Человек, взявший в плен каджей — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Человек, взявший в плен каджей

2021-01-29 71
Человек, взявший в плен каджей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возле одной деревни был глубокий овраг со скалистыми обрывистыми берегами. Горы подступали к нему вплотную. Через овраг был перекинут мост, по которому проходили жители тех мест.

Каджи завладели этим мостом, скатывали на проходящих по мосту каменные глыбы или внезапно появлялись перед ними, и те от страху сходили с ума.

И народ и царь тон страны были охвачены тревогой, но ничего не могли поделать с каджами. Пришел к царю некий человек и доложил ему:

— Прикажи, сослужу тебе службу.

Царь поблагодарил, и тот человек ушел. Взял он с собою два ордзали, две подстилки из войлока, кувшин вина, кувшин со снотворным лекарством, две чаши и веревку из свиной щетины.

Пришел он со всем этим к мосту, разостлал на мосту кошму, положил на нее ордзали, поставил кувшин со снотворным питьем и одну чашу. Другую кошму он разостлал на другом конце моста, кинул па нее веревку, сел и, поставив рядом с собою кувшин с вином, стал играть на ордзали и петь. Он пил вино и пел песню об одиночестве.

Увидели это каджи, — было их двое, — пришли, уселись на кошму, стали тоже пить и играть на ордзали. Подействовало на них снотворное питье, и они заснули. Тот человек встал, завернул обоих в кошму, крепко связал веревкой из свиной щетины и доставил царю. Каджи проснулись, царь спросил их.

— Вы и есть каджи? Они ответили:

— Нет, не мы, а вон тот ваш человек — он и каджи, и черт, и дьявол.

 

— Так и вы творите всякое зло и отвращаете от меня царево сердце, а то ведь царь всегда был ко мне безмерно милостив.

Рассказал Джумбер притчу:

 

СИЛА ПРИВЫЧКИ

 

Некий бедняк разбогател и задумал женить сына на дочери богача. Богач подумал: «Отказать — он станет мне врагом, отдать дочь — тоже не годится. Надо под каким-нибудь предлогом отделаться от него». И сказал ему так:

— Я отдам дочь за твоего сына, если он сделается нищим и будет целый год ходить по дворам, прося милостыню.

Выслушал это сын разбогатевшего бедняка и стал ходить по дворам и просить милостыню. Прошел год, отец снова пошел сватать дочь богача. Богач сказал:

— Если он перестанет ходить по миру и просить милостыню, отдам за него дочь, не могу же я выдать ее за бродягу и нищего.

Когда тот бродяга и нищий узнал об этом, он и слышать не захотел:

— Я за год едва выучился нищенствовать, как же мне теперь бросить это дело?

Он не перестал нищенствовать, а богач не отдал за него дочь.

 

— Так и ты привык к злоязычию и ссорам и никак не отвыкнешь от этого, поскольку не легко отказаться от приобретенной годами привычки. Ты ведь все дни своей жизни только и занимался этим делом.

Рукха в ответ рассказал ему притчу:

 

УПРАВИТЕЛЬ, КАКОГО И ДНЕМ НЕ СЫЩЕШЬ С ОГНЕМ

 

Был управитель, очень хороший человек, но люди, над которыми он был поставлен, стали ему врагами и оклеветали его перед царем.

Царь сместил его и назначил управителем другого человека.

Новый управитель был человек злой и учинял насилия над подчиненными ему людьми. Те люди впали в уныние и сказали:

— Не можем же мы умолять царя, чтобы он снова сменил управителя, что же нам теперь делать?

Собрались все, и мужчины и женщины, среди бела дня зажгли на всех десяти пальцах свечи и стали ходить по площади.

Царь спросил:

— Чего они там бродят? Ему доложили:

— Они ищут того управителя, которого сами же недавно прогнали, и не могут его найти.

— Что ж, вы докопали меня, и, знаю, со мною поступят согласно вашей воле. Но увидите, вам еще придется разыскивать меня с огнем.

Царь, слушая их, то смеялся, то радовался, то сердился, однако из любви к ним скрывал свой гнев. Но в конце концов нельзя было не заметить, что он явно недоволен Рукхой.

