Видовые пары глагола образуются при помощи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Видовые пары глагола образуются при помощи

2020-11-19 130
Видовые пары глагола образуются при помощи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) префиксов: учить – вы учить, читать – про читать, ссориться – по ссориться;

2) суффиксов: открыть – откры ва ть, дать – да ва ть; рассмотр е ть – рассматр ива ть, прогул я ть – прогул ива ть; реш а ть – реш и ть, провер я ть – провер и ть; пон я ть – пон има ть, нач а ть – нач ина ть; привык а ть – привык ну ть, замерз а ть – замёрз ну ть; крич а ть – крик ну ть, прыг а ть – прыг ну ть; спасти – спас а ть.

3) места ударения: разрезать – разрезать, засыпать – засыпать, отрезать – отрезать, рассыпать – рассыпать.

4) суффиксов и префиксов (суффиксально-префиксально): глот а ть – про глот и ть, по куп а ть – куп и ть.

5) чередования гласных в корне: соб и рать – собрать, пос ы лать – послать, пред лаг ать – пред лож ить, выз ы вать – вызвать.

 

     6) супплетивно – глаголы с разными корнями: брать – взять, говорить – сказать, искать – найти, класть – положить, возвращать – вернуть, ловить – поймать.

 

Парные глаголы составляют основу вида как грамматической категории.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Рассмотрим префиксальный способ образования видовых пар (эти приставки изменяют только грамматическое значение основы глагола).

НСВ " СВ

Imperfective Perfective

Как образуются?

  Префикс + … строить ПОстроить делать Сделать писать НАписать расти ВЫрасти здороваться ПОздороваться

Наиболее активные приставки: с-, за-, про-, по-, от-

Непродуктивные: вы-, из-, вз-, раз-, при-, пере-, под-, воз-

Малопродуктивные: на-, о-, у-

 

ЗАДАНИЕ 4. Укажите приставки глаголов СВ, запишите видовые пары.

с делать – делать, накормить – ___________________,       позвонить – __________________, сварить – _______________, позвать – _______________,    утонуть – ________________,

выучить – ______________, разделить – _______________, окрепнуть – ______________, засохнуть – ______________, намокнуть – _______________,      оглохнуть – _______________,

заболеть – ____________, сдавить – ________________, подождать – ______________, сломать – ____________, приготовить – _____________, позавтракать – _________________, сберечь – _____________, поджечь – ________________, вырасти – ____________________.

       Рассмотрим другие способы образования видовых пар.

 

Суффиксальный, суффиксально-префиксальный, чередование в корне

НСВ " СВ

Как образуются?

-а- " -и- получать – получ и ть изменять – ……………………………………… -я- " -и- объяснять – объяснить поселяться – ……………………………………. ч // т измерять – измерить упрощать – ……………………………………… жд // д появляться – появиться разрешать – …………………………………….. ж // з отмечать – отметить побеждать – …………………………………….. ш // с рождаться – родиться поздравлять – …………………………………... вл // в нагружать – нагрузить разделять – ……………………………………… щ // ст прощать– простить отвечать – ……………………………………….

 

СВ " НСВ

Как образуются?

– " -ва- закрыть – закрывать забыть – …………………………………………
  вылить – выливать надеть – …………………………………………
  умыться – умываться смыть – …………………………………………
  дать – давать узнать – …………………………………………

 

НСВ " СВ

Как образуются?

-ыва- " -а- заказывать – заказать списывать – ……………………………………..
-ива- " -е- рассматривать – рассмотреть развязывать – ……………………………………
-ива- " -я- прогуливать – прогулять осматривать – …………………………………..
-има- " -я- обнимать – обнять поднимать – …………………………………….
-ина- " -а- начинать – начать принимать – …………………………………….
    понимать – ………………………………………

НСВ " СВ

НСВ " СВ -а- " -ну-

Как образуются?

Как образуются?  
-а- " -е- стирать – стереть шагать – шагнуть махать – ………………………………
-а- " – умирать – умереть кричать – крикнуть сверкать – ……………………………
тир " тер сгорать – сгореть прыгать – прыгнуть стучать – ……………………………..
мир " мер собирать – собрать просыпаться – проснуться глотать – ……………………………..
бир " бр вызывать – вызвать замерзать – замёрзнуть капать – ………………………………
зыв " зв   замыкать – замкнуть привыкать – ………………………….

НСВ " СВ

Как образуются?

-а- " -и- + про- глотать - про глотить
-я- " -и- + по- кланяться – по клониться
по- + -а- " -и- по купать – купить

Двувидовые глаголы (-ова-, -ирова-): использ ова ть, прогнозир ова ть, ассимилир ова ть, аргумент ирова ть, нокаут ирова ть, реаг ирова ть (среаг ирова ть), циркул ирова ть, НО! бесед ова ть – побесед ова ть; ранить, женить.

Запомните! В этих случаях определение вида глагола зависит от контекста.

ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте предложения. Укажите вид глагола. Обратите внимание на сигналы-маркеры вида.

Я читаю журнал. Я только что прочитал статью. ____________________________________

Дима ещё пишет тест. Марина уже написала тест. ___________________________________

Что вы делаете сейчас? Вы уже сделали домашнее задание? ___________________________

Обычно Катя заказывает салат, но сегодня она заказала суп. __________________________

Алина никогда не пропускала уроки. Вчера она пропустила математику. ________________ ________________________

Андрей всегда покупает продукты в магазине. Сегодня он купил продукты на рынке. _____ ___________________

Денис сдавал экзамен 2 раза и, наконец, сдал его. ____________________________________

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 6. Запишите видовые пары глаголов. Укажите, как они образованы.

Лечить – вы лечить, да ва ть – дать, _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для работы: лечить, доучивать, помогать, принимать, изучать, вылечить, положить, болеть, соединять, доучить, помочь, помещать, изучить, хотеть, стонать, расти, списать, подписывать, бриться, умываться, выздоравливать, раскрывать, трогать, смеяться, улыбаться, выполнять, переписывать, класть, заболеть, выздороветь, писать, застонать, переписать, подлечить, присоединить, долечить, дорасти, подрастать, поместить, тронуть, располагаться, улыбнуться, выполнить, умыться, раскрыть, побриться, расположиться, вырасти, захотеть, написать, подрасти, принять, соединить, засмеяться.

ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте таблицу. В задании № 8 найдите примеры для каждого контекста (укажите цифрой)


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.