Когда совершается последование таинства причащения? — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Когда совершается последование таинства причащения?

2021-01-29 75
Когда совершается последование таинства причащения? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оно совершается в храме во время Литургии или обедни. Во время Литургии в храме обыкновенно причащаются те, которые посредством говения и исповеди приготовились ко причащению; дети же, до семилетнего возраста, причащаются без исповеди и одною святою кровию. Больных причащают в любое время, в домах, куда обыкновенно священники приносят Святых Тайны или Дары.

Теперь ответим на вопрос: для чего Господь установил это таинство?

Главная цель его – воспоминание о Спасителе, особенно о Его страданиях и крестной смерти. «Сие творите в Мое воспоминание», – сказал Господь.

Вместе с этим оно служит для нас и знамением нового союза нашего с Богом во Христе. «Сия есть Кровь Моя нового завета», – говорит Спаситель. Далее, цель этого таинства – теснейшее соединение со Христом и между собою. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин., 6: 56). «Мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор., 10: 17).

Кроме того, оно служит для нас очистительною и умилостивительною жертвою за грехи наши, и не за наши только, но и за грехи всего мира, и благодарственною жертвою за все, что мы имеем от Бога: ибо Господь, приняв хлеб, прежде хвалу воздал и благодарил Бога, и потом, преподавая Тело Свое, сказал: «Сие есть Тело Мое, за вас преломляемое во оставление грехов», и, преподавая чашу, сказал: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов», ибо у нас нет ничего, чем бы могли или достойно возблагодарить Бога за Его милости, или умилостивить Его за грехи наши.

Таинство святого причащения служит для нас духовною пищею и духовным врачеванием. Эту истину с великой мудростью развивает святитель Филарет, митрополит Московский. Как для жизни растения требуется не только сила произрастания, но и почва, из которой питается растение, так и для возрожденного человека нужна, кроме благодатной силы произрастания, соответственная пища. «Только Божественная пища может истинно питать, и только Божественное врачевство врачевать болящую душу человека, которая по началу своему есть дыхание жизни от уст Божиих. Но как Божественное, по существу своему, не может не быть сокровенным для человека, то следовало еще изобрести средство сделать Божественную пищу и врачевание удобообретаемыми и удобоприемлемыми для человека в таинстве причащения, «в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (Катехиз.). Сын Божий предлагает нам в таинственную пищу и питие и во всецелебное врачевство, под видом хлеба и вина, Свое Божественное Тело и Свою Божественную Кровь. «Ядите, – глаголет, – сие есть Тело Мое. Пиите от нея еси, сия есть кровь Моя».

Может быть, представится нечто подобное этой трапезе в том, когда мать кормит младенца молоком своим, которое только на время сего питания отделяется из ее тела и крови. Но как мало и это подобие перед великим таинством! Мать преподает младенцу только избыток своего тела, приготовленный для этого природою, преподает без труда, и даже к облегчению своему от избытка, который мог бы обременить ее. Наш Божественный Питатель преподает нам самое Тело Свое, всецелое Тело Свое, преподает его сладостию любви, без сравнения превышающей материнскую, но притом преподает нам Тело Свое, горьким и смертным страданием уготованное нам в пищу. «Сие есть, – глаголет, – Тело Мое, еже за вы ломимое, Сия есть Кровь моя, яже за вы и за многия изливаемая». Как пшеница страждет в жерновах, и под рукою хлебоделателя, и в разжженной пещи, да будет хлеб, укрепляющий сердце человека; как кровь гроздова страждет в утеснении точила, да будет вино, веселящее сердце человека; так благоволил воплощенный Сын Божий предать Тело Свое на разнообразные страдания – елеонские, иерусалимские и голкофские, допустил многострадально источить Кровь Свою в предкрестных и крестных мучениях, дабы в них уготовать нам пищу и питие жизни и врачевания, бессмертия и блаженства».

Наконец, святое причащение служит для нас залогом бессмертия и вечной жизни. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей, жить будет вовек» (Ин., 6: 53–54, 58).

 

 

Великие праздники

 

Светлое Христово Воскресение  

Двунадесятые  

Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи).

Вознесение Господне (в 40-й день по Пасхе).

Пятидесятница, или Сошествие Святого Духа на апостолов (в 50-й день по Пасхе).

Крещение Господне (6 янв.).

Сретение Господне (2 февр.).