Рассказал царь притчу:

 

ГРЫЗУЩИЕСЯ СОБАКИ

 

В одном месте валялась падаль, семь или восемь собак теснились вокруг, пожирали ее, рычали, огрызались и кусали друг дружку. Увидев, что к ним подбирается волк, они перестали рычать, огрызаться и кусаться, разом кинулись на волка и прогнали его; потом прибежали обратно и снова начали грызться из-за той же падали. И так всякий раз — увидят хищника, кинутся на него дружно, а потом грызутся.

 

— Так вот и вы, не знаете ни дня, ни ночи! Подумали бы лучше, не нужно ли чего разведать о врагах, или позаботиться о моих делах. Затем беседуйте и спорьте.

Рассказал везир притчу:

 

КУПЕЦ ИЗ БРУССЫ И ГОЛУБКА

 

Жил в Бруссе именитый купец, человек богатый, богобоязненный, удачливый. В стену дома, в котором он жил, был вделан шест. Прилетала голубка, вила иа нем гнездо и выводила птенцов.

Увидел однажды купец, что подходит большой караван, послал навстречу человека, велел привести и устроить поблизости на ночлег. Начальником каравана был молодой человек, родом из Индии, сын богатого купца. Отец его, оказалось, отправил с ним сто верблюдов с гвоздикой и корицей и наказал: «Продай все только одному человеку и возьми с него только одинаковыми деньгами — или плури, или марчили, или аслани». Индийский гость поведал это купцу и сказал:

— Я не могу нарушить отцовского приказа, но у кого же найдется столько денег, чтобы уплатить мне всю цену одинаковой монетой?

Брусский купец сказал ему:

— Я куплю. Какой монетой хочешь получить? Индийский купец, желая его испытать, сказал:

— Хочу получить одни аслани.

Брусский купец приказал слугам отсчитать ему всю стоимость одними аслани и увязать серебро. Тогда индус сказал:

— Нет, не хочу аслани, хочу одни марчили.

Слуги высыпали аслани и стали увязывать марчили. Тогда индус потребовал плури. Он испытывал купца, желая узнать, как велико его богатство.

Брусский купец строил в ту пору баню. У него уже была заготовлена известь, и, когда прибыл индус, купец тотчас же приказал истолочь те сто вьюков корицы и гвоздики и смешать их с известью. Построив баню, он позвал индуса искупаться в ней, ш, едро одарил его и отпустил. Индийский купец уехал, крайне пораженный его богатством.

Прошло время, голубка изменила своему обыкновению: не стала вить гнездо на том шесте и не прилетала больше к этому дому, Купец сказал:

— Нынче я понял, что счастье от меня отвернулось и мне суждено потерять мое богатство.

Он бросил торговать, запечатал сокровищницы, оделся в нищенскую одежду, не захотел даже сесть на коня и ушел пешком. Много он скитался, устал и прилег в одном месте отдохнуть. Проходило мимо деревенское стадо, осел перешагнул через купца и помочился на него. Купец даже не отстранился. Он сказал:

— Знаю, счастье снова обернулось ко мне, снесу и это унижение. Иначе осел нашел бы другое место и не помочился бы надо мной!

Он встал и пошел дальше. Долго странствовал, пришел п Индию и стал там нищенствовать. Шел он однажды по базару, сидевший там индус узнал его, дал ему два плури милостыни и сказал своему рабу:

— Отведи его в мой дом.

Когда стемнело, пришел он к купцу и спросил:

— Что с тобою случилось? Какие беды постигли тебя?

Купец все ему поведал. Узнав о том, как все было, молодой индус пошел к своему отцу и рассказал ему. Тот очень обрадовался, взял купца к себе и держал в великом почете. И жил у него купец из Бруссы. После стольких испытаний и меченый бог смилостивился над ним, и судьба его изменилась.

В стену дома, в котором он жил, был также вделан шест. Прилетела голубка и снесла яйцо. Купец убедился, что счастье возвратилось к нему, простился с хозяином, отправился домой и снова занялся торговлей.

