Контекст употребления видовых пар глагола — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Контекст употребления видовых пар глагола

2020-11-19 113
Контекст употребления видовых пар глагола 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Какая разница?

1. Факт действия (действие было, но не важно, был ли результат) 1. Результат (если глагол имеет результативное значение) 2. Называние процесса, процесс (действие продолжается) 2. Завершение действия, процесса 3. Действие повторяется  («несколько, много раз») 3. Однократное действие 4. Неограниченно-кратное действие    4. Однократное действие 5. Запрещение действия  (нельзя + inf. НСВ ) 5. Невозможность действия (нельзя = невозможно + inf. СВ ). 6. Фазовые глаголы + inf. НСВ   6. – 7. Действия происходят одновременно   (когда +  НСВ ) 7. Действия происходят последовательно (когда +  СВ ) 8. Субъективный контекст   (Tema + НСВ) 8. Субъективный контекст   (Rema + СВ)

Сигналы

долго, весь день (вечер, месяц, год), в конце концов, наконец всю неделю (жизнь), всё больше (меньше) вдруг всегда, обычно ≠ никогда сразу часто ≠ иногда, редко почти каждый день (вечер, месяц…) так и не … Пока, ещё уже ≠ только что Фазовые глаголы: всё-таки начинать / начать, (не)давно продолжать / продолжить, (не)правильно заканчивать / закончить (не)плохо

Время

Past, Present, Future (complex) Past, Future (simple)

ЗАДАНИЕ 8. Как правильно: СВ или НСВ? Почему? Укажите ( цифрой ) контекст употребления вида глагола.

1. Кровь участвует в терморегуляции организма (…).

2. В медицинском университете студенты учатся 6 лет (…).

3. На занятии мы отвечали на вопросы преподавателя и выполняли тесты (…).

4. Когда студенты ответили на вопросы преподавателя, они выполнили тесты (…).

5. Во время сильного дождя нельзя открывать окно (…).

6. Это окно нельзя открыть без инструментов (…).

7. Я целую неделю готовился к олимпиаде по химии (…).

8. Я подготовился к олимпиаде за неделю (…).

9. Мне надо срочно позвонить домой (…).

10. Утром я не успел позавтракать (…).

11. Мой друг хочет снять квартиру и уже дал объявление в газете (…).

12. Я посоветовал ему обратиться в агентство недвижимости (…).

13. Я заболел сразу: поднялась температура и появились боли в боку (…).

14. Прыжки с парашютом – моё хобби. Впервые я прыгнул с парашютом, когда служил в армии (…).

ЗАДАНИЕ 9. Скажите и напишите правильно. Используйте слова из таблицы.

Обычно, часто, редко, иногда, долго, никогда, весь день, ещё. В конце концов, наконец, уже, вчера, …так и не…, почти

 

1. ………….. я пропустил лекции в университете.

2. ………………. я не пропускаю лекции, но вчера я очень устал и пропустил.

3. ………….. я работал: рисовал таблицы, проверял результаты эксперимента.

4. ………….. я всё сделал, но было уже очень поздно.

5. Я …..…… написал контроль, потому что ничего не выучил.

6. Я учил, учил тему, но ………….. выучил.

ЗАДАНИЕ 10. Прочитайте фразы, определите вид глагола. Используя таблицу, цифрой укажите контекст употребления вида глагола.

1. Когда человек болеет, то надеется вылечиться, избавиться от болезни.

2. Больные хотят верить врачу и любить его.

3. Очень важно, чтобы больной тоже помогал врачу.

4. Чем лучше пациент понимает суть своего заболевания, тем больше у него шансов быстрее выздороветь.

5. И хотя вы ещё студент, но вы тоже можете помочь своему пациенту, и это принесёт вам особое удовольствие от занятий медициной.

6. Будьте всегда пунктуальными и опрятными: вы должны выглядеть, действовать и даже пахнуть как врач.