Преображение Господне (6 авг.).

Воздвижение Честного Креста Господня (14 сент.).

Рождество Христово (25 дек.).

Рождество Пресвятой Богородицы (8 сент.).

Введение во храм Пресвятой Девы Марии (21 нояб.).

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар.).

Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.).

 

Великие (но не двунадесятые) праздники  

Обрезание Господне (1 янв.).

Покров Пресвятой Богородицы (1 окт.).

Рождество Иоанна Предтечи (24 июня).

День святых апостолов Петра и Павла (29 июня).

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 авг.).

 

Сплошные недели  

1) Святки (кроме Крещенского сочельника).

2) Седмица после недели Мытаря и Фарисея.

3) Пасхальная седмица.

4) Сырная седмица.

5) Седмица Пятидесятницы.

 

Посты

 

Однодневные  

1. На каждой неделе (за исключением сплошных) по средам и пятницам.

2. В день Воздвижения Креста Господня (14 сент.).

3. Накануне Крещения Господня (5 янв.).

4. В День Усекновения главы святого Иоанна Крестителя (29 авг.).

 

Многодневные  

1. Пост Рождественский.

2. Пост Великий.

3. Пост Богородичный, или Успенский.

4. Пост Апостольский.

 

Дни поминовения  

1. В субботу перед Мясопустной неделей.

2. В субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста.

3. В субботу перед неделей Пятидесятницы (Троицкая суббота).

4. В субботу перед днем св. Димитрия Мироточивого (пам. 26 окт.), или Дмитриевскую субботу.

5. В День Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 29 августа.

6. Во вторник или понедельник Фоминой недели.

 

Что такое пост

 

Выше упоминалось о постах. Что же это такое пост? «Полный православный богословский энциклопедический словарь» определяет его так:

«Посты – учреждение христианской церкви, содействующее господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. Пост существовал еще в Ветхом Завете, в христианстве учрежден одновременно с основанием самой церкви, по примеру самого Христа и апостолов.

Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы учредили пост в 40 дней в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся 40 дней в пустыне; отсюда древнейшее название главного или Великого Поста у греков – четыредесятница.

По мнению некоторых ученых, пост состоял сначала из 40 часов, а не дней; на это указывает то, что некоторые писатели II и III веков говорят об обычае поститься более двух суток.

Пост перед Пасхой, по свидетельству Дионисия Александрийского, тянулся 6 дней и назывался предпасхальным.

Таким образом, четыредесятница существовала хотя и с первых времен церкви, но не повсеместно и в постоянный 40-дневный пост она сложилась, по мнению некоторых ученых, одновременно с учреждением чина для оглашенных и чина для кающихся, торжественное принятие которых в церковь приурочивалось ко дню Пасхи: по чувству братства и любви, в посте оглашенных и кающихся стали принимать участие все верующие. По Златоусту, обычай поста возник по мере ослабления ревности к церкви, вместо прежнего обычая причащаться каждый воскресный день появилось обыкновение причащаться только в особенно торжественные дни, как Великий четверг и Пасха, а чтобы в эти дни можно было приступать к таинству достойно, отцы церкви учредили четыредесятницу. В IV веке Великий пост существовал в церкви повсеместно, но он начинался не везде одинаково и не всегда содержал в себе именно 40 дней, ибо церковь не стесняла в этом отношении поместных обычаев.

Пост в древней церкви был очень строг и заключался или в неядении некоторого времени или в сухоядении ежедневном, но не раньше вечера; по словам Тертуллиана, во время поста не давалась даже вода; «Постановления апостольские» поставляют пост во вкушении лишь хлеба и овощей, запрещая мясо и вино. На Востоке, по Вальсамону, сухоядение (сушеные плоды и овощи) держалось как форма поста до XII века, когда постными яствами стали считаться не только овощи, но также рыба, а иногда и водяные птицы. Всякая радость считалась нарушением поста, и даже церковное «лобзание мира», по словам Тертуллиана, считалось несовместимым с постом. Общим правилом было совершенно устранять раздражающую и возбуждающую пищу и вообще избегать обременения себя какою бы то ни было пищей.

В последующее время появились ереси, из которых одни ставили пост наравне с высшими нравственными обязанностями христианства, а другие совершенно отрицали всякое значение поста.