 

— Великий государь, вам, мудрому и непобедимому, известно, какой я друг и товарищ Рукхе. Но я знаю также и то, что от него отвратилось счастье. Я его вразумляю, наставляю, он же меня не слушается; иначе какая у меня причина быть врагом или другом одного из них и предпочитать одного другому?

Рассказал царь притчу:

 

ЦАРЬ И НАСЛЕДНИК

 

Был царь, справедливый, милостивый и такой богатый, что сам он не знал цепы своим сокровищам. Царь постарел. У пего был хороший сын; этому сыну отдал он свое царство и сказал:

— О сын мой, царствуй вместо меня, но, пока я жив, не прикасайся к моим сокровищам. Когда же умру, раздай их нищим за упокой моей души.

Сын послушался отца. Он проявил такую справедливость и доброту, что все поневоле забыли его отца, — так хорошо начал он править. Днем никуда не ездил, лишь ночью садился на коня и отправлялся, куда надо, причем факелы приказывал нести за собою, а не впереди. Все удивлялись, по никто не посмел спросить, почему он так поступает.

Спросил однажды отец о сыне:

— Хорошо ли он правит?

Доложили ему обо всем — и как превосходно он правит и как ездит по ночам!. Царь велел позвать его и сказал:

— О сын мой, я слышу великие тебе похвалы, по если ты любишь ездить по ночам, то не лучше ли, чтобы факелы несли не позади, а впереди тебя?

Сын почтительно ответил:

— До нынешнего дня я не дерзал сказать вам, но я поступал так ради того, чтобы и вы свои сокровища приказали нести впереди себя и роздали нищим еще при жизни, —

так лучше, потому что посмертная щедрость подобна факелу, который несут позади.

Царю понравился его ответ, он роздал все, поблагодарил сына и сказал:

— Лучше совершить все посильное добро при жизни и не медлить с благодеяниями.

 

— Седрак, разве я не знаю все это, но Рукха полагает, что ему лучше поступить пока вот этак, добрыми же делами займется, мол, позже. Однако он не думает о том, что жизнь коротка и смерть застигнет его врасплох. Так и останется он при своих злых делах — человеком, не совершившим добра, и нечего ему будет взять с собою, кроме своих злодеяний.

Рассказал везир притчу:

 

ЯСТРЕБ, УТКА И КУРОПАТKA

 

Ястреб поймал утку и нес ее в когтях, еще живую и невредимую.

Пролетела мимо куропатка, которую вспугнул охотник.

Ястреб погнался за куропаткой: поймаю, мол, и ее, — но тут утка вырвалась из его когтей и улетела, а куропатку он не догнал. И остался он без той и без другой.

— Пели теперь ваш Рукха откажется от зла и обратится к добрым делам, он и за одним не угонится и другое упустит. Случится с ним то же, что с тем ястребом, и будет он достоин сожаления.

Рассказал царь притчу:

 

УТКА И ЛЯГУШКА

 

Осталась после дождей небольшая лужа на горе. Прилетела туда утка, села, да так в ней и зажила.

Побратались утка с лягушкой, вместе проводили время и приятно беседовали по мере возможности. Когда солнце стало припекать и усилился летний зной, воды в луже поубавилось. Утка сказала лягушке:

— Давай переселимся куда-нибудь. Лягушка ответила:

— Ты привыкла вечно таскаться по свету, а я не могу покинуть свое родовое имение.

Утка улетела и поселилась в местах, где было много воды, лягушка осталась на родине. Спустя некоторое время утка сказала:

— Полечу — ка я навестить названую мою сестру, как-то она там поживает?

Прилетела — лужа, оказывается, высохла, а лягушка околела.

Утка сказала:

— Нет, сестра, уж лучше скитаться, как я скитаюсь, чем любить таксе родовое имение!

 

— Поскольку Рукха закоснел в злодеяниях, ие берите с него пример и творите добро. Его ждет такая же судьба, какал постигла лягушку.

Рассказал везир притчу:

 

ВРАЧ И ДВОЕ БОЛЬНЫХ ВЕЛЬМОЖ

 

Был царь, прославленный, милосердный и могущественный. Был у нею врач, исцелявший все недуги.

