких операций при лечении глазных болезней. =                                                                                                                                                               

 

 

Урок 8

Тема 8. Позиционная структура простого предложения: автономное присоединение со значением места (где, куда, откуда)

ЗАДАНИЕ 1. В следующих предложениях найдите слова, отвечающие на вопрос где? и подчеркните их вместе с глаголом.

а)

1. Общежитие находится недалеко от вокзала.

2. Посреди парка есть озеро.

3. Сзади были горы, впереди – море.

4. Я не могу нигде найти свою ручку.

5. Я прошёл мимо твоей комнаты, но не зашёл к тебе.

б)

1. Внутренние органы расположены внутри организма.

2. Между предсердиями и желудочками сердца имеется перегородка.

3. Плотная оболочка покрывает глаз снаружи.

4. Микроорганизмы живут внутри и вне организма человека.

5. На коже больного вокруг раны появилась краснота.

 

Задание 2. Восстановите предложения, используя предлоги В или НА.

1. _______ нашем университете _______ международном факультете _______ первом курсе учится около ста студентов.

2. _______ празднике города наши студенты выступали _______ парке, _______ стадионе, _______ театре.

3. Ретикулярная ткань встречается _______ слизистой оболочке кишечника, _______ почках.

4. У больного были царапины _______ руках и ногах.

5. _______ внутренней поверхности желудка находится слизь.

6. Студенты 3 курса работают _______ клинике, они присутствуют _______ осмотре больных, _______ операциях, _______ конференциях.

7. _______ стенках кровеносных сосудов могут откладываться различные вещества.

8. _______ левой половине грудной клетки находится 2/3 сердца, а _______ правой половине лежит 1/3 сердца.

Задание 3. Восстановите предложения, используя необходимые по смыслу предлоги.

 

1. Жизнь возникла _____________________ (Земля) миллионы лет назад.

2. _____________________ (кровь) находятся клетки-фагоциты.

3. Обычно _____________________ (клетка) содержится одно ядро.

4. Каждая клетка ________________________________________ (животный организм) обладает способностью к росту, развитию, размножению.

5. Белые кровяные клетки находятся не только _____________________ (кровь), но и _____________________ (лимфа).

6. Спинной мозг располагается ____________________________________ (позвоночный канал).

7. ______________________________________________________________ (верхушки остистых отростков позвонков) располагается надостистая связка.

8. _____________________________________________ (печень и лёгкие) образуется вещество гепарин.

9. Подкожная мышца шеи расположена _______________________ (кожа).

Задание 4. Прочитайте терминологические сочетания. Составьте предложение с указанием местонахождения предмета по модели:

модель: подключичная артерия – артерия находится под ключицей

позадипищеводное пространство –                                                                                                      

заглоточное пространство –                                                                                                                  

позадиорганное пространство –                                                                                                           

межрёберные артерии –                                                                                                                         

бронхопищеводная мышца –                                                                                                                

плевропищеводная мышца –                                                                                                                 

межкостные мышцы –                                                                                                                           

подколенная мышца –                                                                                                                            

подкожная мышца –                                                                                                                               

околоушные железы –                                                                                                                            

поднижнечелюстные железы –                                                                                                             

подъязычные железы –                                                                                                                          

подлопаточная ямка –                                                                                                                            

 

ЗАДАНИЕ 5. В следующих предложениях найдите слова, отвечающие на вопрос куда? и подчеркните их вместе с глаголом.

 

а)

1. Сюда идёт мой товарищ.

2. Мне надо пойти к декану.

3. Машина повернула направо.

4. Поставь книги в шкаф.

5. Троллейбус движется по направлению к центру.

 

б)

1. Хромосомы каждой пары при делении расходятся в две разные стороны.

2. При дыхании воздух поступает в лёгкие.

3. От костей глазничной впадины к наружной поверхности глазного яблока подходит мышца.