Учение древней церкви о посте суммировано Гангрским собором, который предает анафеме тех, кто без крайней необходимости для здоровья нарушает установленные посты, и тех, кто осуждает собрата, вкушающего мясо с благословения в дозволенное время.

На Востоке церковное значение поста было усилено и грех нарушения поста был приравнен к ереси; с принятием христианства этот взгляд перешел в Россию, и отсюда идет то особое уважение к посту, какое существует доселе в русской церкви и в русском народе. Законодательство на Востоке покровительствовало посту: на дни Великого поста запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другие, кроме предметов первой необходимости, приостанавливалось судопроизводство.

К посту приурочивалась и благотворительность: рабовладельцы освобождали рабов от работы и отпускали их часто в дни поста на волю.

Великий пост был временем проповедей в храмах.

С появлением монашества пост сделался предметом одного из монашеских обетов и принадлежностью монашеской жизни. На Востоке монахи постились ежедневно до 9 часов (до 3 часов дня по нашему времени), в дни установленных постов – до вечера, а иные постники постились более долго. Влияние монашества развило в населении любовь к постничеству.

Христианская вечеря во время поста, бывшая единственной трапезой в продолжение дня, резко отличала христиан от язычников, имевших привычку есть часто.

Посты делятся на многодневные и однодневные.

К многодневным относятся:

1) пост святой четыредесятницы;

2) пост апостолов Петра и Павла, иначе называемый Петровым или Апостольским.

Начало этого поста зависит от праздника Пасхи, и поэтому он бывает то короче, то продолжительнее. При наибольшей продолжительности он тянется шесть недель, при наименьшей – неделю с днем. Начало его идет от глубокой древности, он уже заповедуется в апостольских постановлениях; но особенно часты упоминания о нем становятся с IV века;

3) Успенский пост (в просторечии – Госпожинки) в честь пресвятой Богородицы, продолжается от 1 до 15 августа.

Этот пост по строгости приближается к Великому, ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня.

Древнейшее упоминание об этом посте, под именем поста осеннего, встречается у Льва Великого.

В древней церкви были разногласия о его продолжительности; поводом к ним служил праздник Преображения, ибо в этот день некоторые разрешали себе употребление мясной пищи. Соборным определением 1166 года эти сомнения окончательно устранены;

4) Рождественский пост предваряет праздник Рождества Христова за 40 дней и потому называется также четыредесятницей. Иначе этот пост называется Филипповским (в народе – Филипповка), так как в день его начала, 14 ноября, празднуется память апостола Филиппа. По правилам воздержания он приближается к Апостольскому посту; строгость его особенно усиливается с 20 декабря, то есть во дни предпразднества Рождества Христова, и достигает высшей степени в последний день, так называемый сочевник (сочельник); в этот день пост хранится до вечерней звезды.

О Рождественском посте ясные упоминания встречаются с IV века. Лев Великий называет его древним установлением и усвояет ему значение жертвы за собранные плоды. Однообразный порядок продолжительности его установлен на Константинопольском соборе 1166 года.

К однодневным постам относятся:

1) пост в среду и пяток в воспоминание предания Спасителя на страдания и смерть и самых страданий и смерти Его.

В древней церкви среда и пяток были известны под именем дней поста и стояния, ибо в эти дни христиане проводили в богослужении всю ночь, как бы стоя на страже, а пост продолжался до 9-го часа. В среды и пятки некоторых седмиц нет поста. Таковы:

седмица пасхальная, которая рассматривается как один светлый день;

седмица пятидесятницы; так называемые святки, то есть 12 дней от Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня (крещенского сочельника);

седмица мытаря и фарисея;

седмица сырная;

2) пост в праздник Воздвижения Креста Господня – 14 сентября;

3) пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа;

4) пост в навечерие Богоявления Господня, 5 января.

Что касается Рождественского поста, а также общих правил, применимых ко всем постам, то в «Кухне православного поста», изданной по благословению Преосвященнейшего Тихона, Епископа Новосибирского и Томского, читаем:

«Рождественский (Филиппов) пост – с 28 ноября по 6 января (по новому стилю).

Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября).

Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня Святителя Николая (19 декабря), то есть рыба позволяется, кроме понедельника, среды и пятницы.

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба.

От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье.

В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают так же, как в дни Великого поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.

В навечерие Рождества (Сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво – варенные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и происходит название этого дня – Сочельник.

Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы – крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

Общие правила поста таковы:  

1. Основа поста – борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому вышеизложенные правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

2. Пост – аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.

3. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.

4. Больным нужно посоветоваться с врачом.

Беременным женщинам необходимо очень осторожно относиться к совершению поста.

Послабление в посте дается малолетним детям и путешествующим.

5. Разговляются (начинают принимать скоромную пищу) после длительных постов в день праздника, после Божественной литургии. Разговляться после многодневных постов нужно постепенно.

6. Существует пять степеней строгости поста;

– вкушение рыбы;

– горячая пища с маслом (растительным);

– горячая пища без масла;

– сухоядение;

– полное воздержание от пищи.

В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.

7. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства.

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием в супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой».

 

Великий пост

 

Нередко спрашивают: а почему дни поста тоже считаются торжественными? Ведь это – время ограничений, а не веселья? Но прежде всего это – время молитвы, добрых дел, поста духовного. Соблюдение поста – не изнурение, а воздержание от страстей и пороков, прощение обид, очищение от грехов, покаяние.

Великий пост, или Святая четыредесятница (то есть сорок дней), начинается за семь недель до Пасхи. Четыредесятница – это воспоминание о 40-дневном посте Спасителя, а следующая за ним Страстная неделя – память о последних днях Его земной жизни. Всего этот пост длится 48 дней.

В своем «Месяцеслове» И. П. Калинский сообщает следующее:

«Первая неделя Великого Поста. Так как с настоящей недели начинается пост, то понедельник этой седмицы исстари посвящается нашим народом особенному обряду очищения от грехов прошедшей Веселой Масленицы. Отсюда в русском народе понедельник первой недели известен под именем Чистого.

Очищение это состоит главным образом в том, что теперь простой наш народ совершает по Масленице “тужилки”, которые сопровождаются «полосканием зубов» (опохмелением), кулачными боями (“для вытряхивания блинов”), мытьем в банях и т. п. После этих обрядов все поздравляют друг друга с наступающим Постом. В Белоруссии и Малороссии, кроме упомянутых обрядов очищения, в Чистый понедельник белят и чистят хаты, не варят ничего съестного и стараются хранить в особенной чистоте домашнюю посуду. В других местах Южной России в этот день тоже не употребляют другой пищи, кроме невареной, но пекут так называемые “жилавники” – пресные коржи, отчего Чистый понедельник называется здесь Жилавым.

Обряды народного очищения перед наступлением Великого Поста совершаются не только у нас – они известны и у других, родственных нам, народов. Так, у болгар понедельник первой недели Великого Поста тоже носит имя Чисти понедельник, и в этот день собирается болгарская молодежь, зажигает солому и, перескакивая через огонь, приговаривает: “Урба Ле-Ле! Урба Ле-ле-ле!” Если поставим этот обряд в связь с подобными ему обрядами древнерусскими, то нельзя не увидеть, что в нем сильно пробивается древнее языческое верование в очистительную силу огненной стихии.

На этой же неделе Великого Поста, в пятницу, во многих местах, особенно в Малороссии, соблюдается обычай приносить в церковь к вечерне в стакане мед, который называется Кануном. Над этим приношением в пятницу совершается краткая лития, и после того оно обыкновенно возвращается приносителям.

Можно тут заметить, что с незапамятных времен мед служит символом спасения. В древних мистериях, например, медом умывали руки и приписывали ему очистительную силу. Легко поэтому допустить, что верования подобного рода были и у наших предков, и под влиянием их они могли смотреть на мед как на вещество, приличное для освящения в церкви. Не забудем при этом, что медом особенно была богата в старину наша земля и что это вещество в глазах народа признается вполне чистым и употребительным в постные дни. Наконец, сама Церковь освящает, как известно, для своего употребления сродное с медом вещество – воск.

Неделя первая Великого поста у наших предков называлась неделей Феодоровою, очевидно – от имени Св. Феодора Тирона. Так, например, в Киевской летописи под 6854 годом читаем: “Той же зимы прииде князь Симеон в Новогород на стол по Феодоровой неделе”. В Малоросии простолюдины называют эту неделю Феодоровицей.

Скажем теперь о четвертой неделе Великого Поста. Неделя эта в народе известна под именем Средокрестной – очевидно, оттого, что в среду на этой неделе обыкновенно исполняется половина Четыредесятницы. По уставу Церкви, для ободрения верующих к продолжению второй половины Поста тогда совершается поклонение Честному и животворящему Кресту Господню.