Запомните! Видовые оппозиции проходят через все глагольные формы и реализуются в контексте в зависимости от ряда условий. При изменении ситуации изменяется и форма вида, которая её выражает.

 

Тема 2: Объективная модальность. Модальный план реальности: реальное настоящее, прошедшее и будущее

Урок 3

Грамматический комментарий

1. Категория наклонения показывает отношение действия к действительности (реальности) с точки зрения говорящего. Индикатив показывает, что говорящий считает действие реальным фактом в прошедшем, настоящем или будущем времени. Таким образом, временные формы глагола служат средством обозначения и времени действия, и его реальности.

Образование форм глагола

  НСВ СВ

Время

прошедшее прошедшее настоящее – будущее сложное будущее простое

           

2. Прошедшее время глагола показывает, что действие происходит до момента речи о нём, раньше: вчера, позавчера, только что, недавно, минуту назад, на прошлой неделе, в прошлом месяце (веке), в ХХ веке, тысячу лет назад, до н.э., давным-давно.

           

Образование форм прошедшего времени глаголов НСВ и СВ (The Past Tense)

Инфинитив

Основа инфинитива

Ед. число

Мн. число

М.р. Ж.р. Ср.р.
делать дела- дела-л дела-л-а дела-л-о дела-л-и
выполнить выполни- выполни-л выполни-л-а выполни-л-и
попрощаться попроща-ся попроща-л-ся попроща-л-а-сь попроща-л-и-сь

НО! мочьч // г " мог, могЛа, могЛо, могЛи;

       печьч // к " пёк, пекЛа, пекЛо,  пекЛи;

       рас тиа // о  " рос, росЛа, росЛо, росЛи;

       нес тинёс, несЛа, несЛо, несЛи.

       В глаголах замерзать – замёрзнуть, привыкать – привыкнуть суффикс -НУ-имеет значение результата процесса и теряется при образовании прошедшего времени: замёрз, замёрзла, замёрзло, замёрзли.

В глаголах толкать – толкнуть, кричать – крикнуть суффикс -НУ-указывает на однократные действия и сохраняется при образовании прошедшего времени: толкнул, крикнул.

 

аудиторная работа

ЗАДАНИЕ 1. Укажите основы инфинитива. Запишите глаголы в форме прошедшего времени.

попросить – попросил, -а, -и, потерять – _______________, пообещать – ________________,

зажечь – _____________, проникнуть – _______________, похвалить – ________________,

посоветовать – _____________, сказать – _____________, поздороваться – _______________,

спеть – _____________, спасти – ______________, попробовать – _________________,

пытаться – _____________, забыть – _______________, помешать – _________________,

помочь – _______________, понравиться – ______________, поменять – ________________,

нагреть – _____________, пошутить – ________________, найти – ________________,

положить – ______________, объяснить – _______________, крикнуть – ______________,

вдохнуть – _______________, выдохнуть – _______________, проникать – _______________.

 

ЗАДАНИЕ 2. Используя подходящие по смыслу глаголы в столбце справа, составьте предложения.

 

Модель:Мама…вкусные блины. –Мама испекла вкусные блины.

 

  Предложения Глаголы
1. Мы …………._ на стене граффити. а. жил
2. Марк и Джон …………….. из Америки. б. думала
3. Я …………… о тебе весь день. в. писала
4. Мы давно не …………… русский пирог с капустой. г. проверял
5. Мария …………… подруге письмо. д. упало
6. Дерево …………… прямо на дорогу. е. горели
7. Огни на ёлке ……………весь вечер. ж. написал
8. В прошлом году Саша …………… в Лондоне. з. выросли
9. Мы …………… и …………… в Крыму. и. съел
10. Яблоко …………… Антон. к. висело
11. Пальто …………… в шкафу. л. рисовали
12. Лейла …………… с работы в 18 часов. м. пришла
13. Сегодня преподаватель физики не …………… домашнее задание. н. были
14. Раньше бабочки …………… гусеницами. о. ели
15. Кто …………… музыку для мюзикла «Кошки»? п. приехали
    р. родились

 

ЗАДАНИЕ 3. Закончите фразы.