4. При большой потере воды в кровь больного вводят физиологический раствор.

5. В воздух попадают вредные газы.

 

Задание 6. Восстановите предложения, используя предлог В или НА.

 

1. После окончания школы я поступил ________ подготовительный факультет.

2. В жаркую погоду люди едут ________ берег моря.

3. _______ печень кровь поступает по печёночной артерии.

4. Пищеварительные железы доставляют воду и другие вещества ________ пищеварительный тракт.

5. Гемолиз – это процесс, при котором оболочки эритроцитов разрушаются и выходят ________ окружающую среду.

6. Лимфатические сосуды печени, щитовидной железы и пищевода впадают _______ крупные лимфатические протоки.

7. Продукты обмена веществ вместе с тканевой жидкостью проникают _______ лимфатические капилляры.

 

Задание 7. Восстановите предложения, используя необходимые по смыслу предлоги.

1. Через мембрану ______________ (клетка) проникают питательные вещества.

2. По лимфатическим сосудам лимфа возвращается _____________ (кровь).

3. Во время спокойного вдоха _________________ (альвеолы) поступает 360 мл воздуха.

4. При остановке сердца ____________________________ (сердечная мышца) вводят адреналин.

5. Гормоны поступают непосредственно __________________ (кровь).

 

ЗАДАНИЕ 8. В следующих предложениях найдите слова, отвечающие на вопрос откуда?, и подчеркните их вместе с глаголом.

а)

1. Он вынул деньги из кармана.

2. После обеда все вышли из-за стола.

3. Ребёнок вытащил мяч из-под дивана.

4. Сверху что-то капает, наверное, дождь.

5. Отсюда можно доехать до Ялты на троллейбусе.

 

 

б)

1. Из свежей раны или царапины кровь вначале вытекает очень быстро.

2. Из лимфатических узлов выходят сосуды, которые формируют лимфатические стволы.

3. В тканевую жидкость из клеток выделяются продукты обмена веществ.

 

Задание 9. Восстановите предложения, используя необходимые предлоги.

 

1. Ручка лежит в сумке, возьми её _____________________ (сумка).

2. Цветы стоят на окне. Убери их _____________________ (окно).

3. Дети гуляли в парке. Они пошли _____________________ (парк) утром, а сейчас идут _____________________ (парк).

4. Машина стояла за домом. Сейчас она въехала _____________________ (дом).

5. Моя тетрадь лежит под журналом. Возьми её _____________________ (журнал).

6. Сейчас студенты на лекции. Через 10 минут они уйдут _____________________ (лекция).

7. Вчера я был у друга. Я пришёл _____________________ (друг) поздно.

 

Задание 10. Восстановите предложения, используя необходимые по смыслу предлоги.

 

1. Через мембрану _____________________ (клетка) удаляются вредные вещества.

2. Нервные клетки воспринимают раздражения _____________________ (внешняя среда).

3. Печеночная вена выходит _____________________ (печень).

4. Клетки организма поглощают питательные вещества _____________________ _____________________ (тканевая жидкость).

5. Неусвоенные питательные вещества выводятся _____________________ (организм).

 

 

Урок 9

Тема 9: Позиционная структура простого предложения: автономное присоединение со значением времени (не полностью занятого действием)

А) календарное  время: вопрос КОГДА?

ЗАДАНИЕ 1. Восстановите предложения. Даты пишите словами.

Модель: предлог В + П. п.

1. В                                                                         (ХIХ век) антибиотики ещё не были известны.

2. В                             (1866 г.) И. М. Сеченов написал работу “Физиология нервной системы”.

3. Атомную энергию открыли в                                                                                          (ХХ век).

4. Луи Пастер родился                                                                                       (27, декабрь,1822 г.).

5. Я поступил в университет в                                                                                 (август, 2014 г).

6. Зимние каникулы бывают в                                                                                              (январь).

7. Я закончил школу в                                                                                                (прошлый год).


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.