Наши предки верили, что в полночь со среды на четверг “переламывается” Пост, и это будто бы происходит так осязательно, что можно даже этот перелом подслушать. Без сомнения, в честь Св. Креста и понесенных постных подвигов в простонародном быту приурочен к Средокрестной неделе обычай печь пироги в виде креста, которые обыкновенно и называются крестами. Кроме формы креста, поселяне пекут еще пироги наподобие разных земледельческих орудий – например, в виде сохи, косы, бороны. По обычаю, более благочестивые крестьяне сберегают часть этих крестцов к весенним посевам и с ними начинают засевать свои поля и огороды.

Пятая неделя Великого Поста. В среду на этой неделе, по чину нашей Церкви, совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского, которое обыкновенно называется Андреевым стоянием, Андреевым достоянием, или просто Поклонами. В своем Месяцеслове мы заметили, что Св. Андрей-апостол считается у нашего народа покровителем брачующихся. Но простолюдины, не делая в этом случае различия в лицах и смешивая апостола Андрей с Андреем Критским, этому последнему присваивают тоже покровительство над браком. Потому в сельском быту как в день Андреева стояния, так и 30-го ноября (ст. стиля. – И. П.), в память апостола Андрея, девицы русские ходят в церковь и, между прочим, молятся этому угоднику о даровании хороших женихов. В Малороссии есть поверье, что девка, ходящая на Поклоны, скоро выйдет замуж. В Белоруссии по окончании богослужения Св. Андрею девицы возвращаются по домам и тут, ложась спать, рассыпают по своей постели заблаговременно приготовленную горсть льняного или конопляного семени. При этом они приговаривают: “На тэбэ, Святый Андрию, лен сию; да Божезнаты, с ким буду горя гороваты”.

На каком основании эти обряды и верования приурочены к дням Св. Андрея Первозванного или Критского, на это объяснением может служить слово “aner”, от которого происходит имя Андрей, собственно означающее: муж.

В субботу той же недели, по уставу церковному, совершается акафист, или поседальное пение, Пресвятой Богородице. Торжество это установлено в память чудесного избавления Византии от персов и аваров в 627 году. Оно обыкновенно называется Похвалою Пресвятой Богородице, отчего и суббота пятой недели получила у наших предков наименование Похвальной. Так, например, читаем в Киевской летописи: “Ростислав вступи в Киева ночь, в похвалу Св. Богородицы”, т. е. в субботу на пятой неделе Великого Поста. Ныне наши простолюдины тоже называют пятую неделю Похвальною, или Похвалою, и, пользуясь созвучием, замечают, что “на Похвалу сорока похвалится яйцом”.

Неделя Ваий, или Цветная. В русском церковнославянском Месяцеслове неделя эта обыкновенно называется Вербною, Вербницею, Вербичем. Название это дано неделе Ваий у нас потому, что по климатическим условиям нашей страны на праздник Входа Господня в Иерусалим положено в церкви освящать вербу, которая скорее других деревьев распускает почки.

Относительно праздника Входа Господня в Иерусалим нужно заметить, что он в старину имел важное значение, как церковно-народный праздник. <…>

Предки наши в Вербную неделю соблюдали следующее обыкновение: возвратясь из церкви по освящении вербы домой, все легонько стегали ею друг друга, приговаривая: “Не я бью – верба бьет”. А кто просыпал заутреню, того стегали посильнее, тоже с приговоркою: “Верба хлёс! – бей до слез!” Обыкновение это остается в нашем народе и доселе. Священной вербе исстари приписывается особенная целебная сила. Следуя этому поверью, наши предки съедали со священной вербы по девяти шишечек (сережек), считая это предохранительным средством против лихорадки. Равным образом ныне наблюдается в нашем народе обычай летом, во время грозы, ставить освященную вербу на окнах в доме – для предохранения от грома.

Страстная неделя. В простонародном быту часто называется эта неделя Великими днями, или, еще чаще, Белою, либо Чистою, неделею.

Первое из этих название – Великие дни, – очевидно, буквально заимствовано нашими предками из церковного Месяцеслова. Что касается другого, то оно объясняется народным обычаем, который исстари приурочен у нас к Страстной неделе. Наши поселяне, готовясь к встрече такого великого праздника, как Светлое Воскресение, начинают белить и прибирать свои хаты и вообще заботиться о возможной чистоте и опрятности у себя. Все эти домашние занятия и дали название Страстной неделе Белой, или Чистой.