Двое вельмож заболели жестокой болезнью: один страдал таким запором, что у него желудок не действовал пятнадцать дней, у другого был такой понос, что он ходил сорок раз на дню. Врач извелся, придумывая, как их вылечить, но ничего не помогало.

Царь часто спрашивал врача о здоровье вельмож. Однажды 0рач припал к его коленям и сказал ему:

— Если ты изволишь на меня гневаться, вели разорить меня и казнить, но, если тебе угодно оказать милость, освободи меня от лечения этих вельмож. От утра до ночи я озабочен мыслью, чтобы один из них ходил реже; и от ночи до утра не сплю из-за другого, дожидаясь, когда же он сходит. Царя я молю о богатстве, бога о сохранении жизни. На этом кончаю я свою мольбу; удостоюсь ли я исполнения хотя бы одного из моих желаний?

 

— О царь, внемли и ты моей мольбе и избавь меня от их речей и от общения с ними.

Рассказал царь притчу:

 

ЛЮБЯЩИЕ СУПРУГИ

 

Жили в городе Константинополе муж и жена, очень любившие друг друга. Сидел как-то муж на базаре, продавал разную мелочь. Какая-то женщина кинула на него пристальный взгляд, затем она долго вертелась около него, но человек этот не обратил никакого внимания на ее любовные злаки. Тогда женщина наполнила водою чашу, прикрыла ее листом чинары и поставила перед ним. Человек этот удивился, но не догадался, в чем дело.

Вскоре он занемог и сказал жене:

— Вот как поступила со мною одна женщина, и с тех пор болей я и никак ие понравлюсь!

Жена сказала:

— Любовью к тебе загорелась та женщина, оттого ты и занемог. Чего же ты убиваешься, поди к ней.

Муж ответил:

— Не знаю, где она. Жена сказала:

— Поищи в доме, перед которым растет чинара, а перед чинарой — водоем, и найдешь.

Муж отправился на поиски и нашел то место, но дверь была заперта, и никто не отворил. Возвратился он домой.

Жена сказала:

— Она не желает, чтобы ты вошел к ней через эту дверь, поищи другую.

Пошел он, проник в дом через другую дверь, встретила его та женщина, и предались они беседе и веселью.

Пришла базарная стража и заперла их в том доме. Они предлагали страже щедрую мзду, но им не удалось откупиться. Тот человек дал кому-то из них один плури и послал его к жене сказать: «Вот что случилось с нами!»

Стража отвела их в темницу, чтобы наутро доставить к кадию и казнить.

Жена того человека написала кадию письмо:

"0 ты, праведный судья! Слыханное ли дело, чтобы в такое время, когда ты у нас судьей, хватали мужа и жену, за то что они вместе, н кидали их в тюрьму. Когда и при ком бывало такое?"

А сама завернулась в покрывало, пришла туда, где томились ее муж и та распутная женщина, и попросила тюремщика:

— Этот человек — мой должник, впусти меня к нему. Как только ее впустили, она накинула покрывало на ту распутницу, велела ей уйти и села рядом с мужем. Кадий, получив ее письмо, жестоко разгневался и послал своих людей в тюрьму. Они привели и поставили перед судьей и тех, кто был схвачен, и тех, кто их схватил. Те, кто схватил, поклялись:

— Они прелюбодействовали, мы захватили их на месте преступления.

Жена сказала судье так:

— Мой отец живет тут же, спросите его; этот человек сватал меня, — спросите тех кто был при обручения, жена я этому человеку или нет? Если вы обвиняете меня в прелюбодеянии, то уличить вы меня можете, только застав с чужим человеком, а от собственного мужа как могу уклониться?

— О Седрак, меня тоже очень тревожит ваша упорная неприязнь друг к Другу, и, думаю я, никому из нас не избежать из-за нее беды; ни тебе, ни мне, ни другим, потому что такой беседе не видно конца. Послушайтесь меня, перестаньте укорять друг друга и кончайте на этом беседу.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке BooksCafe.Net

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] По-грузински мамкал означает: ты меня убила (погубила), а мкали — кузнечик.

 

[2] В оригинале буквально с твоей головой.

 

[3] В грузинском тексте игра слов: "чтобы сабля досталась тебе" звучит так же, как "чтобы тебе досталось саблей".

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.