 

Виктор готовил, готовил борщ и, наконец, ………………………….

Маша писала, писала конспект и, наконец, ………………………….

Доктор лечил, лечил больного и, наконец, …………………………..

Николай делал, делал домашнее задание, но так и ………………………..

Серёжа учил, учил стишок и почти ……………………………….

Наташа сдавала, сдавала экзамен, но так и …………………………

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа

ЗАДАНИЕ 4. Преобразуйте глаголы единственного числа в формы множественного числа прошедшего времени.

Модель: Ася гуляла в парке. – Ася и Павел гуляли в парке.

 

1. Папа купил спортивный велосипед. – ___________________________________________

2. Летом я отдыхала на море.  – __________________________________________________

3. Ты ел чёрную икру? – _________________________________________________________

4. Вчера Ира чувствовала себя плохо. – _____________________________________________

5. Дедушка играл во дворе в шахматы. – ____________________________________________

6. Я всю ночь писал реферат. – ____________________________________________________

7. Даша работала в больнице в ночную смену. – _____________________________________

8. Что ты делал позавчера утром? – ________________________________________________

9. Вчера было жарко. – ___________________________________________________________

10. Марк долго объяснял мне грамматику. – _________________________________________

11. Я так спешила! Но всё равно опоздала.  – _________________________________________

12. Он долгое время жил в Казани. – ________________________________________________

13. Почему ты не получил визу? – __________________________________________________

14. Маша училась в техническом вузе. – _____________________________________________

15. Я родился за границей. – _______________________________________________________

ЗАДАНИЕ 5. Скажите, что вы ещё не начинали работу. Помните о видовых парах глагола.

1. – Вы уже написали упражнения?

– Нет, я ещё ……..……..……..……..

2. – Вы уже выучили слова?

– Нет, я ещё ……..……..……..……..

3. – Вы уже сделали задание?

– Нет, я ещё ……..……..……..……..

4. – Вы уже нашли ключи?

– Нет, я ещё ……..……..……..……..

5. – Вы уже повторили правило?

– Нет, я еще ……..……..……..……..

6. – Вы уже прочитали текст?

– Нет, я ещё ……..……..……..……..

7. – Вы уже посмотрели фильм?

– Нет, мы ещё ………..……..……..

 

Запомните! В некоторых глаголах со значением процесса ПО- = «недолго», «короткое время».

Например: играть – по играть (= играть недолго)

Читать – по читать (= недолго читать), а про читать (= закончить читать)

Искать – по искать (= недолго искать)

Работать – по работать (= работать короткое время)

Запомните! В предложениях такие слова могут использоваться со словами «немного», «чуть-чуть».

Например: Оля хотела немного поработать в кафе. В клубе мы немного попели и потанцевали. Я чуть-чуть поработал и решил отдохнуть. Дети почитали, порисовали, а потом немного поиграли.

 

ЗАДАНИЕ 6. Скажите, что действие продолжалось недолго.

1. Я читал журнал. 2. Даша работала в кафе. 3. Виктор спал. 4. Дети бегали и играли. 5. На уроке студенты говорили по-русски. 6. В клубе они танцевали. 7. Андрей плавал в бассейне. 8. Ярослав сначала тренировался в спортзале, а потом поехал на стадион. 9. Мария искала костюм и нашла его. 10. На перерыве мы гуляли в парке. 11. Денис хочет работать летом на каникулах.

ЗАДАНИЕ 7. Расскажите о своём прошлом ( до 10 фраз ).

Урок 4

Грамматический комментарий

       Настоящее время указывает, что действие совпадает с моментом речи. Оно происходит сейчас, в данный момент, в настоящее время или совершается постоянно, всегда.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.