Впрочем, если заглянем в предания нашей старины, то найдем еще и другие обряды, которые тоже могли повлиять на название Страстной седмицы Чистою, или Белою. В одной старинной веснянке поется про Страстную седмицу: “На Белой неделе пожары горели”. В “Стоглаве” также находим замечание о том, что наши предки “в Великий четверг порану солому палили и кликали мертвых”. Исстари и доселе еще ведется в иных местах в простом народе обычай, по которому имеющие накожные сыпи для излечения купаются в Чистый четверг до восхода солнца, а другие, здоровые, обливают себя холодною водой – с той целию, чтобы на будущее предохранить себя от подобного рода болезней.

Обращая внимание на самый характер этих народных поверий и обычаев, приуроченных к Чистому четвергу – дню древнего Перуна, – кажется, нечего сомневаться в том, что они служат остатком еще дохристианских верований. В этих купаниях и пожарах весьма ясно пробивается древнеязыческое понятие наших предков о целебной силе огня и воды и о влиянии этих стихий на здоровье человека – особенно ввиду наступающей весны, времени пробуждения и оживления всех сил природы. Поэтому “Стоглав” сильно восстает против этих обрядов и называет их “прелестью и хулою еретичества”.

Далее в “Стоглаве” читаем, что “некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, и до седьмаго четверга по Велице дни тако держат, и ту соль дают на врачевание людям”. Обычай этот и доселе сохраняется в Малороссии, где именно в Великий четверг заворачивают в холст кусок соли, обжигают ее в печи и приносят в церковь для освящения. Соль эта, по народному верованию, весьма хороша для людей от боли живота, от сглаза, а также для овец и коров, от разных болезней.

Замечательно глубокое уважение нашего народа к так называемой “страстной четверговой свече”. Выслушав чтение Страстей Господних, многие из наших простолюдинов особенно заботятся о том, чтобы свеча эта не погасла, и стараются ее с огнем донести в свои дома. Пришедши домой, хозяева выжигают этою свечою кресты на потолках, дверях и других местах и вообще приписывают ей особенное значение. Поэтому, например, четверговую свечу дают в руки умирающему, зажигают ее во время грозы, ставят перед иконою во время трудных родов, ходят с нею весною к пчелам.

По догматике народных верований, не всякая четверговая свеча может называться страстною, а только та, которая горела по крайней мере на трех Страстях.

Что касается приурочения указанных верований к страстной свече, то основанием для этого послужил, очевидно, церковный обычай употреблять свечи при чтении Страстей Христовых.

Наконец, на Страстной седмице, в пяток, благочестивый русский люд особенно соблюдает строгий пост. Этот обычай имеет основание в том, что в Великий пяток наша Церковь воспоминает обстоятельства страданий и смерти Спасителя. Во многих местах среди простонародия в Великую пятницу есть обычай класть под плащаницу ладан. Это приношение нередко самими же священниками вместе с плащаницею переносится на престол, после чего ладан этот считается в народе священным, полезным от разных болезней, и между прочим от грома. Поверье это известно не только у нас: оно соблюдается также у болгар, которые в Великую пятницу кладут под плащаницу ладан, “да са освяти”, и считают его целебным средством, например, при зубной боли».

В брошюре «Кухня православного поста» (издана по благословению Преосвященнейшего Тихона, епископа Новосибирского и Томского) говорится и о приуготовлении к Великому Посту, и о трапезах в разные его дни:

«Дни от Рождества Христова до Великого Поста называются Рождественским, или Зимним, мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы – Святки, Мытаря и фарисея, Масленицу.

После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо). Сплошная седмица наступает после Недели мытаря и фарисея (неделя по-церковнославянски означает: воскресенье). В следующую после сплошной седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло.

Установление это имеет целью постепенное приготовление к Великому Посту. Последний раз перед Постом мясо разрешается в Неделю мясопустную, т. е. в воскресенье перед Масленицей. В следующую седмицу – Сырную (Масленицу) – разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий Пост (т. е. последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день Масленицы – в Прощёное воскресенье. Этот день еще называют Неделей сыропустной.

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы Поста (Чистый понедельник) установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы Поста: в понедельник, среду и пятницу – сухоядение (хлеб, вода, фрукты, вареные овощи, компот); во вторник, четверг – горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная); в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае не водки). Если случится намять великого святого, тогда во вторник и четверг – пища с растительным маслом; в понедельник, среду и пятницу – горячая пища без масла.

Рыба разрешается два раза за весь Пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).

Сплошная Светлая седмица (неделя после Пасхи) – скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после Сплошной и вплоть до Троицы (Весеннего мясоеда) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом – сплошная».

 

 

Глава 5. Похороны и поминки

 

О похоронах

 

Смерть близкого человека, которого мы любили, кто был нам жизненным примером, и особенно детей – это большое горе, всегда потрясение, печаль и трагедия для членов его семьи, для друзей. Может быть, единственное, к чему действительно необходимо готовиться на протяжении всей сознательной жизни, – так это к смерти, к переходу в Мир Иной.

Для истинного христианина смерть не страшна, потому что, умирая, он возрождается.

В сущности, после смерти человек уже не нуждается в своей телесной оболочке. Теперь близкие должны исполнить свой долг – приготовить усопшего к погребению, заказать панихиду, отпеть, похоронить, помянуть.

Православный обычай, полный, – один из наиболее милосердных и в то же время наиболее поэтичных, как это на первый взгляд ни покажется странным, среди всех обрядов. Вот как пишет о нем К. П. Победоносцев:

«Нигде в мире, кроме России, погребальный обычай и обряд не выработался до такой глубокой, можно сказать, виртуозности, до которой он достигает у нас; и нет сомнения, что в этом его складе отразился наш народный характер, с особенным, присущим нашей натуре мировоззрением. Ужасны и отвратительны черты смерти повсюду, но мы одеваем их благолепным покровом, мы окружаем их торжественной тишиной молитвенного созерцания, мы поем над ними песнь, в которой ужас пораженной природы сливается воедино с любовью, надеждой и благоговейной верой. Мы не бежим от своего покойника, мы украшаем его в гробе, и тянет нас к этому гробу – вглядеться в черты духа, оставившего свое жилище; мы поклоняемся телу и не отказываемся давать ему последнее целование, и стоим над ним три дня и три ночи с чтением, с пением, с церковной молитвой. Погребальные молитвы наши исполнены красоты и величия; они продолжительны и не спешат отдать земле тело, тронутое тлением, – и, когда слышишь их, кажется, не только произносится над гробом последнее благословение, но совершается вокруг него великое церковное торжество в самую торжественную минуту бытия человеческого! Как понятна и как любезна торжественность для русской души!»

Каждый добрый человек должен помочь ближнему в его горе. Если есть возможность, нужно помочь организовать похороны.

На похороны нельзя приходить в яркой или в вызывающей одежде. Одежда должна быть темной.

В доме усопшего нельзя громко говорить, ругаться, а тем более матерными словами, и конечно же нельзя смеяться.

Поскольку наши квартиры не дают нам возможности разместить гроб с покойником так, чтобы к нему могли подойти для прощания все желающие, гражданский ритуал похорон сейчас принято совершать за пределами дома в специально оборудованных для этого ритуальных помещениях при моргах, крематориях.

Ритуальные службы занимаются оформлением документов, приготовлением могилы, изготовлением гроба, венков, покрывал и всего остального. Организатор ритуала руководит проведением гражданской панихиды, предоставляет слово для прощания. Для прощания с умершим гроб чаще устанавливают в квартире, где жил покойный, либо, как вы уже узнали, в ритуальных помещениях. Но если человек заслуженный и основная часть его жизни была посвящена науке, искусству и т. д., то гроб устанавливают в помещении, где они работал, или в помещении, специально выделенном для этой цели.

После оповещения общественности о месте и времени проведения панихиды (площадка на кладбище, дом покойного) и месте захоронения определяются лица, которые должны нести гроб, венки, ордена, портрет. Венки и цветы располагают у гроба, ордена – у портрета, который расположен у изголовья покойного. Если есть почетный караул, то он располагается по обеим сторонам гроба. В назначенное время открывают доступ в помещение с телом покойного.

У гроба – представители местных организаций.

Может тихо звучать траурная музыка.

Минут за двадцать до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родственники и близкие друзья.

Лицам, которым предстоит выносить гроб и крышку, надевают траурные нарукавные повязки.

Мужчины обнажают головы. Если похороны в холодное время года, то допустимо на у


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.